О возможных причинах предвыборного визита главы израильского правительства Б.Нетаньяху в Сочи

Вопреки сделанным на минувшей неделе заявлениям, о том, что ни в графике поездок премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, ни в расписании российского президента В.В.Путина двухсторонние переговоры не значатся, глава правительства ближневосточной страны все же снова отправился в Россию. Этот визит, равно как и краткосрочную поезду в Лондон, считают ориентированным на увеличение популярности лидера Ликуда перед предстоящими уже на следующей неделе выборами в Кнессет. Важна она как с точки зрения взаимодействия с электоратом в целом, поскольку в очередной раз демонстрирует внешнеполитический опыт и связи с властями зарубежных государств, так и его русскоязычным сегментом. Последний, по оценкам израильских СМИ, составляет около 12 % от всех избирателей.

При этом любопытным образом в рамках нынешней кампании Б.Нетаньяху удалось соблюсти баланс между взглядами «русских» в Израиле на украино-российские отношения и режим В.В.Путина, поскольку ранее премьер-министр побывал с предвыборным визитом в Украине. Впрочем, даже если подобный подтекст учитывался командой Ликуда, то явно был не на первом месте, поскольку Украина представляет собой компонент региональной политики  в рамках т.н. пространства бывшего СССР, в то время как Россия – глобальный игрок. Соответственно, здесь имеют значение уже другие обстоятельства, а именно отставка помощника по национальной безопасности президента США Дж.Болтона и то, что, вопреки прогнозам СМИ, Вашингтон пока не сделал никакого громкого шага, способствовавшего бы укреплению позиций Б.Нетаньяху перед выборами.

В том, что касается США,  необходимо сделать две оговорки. Во-первых, отношения с американской администрацией на Дж.Болтоне все же не замыкались. Более того, именно в 2008 г. он считался сторонником поддержки израильского удара по иранским ядерным объектам, поскольку механизм санкций, на его взгляд, уже на тот момент был несвоевременным. Несмотря на то, что Израиль выступает за любые усилия по давлению на Исламскую Республику, стать тем, кто нанесет удар и неизбежно получит за него ответ, страна явно не хотела бы. Таким образом, М.Помпео – кандидатура более подходящая для Иерусалима в том, что касается российского и иранского вопросов.

Во-вторых, предвыборный произраильский шаг, которым, как ожидалось, должен был стать некий оборонный пакт, анонсирование которого эксперты не исключали во время пребывания Б.Нетаньяху в Лондоне, по сути, будет для Израиля в большей степени ошибочным. Связано это с тем, что взаимные гарантии по защите друг друга, которыми будут главным образом пользоваться израильтяне, рискуют потенциально ограничивать свободу действий ЦАХАЛа, поскольку американская сторона не захочет быть втянутой в конфликт. Переговоры на этот счет ведутся с 1990-х, но серьезным успехом не увенчались. Более того, в текущих реалиях обсуждения создали определенный негативный фон для избирательной программы Ликуда, поскольку с их осуждением выступили представители оборонных кругов и главный соперник Б.Нетаньяху – Б.Ганц.

Исходя из этого, приоритетной задачей в предвыборной ситуации в целом и в рамках подготовки к новому визиту в Россию в частности можно считать продвижение попыток способствовать американо-израильскому сближению применительно к ближневосточной повестке дня, а именно ситуации в Иране и Сирии. На это, как сообщает Debka, Б.Нетаньяху получил одобрение М.Помпео как госсекретаря. Теперь же в новых условиях, связанных с перестановками в американской администрации, вновь в качестве практической меры можно предлагать организацию повторной встречи советников по национальной безопасности трех стран в Израиле.

Любопытным образом против этой идеи выступает российский МИД. Так, еще на прошлой неделе газета Maariv опубликовала заявление неназванного источника во внешнеполитическом ведомстве РФ, сообщившего, что Израиль не придерживается ранее достигнутых договоренностей, продолжая атаковать позиции Ирана и его прокси. Более того, при этом с Москвой, судя по данному заявлению, Иерусалим не советуется. То же издание привело и слова представителей посольства РФ в Израиле, по мнению которых, потребности в новой встрече до выполнения решений предыдущей нет. Кроме того, накануне приезда Б.Нетаньяху МИД России традиционно «разделил озабоченность» с арабскими странами по поводу объявленного намерения после выборов распространить суверенитет Израиля на поселения, расположенные на Западном берегу. При этом стоит отметить, что мысль эту глава правительства озвучивает не в первый раз. Так, аналогичное по смыслу высказывание  прозвучало на заседании кабинета министров 1 сентября, а вот реакция российского МИДа, которую затем перепечатали СМИ страны, последовала только 11 сентября.

Наконец, несмотря на то, что все отдают себе отчет в том, почему глава израильского правительства интенсифицирует общение с зарубежными лидерами, часто критикуя его за это, В.В.Путин встречается с ним, повторяя шаг, сделанный перед предыдущими досрочными выборами. Более того, по имеющимся данным запланирована и беседа с министром обороны С.К.Шойгу. Общение с российскими военными, как показал прошлый приезд Б.Нетаньяху, не только свидетельство поддержания координации в вопросах Сирии, но и преодоления разногласий после инцидента с Ил-20, где источником антиизраильской критики были именно оборонные круги. Из этого напрашивается вывод, что Б.Нетаньяху, в чью электоральную кампанию делается явное вложение, все же кажется более приемлемым для общения лидером в сравнении с конкурентами.

Отсюда может следовать, что Москва испытывает опасения относительно возможности негативных изменений на российско-израильском треке, хотя довольно распространенной точкой зрения считается то, что от смены лидерства в Израиле такое важное внешнеполитическое направление не пострадает. Не исключено, что главные риски связываются даже не с самой личностью потенциального нового главы правительства, а с тем, что его положение не будет достаточно стабильным для обеспечения преемственности курса и долгосрочных договоренностей. Кроме того, перед апрельскими выборами Б.Ганц в интервью не исключал вмешательства России на стороне Б.Нетаньяху. Такие рассуждения – неплохая основа для того, чтобы строить отношения с американскими политиками, считающими, что РФ вмешивалась в президентское голосование в США, но не самое удачное  начало для диалога с Кремлем, где традиционно большое значение отводится личному общению на высшем уровне.

Таким образом, визит Б.Нетаньяху в Сочи, пусть и продиктованный соображениями избирательной кампании, но все же значимый в долгосрочной перспективе не только для Израиля, но и для России. Вероятность того, что Иерусалим превратиться в действительного посредника между Москвой и Вашингтоном мала. Гораздо более вероятен сценарий, при котором ближневосточное государство продолжит свой традиционный курс, связанный с балансированием между двумя ведущими партнерами для достижения своих интересов в сфере безопасности. Последнее, впрочем, не исключает привлечения Израиля в качестве канала выстраивания российско-американской коммуникации.

62.84MB | MySQL:102 | 0,480sec