О развитии туристического сектора в ОАЭ

Согласно подсчетам Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), по итогам 2018 года доходы от туристической отрасли в ОАЭ достигли 44, 8 млрд долл. США, или около 11 % ВВП страны. При этом 77 % от этих сумм формируются за счет иностранных гостей, остальные 23 % — за счет граждан ОАЭ. Туристический сектор обеспечивает 612 000 рабочих мест, или 9,6 % от общего показателя страны.

Статистические данные о количестве иностранных туристов различны, но наиболее часто встречающиеся показатели варьируются от 20 до 21 млн человек по итогам 2018 года. Основным туристическим направлением является Дубай (15, 9 млн в 2018 году), за ним следует Абу-Даби (10,27 млн в 2018 году), Шарджа (1,8 млн в 2018 году), Фуджейра (около 1 млн в 2018 году), в остальных регионах менее 1 млн человек. Суммарное количество посетителей в разрезах каждого эмирата превышает общий показатель по стране по причине того, что статистика учитывает каждого человека, пребывающего в регион, тогда как многие туристы предпочитают посетить несколько эмиратов в течение одной поездки. При этом в эмирате Абу-Даби отрасль характеризуется более краткосрочными посещениями по сравнению с другими регионами, что отражается на доходах предприятий туриндустрии. Показатели загруженности отелей варьируются от 50 до 75%, наиболее высокий – в Дубае. Также не исключено искусственное завышение статистических данных, потому что в качестве лиц, посещающих страну в туристических целях, могут быть учтены граждане иностранных государств, которые приезжают на подработки.

ОАЭ – одна из лидирующих стран Ближнего Востока в развитии туристической отрасли. Объемы выручки и высокая популярность направления среди зарубежных гостей можно рассматривать как серьезное достижение для государства с менее чем 50-ти летней историей существования в качестве независимой страны и с относительно ограниченным потенциалом (немногочисленность исторических достопримечательностей, суровый климат, территориальная удаленность, низкий уровень развития обрабатывающей промышленности и т.д.). Ключевыми факторами, которые обеспечили этот успех, являются:

— стабильная военно-политическая обстановка в стране на протяжении десятилетий (отсутствие терактов, революций, массовых народных волнений, низкий уровень преступности);

— относительно либеральная религиозная политика, называемая в западной печати как «исламский прагматизм», обусловившая наличие преимуществ ОАЭ как туристического направления по сравнению со многими другими государствами региона;

— внимание руководства ОАЭ к развитию сектора. Так, туризм был обозначен властями как одно из приоритетных направлений экономического роста еще в 1980-х годах, а в 1989 году создан Департамент туризма. Особо следует отметить, что инициатива ОАЭ была первой из подобных в регионе: в те годы не было ни соответствующего опыта у соседей, ни популярности Аравийского полуострова как туристического направления, ни любви к путешествиям у жителей близлежащих государств (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн), которые впоследствии стали формировать значимую долю спроса на услуги предприятий туристической индустрии ОАЭ. В этих условиях инвестиции в развитие отрасли были рискованными, поэтому, достигнутый результат является серьезным успехом маркетинговой политики, которой следовало руководство страны;

— наличие огромного финансового ресурса, благодаря которому удалось привлечь передовых зарубежных консультантов, профинансировать ряд масштабных проектов по созданию неординарных объектов для отдыха и развлечения (искусственные острова, парки развлечений, красивые отели и т.д.), создать широкую систему государственного субсидирования (топливо, вода, услуги, продукты питания, что способствовало снижению цен на соответствующие услуги), обеспечить привлекательные условия для реализации проектов, многие из которых финансировались одновременно из государственных и частных источников;

— надежная логистическая составляющая: весомые позиции на рынке авиаперевозок (Emirates, Etihad, затем более доступной в ценовом аспекте FlyDubai), наличие крупного современного аэропорта в Дубае;

— в последние годы – упрощение визового режима, сотрудничество с предприятиями туриндустрии в целях привлечения большего количества туристов, в том числе из числа небогатых социальных слоев;

— развитие торговли, что способствовало привлекательности Дубая не только в качестве пляжного отдыха, но и в качестве центра для закупок.

Помимо весомого вклада в структуру национального дохода, а с 2018 года и увеличения налоговых поступлений, туризм существенно развивает внутреннюю торговлю, сферу услуг и строительный сектор, то есть стимулирует практически все отрасли, не связанные с экспортом энергоносителей. Не будет преувеличением утверждать, что дальнейшее развитие туризма необходимо и исключительно важно для благополучия страны, уровень экономической диверсификации которой крайне низкий.

Вместе с тем, описанные выше достижения были бы невозможны без широкой и разносторонней системы поддержки и субсидирования со стороны государственных ресурсов, которые может позволить себе далеко не каждая страна. С учетом этого, в целом туристическую отрасль ОАЭ вряд ли можно охарактеризовать как высокорентабельную.

По итогам 2018 года наибольшее количество посетителей пришлось на граждан Индии (более 2,3 млн человек), Саудовской Аравии (около 2 млн), Великобритании (1,4 млн человек), Китая (более 1 млн человек) и России (более 1 млн человек). Но при этом наибольшие доходы, получаемые отраслью, формируются за счет граждан Саудовской Аравии. В 10-ку основных потребителей входят также США, Германия, Италия, Франция и Филиппины. Самые высокие темпы роста по сравнению с 2017 годом продемонстрировали туристические потоки из Нигерии (30%) и России (28%), однако в последнем случае показатель характеризуется как непостоянный: количество российских граждан существенно сократилось в 2015 году, в настоящее время объемы турпотока еще не восстановились, хотя в последующие годы эмиратские чиновники ожидают увеличение гостей из России. Наиболее стабильные темпы роста демонстрируют туристические потоки из Индии и Китая, и именно на это направление делается основная ставка в дальнейшем развитии отрасли, чему способствует уверенный рост спроса со стороны граждан этих стран на мировом рынке туристических услуг.

В последующие годы руководство эмиратов возлагает большие надежды на туризм.

Так, власти Дубая утверждают, что в 2020 году отрасль станет главным стимулом экономического роста страны. Это связано с проведением всемирной выставки EXPO 2020, которая, согласно прогнозам, привлечет 25 млн иностранных гостей в следующем году в эмират, то есть более чем в 1,5 раза больше по сравнению с 2018 годом. Планируется расширение медицинского туризма в Дубае. С 2021 года темпы роста туристического потока в страну сократятся, но, согласно утверждениям властей, количество иностранных гостей будет около 25 млн ежегодно.

В Абу-Даби планируется увеличить доходы от отрасли в 1,5 раза к 2025 году, власти Фуджейры рассчитывают привлечь 1,5 млн человек в 2021 году, а Рас-эль-Хаймы – 1 млн человек в 2021 году.

Следует отметить, что отрасль характеризуется неравномерным развитием. Так, объемы выручки и загруженность отелей в Дубае несопоставимы с другими регионами, что объяснимо наличием соответствующей инфраструктуры. К примеру, чиновники из Фуджейры указывают на необходимость дополнительных инвестиций в предприятия туриндустрии (создание парков развлечений, оборудование пляжей, медицинский туризм), а также в развитие аэропорта, который в настоящее время функционирует в ограниченном режиме. Однако усилия руководства ОАЭ в настоящее время направлены на инвестиции в объекты, связанные с EXPO 2020, тогда как многие другие проекты отложены. Плановые документы и заявления чиновников также свидетельствуют о том, что последующие усилия в развитии отрасли будут проводиться скорее усилиями каждого отдельного эмирата, нежели в рамках централизованной политики страны.

Негативное влияние на дальнейшее развитие отрасли может оказать растущая конкуренция со стороны государств-членов ССАГПЗ, где в последние годы обозначилась тенденция к повышению внимания к туризму со стороны властей. Со временем соседние страны могут отобрать часть туристов и понизить спрос на соответствующие услуги у ОАЭ ввиду развития отрасли у себя дома. К примеру, программа развития отрасли в Саудовской Аравии преследует именно такие цели. Кроме того, ситуация в экономике стран-членов ССАГПЗ обуславливает снижение уровня доходов граждан, что тоже негативно отражается на туристическом потоке. К примеру, рекордные темпы снижения иностранных гостей в ОАЭ наблюдается из числа граждан Султаната Оман. Но при этом открываются и новые возможности для сотрудничества с соседними странами в этом направлении. Тем более, что туризм – одна из самых доступных и, возможно, единственная на сегодняшний день сфера для экономической интеграции между государствами-членами ССАГПЗ.

Как сказано выше, отрасль функционирует в условиях широкой государственной поддержки, потенциал которой в последние годы ослабевает. Это может негативно отразиться на качестве и ценах услуг, оказываемых предприятиями туриндустрии.

Кроме того, после проведения EXPO 2020 не исключено превышение предложения над спросом, особенно со стороны отелей, что может повлиять на дальнейшее развитие отрасли.

Серьезным вызовом для туризма в ОАЭ является осложнение военно-политической обстановки в регионе. Уже несколько лет страна втянута в кровопролитный конфликт в Йемене, и угроза резонансного теракта не исключена. Террористические акты в отношении объектов, принадлежащих ОАЭ, уже имели место быть. В случае их повторения последствия для туристической отрасли и для всей экономики страны могут быть просто катастрофичными.

Проблемы экологического характера (выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение воды у побережья и т.д.) со временем тоже могут обусловить снижение привлекательности ОАЭ как туристического направления.

Таким образом, туризм остается одним из главных стимулов экономического развития страны. Некоторые планы, связанные с его развитием, представляются нам слишком амбициозными, также появились новые угрозы и вызовы, которые способны оказать негативное влияние на состояние отрасли, однако имеются и новые возможности для ее расширения. Стабильная военно-политическая обстановка, умение приспособиться к новым условиям, грамотная маркетинговая политика со стороны руководства страны и представителей бизнеса являются основным фактором, который будет определять дальнейший успех развития туристической отрасли в ОАЭ.

52.37MB | MySQL:103 | 0,471sec