Ситуация в Марокко: август 2019 г.

6 августа Министерство сельского хозяйства королевства сообщило, что в результате засухи, свирепствовавшей в стране в последние месяцы, производство трех основных зерновых культур в стране в текущем году сократилось по сравнению со среднестатистическим годом на 30% — с 75 млн центнеров до 52 млн центнеров. По состоянию на конец мая количество выпавших осадков – 290,5 мм – было на 11% ниже среднестатистического показателя за последние 30 лет – 326,3 мм.

Продукция сельского хозяйства Марокко представляет собой первую по значимости статью поступлений в ВВП – 14%, что опережает доходы от туризма и промышленности. Недобор по этой статье приведет к сокращению показателя экономического роста в 2019 году до 2,7%. В 2018 г. этот показатель составлял 3%, в 2017 г. – 4%.

В своем ежегодном докладе, опубликованном в конце июля, Центральный банк Марокко констатировал зависимость показателя экономического роста страны «от хороших и плохих результатов сельскохозяйственных кампаний». По оценке его экспертов, если ситуация не изменится, будет трудно добиться показателей растущей экономики, причем даже в долгосрочной перспективе.

По данным Министерства сельского хозяйства, в значительной мере потери от недобора зерновых удалось компенсировать за счет производства овощей и оливок. В итоге отрасль по результатам сезона 2018 – 2019 гг. вышла на показатель добавленной стоимости в 120 млрд дирхамов (11,2 млрд евро).

В начале августа скандал вспыхнул в Марокко в связи с публикацией видео, запечатлевшего группу девушек–добровольцев из Бельгии, работавших на стройке в одной из деревень в районе Таруданта в шортах. Тут же в сети последовала реакция 26-летнего школьного учителя, призвавшего расправиться с ними путем обезглавливания. Напомним, не так давно в Марокко именно таким образом были убиты две туристки из Скандинавии. Убийцы были вдохновлены идеологией «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Что касается т.н. педагога, то уже 6 августа DGSN (Служба национальной безопасности) объявила об его аресте. Проживавший на севере Марокко молодой человек обвиняется в «подстрекательстве к совершению террористических актов». Его поддержал депутат от формально правящей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР, известная «борьбой» на словах за соблюдение исламской морали, представители которой то и дело становятся ее нарушителями) Али аль-Асри, выразивший свое возмущение тем, что «европейцы работали в пляжной одежде». Поведение бельгиек он назвал проявлением «светского терроризма».

В любом случае понятно, что бельгийкам никто не объяснил, что Марокко – не та страна, где можно вести себя как в Европе при том, что королевство пытается представить себя как региональный центр культуры терпимости.

В августе, в пик пляжного сезона, в Марокко напомнила о себе еще одна близкая по теме проблема. Как оказалось, молодые марокканки во многом утратили возможность появляться на пляжах в бикини, поскольку вместо отдыха подвергаются оскорблениям людей, зараженных идеями салафитов. Началось все это примерно с 90-х годов прошлого века. Не помогло даже открытие общественного бассейна в Рабате – исламисты достали девушек и там при том, что это заведение постоянно находится под наблюдением примерно 60 охранников и полицейских в гражданском.

13 августа король Марокко Мухаммед VI, которому предстояло отметить 21 августа свои 56 лет со дня рождения, решил «начиная с этого года не организовывать официальную церемонию по этому поводу». Об этом было объявлено в коммюнике дворца. В документе не сообщались причины такого решения. Обычно день рождения монарха, отмечаемый как национальный праздник День молодежи, сопровождался выступлением короля, большими приемами и помилованиями заключенных.

28 августа в суде присяжных г.Сале (город – спутник Рабата) начался процесс по апелляции 24 человек, осужденных в антитеррористическом суде первой инстанции за причастность за жестокое убийство двух туристок из Скандинавии. Шестью неделями ранее трое из них были приговорены к смерти после того, как сделали в суде признания в непосредственном участии в расправе. 25-летний торговец вразнос Абдессамад Эджджуд признал, что именно он организовал смертоносный поход в горы и обезглавил одну из жертв вместе с 27-летним столяром Юнесом Уазиядом. Последний признал, что прикончил другую девушку, в то время как 33-летний Рашид Афатти снимал все происходившее на видеокамеру. За 15 дней до трагедии трое будущих убийц вместе с 33-летним Абдеррахимом Хайали сняли видео принесения присяги на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в РФ).  Сцены казни были тут же размещены в социальных сетях. Что касается ИГ, то он не стало брать на себя ответственность за это преступление.

Про главаря группы известно, что он сформировал ее после выхода из тюрьмы в 2015 г. из числа выходцев из наименее обеспеченных слоев. «Я никого не вовлекал в группу, каждый осознавал, что он делал», — заявил на суде А.Эджджуд. Он, равно как и другие участники группы, получил религиозное образование в одной из коранических школ Марракеша, которой руководил известный проповедник салафитского толка.

В Марокко суды выносят смертные приговоры, однако на их исполнение с 1993 года действует мораторий. Остальные проходившие по этому делу получили от 5 лет тюрьмы до пожизненного заключения. Всем были предъявлены обвинения «в создании преступного сообщества с целью совершения терактов».

Первое заседание суда второй инстанции ушло на процедурные вопросы. Родственники погибших рассчитывают, что в ходе нового процесса приговоры убийцам и их соучастникам будут подтверждены.

24-летняя студентка из Дании и ее 28-летняя соученица из Норвегии были жестоко убиты в конце 2018 г. на их «диком» палаточном бивуаке, который они разбили у подножия горы Тубкаль – самой высокой вершины в горной цепи Высокий Атлас и в Африке, находящейся всего в 80 км от туристической столицы Марокко города Марракеш.

Как отмечают наблюдатели, первый процесс не позволил установить, как деятельность группы в течение нескольких лет оказалась вне поля зрения властей, которые теоретически внимательно следят за религиозным полем при помощи достаточно эффективных спецслужб.

Как отмечали в марокканском гражданском обществе, «настоящими преступниками являются те, кто насаждает идеи ненависти и террора», начиная с уже упоминавшегося проповедника салафитского толка. Адвокаты семей потерпевших рассчитывали привлечь его к процессу в суде второй инстанции. Они также надеются на признание моральной ответственности за случившееся государства, «которое должно гарантировать выплаты компенсаций» родственникам погибших. Их требование о выплате государством 10 млн дирхамов (930 тысяч евро) родственникам одной из погибших было отвергнуто судом первой инстанции. Напротив, суд приговорил убийц кроме высшей меры наказания к выплате 2 млн дирхамов родственникам другой погибшей, но это выглядит по меньшей мере смешно.

В августе никуда не делась проблема незаконной иммиграции африканцев с территории Марокко в Европу. 30 числа группа из 155 нелегалов смогла преодолеть забор из колючей проволоки, отделяющий королевство от испанского анклава Сеута. По данным властей анклава, большинство нелегалов было выходцами из Гвинеи (Конакри). При попытке помешать проникновению непрошенных визитеров ранения получили 12 служащих Гражданской гвардии. Ранее в течение года массовых прорывов в Сеуту не отмечалось.

Тем не менее, по испанским данным, с начала 2019 года в два испанских анклава Сеута и Мелилья (единственная сухопутная граница Европы и Африки) смогли проникнуть 3427 нелегалов, что на 18% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. 671 из них проникли в Сеуту, большинство из них использовало для этого большегрузные автомобили. Оказавшись в Испании, нелегалы, как правило, обращаются в центры по приему иммигрантов с тем, чтобы получить питание и подать заявки на предоставление убежища.

По данным МВД Испании, с начала года в страну морским путем проникли 14591 нелегал, что на 42,5% меньше показателя за аналогичный период прошлого года.

В целом, в Марокко налицо проблема между религиозным консерватизмом властей в лице ПСР и Партии Истикляль и теми ее подданными, которые хотели бы получить свободы, присущие европейским странам. Дворец, похоже, занят другим и не замечает, или делает вид, что не видит этой проблемы. А между тем она очевидно способствует росту радикализации сторонников исламистского выбора со всеми вытекающими отсюда проблемами.

52.2MB | MySQL:103 | 0,514sec