О программе создания перспективной боевой машины поддержки пехоты «Кармель» Армии обороны Израиля

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» внимательно отслеживают любые программы развития бронетанковой техники в иностранных государствах и особо отмечают именно проекты, разрабатываемые специалистами оборонно-промышленного комплекса (ОПК) тех стран чьи национальные Вооруженные силы на регулярной основе ведут боевые действия ограниченного масштаба, либо проводят специальные операции по борьбе с террористической угрозой.

С учетом вышесказанного вполне очевидно, что интерес представляют практически любые разработки предприятий ОПК Израиля, поскольку еврейское государство с момента своего основания постоянно ведет борьбу с враждебными силами, которые, в основном представлены отрядами движений ХАМАС и «Хизбалла», действующих с территории сектора Газа, Ливана и Сирийской Арабской Республики. Основную поддержку ХАМАСу и «Хизбалле» оказывают иранские военные и специалисты Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые контролируют поставки боеприпасов и вооружений из Ирана через территорию Сирии в направлении на Ливан и сектор Газа.

Как известно, подразделения Армии обороны Израиля в 2006, 2008-2009 и 2014 гг. проводили операции (Operation Summer Rains, Operation Cast Lead, Operation Protective Eagle) по ликвидации полевых командиров, складов боеприпасов, опорных пунктов и подземных тоннелей исламистов на территории сектора Газа. Однако, по результатам применения АОИ вооружений и военной техники гибло значительное количество мирных граждан, а кроме того, израильские военные несли потери в живой силе и технике. Было ощутимо превосходство противника в использовании жилой застройки и подземных тоннелей, позволяющих максимально скрытно приближаться к бронетехнике СВ АОИ

Все случаи нарушения израильскими военными норм международного гуманитарного права, проблем с техникой и вооружением, неадекватные результаты авиационных и артиллерийских ударов, а также недостоверность разведывательных данных являются предметом рассмотрения офицеров из Управления по обнаружению и оценке фактических данных АОИ, которые работают, как с данными опросов военнослужащих, так и с информацией, поступившей от разведывательных беспилотных летательных аппаратов.

Именно высокие потери среди личного состава маневренных мотострелковых групп Сухопутных войск АОИ, которые в классическом варианте располагают пятью бронетранспортерами М113 и двумя основными боевыми танками Меркава Мк.4, обусловили серьезное внимание офицеров Управления по обнаружению и оценке фактических данных АОИ. После проведенной аналитической работы были выработаны рекомендации о необходимости проведения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, по результатам которой был разработан концепт перспективной гусеничной боевой машины под условным обозначением «Кармель».

Следует отметить высокий уровень секретности НИОКР, который традиционно отличает ОПК Израиля от других стран. За прошедшие четыре года в средствах массовой информации появился всего один концептуальный трехмерный рисунок некой достаточно компактной гусеничной бронемашины с орудийной башней, находящейся в населенном пункте.

Благодаря публикациям в китайских источниках представляется возможным перечислить некоторые ключевые тактико-технические требования к боевой машине, которые сформулировали израильские военные.

Во-первых, снаряженная масса боевой машины не должна превышать 35 тонн, но при этом линейные размеры должны совпадать с бронетранспортером М113, которые будут сняты с вооружения в 2020 г. Очевидно, что для изготовления опытной партии перспективных бронемашин предприятия ОПК Израиля будут использовать М113 в качестве базовой платформы.

Требования с привязкой к М113 обусловлены тем, что данные БТР находятся в достаточном количестве в подразделениях АОИ и их ремонт и обслуживание давно отлажены. Кроме того, аналогичные бронемашины находятся на вооружении других стран мира – возможна поставка новых агрегатов для иностранных ВС.

К настоящему моменту известно, что трем компаниям, которые участвуют в разработке бронемашины «Кармель» (IAI, Elbit Systems и Rafael Advanced Defense Systems) уже предоставлено по несколько списанных М113, на которых осуществляется проверка возможностей новых узлов, агрегатов, радиоэлектронной аппаратуры, брони и вооружения.

Необходимо учитывать, что компактные размеры М113 позволяют достаточно активно применять эти БТР в населенных пунктах с узкими улицами. Именно это обстоятельство учтено в техническом задании, которое выдано трем вышеназванным ведущим компаниям ОПК Израиля.

Во-вторых, израильские военные рассчитывают, что при массе 35 тонн высокую маневренность боевой машине должен обеспечить форсированный дизельный двигатель (рабочий объем от 5,7 до 6,3 л.) с турбокомпрессором или турбиной. Вполне вероятно, что разработку такой силовой установки выполнит американская компания Cummins.

Перспективная силовая установка мощностью более 600 л.с. будет работать в паре с автоматической или даже одноступенчатой планетарной трансмиссией, что обеспечит минимальное время на переключение передач и моментальный отклик на сигналы управления. Израильские военные и конструкторы рассчитывают проверить гибридную силовую установку для данной бронемашины в целях установления эффективности подобных агрегатов, а также их влияния на заметность машины в тепловом спектре.

В-третьих, по требованию Управления по разработке вооружения и технической инфраструктуры АОИ экипаж перспективной боевой машины должен состоять из двух военнослужащих, которые будут размещаться в бронекапсуле, установленной в центральной части цельносварного корпуса. Подобный подход израильские военные скопировали с российского основного боевого танка пятого поколения Т-14 «Армата».

По данным китайских источников, цельносварной корпус перспективной боевой машины будет иметь минимальное количество технологических отверстий, предназначенных для коммутации внешних элементов с бортовыми компьютерами, установленными внутри боевой машины. Посадка и высадка экипажа будет осуществляться через кормовую распашную дверь с усиленной бронезащитой.

В данном аспекте также отметим, что на стадии тестирования опытных образцов израильские специалисты отрабатывают варианты размещения дополнительной композитной брони и модулей динамической защиты на корпусе и башне. Опыт современных вооруженных конфликтов показывает, что уровень бронирования большинства бронемашин и бронетранспортеров не обеспечивает защиту экипажа и десанта в случае применения противником противотанковых управляемых ракет типа «Метис», «Корнет» и т.д. Именно израильские военные в рамках Операции Protective Eagle смогли убедится в эффективности данных противотанковых средств, которые поражали М113 и ОБТ Меркава Мк.4 на тесных улицах сектора Газа.

Одновременно с пассивными мерами защиты израильские конструкторы отрабатывают варианты применения активных средств защиты, а именно комплекса активной защиты «Трофи», который принят на вооружение как в бронетанковых подразделениях Сухопутных войск АОИ, так и в Корпусе морской пехоты ВМС США – последние устанавливают КАЗ «Трофи» на ОБТ М1А2.

Данный комплекс является лучшим образцом среди разработок западных специалистов и позволяет перехватывать большинство современных противотанковых боеприпасов, но прогресс в данном направлении не стоит на месте.  В дополнение отметим, что израильские специалисты экспериментируют с формой корпуса, а также намерены интегрировать адаптивный камуфляж, позволяющий скрывать бронемашину в визуальном спектре в условиях сложного ландшафта, а также от  РЛС противника.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины», все вооружение перспективной боевой машины «Кармель» должны быть расположено в необитаемой башне. В данном аспекте отметим, что в качестве основного орудия израильские специалисты рассчитывают использовать многорежимную гладкоствольную пушку Hyper Velocuty Medium Support калибра 60 мм с длинно ствола от 51 до 70 калибров и автомат заряжания (гидравлический привод), обеспечивающий возможность ведения огня одиночными, сериями по три снаряда (однако только одного типа, т.е. осколочно-фугасный – HE или бронебойный с оперенным сердечником из обедненного урана – APFS-DS-T) или же полностью автоматический режим.

Максимальная скорострельность будет достаточно умеренной и составит не более 30 выстр/мин. Боекомплект включает 100 выстрелов унитарного снаряжения.  Как известно, разработку данного орудия осуществляли совместно специалисты израильской IMI и итальянской Otobreda.

По данным китайских источников, израильские оружейники разработали орудие с газоотводом, которое оснащено термозащитным кожухом (соответствует условиям эксплуатации на Ближнем Востоке), а его оперативная замена возможна в полевых условиях. Вполне вероятно, что масса укомплектованной башни с орудием и спаренным пулеметом составит около 2200 кг.

В отношении боеприпаса типа НЕ известно, что максимальная скорость при вылете из ствола составляет 950 м/сек и практическая дальность обстрела составляет не более 1500 м. Бронебойный подкалиберный боеприпас APFS-DS-T благодаря скорости 1620 м/сек позволяет уверенно поражать легкобронированную технику противника (толщина гомогенной брони 120 мм) на дальности до 2000 м.

Многие западные специалисты указывают, что данные боеприпасы не позволяют бороться с тяжелой бронетехникой или даже устаревшими основными боевыми танками Т-54/55 или Т-62, но израильские разработчики отмечают, что в концепции перспективного вооруженного конфликта для выполнения такой задачи в составе бронетанковых подразделений будут присутствовать основные боевые танки Меркава Мк.5 «Барак». В настоящее время, только ВС Чили располагают танками, оснащенными орудием калибра 60 мм, однако немецкие оружейники рассчитывают внедрить такую пушку на БМП Marder в перспективе.

Анализ фото и видеоматериалов показывает, что конструкторы компании Elbit Systems использовали БТР М113 в качестве основы для перспективной боевой машины и разместили в необитаемой башне автоматическую пушку калибра 30 мм, а часть ствола прикрыта металлическим кожухом. На башне установлено два комплекта оптико-электронной системы разведки, наведения и прицеливания (одна на телескопической мачте).

Кроме того, на бортах и кормовой части башни отчетливо видны модули радиолокационной станции с активными фазированными антенными решетками – обеспечивают обнаружение противотанковых средств, применяемых противником для уничтожения бронетехники. Такие РЛС достаточно хорошо зарекомендовали себя на ОБТ Меркава Мк.4 и позволяют уверенно перехватывать подлетающие противотанковые ракеты и гранаты.

На верхнем срезе башни опытного образца установлено две антенны системы радиоэлектронной борьбы, обеспечивающие блокирование частот, используемых для радиовзрывателей самодельных взрывных устройств, которые также представляют серьезную угрозу для БМП и БТР. Израильские специалисты в настоящее время особое внимание уделяют разработке систем обнаружения СВУ, оснащенных датчиками давления или проводными взрывателями. Особо выделяется антенная радиосвязи, которая обладает наибольшей длиной среди всех аналогичных устройств.

В дополнение к вышесказанному отметим, что основная цель НИОКР «Кармель», которую выполняют три израильские оборонно-промышленные компании, состоит в разработке таких технологических решений (комплектующих, агрегатов, бортовых систем, электронных модулей), которые позволят достичь тактического и стратегического превосходства на будущем поле боя, а именно в населенных пунктах и/или сложной, горной, горно-пересеченной местности.

Особое внимание следует обратить на требование АОИ к применению технологий «искусственного интеллекта» и «виртуальной (дополненной) реальности», которые призваны облегчить двум членам экипажа выполнение боевой задачи на передовой. В отношении «искусственного интеллекта» известно, что бортовой компьютер должен обеспечивать автоматическое вождение боевой машины в разных условиях, при этом один из членов экипажа, выступающий в роли механика-водителя, может в любой момент взять управление на себя при помощи джойстика или голосовой команды.

Кроме того, бортовой компьютер должен обеспечивать автоматическое обнаружение и сопровождение множественных целей с распределением их по степени опасности и с предложением об использовании одного из двух типов боеприпасов. На искусственный интеллект будет возложена задача по защите машины от противотанковых средств при помощи КАЗ «Трофи» или аналогичных систем следующего поколения.

Основной положительный момент применения искусственного интеллекта в такой боевой машине состоит в ускорении действий экипажа на поле боя – повышение эффективности подразделения, укомплектованного БМ «Кармель», поддержку которым будут оказывать тяжелые БМП типа «Намер», а транспортировку пехоты обеспечат колесные БМП «Эйтан».

По данным китайских источников, система виртуальной/дополненной реальности в БМ «Кармель» состоит из двух элементов, а именно:

– специального шлема с проекционным дисплеем, который позволяет членам экипажа видеть «сквозь броню» машины и наблюдать за реальной обстановкой. Подобная технология использована в летных шлемах пилотов истребителей пятого поколения F-35, однако их основной недостаток – значительный вес, т.е. среднестатистический военнослужащий может работать в таком шлеме не более 2,5-3 часов.

– набора жидкокристаллических дисплеев типа «тач-скрин», обеспечивающих обзор на 180 градусов по ходу движения боевой машины. Компании, участвующие в проекте «Кармель» предлагают несколько вариантов размещения и размерности дисплеев.

Кроме систем искусственного интеллекта и дополненной реальности бортовой компьютер перспективной БМ будет обеспечивать передачу цифровых данных по шифрованным каналам связи для тактической системы управления полем боя, т.е. повысит уровень информированности штаба подразделения и вышестоящих органов управления.

Китайские аналитики указывают, что по замыслу израильских военных в рамках НИОКР «Кармель» необходимо создать, проверить и отработать такие технологические решения, которые обеспечат превосходство, даже при условии, что противник располагал временем для заблаговременной подготовки позиций – укрепленных огневых точек, скрытых переходов и подземных тоннелей. Основные технологические решения, полученные в рамках рассматриваемого проекта, должны быть сосредоточены на обеспечении маневренности бронетехники и боевой устойчивости, повышении эффективности и снижении стоимости производства и последующего технического обслуживания/ремонта.

В целом, ожидается, что после 2020 г . (крайний срок завершения НИОКР и выпуска опытной партии для передачи на войсковую эксплуатацию) подразделения СВ АОИ смогут значительно повысить эффективность маневренного боя в сложных условиях.

Подводя итог, отметим, что перспективная БМ «Кармель» будет укомплектована пусковой установкой для беспилотных аппаратов снарядов, которые позволят экипажу вести разведку на большей дальности и при необходимости наносить удар по противнику без вступления в огневой контакт с ним.

52.25MB | MySQL:103 | 0,629sec