Ситуация в Турции. Июль 2007 г.

Центральным событием этого месяца в Турции стали всеобщие досрочные парламентские выборы, которые состоялись 22 июля. Для участия в них в 85-ти избирательных участках были зарегистрированы 42 миллиона 533 тысячи 41 избиратель. Из них проголосовали более 32,5 миллионов. Это значит, что в этих выборах приняли участие около 80 процентов турецких избирателей. 14 политических партий предложили им более семи тысяч своих кандидатов, претендующих на 550 мест в однопалатном парламенте Турции. Активное участие в выборах приняли и независимые кандидаты в депутаты. Их количество составило 699 человек. Выборы прошли без серьезных инцидентов и нарушений.

Убедительную победу на них одержала правящая Партия справедливости и развития /ПСР/, набравшая 46,7 процентов голосов избирателей. ПСР с большим отрывом победила в столице Анкаре и в крупнейшем мегаполисе Турции Стамбуле. Эта победа позволит партии занять в новом парламенте 341 депутатских места, что дает ей возможность вновь сформировать однопартийное правительство. На втором месте Народно-республиканская партия /НРП/, которая набрала 20,9 процентов голосов избирателей. Третье место за крайне правой Партией националистического действия /ПНД/, набравшая 14,3 процентов. Демократическая партия /ДП/ не преодолела 10-ти процентный барьер и не прошла в парламент. Ее генеральный председатель Мехмет Агар, не дожидаясь окончательного подсчета голосов, подал в отставку. Партия, претендовавшая на роль лидера правого крыла политического спектра Турции, потерпела сокрушительное поражение на выборах и готовится к чрезвычайную съезду, в ходе которого, как ожидается, будет произведена замена всего руководства ДП.

Развитие событий после выборов подтвердило правильность выводов экспертов Института Ближнего Востока о том, что успех ПСР на выборах не следует рассматривать лишь как победу сторонников исламизации страны. Внутриполитический конфликт, приведший страну к досрочным выборам в парламент, необходимо оценивать не только как противостояние умеренных исламистов и защитников светских устоев Турецкой республики. Речь идет о целом комплексе вопросов внутренней и внешней политики страны, влияющих на социально-экономическую и политическую ситуацию в Турции, ее имидж на международной арене.

Именно выдвижение в предвыборной борьбе на первый план религиозного вопроса об угрозе государственным устоям со стороны радикального ислама, не подкрепленное убедительной экономической и политической программой, привело оппозицию к такому ощутимому поражению. Конкретной альтернативной правительственным действиям программы со стороны оппозиционных партий, прежде всего в сфере социальной политики, накануне выборов так и не прозвучало. Оппозиция сегодня после выборов это признает. Турецкий же избиратель почувствовал это еще до выборов и проголосовал за стабильность однопартийного правительства, дальнейший процесс роста зарплаты и пенсий, будучи уверенным, что, в случае действительной угрозы со стороны радикального ислама светским устоям, их все же отстоит армия.

Аналогичную точку зрения 29 июля высказал в интервью крупнейшей турецкой газете «Миллиет» и директор израильского Центра глобальных исследований международных отношений Барри Рубин (Barry Rubin). Израильский профессор, автор более сорока книг по вопросам Ближнего и Среднего Востока констатировал, что ПСР впервые сделала попытку повести за собой страну не с помощью политических лозунгов, а реальной реализацией конкретной социальной политики в обществе. Это был верный шаг, и если новое правительство Р.Т. Эрдогана не совершит политических ошибок, ПСР обеспечит себе активную политическую жизнь еще как минимум 20 лет, — прогнозирует Рубин.

Подтверждает этот вывод и анализ поздравлений, поступивших в связи с убедительной победой на выборах в адрес лидера ПСР, премьер-министра Р.Т. Эрдогана. Впервые главу турецкого правительства по такому поводу поздравил израильский коллега, премьер-министр Эхуд Ольмерт. И не только поздравил, а сразу же пригласил Р.Т. Эрдогана посетить Израиль с официальным визитом. Турецкий лидер поблагодарил израильского премьер-министра и подчеркнул, что «Турция заинтересована в хороших отношениях с Израилем, будет делать все для их дальнейшего укрепления». По имеющимся сведениям, источники в правительстве Израиля выразили удовлетворение итогами выборов в Турции. Они указывают на то, что «за четыре года правления ПСР отношения между Турцией и Израилем достигли небывалого расцвета, как в стратегическом, так и в экономическом плане». В частности, за эти годы практически все ведущие функционеры ПСР, включая ее лидера, посетили Израиль. Двусторонний товарооборот в гражданской сфере составляет сегодня 3,5 млрд. долларов. Финансовой наполнение совместных турецко-израильских проектов превышает 7 млрд. долларов. К этому следует добавить весомое сотрудничество в военной сфере.

Один вопрос в повестку дня будущих переговоров двух премьеров уже готов. Торгово-промышленная палата Турции объявила бойкот израильским предпринимателям братьям Офер. Крупнейшая финансовая структура страны пытается нейтрализовать израильских миллиардеров, которые заключают крупные сделки в Турции. Только в последнее время компания Global Investment Holdings, находящаяся во владении семейства Офер, приобрела морские порты в Анталии, Измире и Кушадасы. Она также принимает участие в тендере на покупку пристаней и туристических объектов на юге страны. Турецкие промышленники подали ряд исков против братьев Офер, утверждая, что выигранные ими тендеры проводились с серьезными нарушениями. По следам судебных разбирательств уже уволено несколько госчиновников, которые непосредственно занимались приватизацией портов и организацией. Параллельно, армия объявила ряд приобретенных братьями Офер участков закрытыми военными объектами, а министерство охраны окружающей среды потребовало прекращения работ в портах, утверждая, что это причиняет ущерб окружающей среде.

По оценкам экспертов, Турция после выборов сохранит разновекторность своей внешней политики, продолжит курс на вступление в Европейский Союз в качестве полноправного члена, развитие связей с арабскими странами и соседними государствами. Одним из приоритетных направлений останутся, как и прежде, отношения с Россией, которые именно в годы нахождения у власти правительства ПСР приобрели формат многопланового партнерства, как на двустороннем уровне, так и в региональном и глобальном плане. Стабильный политический диалог, в т.ч. на самом высоком уровне, и объем торгово-экономического сотрудничества в 21 млрд. долларов подтверждают это.

Именно такая перспектива отражена и в поздравительном послании президента России В.В. Путина в адрес премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана. «Примите мои искренние поздравления по поводу убедительной победы на парламентских выборах возглавляемой Вами Партии справедливости и развития», — говорится в послании главы российского государства. «Уверен, что нашими совместными усилиями мы обеспечим дальнейшее поступательное развитие многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой», — подчеркнул в послании В.В. Путин. Президент России пожелал также Р.Т. Эрдогану крепкого здоровья, счастья и дальнейших успехов, а дружественному турецкому народу — мира, благополучия и процветания.

Однако говорить сегодня о полном разрешении внутриполитического кризиса, в результате которого было принято решение о проведении в стране досрочных парламентских выборов, пока рано. В августе предстоят выборы президента страны. Это будет трудный экзамен для нового парламента. Если политические партии, представленные в высшем законодательном органе, не сумеют, как это было накануне нынешних досрочных выборов, найти взаимоприемлемую кандидатуру и избрать нового главу государства, парламент, по Конституции распускается и проводятся новые выборы.

Заметным событием во внешней политике Турции стали турецко-иранские переговоры по вопросам расширения отношений в области энергетики, которые состоялись в Анкаре 12-13 июля. Сложный двухдневный процесс согласования положений Меморандума о сотрудничестве в газовой сфере завершился его подписанием. С турецкой стороны документ подписал министр энергетики и природных ресурсов Хильми Гюлер, с иранской — министр нефти Вазири Хамане. Оба министра расценили Меморандум «как важный шаг в укреплении сотрудничества двух стран в области энергетики». Эксперты обращают внимание на то, что контакты по этому вопросу осуществлялись и ранее, однако достичь конкретного результата удалось лишь в ходе нынешних переговоров в турецкой столице.

Этот документ предусматривает транспортировку иранского газа через турецкую территорию в Европу, а также участие Турции в эксплуатации, расширении и модернизации ряда газовых месторождений Ирана, в т.ч. третьей очереди «Южного Парса». Наряду с этим, турецкий министр констатировал возможность транспортировки по этому маршруту и туркменского газа, о чем, по его словам, имеется предварительная договоренность с Ашхабадом.

Таким образом, турки рассматривают подписание данного Меморандума как своевременное и эффективное действие для оживления проекта NABUCCO, реализация которого была поставлена под сомнение в связи с подписанием российско-итальянского Соглашения о «Южном потоке» и последующим присоединением к нему Болгарии и Греции. Анкара полагает, что это позволит ей укрепить позиции Турции как ключевой страны для транзита энергоресурсов на Запад. Тегеран в свою очередь видит во взаимодействии с Анкарой по вопросам энергетики не только реальный выход иранских углеводородов через турецкую территорию на европейский рынок, но и возможность укрепления на нем своих позиций на длительную перспективу.

Несмотря на то, что Меморандум только в самых общих чертах обозначил лишь намерения Анкары и Тегерана о сотрудничестве по указанному проекту, против него в жесткой форме выступили США. Представитель по печати посольства США в Турции Кэтрин Салоу (Kathryn Sallow) заявила, что Иран не должен быть задействован в политике Анкары по диверсификации источников поступления в Турцию энергоресурсов и их транспортировки на Запад. Тегеран не сотрудничает с СБ ООН и Международным агентством по атомной энергии /МАГАТЭ/, не выполняет их решения. «В такой ситуации мы против всякого сотрудничества с Ираном, тем более в сфере энергетики», — констатировала высокопоставленный американский дипломат. Посол США в Турции Росс Уилсон (Ross Wilson) срочно потребовал встречи с министром энергетики и природных ресурсов Турции Х. Гюлером для получения разъяснений в связи с подписанием турецко-иранского Меморандума.

В ответ глава дипломатического ведомства Турции Абдуллах Гюль сказал, что «Турция ни у кого не обязана спрашивать разрешения на выгодные с точки зрения национальных интересов действия». А сотрудничество с Ираном в газовой сфере — это выгодно и для Турции, и для Европы, — подчеркнул министр. А турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган выразил надежду, что «Вашингтон изменит свою позицию по этому вопросу, потому что, как и США, и Россия, Турция также думает о своих интересах, и это ее право». А посольство Ирана в Турции заявило «об уверенности Тегерана в том, что Анкара под давлением Вашингтона не изменит своей позиции к данному газовому проекту и турецко-иранскому сотрудничеству в целом, которое отвечает интересам двух стран и всего региона». Эксперты в такой ситуации не исключают обсуждения в Вашингтоне вариантов возможных санкций в отношении Турции.

Роль катализатора дальнейшего обострения и без того сложных на нынешнем этапе турецко-американских отношений сыграли обнародованные в июле новые факты, обвиняющие Вашингтон в сотрудничестве с курдскими боевиками. Не успел в Турции утихнуть скандал в связи с сепаратными переговорами представителей США и функционеров Рабочей партии Курдистана /РПК/, о которых в апреле рассказала влиятельная в стране газета New Anatolian, как стали известны факты о том, что американцы не только ведут переговоры, но и продают боевикам оружие.

Ведущие средства массовой информации Турции рассказали о пресс-конференции четырех боевиков РПК, сдавшихся в плен в районе населенного пункта Силопи, где подразделения турецких командос проводили спецоперацию против террористов. Они обнародовали сведения о том, что во время нахождения на подготовке в одном из военных лагерей РПК, расположенном в районе турецко-иракской границы, они невольно стали свидетелями того, как в лагерь приехали два бронированных грузовика. Оба грузовика были набиты стрелковым оружием, в частности винтовками М-16, другим вооружением и военным снаряжением, которое было передано командованию лагеря. Турецкие эксперты напоминают, что речь идет о продаже американского оружия РПК — организации, которую Вашингтон сам официально признал террористической. Эти сведения вызвали серьезную озабоченность высшего военно-политического руководства Турции, которое потребовало у Вашингтона тщательного расследования.

Именно эти события сказались на результатах проведенного сотрудниками известного Центра Pew /штаб-квартира расположена в США/ очередного изучения общественного мнения в 47 странах мира, в т.ч. в Турции, по вопросу отношения их граждан к политике нынешней американской администрации. Новый опрос среди турецких граждан показал, что 77 процентов населения страны рассматривают США как потенциальный источник военной угрозы для Турции. Этот на 11 процентов превышает аналогичный показатель 2005 года.

В области российско-турецких отношений в июле эксперты обратили внимание на публикацию в журнале «Yeni Aktuel». Влиятельный в политических и общественных кругах Турции еженедельник обратился к теме российско-турецких отношений и перспективе их развития. Тот факт, что предметом исследования популярного в Турции еженедельника стали российско-турецкие отношения уже говорит о значимости этой темы для турецкой стороны. Сегодняшний уровень многопланового партнерства двух евразийских государств России и Турции может служить для других стран примером взаимовыгодного сотрудничества как в двустороннем, так и региональном плане. Это и стабильный политический диалог на самом высоком уровне, это и торгово-экономические связи, в т.ч. в сфере энергетики, объем которых достиг впечатляющей цифры в 21 млрд. долларов, это и согласованные действия Москвы и Анкары в Черноморском регионе, при решении других сложных региональных и глобальных проблем.

Известные турецкие политологи и военные эксперты, понимая растущую значимость взаимодействия Москвы и Анкары, призывают на страницах еженедельника не останавливаться на достигнутом, а продолжать и далее активно расширять многоплановое партнерство двух стран. Особое внимание привлекли высказывания бывшего генерального секретаря Совета Национальной Безопасности /СНБ/ Турции, армейского генерала в отставке Тунджера Кылынча /Tuncer K?l?nc/. Напомню, что СНБ — это один из самых важных политико-формирующих органов высшего военно-политического руководства Турции. Нынешняя ситуация в мире, считает генерал, говорит о целесообразности выхода Турции из НАТО, так как «всем заправляют» в этом союзе США, руководствуясь только лишь своими интересами. Сегодня надо расширять отношения с Россией, Индией, Китаем и Ираном, — подчеркнул бывший генсек СНБ Турции.

За расширение отношений с Россией выступает и бригадный генерал в отставке Неджат Эслен /Nejat Eslen/. Он уверен, что «сегодня интересы США и Турции не совпадают. Надо развивать сотрудничество, в т.ч. по военной линии, с Россией, которую возглавляет Владимир Путин — самый харизматичный государственный лидер 21-го века, выступающий за многополярный мир».

А известный политолог, председатель Центра российско-турецких исследований /RUTAM/ Хакан Аксай /Hakan Aksay/ констатирует, что после того, как лидером России стал Владимир Путин, российский взгляд на Турцию кардинально изменился в лучшую сторону. Именно этот глава российского государства сделал турецкое направление одним из приоритетных направлений внешней политики России. И многим в Турции еще предстоит это понять и оценить, — отмечает турецкий политолог.

52.42MB | MySQL:103 | 0,544sec