Оценки китайских специалистов программы ОПК Турецкой Республики по созданию основного боевого танка «Алтай»

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган Китайской оружейной промышленной корпорации), Сухопутные войска Вооруженных сил любого государства не могут выполнять поставленные задачи без бронетанковых подразделений. Именно основные боевые танки (ОБТ) обеспечивают мотострелкам подвижную огневую поддержку, сопровождают пехоту на открытой местности, в горах и даже в населенных пунктах.

При ведении боя в условиях плотной железобетонной застройки именно тяжелые бронемашины служат эффективным средством защиты живой силы, которая в свою очередь оберегает танк от действий противника, который вооружен разнообразными противотанковыми средствами.

Практика современных вооруженных конфликтов показывает, что ОБТ также используют в качестве высокоманевренной артиллерии, которая способна самостоятельно занимать господствующие высоты и оказывать поддержку наступательным действиям на тех направлениях где применение самоходных артиллерийских установок со слабой бронезащитой неоправданно.

В отношении бронетанковых подразделений Сухопутных войск Вооруженных сил Турецкой Республики известно, что на вооружении находится около 4200 основных боевых танков трех поколений, а именно: «Леопард2А4» в количестве 354 ед. (данное число не учитывает количество танков подбитых или уничтоженных в Сирии), «Леопард 1»,  М60(М60Т) и М48.

Как известно, турецкие военные планировали модернизировать ОБТ типа «Леопард 2А4» по программе Next Generation, однако разногласия в политических и экономических вопросах в отношениях с Германией на высшем уровне «поставили крест» на этом процессе. Большинство указанных танков были выпущены более 30 лет назад и для поддержания боеготовности нуждаются в капитальном ремонте и радикальной модернизации.

ОБТ М-60Т и М-48 частично были модернизированы усилиями турецких специалистов, но при этом значительный вклад в поддержании боеспособности данных бронемашин внесли израильские разработчики, которые поставили комплекты динамической защиты и другие комплектующие для танков второго и первого поколения. В условиях активного применения противоборствующими сторонами неуправляемых и управляемых противотанковых средств уровень бронезащиты М-60Т и М-48 не обеспечивает экипажу возможность безопасных действий на поле боя, что негативно сказывается на психологическом состоянии личного состава, который не «горит желанием» отдавать свои жизни при  выполнении воинского долга и поставленной задачи.

В таких обстоятельствах военно-политическое руководство Турецкой Республики санкционировало программу разработки национального танка поколения 3+, который по своим характеристикам превосходил бы наличные образцы ОБТ. Расчет турецких военных и политиков был сделан не только на то, что специалисты национального ОПК закроют потребность СВ ВС, но и создадут такой танк, который будет востребован в других странах Ближнего Востока и будет составлять конкуренцию американским, французским, немецким и российским ОБТ на мировом рынке вооружений.

Следует отметить, что первоначально турецкие специалисты возлагали серьезные надежды на сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Германии, а именно надеялись, что немецкие специалисты разработают необходимый двигатель мощностью 1500 л.с и адаптируют под него автоматическую коробку переключения передач, которая обеспечит скоростные (максимальная скорость 70 км/ч) и маневренные характеристики для ОБТ снаряженной массой от 55 до 57 тонн.

Известно, что ОБТ «Алтай» имеет длину 7 м, ширину 3,6м, а высоту (по верхнему срезу башни) 2,5 м. С учетом длины орудия суммарная длина танка составляет 10 м.

По данным китайских источников, турецкие конструкторы и военные рассчитывали на то, что немецкие партнеры поставят для ОБТ «Алтай» турбированные дизельные двигатели MT893 (пр-во компании MTU, Германия) и АКПП HSWL серии 354 от компании Renk. Однако политические разногласия между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и канцлером ФРГАнгелой Меркель стали камнем преткновения для дальнейшей реализации турецко-немецкого проекта.

 

         Сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai Rotem

         В условиях невозможности продолжения сотрудничества с ОПК Германии руководство ТР санкционировало переговоры с производителями бронетехники из Республики Корея – компанией Hyundai Rotem, которая имеет определенный опыт в создании ОБТ. В качестве первого образца ОБТ южнокорейского производства следует привести танк  под обозначением К1, который фактически является адаптированной копией американского М1.

Южнокорейские специалисты оснастили К1 гидравлической подвеской с возможностью изменения дорожного просвета, которая облегчала работу механика-водителя и позволяла уменьшать силуэт танка при необходимости его маскировки в горной и горно-лесистой местности.

После нескольких лет эксплуатации специалисты ВС РК пришли к выводу, что для эффективного выполнения задач им необходим танк поколения 3+, разработку которого начали в 1993 г., однако при создании нового танка К2 «Черная пантера» конструкторы и инженеры  Hyundai Rotem столкнулись с множеством проблем – разработка танка затянулась на 23 года.

По оценкам китайских аналитиков, специалисты ОПК РК были вынуждены собирать танк из большого количества импортных компонентов, а именно двигатель и АКПП из Германии, система управления огнем из США, автомат заряжания из Франции и т.д. Единственное, что вполне успешно освоили южнокорейские металлурги – технологию производства танковой пушки RH120 с длиной ствола 55 калибров.

В подтверждение высокой квалификации южнокорейских специалистов отметим, что именно благодаря им ОПК Турции получил технологию производства танковых орудий, которые позволяют вести огонь оперенными бронебойными подкалибреными снарядами с обедненным ураном K276 и многофункциональными осколочно-фугасными К277. Кроме того, орудие танка «Алтай» позволяет применять противотанковые управляемые ракеты израильского производства «Лахат», которые обладают скоростью полета 255-300 м/сек, максимальной дальностью 8000 м и оснащены полуактивной лазерной головной частью наведения.

         Китайские обозреватели отмечают, что турецкие конструкторы не смогли освоить технологию производства автомата заряжания и именно по этой причине в башне ОБТ «Алтай» предусмотрено три места для членов экипажа – командира танка, стрелок и заряжающий. Необходимо уточнить, что размещение стрелка и заряжающего в танке организовано последовательно, а посадка/высадка из танка возможна только через один люк. Командир танка осуществляет посадку и высадку из танка через отдельный люк.

Место механика-водителя размещается в передней части корпуса танка по центру. Наблюдение за обстановкой и управление танком обеспечивают три перископных устройства, смонтированных в крышке люка, при этом центральный перископ оснащен прибором ночного видения и позволяет управлять танком в ночное время. Для удобства механика установлен монитор типа CCD, который может отображать как параметры основных узлов и агрегатов танка, так и передавать видеоизображение с камеры заднего вида.

В отношении вторичного вооружения ОБТ «Алтай» известно, что  калибр спаренного пулемета составляет 7,62 мм, а зенитный пулемет калибра 12,7 мм размещен в телеуправляемом модуле, который позволяет командиру танка дистанционно вести огонь по живой силе и легкой технике вероятного противника. По данным китайского издания, система управления огнем Volkan III (обеспечивает действия экипажа в режиме «стрелок-охотник»), навигационная система, а также система тактического управления и передачи данных созданы при совместных усилиях конструкторов и программистов турецкой компании Aselsan и итальянской STM.

В дополнение отметим неоднозначные показатели системы динамической защиты ОБТ, которую разрабатывали специалисты турецкой Roketsan при содействии южнокорейских партнеров.

           Китайские специалисты отмечают неожиданные политические решения руководства Министерства национальной  обороны Турции, согласно которых права на разработку силовой установкой для ОБТ «Алтай» были переданы от известной компании «Отокар» к малоизвестной компании ВМС, которая ранее имела опыт производства только колесной техники. Китайские обозреватели отмечают неоправданность такого решения МНО ТР, поскольку специалисты «Отокар» накопили достаточный опыт в проектировании тяжелой бронетехники. В свою очередь недостаточная квалификация сотрудников компании ВМС оказала серьезное отрицательное влияние на весь процесс разработки рассматриваемого ОБТ.

 

Использование британских разработок

В целях решения вопроса с силовой установкой руководство компании ВМС достигло понимания с британской компанией Perkins по вопросу передачи образцов и технологической документации на турбированные дизельные двигатели CV-12ТСА (серия 3012) мощностью 1323 кВт, которые изначально были спроектированы для ОБТ ВС Великобритании «Челленджер 2».

Известно, что первый образец данного двигателя с V-образным расположением 12 цилиндров (угол развала цилиндров 60 градусов) был разработан на базе силовой установки, предназначенной для гражданского назначения еще в 70-е гг. прошлого столетия. Длина двигателя составляет 1380 мм, ширина 1275 мм, высота 1183 мм.  Известно, что ход поршня составляет 152 мм. Рабочий объем двигателя 26,11 литров.  Максимальная скорость вращения коленчатого вала 2300 об/мин.

Следует отметить, что британские специалисты установили высокопроизводительные турбины поскольку без этих устройств данные двигатели не обеспечивают необходимой мощности для тяжелой бронемашины. По данным китайских источников, высокое избыточное давление, нагнетаемое турбинами, неблагоприятно влияло на состояние цилиндров и вызывало перегрев и разрушение блока.

 

Сотрудничество с южнокорейскими конструкторами

По данным китайских обозревателей, южнокорейские моторостроители начали работу по созданию дизельного двигателя для ОБТ «Алтай» не с «чистого листа», а на самом деле использовали немецкие двигатели MB883ka-500 (пр-во компании MTU), которые изначально были предназначены для К2 «Черная пантера». Кроме того, южнокорейские специалисты предприняли попытку разработки собственной трансмиссии на основе импортной АКПП HSWL серии 295.

В результате проведенных НИОКР специалисты Doosan Infracore Corporation разработали 12-ти цилиндровый турбированный (установлено два нагнетателя) дизельный двигатель с DV27K с системой впрыска «common rail». По заявлениям представителей компании разработчика, максимальная мощность двигателя составляет 1500 л.с., однако в реальности данный показатель находится на уровне 1103 л.с., что очевидно недостаточно для обеспечения требуемых скоростных и маневренных характеристик ОБТ «Алтай».

В отношении DV27K известно, что угол развала цилиндров составляет 90 градусов, диаметр поршня 138 мм., а длина хода поршня 150 мм. Рабочий объем – 27 литров. Максимальная скорость вращения коленчатого вала 2700 об/мин.

Анализ публикаций в открытых источниках, а также фотоматериалов с выставок вооружений и военной техники позволяют указать линейные размеры DV27K, а именно: длина 1828 мм, ширина 1060 мм высота 1126 мм. Масса двигателя составляет 2500 кг.

По данным китайских источников, в ходе опытной эксплуатации двигателей DV27K на прототипах ОБТ К2 «Черная пантера» в бронетанковых подразделениях СВ ВС Республики Корея было установлено, что в условиях высоких температур окружающего воздуха и под постоянной высокой нагрузкой блок цилиндров данного силового агрегата склонен к перегреву и деформации. Кроме того, южнокорейские военные высказали нарекания в отношении надежности шатунно-поршневой группы, эффективности работы промежуточных охладителей надувного воздуха и т.д.

В ответ юристы компании Doosan Infracore Corporation подали иск против соответствующего управления МО РК за необоснованное изменение тактико-технических требований к силовой установке. Подобные действия компании Doosan Infracore Corporation создали прецедент в международной юридической практике, поскольку традиционно органы военного управления выдвигают исковые заявления в отношении предприятий национального ОПК. Большинство военных юристов мира с юмором отреагировали на данное судебное разбирательство.

Следует отметить, что на определенном этапе работ южнокорейские специалисты столкнулись с трудностями адаптации силовой установки к ходовой части ОБТ «Алтай», поскольку шасси турецкого танка состоит из 14 опорных катков, т.е по семь с каждой стороны (очевидно, что турецкие конструкторы хотели уменьшить давление на грунт и повысить подвижность). Для сравнения у ОБТ К2 количество опорных катков меньше, а значит натяжение цельнометаллических обрезиненных (с двух сторон) гусениц и демпфирование вибраций отличается от «Алтая».

 

Участие других стран в создании двигателя для ОБТ «Алтай»

С учетом неудач, постигших турецких и южнокорейских конструкторов в вопросе создания мощного турбированного дизельного двигателя представители ОПК Турции были вынуждены прорабатывать другие источники силовых установок. В качестве одного из вариантов рассматривали украинский двухтактный двигатель 6ТД-3, однако его конструкция не предусматривала стыковку с гидравлической автоматической трансмиссией западного производства, а осуществление таких работ по адаптации двигателя к АКПП было признано бесперспективным, поскольку максимальная мощность рассматриваемого мотора составляет всего 1029 кВт.

В качестве четвертого источника двигателей необходимой мощности турецкие специалисты рассматривали Австрию, однако европейские производители сразу выставили такие условия, которые привели к отказу от сотрудничества. Пятым источником двигателей для ОБТ «Алтай» могла стать Япония – оборонно-промышленный комплекс этого государства обладает возможностями для самостоятельной разработки и производства большинства узлов и агрегатов для ОБТ.

Однако, средства массовой информации островного государства «подняли шум» вокруг военно-технического сотрудничества с Турцией. В результате японские двигателестроители (компания «Мицубиси Хэви Индастриз») не получили выгодный контракт на поставку нескольких сотен моторов.

 

Фактически, турецкий ОБТ «Алтай» представляет собой сборную солянку из компонентов южнокорейского, немецкого, итальянского, израильского и национального производства, что указывает на основной недостаток – низкий уровень локализации производства компонентов, а зависимость от поставок из-вне, как уже было установлено турецкими военными, отрицательно влияет на боеготовность любого из видов и родов войск национальных ВС.

В этой ситуации турецкому ОПК необходимо действовать по двум направлениям: во-первых, расширять производство собственных компонентов для ОБТ, а, во-вторых, искать альтернативных поставщиков других странах, обладающих полным циклом разработки и выпуска современных танков. Инвестиции в оба направления вполне оправдают себя поскольку число стран, которым необходимы недорогие и современные ОБТ постоянно растет и в данном аспекте ОПК Турции могут занять определенную долю международного рынка вооружений Сухопутных войск.

52.25MB | MySQL:103 | 0,581sec