Отчет SIGAR o миссии НАТО в Афганистане

Отчет инспекции США по реконструкции Афганистана (SIGAR) «Разделенная ответственность: уроки, извлеченные из помощи, оказанной США Афганистану в сфере безопасности» (Divided Responsibility: Lessons from U.S. Security Sector Assistance in Afghanistan) был представлен публике во время однодневного частного мероприятия, организованного НАТО в штаб-квартире альянса в Брюсселе (Бельгия) 20 июня 2019 года. В нем приняли участие около 100 человек из различных международных организаций, европейских аналитических центров и управлений НАТО. После открытия конференции заместителем генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер, с основным докладом выступил генеральный инспектор SIGAR Джон Ф. Сопко. Затем посетители конференции приняли участие в трех групповых дискуссиях о международных мероприятиях, направленных на совершенствование сил обороны и безопасности за рубежом. Участниками дискуссии были заместитель генерального инспектора SIGAR Джин Алоиз и руководитель проекта «Извлеченные уроки» (Lessons Learned Program – LLP) Джеймс Каннингем.

«НАТО играет жизненно важную роль в поддержке усилий, прилагаемых США в Афганистане в течение последних 17 лет», – заявил Сопко, – «начиная от единственного в своей истории применения Статьи 5 Устава НАТО [после терактов 11 сентября 2001 г. – Л.А.], и продолжая развертыванием сил с целью обучения, консультирования и оказания помощи афганским силам безопасности». Он подчеркнул, что новый доклад SIGAR не является критикой мероприятий НАТО, а то, что SIGAR рассматривает усилия «всего правительства» в рамках действий США, также сделало необходимым рассмотрение того, как их действия пересекаются со странами-партнерами.

«Этот отчет может быть полезен для вас», – заявил Сопко участникам конференции НАТО, – «так как это первая независимая попытка глубоко оценить всю миссию по оказанию помощи в сфере безопасности. Опыт Афганистана, как минимум, предоставляет уникальный пример для изучения уроков, извлеченных из оказания помощи в сфере безопасности при одновременном участии [США – Л.А.] в крупных боевых операциях, а также уроков о том, как осуществлять помощь в сфере безопасности в рамках коалиции». Каннингем, ведущий аналитик по новому отчету SIGAR в рамках программы LLP, описал недостатки, связанные с подходом США и НАТО к оказанию помощи Афганистану в сфере безопасности, например, такие как не возложение на организации ответственности за выполнение ключевых функций, внедрение структуры командования и управления, которая не всегда согласовывала министерские и тактические консультативные комплексы мероприятий, а также неимение всеобъемлющего, долгосрочного плана для руководства всеми комплексами мероприятий. Отвечая на вопросы аудитории, Каннингем добавил, что, хотя оборонные ведомства США и НАТО предприняли некоторые позитивные шаги в обеспечении безопасности Афганистана, дальнейшая отправка в страну специалистов без должного информирования о любых изменениях или без доступа к информации о меняющейся политической обстановке, спровоцирует постоянные проблемы для миссии. Ставки, будь то финансовые или программные, по его мнению, высоки. С 2002 финансового года Конгресс США выделил более 80 млрд долларов на помощь Афганистану в сфере безопасности. Это составляет около 62% от более чем 130 млрд долларов США, выделяемых на все финансируемое Соединенными Штатами восстановление страны. Однако ни один человек, агентство, страна или военное ведомство не несут единоличной ответственности за надзор в оказании помощи в сфере безопасности. Вместо этого, ответственность была разделена между несколькими американскими и международными организациями. В новом докладе SIGAR анализируется, какие непредвиденные последствия имело такое разделение ответственности и какие проблемы оно создавало для эффективности миссии. Тем не менее, согласно докладу, оно также имело некоторые плюсы. По словам генерального инспектора Сопко, многосторонний подход к оказанию помощи в области безопасности принес ряд реальных преимуществ, в том числе: обеспечение механизмов для лучшей координации внутри международного военного альянса, которые могли бы быть нереализуемы в рамках традиционных двусторонних миссий; демонстрация преданности идеям НАТО, наличие политической воли и сплоченности на протяжении почти двух десятилетий; использование возможностей конкретных стран-членов блока, таких как владение русским языком восточноевропейских союзников с целью изучения российского оборудования, которое все еще используются в Афганистане, а также использование итальянского, турецкого и румынского опыта в области работы национальной и военизированной полиции – сфере, не являющейся зоной ответственности США. Еще одним преимуществом, с точки зрения Сопко, является разделение бремени, которое позволило Соединенным Штатам направить больше своих сил на решение проблем глобальной безопасности за пределами Афганистана. Однако обязанности были разделены, и, например, генерал США, командующий и миссией «Решительная поддержка» НАТО, и американскими войсками в Афганистане, не имеет прямой власти над гражданскими субъектами, действующими в рамках дипмиссий, от лица Европейского союза и других международных организаций. Данное лицо также не может полностью контролировать методы и действия, которые страны НАТО используют в обучении и консультировании афганских сил в вопросах безопасности. «Мы обнаружили, что это привело к неравномерному развитию сил безопасности Афганистана и помешало стандартизации программ помощи Афганистану в сфере безопасности», – заявил Сопко. Он также отметил, что «хронические недостатки» данной ситуации также заключаются в разделении на «гражданских и военных среди участников миссии НАТО, особенно в том случае, когда дошло до учений Афганской национальной полиции» (АНП). Например, в докладе отмечено, что В Западном Афганистане итальянские карабинеры [национальная жандармерия – Л.А.] обучают АНП обеспечивать общественную охрану, в то время как военнослужащие Вооруженных сил США обучают АНП проводить операции по подавлению восстаний в других местах. «Реализация различных и порой противоречивых консультативных моделей препятствует объединению усилий» – отмечено в докладе. Опираясь на выше сказанное, целесообразно заметить, что выстроенная США система взаимодействия по вопросам безопасности в Афганистане несовершенна, так как возникающие противоречия наблюдаются не только во взаимодействии военных сил и гражданских организаций, но также внутри блока НАТО, который оказывает активное содействие США в рамках небоевой миссии «Решительная поддержка». Тем не менее, надзорные ведомства США не отрицают эффективность данных мероприятий и призывают к развитию более сплоченного и стандартизированного сценария для дальнейших действий по восстановлению разрушенного продолжительной войной Афганистана.

Источники:

https://www.csis.org/events/divided-responsibility-us-approach-security-sector-assistance-afghanistan

SIGAR, Divided Responsibility: Lessons from U.S. Security Sector Assistance Efforts in Afghanistan, SIGAR-19-39-LL, 6/2019

52.24MB | MySQL:103 | 0,515sec