Оценки учений ВВС НОАК и Пакистана «Героический орел 8»

ВВС НОАК и Пакистана начиная с 2011 г. практически ежегодно проводят командно-штабные учения под условным обозначением «Героический орел» и поочередно предоставляют свои авиационные базы и учебные полигоны для отработки практических этапов мероприятий. Китайские и пакистанские военные за годы совместных тренировок пришли к выводу о том, что высокогорные аэродромы не подходят для  тех этапов учений, в которых задействованы турбовинтовые самолеты, а также тяжелые грузовые самолеты, которым недостаточно длины ВПП для безопасного взлета и посадки.

Технические специалисты НОАК регулярно работают над совершенствованием полигонов и мишенных полей, создают наиболее реалистичную обстановку на земле, а также постоянно вводят новые воздушные мишени, позволяющие имитировать различные типы целей.

Благодаря регулярности данных мероприятий было установлено, что минимальная продолжительность учений должна составлять две недели, тогда как максимальная не более трех недель. Также было выработано согласованное решение о выделении не менее двух аэродромов для размещения авиационной техники и личного состава привлекаемых подразделений.

Особо отметим важность учений «Героический орел» для подразделений ПВО, которые получают возможность проверить свои возможности и навыки в условиях, максимально приближенных к боевым.

По данным китайских источников, организаторы учений придерживаются классического подхода и делят участников на «красных» (в КНР сформированы из подразделений НОАК) и «синих» (ВВС двух стран совместно). Достоверно известно, что в качестве одного из подразделения «красных» на учениях «Героический орел 8» выступал дивизион ЗРС С-300ПМУ2.

Еще одна отличительная особенность учений этого года – проведена проверка эффективности системы управления действиями авиационной бригады ВВС НОАК, сформированной из эскадрилий, представляющих разные военные округа. Следует отметить, что командование учений опиралось на данные поступающие только от самолетов ДРДиН Кунцзин-500, самолетов РТР и РЭБ Юнь-8GX3 и летательных аппаратов.

На период учений было создано несколько органов управления, укомплектованных военнослужащими ВВС двух стран по пропорциональному принципу – равное количество личного состава от обеих сторон. Представляется возможным указать лишь некоторые из них, а именно: группа управления оперативными действиями, группа организации системных оперативных действий, группа анализа проблемных моментов оперативных действий, группа корректировки объединенного центра управления.

В большинстве случае офицеры данных органов действовали без помощи переводчиков, что серьезно повышало скорость выработки/принятия решений. Кроме того, представители ВВС двух стран совместно определяли тактические приемы и  вырабатывали общую стратегию действий авиационных подразделений.

По словам начальника отдела управления полетами ВВС Западного военного округа (ЗВО), летчики истребительных подразделений ВВС НОАК и Пакистана в рамках предыдущих учений установили тесные личные контакты, что обеспечивает высокую слетанность более 10 интернациональных экипажей.

Следует отметить, что во время учений органы контрразведки ВВС НОАК обеспечивали высокий уровень секретности и не допускали даже военных журналистов на авиационные базы для подготовки репортажей, однако после завершения мероприятий и опубликования некоторых фотоматериалов стали известны некоторые подробности о численности боевых истребителей и подразделениях.

Так, с пакистанской стороны принимали участие следующие подразделения оперативно-тактической авиации:

14-ая эскадрилья Tail Choppers 33-его тактического ударного крыла Северного командования ВВС Пакистана.  Укомплектована истребителями JF-17 Block II. Место постоянной дислокации АвБ Minhas. Было выделено Выдели 5 самолетов из состава подразделения. В учениях в качестве пилотов  принимали участие преподаватели учебных заведений ВВС Пакистана с высшей квалификацией летчика-снайпера.

25-я эскадрилья  Night Strike Eagle 34-ого тактического ударного крыла Центрального командования ВВС Пакистана. Укомплектована истребителями «Мираж-3 DP ROSE II» и  «Мираж-5EF ROSE II» Место постоянной дислокации – АвБ Rafiqui. Направили 6 самолетов для участия в учениях

23-я эскадрилья Talons 31-ого крыла завоевания превосходства в воздухе Южного командования ВВС Пакистана. Место постоянной дислокации АвБ Samungli. Направили в КНР 5 истребителей «Цзянь-7PG». С учетом истребителей ВВС и ВМС НОАК, задействованных на данных учениях, фактически, была сформирована полноценная истребительная авиационная дивизия, способная выполнить любую поставленную задачу.

По данным китайских источников, пилоты истребителей JF-17 Block II и J-7PG принимали участие в условных воздушных боях с тяжелыми истребителями Су-30МКК и новейшими истребителями-бомбардировщиками «Цзянь-16». Отличительная особенность «Цзянь-16» состоит в его окраске — серый цвет, а опознавательные знаки выполнены краской разных оттенков серого, что в совокупности затрудняет опознавание машины в воздухе. «Цзянь-16» – это новейший самолет китайского производства с более мощными двигателями.

В ходе учений пилоты «Цзянь-16» в опытно-исследовательском порядке применяли подвесные системы РЭБ. Мощная бортовая РЛС с АФАР на данном самолете позволяет выполнять пуски крылатых ракет воздушного базирования и противокорабельных ракет.

Воздушные бои против тяжелых истребителей проходили последовательно в форматах «1 на 1», «2 на 1», «3 на 1» (в последнем формате участвовали даже «Цзянь-7PG») – т.е. ВВС Пакистана увеличивали количество своих самолетов до достижения победного результата. Очевидно, что китайские тяжелые боевые самолеты были призваны имитировать именно действия вероятного противника.

Учебное противостояние легких истребителей JF-17 с «Цзянь-16» вызвало наибольший интерес у пакистанских летчиков т. к. позволили опробовать и отработать тактические приемы, адекватные для противодействия Су-30МКИ ВВС Индия. Устойчивое владение такими приемами чрезвычайно важно в «кашмирском вопросе» — превосходстве ВВС Пакистана в воздушном пространстве над Кашмиром.

Пакистанским пилотам важно повышать свои навыки и отрабатывать применение новых авиационных средств поражения в условиях перспективной модернизации Су-30 МКИ ВВС Индии и поступления «Рафалей». В данном аспекте китайские военные специалисты отмечают, что тактическое и оперативное мышление летчиков ВВС Пакистана серьезно отличается от ВВС НОАК.

В отношении перспектив поставки «Цзянь-16» в ВВС Пакистана китайские производители боевых самолетов оценивают обстановку довольно трезво и понимают, что официальный Исламабад не располагает средствами для закупки даже 24 таких боевых машин. Кроме высокой стоимости необходимо учитывать необходимость переучивания летного состава, а также увеличение расходов на обслуживание самолетов. Очевидно, что поставка таких истребителей возможна только на особых условиях.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении более легких «Цзянь-10С» (вдвое дороже чем JF-17 Block II), которые  могут стать достаточно эффективным средством противодействия «Рафалям» ВВС Индии.  Бортовая аппаратура «Цзянь-10С2 позволит создать эффективное подразделение в сочетании с более легкими JF-17. Летчики ВВС Пакистана собрали полноценный альбом фотографий «Цзянь-10С» – выполнили подробное фотографирование всего самолета и особое внимание обратили на кабину пилота.

Анализ публикаций военных изданий позволяет определить, что в рамках учений «Героический орел 8» летчики ВВС Пакистана получили возможность пилотировать Су-30МКК, «Цзянь-11» и «Цзянь-16», а также отработали применение управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух» (ВВ) малой дальности «Гром-10» и  большой дальности «Гром-15». Боеприпасы первой модели предназначены для ближнего воздушного боя с истребителями третьего и четвертого поколения (по некоторым оценкам даже поколения 4+).  В отношении УР ВВ «Гром-15» с активной радиолокационной головной частью наведения известно, что данная ракета уверенно обнаруживает Су-30 на дальности 20 км, а Ил-78 на дальности 50 км. Максимальная дальность пуска такой ракеты составляет 150 км. К настоящему моменту ВВС Пакистана уже получили первую партию «Гром-15» в количестве 100 ед.

Подводя итог вышесказанному отметим, что, по мнению представителей Командования ВВС ЗВО КНР, именно благодаря учениям серии «Героический орел» удалось выработать оптимальную формулу проведения подобных мероприятий, а качественное выполнение всех этапов гарантирует единство в оперативных действиях. Систематическое проведение учений на полигонах ЗВО положительно влияет на профессионализм личного состава ВВС и ПВО НОАК данного округа.

52.23MB | MySQL:103 | 0,543sec