Ситуация в Ливане: август 2019 г.

Август, обычно воспринимающийся как месяц затишья и отпусков, оказался в Ливане насыщенным многочисленными политическими и экономическими событиями, в основном негативного для этой страны характера. В целом данный период продемонстрировал прогрессирующее ухудшение политической и экономической ситуации в стране. Главной угрозой для внешнеполитической ситуации Ливана и вызовом в сфере безопасности стало нарушение ливанского воздушного пространства израильскими беспилотниками, два из которых были сбиты над южным пригородом Дахие. Деградация экономики выразилась в понижении суверенного рейтинга Ливана кредитными агентствами на фоне обозначившегося в конце лета беспрецедентного давления США на ливанский банковский сектор.

Первая половина августа в Ливане была посвящена преодолению политических последствий инцидента в Кабр Шмуне. Напомним, что очередной внутриполитический кризис в Ливане начался с убийства в Кабр Шмуне. 1 июля произошел инцидент в местечке Кабр Шмуна в горном районе Шуф, негласно считающемся зоной влияния лидера Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП) Валида Джумблата. Конвой министра по делам беженцев Салеха Гариба был обстрелян неизвестными. В результате два охранника министра Гариба погибли. Сам он чудом остался жив. Позже в ливанских СМИ распространилась информация о том, что обстрел производился боевиками ПСП.  Салех Гариб является представителем Демократической партии Ливана (ДПЛ), лидером которой является известный политик Таляль Арслан, который в течение долгого времени оспаривает у Валида Джумблата лидерство над общиной друзов Ливана. Еще более обострило ситуацию то, что Салех Гариб сопровождал в поездке по Горному Ливану министра иностранных дел республики Джебрана Басиля. Автомобиль Басиля должен был появиться в Кабр Шмуне чуть позже, так что в принципе этот инцидент можно было истолковать как покушение на Басиля. По требованию партий СПД и ДПЛ дело было передано в Высший судебный совет, который вынес вердикт, неблагоприятный для сторонников Джумблата. В ответ на это министры ПСП с 10 июля бойкотировали заседания правительства. Работа кабинета министров Ливана оказалась фактически парализованной. Все это негативно сказалось на ливанской экономике. По сообщению газеты «Аль-Джумхурийя», выделение этой стране 11 млрд долларов, предусмотренное конференцией CEDRE, прошедшей в апреле 2018 года, было приостановлено. В руководстве Евросоюза стали сетовать на «безразличие и безответственность» ливанского правительства.

Обострению кризиса способствовала и встреча лидера ПСП Валида Джумблата с послом США Элизабет Ричардс, после чего американская дипмиссия выступила с заявлением в поддержку ПСП (2 августа). Эту ситуацию прокомментировал, не называя прямо Джумблата, министр иностранных дел и лидер СПД Джебран Басиль. Выступая 6 августа на конференции своей партии, он отметил: «Они строят замки на украденные деньги, в том числе государственные деньги, получают прибыль от торговли наркотиками и оружием, и при этом обвиняют нас в коррупции. Милиции (намек на боевиков ПСП – авт.) всегда связаны с зарубежными силами. Они выступают против государства и при этом прибегают к помощи иностранных разведок и посольств». В ответ на это депутат парламента Ливана от ПСП Мерван Хамаде обвинил сторонников президента в просирийской ориентации. Он заявил о том, что «в президентский срок Мишеля Ауна влиятельные силы тащат Ливан назад, во времена сирийской гегемонии. Существует координация между Сирией, Свободным патриотическим движением и «Хизбаллой» в том, чтобы навязать ливанцам повестку «Хизбаллы»». 9 августа было наконец-таки достигнуто примирение между Валидом Джумблатом и Талялем Арсланом. По информации ливанских СМИ, первоочередную роль в достижении мира между лидерами партий сыграл спикер парламента Ливана Набих Берри.

Некоторые политические и религиозные лидеры Ливана прокомментировали данное событие. 16 августа генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла заявил  о том, что его партия не стремится к ликвидации других партий и групп, даже если они негативно настроены к «Хизбалле» и призвал другие партии «не уничтожать конкурентов в рамках своих общин». «Столкновение внутри Ливана не в интересах нашего народа. Некоторые партии стремятся к уничтожению конкурентов в рамках своих общин и регионов. Я призываю их не делать этого и уважать итоги парламентских выборов. Выборы показали потенциал и реальный размер каждой партии», — заявил Хасан Насралла. Патриарх маронитской церкви Бутрос Бешара ар-Раи выступил 11 августа с резким заявлением по отношению к ливанским политикам. Он отметил: «Ливанские политики доказали, что они являются экспертами в создании препятствий и паралича общественной жизни. Правда, потом они преодолевают эти препятствия и возобновляют активность, но после того как государство и народ несут огромные политические и экономические потери». Интересно и более раннее заявление патриарха, сделанное им 2 августа: «Ливанской идентичности в настоящее время угрожают ухудшившаяся политическая обстановка и удушающий экономический кризис. Нарушения конституции и введение новых норм постепенно разрушают образ Ливана и вынуждают молодежь, особенно из христианских семей эмигрировать. Тем временем, два миллиона беженцев из Сирии и Палестины все более утверждаются в стране благодаря деструктивной политике мирового сообщества».

В сфере безопасности наиболее заметным событием стало очередное обострение отношений с Израилем. 25 августа медиа-центр движения «Хизбалла» в пригороде Бейрута Дахие подвергся атаке беспилотников. Один из них был сбит, другой влетел в здание и там взорвался (он был начинен взрывчаткой). За день до этого, в ночь с субботы на воскресенье 24/25 августа состоялось нападение израильских ВВС на объект в Акрабе, небольшом городке на сирийской территории, к юго-востоку от Дамаска. При этом, по данным лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии, в результате налет погибли пять человек из числа боевиков просирийских шиитских вооруженных формирований. По данным «Хизбаллы» погибли два человека. Пресс-секретарь Армии обороны Израиля Джонатан Конрикус отметил, что «атака была направлена на террористические цели и военные объекты иранских сил «Кудс» и шиитских милиций». Высшее руководство «Хизбаллы» категорически отрицает, что мишенью израильской армии стал военный объект, отмечая, что удар был нанесен по жилому дому, где были расквартированы бойцы «Хизбаллы». «На этом месте не было никаких военных объектов, а только два молодых парня из «Хизбаллы»», — заявил Хасан Насралла. В свою очередь премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, совершая поездку по Северному Израилю отметил, что удары по иранским военным объектам в Сирии будут продолжаться и далее. «Любая страна, которая предоставит свою территорию для нападения на Израиль, столкнется с последствиями», — заявил он. Далее израильский премьер констатировал: «У Ирана нигде нет иммунитета. Наши силы действуют против иранской агрессии в любом секторе».

25 августа премьер-министр Ливана Саад Харири охарактеризовал налет израильских беспилотников как «вопиющую атаку на ливанский суверенитет». «Эта агрессия представляет угрозу региональной стабильности и попытку еще больше обострить ситуацию», — отметил премьер. Он также призвал международное сообщество «защитить резолюцию 1701 от посягательств с израильской стороны». Президент Ливана Мишель Аун 25 августа назвал нападение беспилотников «наглой агрессией против ливанского суверенитета и территориальной целостности» и отметил, что Ливан предпримет соответствующие меры. На заседании Военного совета Ливана 26 августа президент назвал налет на здание «Хизбаллы» «объявлением войны». Министр иностранных дел Джебран Басиль направил распоряжение послу Ливана при ООН направить в Совет Безопасности ООН жалобу в связи с «опасным нарушением ливанского суверенитета». При этом он отметил приверженность Ливана соблюдению резолюции 1701 СБ ООН. В то же время Израиль, по мнению Басиля, «позволяет себе ежедневные и непрекращающиеся нарушения, которые терроризируют ливанцев и угрожают их безопасности». Лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла назвал атаку дронов на здание его партии «очень, очень, очень опасным развитием событий». «Мы находимся на новой стадии», — отметил генсек «Хизбаллы», подразумевая то, что впервые после 2006 года израильская авиация совершила нападение на Ливан. Он охарактеризовал атаку как «ясное, четкое и очень опасное нарушение правил, зафиксированных соглашением 2006 года». «Мы не позволим, чтобы часы пошли назад. Мы не позволим, чтобы Ливан подвергался бомбардировкам, взрывам и насилию в наших домах. Это для нас красная линия», — сказал Насралла. «Я призываю израильскую армию по ту сторону границы с этой ночи быть наготове и ждать нас. Это нападение даром им не пройдет», — отметил лидер «Хизбаллы». Обращаясь к израильтянам, он сказал: «Не расслабляйтесь, не отдыхайте, не будьте уверенными и не думайте, что «Хизбалла» просто так спустит на тормозах этот инцидент».

Другим важным событием во внешнеполитической жизни страны стал визит премьер-министра Саада Харири в США, проходивший 12-18 августа. В ходе визита ливанский премьер провел три встречи с госсекретарем США Майком Помпео.  Помимо этого С.Харири провел переговоры с новым помощником госсекретаря по Ближнему Востоку Дэвидом Шенкером и заместителем госсекретаря по политическим вопросам Дэвидом Хиллом, с президентом Всемирного Банка Дэвидом Мальпассом и сенатором Джо Либерманом. По итогам визита Харири заявил, что его главной целью было возобновление американского посредничества в делимитации границ с Израилем. Он также отметил намерение США оказать поддержку ливанской армии. Премьер-министр констатировал, что у США есть большие претензии к «Хизбалле», но Вашингтон не намерен подвергать санкциям весь Ливан. Он упомянул о переговорах об американских инвестициях в нефтегазовый сектор и электроэнергетику.

Впрочем, дальнейшие события показали, что на горизонте ливанско-американских отношений появились большие тучи. 30 августа Министерство финансов США ввело санкции против одного из крупнейших банков Ливана: Jamal Тrust Bank (JTB) под предлогом его участия в финансовых операциях «Хизбаллы». JTB входил в «королевскую десятку» ливанских банков. Этот банк, владельцами которого являются шииты, участвовал в финансировании малого бизнеса и жилищного строительства на юге Ливана.  Другим неприятным для Ливана событием стало снижение кредитного рейтинга страны агентством Fitch с В- до ССС. Этот шаг указывает на подрыв доверия инвесторов к ливанской экономике и углубление социально-экономического кризиса в стране.

62.85MB | MySQL:102 | 0,493sec