Оценки китайских специалистов некоторых аспектов удара йеменских хоуситов по объектам нефтяной промышленности Королевства Саудовская Аравия

Как известно, в ночь с 13 на 14 сентября 2019 г. ( около 04:00 по местному времени) на территории нефте- газоперерабатывающего комплекса Abqaiq (в районе города Buqyaq) и на базе хранения нефтепродуктов нефтяного поля Khurais (около 200 км. от Эр-Рияда) произошли несколько взрывов, которые стали следствием применения йеменскими хоуситами беспилотных летательных аппаратов ударного назначения типа UAV-X (вероятная максимальная дальность полета 1450 км) и крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) «Кудс-1», которые по своему внешнему виду очень похожа на иранские «Сумар-3» — являются копиями крылатых ракет воздушного базирования Х-55, полученных из Украины.

Утверждение о применении КР «Кудс-1» сделано на основе анализа фотоснимков, сделанных иностранными корреспондентами на презентации хоуситами, образцов ракетного вооружения и фотографий с места падения одной из КР (отчетливо видна сохранившаяся хвостовая часть в рулевым оперением), не достигшей цели на территории КСА.

Еще в мае 2019 г. представители йеменских хоуситов заявляли, что военное командование сформировало список из 300 крупных и значимых целей, расположенных на территории КСА, которые подвергнутся ракетным обстрелам в случае если аравийская коалиция продолжит вооруженную агрессию в отношении мирного населения Йемена.

Расстояние между двумя объектами национальной нефтедобывающей компании КСА Saudi Aramco составляет всего 190 км, что указывает на скоординированный характер атаки. Как отмечают, американские аналитики, оба объекта являются ключевыми в системе поставки нефти, нефтепродуктов, природного газа и сжиженного природного газа на приморские терминалы королевства.

В отношении нефте- газоперерабатывающего комплекса Abqaiq известно, что его ежедневная производительность составляет более 10 млн баррелей нефти в день. На территории данного комплекса располагаются цеха по очистке и подготовке природного газа, а также центр по сжижению природного газа.

По данным китайских источников, на территории нефтяного поля Khurais организовано хранение более 20 млрд баррелей нефти.  Китайские специалисты отмечают, что суммарным объемам  запасов и добычи компания Saudi Aramco сопоставима с общими возможностями таких всемирно известных компаний, как: Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Total, Techron.

Как сообщают открытые источники, группы ликвидации  возгорания достаточно оперативно прибыли на НПЗ Abqaiq и приступили  к тушению 10 емкостей хранения готовой продукции, а также двух цехов. По оценкам аравийских аналитиков, данный НПЗ потерял около 50% от своих производственных мощностей, однако высокая квалификация пожарных и специалистов предприятия позволили достаточно быстро локализовать возгорание, потушить огонь, оценить масштабы и сделать первые прогнозы о сроках ремонта.

Следует отметить, что восстановление работоспособности цехов было выполнено за выходные дни, тогда как для полного ремонта всех поврежденных объектов потребуется около трех недель. По оценкам некоторых западных специалистов, продолжительный ремонт на данных объектах Saudi Aramco  приведет к временному удорожанию нефти в диапазоне от 4 до 14 долл США за баррель. Для сравнения, умеренные оценки показывают рост от 6 до 10 долл.США за баррель.

Указанный срок ремонта является максимальным поскольку больший простой данного комплекса приведет к срыву поставок таким ключевым иностранным покупателям как КНР (1,3 млн баррелей/сутки), Япония (1,2 млн баррелей/сутки), Индия (около 1 млн баррелей/сутки) и Республика Корея (менее 1 млн баррелей/сутки). Кроме нефти НПЗ Abqaiq ежедневно отгружает по экспортным контрактам 1,1 баррелей сжиженного природного газа.

Для сравнения все страны Северной Америки покупают ежедневно 1 млн баррелей нефти в Саудовской Аравии. По оценкам китайских специалистов, себестоимость добычи сырой нефти в КСА составляет 2,8 долл. США.

Противостояние крылатых ракет и системы ПВО КСА

Как известно, руководитель дипломатического ведомства США сделал голословные заявления о виновности Исламской Республики Иран в ракетном ударе по двум крупнейшим объектам компании Saudi Aramco и за это был подвергнут критике со стороны сенаторов от Демократической партии США, которые потребовали предоставления веских доказательств этих утверждений.

Руководитель внешнеполитического ведомства Ирана отметил, что «после того, как политика максимального экономического давления на ИРИ потерпела поражение, М.Помпео переквалифицировался в неопытного «лжеца».

В качестве вещественного подтверждения слов руководителя Государственного департамента могли быть применены данные системы противовоздушной обороны (ПВО) Королевства Саудовская Аравия, а именно, так называемого «восточного рубежа», который сформирован из радиолокационных станций американского производства, обеспечивающих наблюдение за воздушной обстановкой от Кувейта до Объединенных Арабских Эмиратов. По данным китайских источников, в  ночь ракетного удара дежурные расчеты системы ПВО «восточного рубежа» не обнаружили ни одной подозрительной цели. Соответственно, вероятность пуска БПЛА-камикадзе или, указанных ранее КР с территории Ирака или Ирана ничтожна.

Некоторые китайские аналитики высказывают мнение, что в целом система ПВО королевства не обеспечивает эффективной защиты от ракетных ударов с йеменского направления и единственный вариант создания безопасных условий для нефтяных и других стратегических объектов – прекращение боевых действий на территории Йемена, мирные переговоры и вывод подразделений ВС аравийской коалиции.

Однако, подобные утверждения не вполне обоснованы, поскольку периодически система ПВО КСА срабатывает вполне эффективно. Так, если 19 августа йеменским хоуситам удалось поразить две перекачивающие станции на нефтепроводе, проложенном через территорию королевства с запада на восток, то ракетная атака от 25 августа 2019 г., в которой было задействовано 7 баллистических ракет, была успешно отбита. Кроме того, ВВС КСА имеют успешный опыт обнаружения компактных дронов-камикадзе «Qasef-2K» и последующего их перехвата с применением истребителей-бомбардировщиков  F-15.

Некоторые американские военные специалисты указывают, что высокоточный удар по крупному объекту компании Saudi Aramco был выполнен на высоком уровне.

Во-первых, перед ударом по нефтяным объектам на объекты ПВО КСА был совершен налет с применением беспилотников-камикадзе, которые вывели из строя батарею зенитно-ракетного комплекса MIM-104. В ответ с запозданием саудовские защитники неба применили зенитные пушки, однако своих целей они не нашли.

Во-вторых, хоуситам удалось  достаточно точно определить координаты объектов – вероятно на НПЗ действовали разведчики с аппаратурой наведения, которая обеспечила вычисление координат на прецизионном уровне. Именно наличие маяков системы GPS на территории рассматриваемых объектов позволило КРНБ «Кудс-1» поразить цели, хотя в блоках наведения указанных ракет находятся приемники гражданского диапазона частот GPS.

По подсчетам китайских специалистов над Аравийским полуостровом единовременно находится минимум четыре спутника системы глобального позиционирования GPS, отключение которых приведет к печальным и даже катастрофическим последствиям в сфере авиационного транспорта.

В-третьих, выбор объектов на территории НПЗ указывает на наличие профессионалов среди хоуситов – специалистов в области организации процесса переработки нефти.

В-четвертых, обращает внимание применение именно крылатых ракет, для которых необходимо разработать маршрут, в котором будут учтены возможности системы ПВО КСА. В данном аспекте отмети, что в рассмотренном ракетном ударе по объектам нефтяной промышленности КСА были применены именно КРНБ «Кудс-1» поскольку баллистические ракеты типа «Вулкан», примененные хоуситами ранее, не обеспечивали необходимой точности.

В дополнение к вышесказанному отметим, что хоуситы постепенно расширяют свои ударные возможности – регулярно получают беспилотники-камикадзе,  а также баллистические и крылатые ракеты из Исламской Республики Иран через порт Ходейда, который аравийская коалиция не смогла взять после нескольких месяцев осады и регулярных попыток штурма, которые окончились потерями, как среди регулярных, так и наемных подразделений.

 

Обозреватели китайских военно-политических изданий отмечают, что удар по крупнейшему нефте- и газоперерабатывающему комплексу Королевства Саудовская Аравия ведущие страны-покупатели нефти и газа должны трактовать следующим образом.

Во-первых, система ПВО КСА, построенная на компонентах американского производства не обеспечивает безопасность производственных объектов – т.е. не гарантирует стабильных поставок нефтепродуктов, природного и сжиженного газа на приморские терминалы и танкеры. В свете нанесенных хоуситами ракетных ударов американская техника ПВО выглядит крайне непривлекательно, с учетом, что КРНБ «Кудс-1» не являются сложной целью. Удачное применение указанных ракет наводит военно-политическое руководство других аравийских монархий на мысли о приобретении более эффективных средств защиты от воздушного нападения.

Во-вторых, вполне естественно, что успешные ракетные удары хоуситов по объектам Saudi Aramco сказываются на поставках нефти и газа именно в страны Восточной и Южной Азии – КНР, Япония, Республика Корея и Индия, которые вынуждены искать новые источники жизненной силы для своей национальной промышленности и экономики. Стабильность развития указанных государств, а также сохранение конкурентоспособности на мировом рынке зависит не только от стабильности поставок «черного золота», но и от цен на него, которые могут меняться после каждого подобного события.

Для сравнения отметим, что США приобретают ежедневно около 600 тыс.  баррелей нефти в КСА, а суммарные стратегические запасы официального Вашингтона составляют 649,1 млн баррелей – хранилища расположены в штатах Техас и Луизиана.

В-третьих, китайские специалисты отмечают, что успешные удары хоуситов вполне устраивают официальный Вашингтон, поскольку саудовские власти вынуждены тратить дополнительные средства на повышение возможностей национальной и объектовой ПВО. В современных условиях единственным поставщиком вооружения и военной техники, а также боеприпасов для Эр-Рияда является исключительно оборонно-промышленный комплекс США. Очевидно, что война в Йемене – двигатель американской экономики.

ВС аравийской коалиции серьезно зависят не только от американского вооружения и боеприпасов на передовой, но и от разведывательных данных, предоставляемых разведывательными БПЛА, которые ВВС и ЦРУ США активно применяют в регионе. Кроме того, именно в ходе операции ВС стран аравийской коалиции в Йемене проходит проверка деятельности частных военных компаний из США, которые обеспечивают дозаправку самолетов аравийских ВВС в воздухе, а также оказывают содействие в ремонте и обслуживании техники и т.д.

В-четвертых, ракетные удары по объектам нефтяной промышленности оказывают серьезное психологическое влияние на мышление азиатских предпринимателей, которые начинают тормозить свои аравийские проекты. В данном вопросе саудовско-йеменский конфликт является инструментом официального Вашингтона в процессе блокирования усилий официального Пекина по продвижению геоэкономического плана «Один пояс, один путь», который предложен председателем КНР Си Цзиньпином еще в 2013 г.

Следует отметить, что ВС США могли бы оказать аравийским партнерам решающее содействие в борьбе с йеменскими хоуситами, однако жизнеспособность и боеспособность последних «играет на руку» официальному Вашингтону в глобальном противостоянии с КНР.

Для большинства китайских экспертов и политологов очевидно, что военно-политическое руководство США пытается использовать ракетный удар хоуситов по объектам Saudi Aramco для создания повода к открытой вооруженной агрессии против Исламской Республики Иран, как основной угрозы американским интересам в регионе.

«Ястребы» из администрации Белого дома надеются создать такой информационно-психологический фон, который позволит им разжечь очередной региональный конфликт. Одной из задач такого конфликта является подрыв ресурсной и экономической безопасности КНР – «отмщение» за то, что Пекин оказывает поддержку Тегерану.

Некоторые из представителей действующей администрации Белого дома относятся к перспективе вооруженного конфликта с Ираном более осторожно и считают, что даже ограниченный ракетно-бомбовый удар по иранским нефтеперерабатывающим заводам приведет к началу полномасштабной войны, в которой большинство союзников США понесут неприемлемые потери. В данном аспекте отметим, что по словам представителей Командования авиационных частей КСИР: «Иран находится в состоянии полной боевой готовности к крупномасштабной войне».

К настоящему моменту, только Армия обороны Израиля обладает техническими возможностями защитить население и территорию страны от массированного ракетного удара со стороны Ирана, тогда как аравийские монархии практически беззащитны перед новейшими образцами ракетного вооружения ВС ИРИ и КСИР.

Китайские специалисты отмечают, что даже при современном уровне военно-политических и военно-технических контактов между Израилем и КСА нет гарантий, что ВС двух государств будут действовать согласованно без участия американских военных. Следует отметить, что органы военной разведки Израиля еще 10 сентября 2019 г. передали информацию премьер-министру Биньямину Нетаньяху о готовящейся акции хоуситов. Как известно, руководитель еврейского государства поделился этой информацией с президентом США Дональдом Трампом. Схожие данные получили и саудовские разведчики, однако они не смогли точно определить цель ракетной атаки хоуситов.

Как отмечают китайские аналитики, военно-политическое руководство США сосредоточило определенную часть национальных ВС вокруг Ирана, однако эти подразделения и военные базы находятся в радиусе поражения крылатых и баллистических ракет, которые стоят на вооружении ВС ИРИ и КСИР. Даже полномасштабное отключение системы глобального позиционирования GPS не нарушит нормальной работы блоков наведения иранских ракет, которые получают сигналы от российской ГЛОНАСС и китайской «Бэйдоу» (точность второй даже выше). В таких обстоятельствах вооруженный конфликт с Ираном не соответствует долгосрочным стратегическим планам Вашингтона по сохранению доминирования в мире.

Подводя итог вышесказанному, отметим оценки бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Роберта Болтона, который указывает, что Дональд Трамп постепенно осознает всю сложность переговорного процесса за национальные стратегические интересы и поэтапно сдает позиции на иранском направлении. К настоящему моменту президент США готов даже на переговоры с президентом ИРИ Хасаном Роухани без предварительных условий.

Известно, что от первоначальных 12 требований президента США к иранской стороне осталось только 3, что подтверждает оценки Д.Р.Болтона о том, что «Дональд Трамп это не руководитель государства, готовый пойти на военные меры, а торговец, находящийся в поиске выгодной сделки».

Китайские политологи отмечают, что в рассмотренной ситуации военно-политическому руководству КНР необходимо активизировать свои действия на ближневосточном направлении и занимать более активную позицию по проблемным вопросам повестки дня, поскольку политика «мирного развития» не соответствует жестким реалиям военной и политической обстановки.

52.28MB | MySQL:103 | 0,483sec