Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 августа 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и Афганистане. 12 августа премьер-министр Ирака Н. аль-Малики призвал к срочному созыву саммита ведущих политических лидеров страны для преодоления обостряющегося политического кризиса. В Кабуле 9-12 августа состоялась т. н. «джирга мира», в которой участвовали представители пуштунских племен, проживающих в Афганистане и Пакистане.

В Ираке обострившиеся противоречия между различными политическими силами страны привели к политическому кризису, который имеет тенденцию к усилению. 6 августа четыре министра, представляющие «Иракский список», возглавляемый бывшим премьер-министром страны А. Алауи, заявили о выходе из правительства. Ранее это сделал еще один министр этой группировки. Сторонники Алауи обвиняют нынешнего главу кабинета министров Н. аль-Малики в игнорировании требований «возвращения к программе национального примирения». Формально аль-Малики отставку министров не принял. 11 августа об отзыве своих депутатов (30) из парламента, прекращении поддержки законодательной и исполнительной власти» и «всех политических процессов в стране» заявил официальный представитель радикального шиитского лидера М. ас-Садра (по информации командования ВС США, сам ас-Садр вновь покинул Ирак и находится в Иране). В этот же день в результате подрыва придорожного взрывного устройства погиб губернатор южной провинции Кадисийя Х. Дж. Хамза, член руководства Высшего исламского совета Ирака — организации, с которой соперничают сторонники ас-Садра. Правительство Курдской автономии 7 августа утвердило региональный закон о нефти, сделав это, не дожидаясь принятия аналогичного общеиракского закона. Документ открывает путь для иностранных инвестиций в углеводородную отрасль трех провинций — Эрбиль, Сулейманийя и Дахук, а также на «спорных территориях» в районе Киркука.

На минувшей неделе заметно активизировалась внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака. 6 августа в Багдаде прошла вторая встреча делегаций США и Ирана по проблемам безопасности в Ираке. Премьер-министр Н. аль-Малики совершил визиты в Турцию и Иран. В Анкаре был подписан «Меморандум о намерениях», направленный на нейтрализацию угрозы со стороны антитурецкой сепаратистской Рабочей партии Курдистана. В то же время Ирак не пошел на подписание полноценного соглашения о борьбе с терроризмом, на чем настаивала Турция. В Тегеране аль-Малики также обсуждал главным образом вопросы, связанные с безопасностью в Ираке. При этом он заявил: «Тегеран играет конструктивную роль в решении иракских проблем, в т. ч. в борьбе с терроризмом и установлением безопасности в Ираке». Эти слова аль-Малики вызвали недовольство в Вашингтоне.

Совет Безопасности ООН 10 августа принял резолюцию о продлении еще на один год мандата ооновской миссии в Ираке. Документ расширяет возможности миссии, в частности, в вопросах оказания содействия процессу национального примирения в стране, решении проблем беженцев и перемещенных лиц, продвижении экономических реформ и др.

8-9 августа в Дамаске прошло заседание международной рабочей группы по вопросам пограничного контроля в Ираке. В нем участвовали представители стран, граничащих с Ираком, Ирака, Великобритании и США. Саудовская Аравия во встрече не участвовала. По итогам заседания приняты рекомендации по усилению противодействия проникновению боевиков и пресечению контрабанды оружия на иракскую территорию.

Президент США Дж. Буш 11 августа сообщил о «хороших результатах», которые, по его мнению, принесла новая стратегия Белого дома в Ираке. Президент особо подчеркнул успехи в борьбе с террористами из «Аль-Каиды», но в то же время признал, что политические процессы в Ираке идут медленно.

В столице Афганистана Кабуле 9-12 августа прошла т. н. «джирга мира» с участием ок. 600 делегатов от пуштунских племен, проживающих на афганской и пакистанской территории, а также политических деятелей. Это первое в истории столь представительное совместное собрание лидеров племен и политиков двух стран. На форуме обсуждались вопросы противодействия растущей угрозе со стороны движения «Талибан» и «Аль-Каиды». В то же время джиргу бойкотировали вожди племен пакистанских провинций Южный и Северный Вазиристан, а ведь именно они предоставляют убежище и содействие талибам и сторонникам «Аль-Каиды». Джиргу открыл президент Афганистана Х. Карзай, оптимистично выразивший уверенность в том, что пуштуны двух стран совместными усилиями смогут нейтрализовать опасных противников. В последний день работы джирги на ней присутствовал президент Пакистана П. Мушарраф, ранее не намеревавшийся посетить Кабул. В своем выступлении Мушарраф подчеркнул, что обе страны должны наращивать усилия для изоляции боевиков, а также признал, что на пакистанской территории талибы находят поддержку. В принятой по итогам джиги декларации борьба с терроризмом определена как главный приоритет для Афганистана и Пакистана. Кроме того, в документе содержится призыв к борьбе с торговлей наркотиками и реализации совместных экономических проектов в приграничных районах двух стран.

6 августа в Кэмп-Дэвиде состоялась встреча президентов Дж. Буша и Х. Карзая, обсудивших ситуацию в Афганистане и вокруг него. Особое внимание два лидера уделили вопросам обеспечения безопасности мирного афганского населения, в т. ч. от участившихся в последнее время ошибочных огневых и воздушных ударов коалиционных войск. На пресс-конференции по итогам встречи Карзай утверждал, что талибы разбиты и представляют угрозу лишь для мирных граждан, но не для афганского правительства. Х. Карзай также заявил, что Иран « скорее друг, чем враг Афганистану», а иранцы оказывают помощь в мирном процессе, борьбе с наркоторговлей и терроризмом. Президенты США и Афганистана заверили, что не пойдут ни на какие уступки талибам, удерживающим 21 южнокорейского заложника. Переговоры об их освобождении на минувшей неделе вели представители Южной Кореи, однако они не привели к положительному исходу дела.

Сложная ситуация сохранялась в зоне палестино-израильского конфликта. 6 августа состоялась встреча главы ПНА М. Аббаса и премьер-министра Израиля Э. Оьмерта. Впервые два руководителя провели переговоры на палестинской территории в г. Иерихоне, где обсудили общие принципы окончательного двустороннего урегулирования и практические вопросы палестино-израильского взаимодействия в деле обеспечения безопасности, экономике и в гуманитарной сфере. В то же время министр обороны Израиля Э. Барак заявил, что разговоры о мирном соглашении с палестинцами являются «фантазией». Кроме того, Барак подчеркнул, что не позволит удалить контрольно-пропускные пункты на границе Израиля с палестинскими территориями Западного берега реки Иордан. Заявления Э. Барака вызвали возмущение палестинских политиков, подчеркнувших, что подобные утверждения «ставят под угрозу переговорный процесс».

М. Аббас на минувшей неделе также имел встречу с президентом Египта Х. Мубараком, на которой обсудил ситуацию в секторе Газа и продвижение мирного процесса с Израилем. По итогам переговоров Аббас заявил, что диалог между движениями ФАТХ и ХАМАС может быть возобновлен только при условии восстановления в анклаве власти возглавляемой им Палестинской национальной администрации. М. Аббас при этом опроверг сообщения о якобы имеющих место негласных переговорах между ФАТХом и ХАМАСом. Между тем боевики ХАМАСа провели в Газе аресты сторонников ФАТХа. Руководство исламистов сообщило о создании в секторе Газа собственных морских сил, предназначенных для противодействия израильским ВМС, борьбы с контрабандой, поступающей морским путем, и коллаборационистами, сотрудничающими со спецслужбами Израиля.

Эксперты ООН считают, что в условиях продолжения блокады уже в ближайшее время сектор Газа станет полностью зависимым от иностранной гуманитарной помощи и в анклаве произойдет «обвал экономики».

У правительства Судана «не вызывает энтузиазм» ряд пунктов соглашения между повстанческими группировками Дарфура об общей позиции на переговорах с Хартумом, достигнутого в г. Аруша (Танзания) при содействии ООН и Африканского союза. В соглашении, в частности, речь идет о разделе власти между центральным правительством и местной администрацией, а также порядке контроля над природными ресурсами региона, в первую очередь — месторождениями и нефти. При этом Хартум не желает коренным образом пересматривать мирное соглашение 2006 г, где все эти вопросы уже были оговорены, но которое не подписали некоторые повстанческие группировки. Однако правительство все же готово к диалогу, особенно по вопросу прекращения огня. Вместе с тем в южных районах Дарфура возобновились бои отрядов повстанцев с правительственными войсками, действия которых поддерживает авиация.

Напряженная обстановка сохраняется в северо-западных районах Пакистана, вблизи границы с Афганистаном, где не прекращаются боестолкновения подразделений правительственной армии и сил безопасности с боевиками радикальных исламистских группировок, а также отмечается активизация афганских талибов. В то же время президент П. Мушарраф отказывается вводить в стране чрезвычайное положение.

Недавние заявления некоторых из претендентов на пост президента США о возможном проведении американскими войсками контртеррористической операции на пакистанской территории могут привести «к обратному эффекту и негативно отразиться на взаимодействии и координации обеих стран в борьбе с международным терроризмом», — заявил П. Мушарраф. Глава государства подтвердил, что Пакистан остается верен борьбе с терроризмом, но только национальные силы безопасности, обладающие для этого необходимыми возможностями, могут проводить подобные операции на пакистанской территории. Кроме того, Мушарраф выразил свое неудовлетворение законом, подписанным Дж. Бушем, по которому финансовая помощь Исламабаду на борьбу с терроризмом будет предоставляться только с одобрения Конгресса США на основании доказательств того, что Пакистан на своей территории реально достиг прогресса в борьбе с «Аль-Каидой» и талибами.

Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил, что мир должен признать за его страной право на разработки в области ядерной энергии. При этом Тегеран не намерен обсуждать данный вопрос с теми странами, которые не признают это право за ИРИ. Со своей стороны, США настаивают на разработке в Совете Безопасности ООН нового пакета санкций против Ирана, если его правительство не изменит своей политики, т. е не продемонстрирует готовность приостановить работы по обогащению урана и выполнить другие международные условия, которые были предъявлены ИРИ.

Растущую озабоченность США вызывает расширяющееся сотрудничество Турции и Ирана в сфере энергетики и в борьбе с курдскими сепаратистами. Вашингтон предупредил Анкару, что сотрудничество с Ираном в углеводородном секторе может привести к нарушениям соответствующих американских законов и побудить к принятию санкций. В ответ премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что его страна самостоятельно будет принимать решения, касающиеся ее энергетических потребностей.

В Ливане прошли выборы депутатов на два вакантных места в парламент. В горном округе Метн победу одержал кандидат оппозиционного Свободного патриотического движения (христианин), возглавляемого генералом М. Ауном, а в Бейруте большинство избирателей проголосовало за представителя правящего «Союза 14 марта» (суннита).

12 августа объявлено, что ливанская армия завершила разгром экстремистской группировки «ФАТХ аль-Исламий» в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Барид к северу от г. Триполи. Военные вертолеты продолжают обследование районов, в которых еще могут находиться разрозненные группы боевиков. Как известно, бои по овладению лагерем начались 20 мая с. г.

Приложение

О планах американских военных поставок в страны Ближнего Востока

30 июля в Вашингтоне было объявлено о планах администрации США по экспорту крупных партий вооружения и военной техники в страны Ближнего Востока. Конкретно речь шла об Израиле, Египте и аравийских монархиях (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия). Так, ежегодная военная помощь Израилю на ближайшие 10 лет составит 3,0 млрд долларов, т. е. увеличится на 25 проц. Военная помощь Египту останется на прежнем уровне — 1,3 млрд долларов в год. Соединенные Штаты также намерены продать Саудовской Аравии и другим странам-членам ССАГПЗ различную боевую и вспомогательную технику на общую сумму 20 млрд долларов. Переговоры с аравийскими партнерами еще не завершены и поэтому пока нельзя говорить о конкретных сроках поставок, возможны изменения и в стоимости предстоящих сделок.

По словам госсекретаря США К. Райс, новые американские военные поставки ближневосточным государствам «должны способствовать укреплению умеренных сил (в регионе, — авт.) и расширению поддержки по борьбе с негативным влиянием «Аль-Каиды», «Хизбаллы», Сирии и Ирана». В Вашингтоне считают необходимым, чтобы союзники и партнеры США на Ближнем Востоке «были хорошо защищены». Причем модернизация вооруженных сил Египта и Саудовской Аравии, по мнению американцев, «должна укрепить готовность партнеров США в борьбе с исламским радикализмом, помочь умеренным силам в достижении мира, и обеспечить Ливану свободу и независимость». В этой связи особо подчеркивается нежелательность обращения аравийских монархий по вопросам приобретения оружия к другим странам, которые «могут быть менее надежными в обеспечении их обороны». Здесь, как видится, в первую очередь, имеется в виду Россия. В целом Белый дом путем военных поставок предполагает подтвердить неизменность американского курса на поддержку Израиля и умеренных арабских режимов. При этом вопросы ускорения демократизации на Ближнем Востоке как бы отходит на второй план.

Кроме того, отчетливо просматривается еще целый ряд причин (о которых «громко» не заявляется), побудивших Вашингтон осуществить столь крупные военные поставки в ближневосточные страны. К ним можно отнести:

— попытку создать в зоне Персидского залива противовес растущему военному потенциалу Ирана путем наращивания военных возможностей аравийских монархий, преимущественно Саудовской Аравии. Сразу же отметим, что решить эту задачу в полной мере не удастся. По оценке экспертов, количественные и качественные характеристики вооруженных сил государств-членов ССАГПЗ свидетельствуют о том, что в обозримой перспективе они не смогут достичь неоспоримого преимущества над Ираном;

— стремление США еще больше привязать своих региональных партнеров к американскому оружию, американской военной системе в целом, а с другой стороны — несомненную поддержку получает национальный ВПК, который неплохо заработает на ближневосточных поставках. Речь также идет об улучшении совместимости вооруженных сил США с армиями Израиля и арабских военно-политических партнеров;

— укрепить безопасность Израиля и умеренных арабских режимов на фоне продолжающейся дестабилизации обстановки в Ираке, общей напряженности и нестабильности военно-политической обстановки на Ближнем Востоке;

— многие эксперты считают, что речь идет, в т. ч. и о намерении создать антииранский блок умеренных арабских государств с возможным привлечением к нему в той или иной степени Израиля.

Американские планы новых масштабных поставок вооружения и военной техники странам Ближнего Востока вызвали неоднозначную реакцию в регионе и мире. Их осудили Сирия, Ливан и Иран. При этом руководство ИРИ заявило, что оно «не обеспокоено продажей американских вооружений странам Персидского залива». Германия считает, что новые поставки обострят гонку вооружения на Ближнем Востоке. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт дал понять, что не возражает против планов США продать крупные партии современного вооружения Саудовской Аравии и другим аравийским монархиям, т. к. полагает, что Вашингтон должен «поддерживать умеренные арабские государства, а нам с американцами нужно создавать общий фронт против Ирана». Что касается собственно Израиля, то Ольмерт считает предстоящие поставки «значительным и важным улучшением военной помощи» его стране. В Эр-Рияде заявили: «Когда Королевство Саудовская Аравия вооружается, то оно делает это для того, чтобы защитить себя» и саудовские интересы. «Это — долг королевства и его правительства». Причем саудовцы утверждают: «Никогда и никто не мог сказать про королевство, что оно — агрессивное государство».

Намерения администрации Дж. Буша встретили негативное отношение у многих членов Конгресса США. 114 конгрессменов направили президенту письмо, в котором заявили о недопустимости продажи Саудовской Аравии «потенциально дестабилизирующих вооружений», т. к. эта страна «не является настоящим союзником в продвижении интересов Соединенных Штатов на Ближнем Востоке», а также поставляет «боевиков и подрывников-самоубийц на войну в Ираке и обеспечивает финансирование террористической деятельности по всему миру». Однако 114 голосов недостаточно для того, чтобы заблокировать законопроект о продаже оружия арабским странам.

Резонно встает вопрос, какие же типы оружия получат от США Израиль и арабские страны в ближайшее десятилетие? Конкретные детали предполагаемых поставок пока еще не оглашены, но определенные предположения можно сделать.

Что касается Израиля, то эксперты говорят о возможном приобретении 100 новейших многоцелевых истребителях F-35. Израильские ВВС также хотели бы получить 6 военно-транспортных самолетов С-1390J «Супер Геркулес», модернизировать состоящие на вооружении самолеты С-130Е/Н и заменить имеющиеся самолеты-заправщики КС-707 на новые машины. Кроме того, планируется модернизировать вторую эскадрилью боевых вертолетов АН-64А «Апач» до модификации АН-64D. ВВС Израиля планируют пополнить более современными образцами и арсенал своих авиационных боеприпасов. В частности, речь идет о нескольких сотнях высокоточных управляемых бомб типа JDAM. Командование сухопутных войск ЦАХАЛа рассматривает вопрос о 100 новых БМП типа «Намер», созданных на базе танка «Меркава» (частично их можно будет изготовить в США) и 300 американских бронемашинах типа «Страйкер». Израильские ВМС намерены построить два корвета с ударным вооружением. При этом предпочтение отдается проекту американского корабля LCS (Littoral Combat Ship), предназначенного для действий в прибрежной морской зоне и непосредственно вблизи берегов противника.

Переговоры с арабскими странами, по утверждениям американцев, еще далеки от завершения (продлятся еще несколько месяцев, возможно, год) и поэтому сложно говорить о конкретных типах и количестве оружия. Однако представители администрации США заверяют: большая часть намеченных к продаже систем вооружений являются оборонительными. По информации СМИ, предварительно, речь идет о различных типах ракет «воздух-воздух», высокоточных авиационных боеприпасах, в т. ч. о бомбах, наводимых с помощью ИСЗ (для Саудовской Аравии), комплексах ПВО «Пэтриот», модернизации самолетного и вертолетного парка, беспилотных летательных аппаратах дальнего действия, боевых кораблях, средствах РЭБ. Кроме того, возможны поставки новой и модернизация имеющейся на вооружении бронетехники, самоходных артиллерийских систем, РСЗО, противотанковых управляемых ракет, боевой и транспортной авиатехники, противокорабельных ракет, средств разведки, РЛС. При этом, учитывая интересы безопасности Израиля, мощность и радиус действия поставляемых для саудовских ВВС новейших типов боеприпасов будет уменьшена, а дальность их действия ограничена. Кроме того, саудовцы не должны будут их складировать на северо-западе королевства, недалеко от израильской границы.

Таким образом, планы Белого дома по оказанию военной помощи американским партнерам на Ближнем Востоке демонстрируют намерение США всемерно укреплять свои позиции в этом стратегически важном районе мира. Вместе с тем, распределение средств на планируемые поставки и качество предоставляемого оружия в очередной раз со всей очевидностью подчеркивает привилегированное положение Израиля в американской ближневосточной политике, подтверждает неизменность линии Вашингтона не только на сохранение, но и на увеличение военно-технического превосходства Израиля над арабскими странами. Причем здесь имеется в виду не только, и не столько Сирия, сколько Египет и Саудовская Аравия.

52.3MB | MySQL:103 | 0,475sec