Турецкие оценки итогов трехстороннего саммита Россия – Турция – Иран в Анкаре. Часть 2

16 сентября 2019 года в столице Турции Анкаре состоялся очередной раунд переговоров на высшем уровне в формате Астаны – с участием президентов России, Турции и Ирана.

Продолжаем обсуждать реакцию на это событие со стороны турецких обозревателей. Которые, при всех своих положительных оценках трехстороннего диалога, не скрывают того, что США умудрились стать мощным объединительным фактором для всех региональных держав, заставившим последних отказаться последних от своих противоречий под лозунгом «Америка должна уйти из региона».

Понятно, что Россия, Иран и Турция проводят слишком разную политику в регионе и являются региональными конкурентами, постоянно толкающимися «локтями» в той же Сирии. Однако, именно в том и заключается прорывной характер Астанинского процесса, который, в качестве «микроформата», объединил нескольких ключевых региональных игроков с несовпадающими позициями для решения отдельно взятой узкой задачи, без отвлечения на глобальные площадки вроде ООН, которые перестали справляться с возложенными на них задачами и стали лишь местом для «говорильни».

Продолжаем делать обзор заголовков и комментариев турецкой прессы после состоявшегося Саммита.

На главной странице известного турецкого издания Türkiye 17 сентября с.г. красовался заголовок «Турция – Россия – Иран договорились. Конституционный комитет – в порядке (то есть, сформирован – В.К.). Совместная подпись под политическим решением». И вот какая после этого заголовка дается расшифровка: «Эрдоган, Путин и Роухани, собравшиеся в Анкаре приняли важное решение, направленное на то, чтобы положить конец обстановке крови и слез, длящейся в Сирии 9 лет».

Издание напоминает о том, что трехсторонний Саммит в формате Астаны прошел 16 сентября с.г. в Турции уже во второй раз. Понятно, что ни один из этих саммитов и, соответственно, материалов о них, не обходится без двух главных принципов сирийского урегулирования: 1) территориальной целостности Сирии, 2) приверженности политическому (а не силовому) урегулированию конфликта. Издание отмечает тот факт, что встреча трех лидеров между собой продолжалась около 40 минут, после чего на пресс-конференции были сделаны важные заявления. Понятно, что в фокусе внимания трех президентов, все же находились чуть разные вопросы.

В фокусе внимания президента Р.Т.Эрдогана находилась приверженность территориальной целостности Сирии в контексте необходимости разгрома Партии демократический союз и «Сил народной самообороны» (СНС), в особенности, к востоку от реки Евфрат. Когда же турецкий лидер говорит о политическом урегулировании, то, в первую очередь, речь идет о недопустимости проведения масштабной военной операции в Идлибе (допустим, о таком же мирном диалоге с ПДС и СНС турецкий лидер как-то не заявляет – В.К.). При этом акцент делается на словах турецкого лидера о том, что угроза «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) миновала и организация уничтожена. А главной угрозой на сегодняшний день, по словам президента Р.Т.Эрдогана, являются Партия демократический союз и Силы народной самообороны, контролирующие около четверти территории Сирии.

Отметим, что с площадки Астаны прозвучал и ультиматум турецкого лидера в адрес США: Р.Т.Эрдоган отметил, что приоритетом для Турции является создание «коридора мира» вдоль турецко–сирийской границы. Понятно, что у турок свои требования к параметрам зоны безопасности, которые, как стало понятно с самого начала, расходятся с предложением американской стороны, хотя бы, с точки зрения глубины зоны безопасности.

Р.Т.Эрдоган в Анкаре заявил о том, что у Турции есть свой план и страна приступит к его реализации, если в течение двух недель не получит положительной реакции от американской стороны.

Ещё один интересный момент: Р.Т.Эрдоган заявил о том, что на территорию зоны безопасности вдоль границы с Сирией планируется переселить около «2 миллионов сирийских братьев». Это также расходится с тем, на чем настаивает американская сторона – с тем подходом, что в зону безопасности должны переселяться лишь те сирийцы, кто на этой территории проживал раньше. Таким образом, сирийские курды выражают свою обеспокоенность угрозой демографического инжиниринга со стороны Турции, меняющего существующий расклад, переселяя в регион лояльные себе группы.

Как мы видим, турецкая сторона продолжает упорствовать в своем исходном подходе о массовом переселении сирийских беженцев в зону безопасности, вне зависимости от их прописки. И, как увидели наблюдатели в ходе пресс-конференции, такой подход не встречает сопротивления ни со стороны президента России В. Путина, ни со стороны президента ИРИ Х.Роухани.

Обильно турецкое издание цитирует иранского лидера, который назвал США «главной угрозой территориальной целостности Сирии» и подчеркнул, что американцы поддерживают в Сирии террор.

Впрочем, по Идлибу Иран, очевидно, придерживается взглядов, отличных от турецких. Турецкое издание приходит слова Х.Роухани, где тот, указывает на то, что террористы в Идлибе, в последнее время, укрепились. Впрочем, в один ряд с радикалами, находящимися в Идлибе, «известно кем поддерживаемыми», к удовлетворению турецкой стороны, иранский лидер ставит ещё и террористов (ПДС и СНС – В.К.), находящихся к востоку от р. Ефрат и поддерживаемых со стороны США. Это уводит пока на второй план противоречия и конкуренцию, существующие между Турцией и Ираном.

В выступлении российского президента В.Путина на итоговой пресс-конференции турецкое издание сконцентрировалось на тезисах о Конституционном комитете для принятия сирийского Основного закона – в частности, на том, что дипломатам трех стран удалось достичь согласия по окончательному списку участников Комитета.

Обстановку в Идлибе российский президент охарактеризовал в качестве «вызывающей обеспокоенность». Особенно акцентируется турецкое издание на высказывании российского президента о том, что Россия поддержит «ограниченные операции Сирийской армии для того, чтобы уменьшить напряженность в регионе, а также для уничтожения террористической угрозы».

Ключевые слова здесь для турецкой стороны, понятное дело, «ограниченные операции». Не упоминая впрямую Сочинского соглашения, президент В.Путин подчеркивает то, что Соглашение (достигнутое между Россией и Турцией – В.К.) не распространяется на террористов. Впрочем, турецкое издание приводит тут же и оговорку российского лидера о готовности предпринять все возможные меры к тому, чтобы гражданское население ни малейшим образом не пострадало бы.

Тем, что «сделало» этот саммит, стала, безусловно, атака «неназванных» дронов на нефтеперерабатывающие предприятия Saudi Aramco и обстановка вокруг Ирана и Йемена. Вообще, сложно было найти публику, менее сочувствующую Саудовской Аравии и нефтепереработке страны, чем тройка лидеров, собравшаяся в Анкаре.

Далее турецкое издание цитирует российского лидера, выражающего готовность оказать поддержку Йемену для преодоления гуманитарной катастрофы в стране. Цитирование В.Путиным Корана стало одним из нюансов, привлекших наибольшее внимание турецкой публики. Турецкой стороной это действие российского президента было оценено в качестве удачного PR – хода, в очередной раз, подчеркнувшего его искусность как политика – международника, знающего и чувствующего ту аудиторию, на которую он «работает», в тот или иной момент времени. Этот, в общем-то, достаточно простой ход позволил российскому лидеру набрать дополнительных очков в глазах собравшейся публики.

Зафиксировал готовность трех стран участвовать в мирном урегулировании в Йемене, используя сирийские «наработки», как пишет турецкое издание, президент Р.Т.Эрдоган.

Это — канва мероприятия, заданная газетой «Турция». Однако, рядом с общим обзором опубликована статья известного турецкого обозревателя Исмаила Капана «Пятый саммит, пятое воздушное патрулирование и т.д.».

Сразу обращает на себя внимание введение в этот материал, где автором фиксируется тот факт, что «Идлиб — больше не зона деэскалации и не зона прекращения огня».

И автор задается вполне резонным вопросом относительного того, как теперь будет развиваться ситуация в самом сегодня сложном регионе Сирии, при том, что подписанное годом ранее соглашение в Сочи так и не получило своей практической реализации.

В результате, как подчеркивается автором, сирийский режим, «при согласии и поддержке России» осуществил «сотни ужасных воздушных ударов, в результате которых сотни человек погибли, а миллионы сирийских граждан покинули места своего проживания и побежали в сторону турецкой границы». Автор прямо возлагает ответственность за эту ситуацию на сирийский режим и на Россию, которая «нарушила условия Сочинского соглашения» (понятное дело, опуская некоторые подробности, касающиеся выполнением уже турецкой стороной своей части обязательств – В.К.). Одновременно, автор напоминает и о тех ударах, которые были нанесены по турецким наблюдательным пунктам официальным Дамаском и только после «жестких предупреждений турецкой стороны» эти инциденты прекратились.

Собственно, атмосферу, в которой проходила встреча в Анкаре 16 сентября с.г., автор публикации рисует именно таким образом: нанесение воздушных ударов российскими ВКС по Идлибу и обстрелы турецких наблюдательных пунктов. Далее, автор задается вопросом, изменится ли обстановка вокруг Идлиба после встречи в Анкаре?

И ответив на этот вопрос сугубо по-восточному («Иншаллах») автор подчеркивает факт того, что встреча в формате Астаны является, сама по себе, уже хорошей новостью.

Тем более, что накануне встречи официальный Дамаск сделал официальное обращение в ООН, провозгласив ДПС и СНС, составляющие костяк «Сил демократической Сирии», «террористическими организациями». Таким образом, в регионе складывается новая система уравнений, когда с одной стороны оказываются члены Астанинской тройки и, пусть и неявно, но уже все больше и больше официальный Дамаск, а с другой стороны – США, Израиль, КСА, Египет и ОАЭ.

Раскладывая эту систему уравнений на составляющие, автор приходит к столь же неутешительному, сколь и очевидному выводу о том, что Ближний Восток находится даже ещё более в разобранном и запутанном состоянии, чем это для него является обычным.

Впрочем, последнее не помешало поистине небывалой атмосфере благодушия, которая царила в ходе саммита в Анкаре 16 сентября с.г. и пресс-конференции по его итогам. В качестве главного повода для этого было сделанное сторонами объявление о формировании Конституционного комитета, который должен «в кратчайшие» (сроки не были озвучены – В.К.) сроки приступить к выработке нового Основного закона Сирии.

Основные моменты, связанные с достигнутым соглашением по Конституционному комитету, были опубликованы, в частности, влиятельным турецким изданием «Миллиет» в материале от 18-го сентября под заголовком «Конституцию напишет совместная группа из 45 человек» (в заголовок была вынесена фотография президента Р.Т.Эрдогана, угощающего своих российского и иранского коллег инжиром под заголовком «Инжирное угощение Путину и Роухани»; понятное дело, угощение Р.Т.Эрдогана мороженым на Максе-2019 не укрылось от внимания турецкой публики и многие гадали, чем ответит в Анкаре турецкий президент – В.К.).

Очертим, вслед за турецким изданием, основные параметры сформированного Конституционного комитета, в формирование которого так вложилось российское руководство, невзирая на возражения ряда российских экспертов, утверждающих, что при нерешенном вопросе Идлиба и востока Евфрата рано говорить о политическом урегулировании в Сирии (в общем-то, справедливо утверждающих – В.К.).

Итак, в составе Конституционного комитета, как и было ранее определено – 150 человек, из которых выделяется группа, непосредственно ответственная за написание документа. В составе этой группы 45 человек. И Конституционный комитет, и рабочая группа в своем составе включают представителей официального Дамаска, оппозиции и независимых участников (по 50 и по 15, соответственно).

Напомним, что до сих пор сторонам не удавалось договориться по этому вопросу: ряд кандидатур, к примеру, не устраивал турецкую сторону, которая указывала на то, что они имеют непосредственное отношение к «Силам народной самообороны» (считаются в Турции ответвлением Рабочей партии Курдистана, признанной в Турции и в ряде других стран террористической организацией — В.К.). Другим вопросом являлось определение круга компетенции Конституционного комитета: планируется ли подготовить полностью новую Конституцию страны или же за основу будет принята Конституция Сирии, подготовленная Администрацией Б.Асада в 2012-м году.

Следующими вопросами, после формирования Конституционного комитета являются определение базовых принципов, на которых будет построена Конституция, как будет работать механизм принятия решения (по тексту документа – В.К.), как повлияет принятие нового Основного закона страны на выборы в Сирии. Как ожидается, следующие шаги, связанные уже с практической работой Конституционного комитета, будут предприняты в Казахстане (г. Нурсултан) в ходе заседания Астанинского формата в октябре месяце.

Как пишет турецкое издание: «Формирование Комитета, который напишет новую Конституцию Сирии, имеет решающее значение для того, чтобы прекратить восьмилетнюю гражданскую войну в Сирии, провести выборы и реализовать на практике ожидаемые политические реформы».

Итак, приведенные выше комментарии, в общем и целом, дают представление читателям о то информационном фоне, который царил в Турции в связи с прошедшим очередным Саммитом в Астанинском формате.

Попробуем резюмировать от себя уже итоги состоявшегося мероприятия:

  1. Очевидно, что следует ожидать проведения операции в Идлибе. О намерении Дамаска провести «локальную» операцию при поддержке России говорил на пресс-конференции В.Путин. Представляется, что это стоит прочитывать однозначно – Р.Т.Эрдогана убедили на это согласиться. При этом, президент В.Путин подчеркнул, что будут предприняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать жертв среди мирного населения. Каким образом при этом будет решен вопрос турецких наблюдательных пунктов в последней зоне деэскалации — уже покажет время (Турция вплоть до Астаны заявляла о том, что её наблюдатели «с места не сдвинутся» — В.К.).
  2. Поддержка Россией и Ираном буферной зоны вдоль турецко-сирийской границы, согласие на переселение туда сирийских беженцев «без местной прописки», признание СДС, ПДС, СНС террористами – это «подсластители» для турецкой стороны.
  3. Формирование Конституционного комитета именно на этапе, когда ещё не распутан идлибский узел – также в интересах именно Анкары, а не Дамаска, Тегерана или Москвы. Поскольку наличие подобного анклава укрепляет переговорную позицию оппозиционеров в их контактах с Асадом и не позволяет Дамаску диктовать условия «проигравшей стороне».
  4. Анкару, её партнёры по Астанинскому процессу, постепенно подводят к необходимости диалога с официальным Дамаском. Нередко от турецких экспертов, в кулуарных беседах, можно слышать, что «зря Турция залезла на такое высокое дерево с Дамаском, откуда так сложно спуститься» и о том, что пора бы уже Анкаре, если не возобновить полномасштабный официальный диалог с Дамаском, то, хотя бы, поднять его уровень или, по крайней мере, придать официальность. В противном случае, Анкара сама себе связывает руки в будущем посредничестве в рамках политического урегулирования.
52.31MB | MySQL:103 | 0,547sec