Всемирный банк о финансовой ситуации в ПНА

Основная декларированная цель Всемирного банка (Всемирный банк реконструкции и развития является его главным кредитным учреждением), созданного сразу же по окончанию Второй Мировой войны, в конце 1945 года, на сегодняшний день — оказание помощи развивающимся государствам. Статус созданной в 1994 году на основании Норвежских соглашений, подписанных между правительством Израиля и ООП, Палестинской национальной администрации (ПНА) в качестве государства весьма спорен, хотя независимое «Государство Палестина» было провозглашено еще в 1988 года на состоявшейся в Алжире сессии Палестинского национального совета и на сегодняшний день его независимость признана десятками государств. Однако бесспорным является тот факт, что ПНА является на сегодняшний день одним из главных получателей помощи Всемирного Банка.

При этом следует отметить, что спорен не только статус ПНА как независимого государства. Весьма проблематично и определение этого «государства» в качестве «развивающегося». Особенно нелепо такое определение звучит сейчас, когда, как выяснилось, платежный дисбаланс ПНА может вырасти менее, чем за полгода на 800 млн долларов США. Это однозначно следует из нового финансового отчета, только что опубликованного Всемирным банком.

Предыдущий аналогичный отчет Всемирного банка был опубликован в апреле текущего года. В нем содержалось предостережение относительно того, что платежный дисбаланс ПНА может вырасти за 2019 год на 1 млрд долларов. Теперь же со стороны Всемирного банка последовало уточнение, согласно которому платежный дефицит ПНА может вырасти в этом году не до 1 млрд, а до 1,8 млрд долларов. Подробный финансовый отчет Всемирного банка относительно конкретно ПНА будут представлен на следующей неделе в четверг в Нью-Йорке в рамках конференции государств-спонсоров Всемирного банка, традиционно оказывающих финансовую помощь ПНА. Целью этой конференции, инициированной Всемирным банком, было объявлено «координирование программ развития и помощи государств-спонсоров палестинскому народу».

Однако уже сейчас в СМИ появились некоторые цифры из этого отчета. В частности было сообщено, что доходы ПНА в первой половине текущего года составили лишь порядка половины ее доходов за аналогичный период прошлого года. Основной причиной этого сокращения является сокращение на 68% доходов ПНА от налогов.

Следует пояснить и особо отметить, что нынешнее, безусловно, катастрофическое экономическое положение ПНА (справедливости ради нельзя не сказать о том, что оно никогда не было особенно благополучным) вызвано в первую очередь отказом ее руководства получать от израильских властей деньги, которые еврейское государство собирает для нее с жителей ПНА, работающих на суверенной территории Государства Израиль и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Важно подчеркнуть, что работа на суверенной территории Израиля и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (на стройках, промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве) является самым главным источником доходов для жителей ПНА в Иудее и Самарии (жителям контролируемого ХАМАСом сектора Газа работа в Израиле не предоставляется, а еврейских поселений  после 2005 года там не осталось).

Отказ властей ПНА от столь важной статьи дохода выглядит абсурдном. Однако такое абсурдное на первый взгляд решение руководства ПНА было принято им из принципа, в качестве акта протеста против решения израильского правительства вычитать из общей суммы налогов, переводимых властям ПНА, 138 млрд долларов, которые регулярно и официально выплачиваются властями ПНА в качестве пособий находящимся в заключении в израильских тюрьмах террористам и члена семей убитых террористов. Израильтяне долго терпели эту ситуацию. Они неоднократно обращались к руководству ПНА с требованием прекратить эти выплаты, которые напрямую стимулируют террор. Но никакие просьбы и никакое давление не помогли. В итоге Кнессет принял соответствующий закон.

Выплата пособий террористам и членам их семей – это принципиальный вопрос для властей ПНА. Уместно упомянуть о том, что они проигнорировали просьбы прекратить их не только со стороны Израиля, но и со стороны американской администрации. Сейчас, в связи с тяжелейшей экономической ситуацией власти ПНА выплачивают своим работникам (учителям, врачам и т.п.) только 60% их заработной платы, но продолжают выплачивать в полном объеме пособия террористам и членам их семей.

Израильские СМИ выражают негодование в связи с тем, что Всемирный банк продолжает воздерживаться от того, чтобы называть палестинских арабских террористов террористами. Они именуются в отчетах банка (включая нынешний) «заключенными, находящимися в израильских тюрьмах», а те террористы, которые были убиты в ходе совершения ими террористических актов, именуются в этих отчетах «лицами, погибшими в результате насилия». При этом не упоминается о том, что речь идет именно о террористах, которые убивали или пытались убить израильтян.

Очевидная необъективность Всемирного банка в том, что касается арабо-израильского конфликта, не ограничивается этим. Она находит свое выражение и призывах к тем или иным конкретным действиям. Так, например, в последнем отчете Всемирного банка содержится призыв к израильскому правительству «пересмотреть свою политику относительно движения товаров, определяемых в качестве товаров двойного использования». Иными словами речь идет о том, чтобы израильское военно-политическое руководство увеличило бы квоту ввоза в контролируемый ХАМАСом сектор Газа, а также в контролируемые ПНА районы Иудеи и Самарии сырья и техники, которые могут быть использованы для производства оружия и взрывчатки, каковые будут применены для совершения новых террористических актов против  израильтян. Как бы само собой подразумевается, что ради повышения уровня доходов ПНА, находящейся, как уже было сказано, в катастрофической финансовой ситуации из-за принципиального решения ее властей продолжать выплачивать пособия террористам и членам их сейчас, израильские власти должны пойти на повышение степени террористической угрозы, направленной против граждан Израиля.

Согласно отчету Всемирного банка, ожидается, что в 2019 году экономика на территориях, находящихся под контролем ПНА и ХАМАСа, вырастет на 1,3%. Этот относительно позитивный прогноз связан главным образом с улучшением экономической ситуации в контролируемом ХАМАСом секторе Газа, где на фоне резкого (на 7%) падения экономики в прошлом году, в текущем году наблюдается ее умеренный рост, оцениваемый сейчас в 1,8%. Что же касается районов Иудеи и Самарии, находящихся под контролем ПНА, то там тоже наблюдается некоторый экономический рост. Однако, согласно оценкам, он достигнет в этом году не более 1,2%. А это самый низкий аналогичный показатель за последние 5 лет.

Следует отметить, что отказ от получения от Израиля налогов является главной, но не единственной причиной резкого роста платежного дисбаланса ПНА. Второй по значению причиной этой ситуации является резкое сокращение финансовой помощи ПНА из-за рубежа в течение последнего десятилетия. Так, если в 2008 году пожертвования зарубежных государств составляли 32% всех годовых доходов ПНА, то в 2008 году данный показатель составил всего 3,5%. Согласно отчету Всемирного банка, ожидается, что в 2019 году он останется без изменений. Причиной столь масштабного сокращения финансовой помощи является глубокое разочарование государств-спонсоров в способности и в желании руководства ПНА реально заниматься развитием экономики на подконтрольных ей территориях. Особо тяжелое впечатление на спонсоров производит тяжелейшая проблема коррупции, существующей в ПНА на всех уровнях администрации.

Подводя итог можно сделать два основных вывода:

  1. За четверть века своего существования ПНА, несмотря на миллиардные финансовые вливания, не стала эффективным механизмом для развития арабской палестинской экономики. Нет никаких оснований ожидать, что это произойдет в дальнейшем.
  2. Экономическая зависимость жителей ПНА от Израиля остается тотальной. Бурно развивающаяся израильская экономика предоставляет множество рабочих мест арабских рабочим и заказов арабским строительным подрядчикам, которые пускают заработанные ими в Израиле и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии деньги в оборот на территориях, контролируемых властями ПНА. Именно это, собственно, и позволяет выживать населению ПНА, не имеющему доходов от коррупционных схем, созданных и эксплуатируемых руководством ПНА.
52.35MB | MySQL:103 | 0,555sec