О развитии железнодорожного транспорта в Саудовской Аравии

Потребность Саудовской Аравии в развитии железнодорожного транспорта обуславливается следующими причинами:

— относительно крупная по площади территория страны и высокая численность населения, что обуславливает спрос на оптимальные логистические услуги, которые способны оказать железнодорожные перевозчики;

— необходимость более рационального использования энергетических, материальных и человеческих ресурсов при обслуживании внутренних потребностей страны в логистических и пассажирских перевозках;

— сопутствующее развитие некоторых обрабатывающих секторов промышленности и предоставление новых рабочих мест, связанных с железнодорожным транспортом;

— расширение возможностей использования территории королевства в качестве транзитного маршрута в направлении Средиземноморье – Персидский залив, а также Красное море – Персидский залив, что может оптимизировать и обезопасить процесс перевозок по причине отказа использования маршрутов в обход Суэцкого канала и Баб-эль-Мандебского пролива.

Помимо этого, уже построенные объекты инфраструктуры на условиях привлечения иностранных подрядчиков описываются как первые проекты подобного рода, реализованные в королевстве в рамках реализации замысла по диверсификации экономики. По мнению чиновников, этот опыт может быть использован и в других отраслях, связанных с индустриальным развитием королевства.

В отличие от других стран-членов ССАГПЗ, железные дороги сегодня играют важную роль в экономике страны, хотя их уровень развития и масштабы использования пока существенно ниже потенциала.

В настоящее время в стране функционирует сеть железных дорог, которые обслуживают как пассажирские, так и грузовые перевозки. При этом система не представляет собой единую интегрированную структуру. Управление железными дорогами осуществляют две государственные компании Saudi Railways Organization и Saudi Railway Company.

Основных функционирующих железнодорожных магистралей на сегодняшний день пять.

Эр-Рияд – Даммам пассажирская имеет протяженность 450 км и эксплуатируется Saudi Railways Organization. Запуск состоялся в 1981 году, функционирует 4 станции, обслуживает потребности Восточной провинции и провинции Эр-Рияд. Точная статистика по пассажиропотоку отсутствует. Используемый подвижной состав представлен локомотивами, произведенными американской компанией Electro-Motive Diesel (EMD, дочерняя структура General Motors), в последние годы появилась техника испанской фирмы CAF. Модернизацию путей в 2010-х гг. также проводили испанские компании.

Эр-Рияд – Даммам грузовая протяженностью 556 км. На этой магистрали расположено 6 станций. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1951 году, а ее строительство было обусловлено необходимостью развивать столицу Эр-Рияд путем создания инфраструктуры для транспортного сообщения с морскими портами на побережье Персидского залива. Первоначально эксплуатацию осуществляла компания ARAMCO, затем — Saudi Railways Organization. Уже в конце 1950-х гг. по причине развития автомобильного транспорта в королевстве спрос на услуги этой магистрали существенно снизился (по пассажирским перевозкам — в 4 раза), однако в 1980-х гг. в связи с расширением города Эр-Рияд и экономическим ростом провинции Saudi Railway Organization инвестировала в строительство контейнерного терминала в столице страны. Затем он стал принимать грузы из порта Даммам с использованием железной дороги. Согласно информации, представленной на сайте компании оператора, более 80% контейнерных перевозок сегодня поступают в Эр-Рияд именно по этой железнодорожной магистрали. Техника также представлена американскими и испанскими производителями.

Эр-Рияд – Курейт (Курейт — город, расположенный рядом с саудовско-иорданской границей) протяженностью 1 242 км и запущенная в 2017 году. Соединяет столицу страны с границей с Иорданией, имеет 6 станций. Эксплуататор — Saudi Railway Company, подвижной состав представлен техникой испанского производителя CAF и американской EMD. Предназначение магистрали – обеспечение потребностей горнорудной промышленности, способствование развитию северных регионов страны, в перспективе – логистическое обеспечение импорта в Саудовскую Аравию со стороны региона Средиземноморья, минуя Суэцкий канал. Информация о стоимости строительства тоже не представлена.

Магистраль Север-Юг, соединяющая город Аль-Хадиса (расположен возле саудовско-иорданской границы) с портом Рас-аль-Хейр на побережье Персидского залива. Введена в эксплуатацию в 2015 году, управление осуществляет Saudi Railway Company, предназначение – обеспечение логистических потребностей при экспорте продукции горнодобывающей промышленности к портам Персидского залива, в перспективе – обеспечение транзита по направлению Средиземноморье – Персидский залив и обратно. Техническое оснащение подвижного состава осуществляет американская компания EMD. Точная статистика по линиям Север-Юг и Эр-Рияд – Курейт не представлена, однако директор Saudi Railway Company Башар аль-Малик в 2018 году заявлял, что общий грузооборот по двум магистралям превышает 20 млн тонн в год и демонстрирует рост от 10 до 15% ежегодно. Количество пассажиропотока, по его словам, превышает 150 тыс. человек в год, в настоящее время темпы роста высокие в связи с постепенным запуском новых рейсов.

Оценивая значения этой инфраструктуры для возможного транзита, следует указать, что большая часть работ со стороны Саудовской Аравии в этом направлении уже сделана. Для создания международного маршрута необходимо завершение мероприятий со стороны Иордании и третьей страны, имеющей непосредственный выход к Средиземному морю. Это могут быть Сирия, Израиль или Ливан, однако вероятность такого развития событий будет определяться прежде всего политическими аспектами.

Скоростная железная дорога Харамейн протяженностью 450 км, соединяющая Мекку, Медину, Джидду, Экономический город имени короля Абдаллы, и аэропорт имени короля Абдель Азиза. Главное предназначение – обеспечение комфортного и быстрого передвижения людей, посещающих святые для мусульман места для совершения религиозных обрядов. Эксплуататор — Saudi Railways Organization. Запуск осуществлен в 2018 году, информация о точной стоимости отсутствует, однако приблизительные подсчеты указывают на суммы, превышающие 10 млрд США. Инфраструктура и подвижной состав оборудованы в соответствии с новейшими техническими достижениями и максимально возможными условиями комфорта, а подрядчиками выступали компании из разных стран (строительство путей – китайские компании, подвижной состав – испанские, дизайн и строительство станций и иной инфраструктуры – французские и турецкие). В настоящее время перевозка пассажиров осуществляется, однако линия не загружена на полную мощность (около 100 рейсов в неделю, тогда как в последующие годы в период хаджа значение должно составить 500 рейсов) ввиду отсутствия достаточного опыта и незавершенности отдельных работ и поставок. Соблюдение графика следования поездов оценивается как более чем 90%, что преподносится как большое достижение: движение затрудняется песчаными массами, которые необходимо своевременно устранять. Ввод в эксплуатацию магистрали описывался в саудовской прессе как символ экономических перемен, в эпоху которых вступает страна. Планируется, что использование инфраструктуры позволит увеличить количество туристов, желающих совершить хадж.

Среди запланированных проектов по строительству магистралей следует выделить Saudi Landbridge (вероятная протяженность – 950 км), который должен соединить Эр-Рияд и Джидду, а также магистраль вдоль побережья Персидского залива в рамках проекта GGC Railway.

Пока непосредственное строительство не началось, однако весной 2019 года саудовская пресса сообщала о начале тендера на выбор подрядчиков по реализации проекта Saudi Landbridge. В случае создания этой магистрали она станет одним из крупнейших и важных проектов в королевстве и поспособствует не только интеграции между регионами страны, но и превращения Саудовской Аравии в транзитную территорию между Красным морем и Персидским заливом с использованием маршрута в обход Баб-эль-Мандебского пролива. По словам Б. аль-Малики, это позволит снизить временные затраты на перевозки грузов из моря в залив на 4 суток. Однако пока сложно оценить масштабы спроса на услуги подобного рода. Кроме того, в саудовской прессе упоминалось, что источником финансирования для этой магистрали станут средства, полученные за счет приватизации Saudi Aramco, что в связи с последними событиями вызывает сомнения.

Несмотря на периодические заявления чиновников и упоминания в прессе, информация о планировании мероприятий, связанных со строительством инфраструктуры в рамках проекта GCC Railway отсутствует.

В настоящее время осуществляется строительство небольшого участка железной дороги, которая должна соединить пассажирскую магистраль Даммам-Эр-Рияд с саудовско-эмиратской границей, окончание запланировано на 2021 год.

Источником финансирования всех проектов в области железных дорог являются государственные фонды, хотя руководители отраслевых компаний надеются на привлечение частных инвестиций в будущем.

Создание мощностей по производству локомотивного парка, вагонов или технического оборудования в королевстве не планируется, собственная промышленность частично удовлетворяет спрос в-основном в строительных материалах.

Можно констатировать, что руководство Саудовской Аравии активно работает над расширением сети железных дорог, при этом практическая реализация некоторых намеченных целей уже осуществлена. Конечно, имеются серьезные препятствия различного характера, которые негативно отражаются на развитии отрасли: к примеру, ввод в строй магистрали Харамейн был осуществлен только в 2018 году вместо первоначально запланированного 2012 года. Однако многие объекты уже созданы, в том числе магистрали, способные обеспечить транзит грузов из Иордании к побережью Персидского залива. Пока говорить о вероятном открытии такого маршрута, а также давать оценочные экономические показатели (объемы грузооборота, рентабельность и т.д.) преждевременно, но в случае его запуска влияние на логистические потоки между Средиземноморьем и Азией будет очевидным. Также можно предположить, что настойчивость, проявленная саудовскими властями в вопросах строительства инфраструктуры, указывает на то, что королевство всерьез рассчитывает на развитие логистического сектора для обеспечения международного транзита грузов через свою территорию в обозримой перспективе.

52.79MB | MySQL:115 | 0,556sec