Экономические перспективы Израиля в свете политической ситуации

С декабря 2018 года экономическая политика Израиля пребывает в замершем состоянии. Огромный бюджетный дефицит, отсутствие бюджета на 2020 год – главнейшие темы, среди других проблем — расходы на оборону и здравоохранение, и создание двигателей экономического роста, все откладывалось на «после выборов».

Поскольку переходное правительство ограничено в своих действиях, это означает, что для сокращения растущего бюджетного дефицита ничего сделано не было. Следующему правительству придется быстро наверстывать упущенное, в первую очередь, принять бюджет на 2020 год, который, по закону, новый Кнессет должен принять до 31 марта.  Чем больше времени потребуется для формирования новой коалиции, тем меньше времени останется на составление бюджета.

В бюджет 2020 года будут внесены дополнительные затраты, связанные с будущими коалиционными соглашениями. Их объем будет зависеть от состава коалиции. Но коалиция, в которую войдет много небольших партий, каждая со своими требованиями дополнительных бюджетов, обойдется гораздо дороже, чем правительство национального единства.

В этом году дефицит бюджета составлял около 3,8% ВВП, что намного выше целевого показателя 2,9%.

Автор экономического издания «Глобс» Том Саде считает, что достижения израильской экономики последних лет сильно преувеличены. «При своей относительной успешности израильская экономика отнюдь не является феноменальной среди развитых стран, пишет он, — в последние годы в Израиле стало распространенным пропагандистское клише о феноменальной успешности отечественной экономики. Стало модным утверждение, что Израиль чуть ли не экономическая держава – по таким показателям, как уровень роста экономики (высокий), соотношение долга к ВВП (низкое), уровень безработицы (низкий), рост заработной платы (быстрый)».

Однако Саде доказывает, что объективные данные не подтверждают данный тезис. С одной стороны, макроэкономические показатели в Израиле вполне удовлетворительные, но речь не идет о каких-то выдающихся успехах. Так, например, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит и Израиль, размер ВВП на душу населения В 2009-2018 гг. в Израиле вырос на 18,1% – 1,6% в год. Однако в ряде стран, таких как Чехия, Эстония, Словакия, Южная Корея, Литва, Латвия, Польша и Венгрия за тот же период он увеличился на 32% (2,8% в год). «ОЭСР считает, что израильская экономика могла бы вырваться далеко вперед, если бы в стране был осуществлен ряд принципиальных реформ: открытие рынка для свободной торговли, усиленные инвестиции в инфраструктуру, превращение рынка труда в более гибкий организм. Необходима также кардинальная реформа в системе образования», — отмечает автор.

Эксперты издания «Гаарец» Ави Ваксман, Хагай Амит и Ронни Линдер предполагают, что для того, чтобы относительно стабилизировать экономическую ситуацию, избежав непопулярных мер, правительство, вероятно, решит поднять целевой показатель; вопрос только в том, насколько — до 2,9% или даже выше.

«Проблема увеличения дефицита состоит в том, что это приведет к увеличению долга Израиля по сравнению с объемом экономики страны. Согласно Банку Израиля, годовой дефицит выше 2,5% повышает отношение государственного долга к ВВП; если он останется на уровне 3,5%, которого он достигнет в этом году, отношение долга к ВВП к 2025 году увеличится с 61% на настоящий момент до 69%», — пишут эксперты.

Они отмечают, что, как и в других странах, в Израиле звучали призывы к правительству раскрыть кошелек в предвидении замедления мировой экономики. Кроме того, доходность израильских государственных облигаций очень низка, а это означает, что затраты на высокий дефицит невелики. Таким образом, правительство может выбрать политику, направленную на стимулирование экономического роста.

Вероятнее всего, следующее правительство пойдет на рост расходов, связанных с увеличением дефицита, и назовет это временной мерой.

По словам авторов «Гаарец», для достижения экономического роста Банк Израиля рекомендует увеличить инвестиции в человеческий капитал и повышение производительности труда. Если этот план будет принят, это увеличит ВВП на одну пятую и повысит уровень жизни израильтян. Но планы еще не готовы к осуществлению. Кроме того, их реализация потребуют увеличения налогов, которые политики не захотят вводить.

«Банк Израиля хочет покончить с политикой правительства, введя закон о поощрении капиталовложений, который отдаст предпочтение промышленности. Но, возможно, Министерство экономики и промышленности выступит против этих изменений. Министерство финансов хотело бы повысить производительность за счет введения более благоприятных для бизнеса регуляций и инвестиций в транспортную, энергетическую и коммуникационную инфраструктуру», — заключают они.

Адриан Пилот – эксперт экономического издания «Калькалист» подчеркивает, что что сегодня экономическая ситуация в Израиле лучше, чем во многих странах мира, но, на его взгляд, это причина для беспокойства, а не для гордости. «Израильская экономика, глубоко интегрированная в мировые процессы, не может безостановочно расти, когда за рубежом наступает период спада», — пишет автор.

Он подчеркивает, что основные экономические партнеры Израиля — США и страны ЕС, на долю которых приходится 56% общего объема экспорта. И американцам, и европейцам грозит затяжной спад. В этой ситуации израильтянам срочно необходимо стабильное правительство, способное проводить последовательную бюджетную политику, осуществлять структурные реформы и крупномасштабные проекты.
По мнению автора — для Израиля затянувшаяся политическая неопределенность может обернуться настоящей катастрофой. «Пока нет полноценного правительства, пока бездействует Кнессет, невозможно утвердить бюджет и выделить средства на строительство новых электростанций, автотрасс и железных дорог. Точно так же невозможно провести реформы в социальной сфере — например, повысить пенсионный возраст для женщин», — пишет Пилот.

Как итог отметим, что на сегодняшний день никому не известно, каким будет новое правительство, кому достанутся экономические министерства, кто станет премьером, и когда это правительство сможет приступить к работе. Если же сформировать коалицию не удастся, и страна пойдет на третьи досрочные выборы, то это нанесет израильской экономике сокрушительный удар. В таком случае закон о госбюджете войдет в силу лишь к концу 2020 года. До этого деньги из казны будут выделять в соответствии с бюджетом на 2019 год, утвержденным еще в марте предыдущего года. О финансировании новых проектов и речи быть не может.

Политические игры и неопределенность в Израиле не только подрывают возможности экономического роста — они еще и тормозят принятие срочных антикризисных мер, которые необходимы незамедлительно.

52.25MB | MySQL:103 | 0,551sec