Оценки японских специалистов влияния Китая на энергетическую безопасность на Ближнем Востоке и Северо-Восточной Азии

Научно-исследовательский институт стратегической безопасности (НИИСБ) Японии представил доклад с оценкой влияния КНР на энергетическую безопасность на Ближнем Востоке и Северо-Восточной Азии. В частности, в документе рассмотрены вопросы влияния морской экспансии Китая на стабильность поставок энергоресурсов через Индийский океан.

Отмечается, что в настоящее время объем самостоятельной добычи энергоресурсов (ЭР) в Японии составляет всего 7% для первичных энергоносителей (в том числе для нефти – 0,3%), в то время как для КНР и Республики Корея этот показатель составляет 83,9 и 18,9 процента соответственно. Для Японии структура первичных энергоносителей на 88% состоит из нефти, угля и природного газа. При этом в последние годы наблюдается постепенное сокращение объемов нефтяного импорта как результат политики правительства, ориентированной на расширение использования альтернативных (в первую очередь возобновляемых) источников энергии.

 Основным экспортером (свыше 80%) сырой нефти в Японию осуществляются страны Ближнего Востока. В первую очередь Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.  Главной транспортной магистралью, соединяющей ближневосточные страны-экспортеры, является морской путь, проходящий через Индийский океан, Малаккский пролив и Южно-Китайское море (ЮКМ). В этой связи, бесперебойность и безопасность поставок нефти в Японию напрямую зависят от возможности ее транспортировки по данному пути. Вместе с тем, наращиваемое в последние годы присутствие китайских ВМС в акватории Индийского океана, а также экспансионистская политика, проводимая КНР в ЮКМ, могут привести к получению Пекином возможности контроля морских перевозок.

 

Основные морские пути экспорта нефти

При этом отмечается, что действия КНР направлены в первую очередь на увеличение военного присутствия (под предлогом борьбы с морским пиратством) в узловых коммуникационных точках, основными из которых являются Ормузский и Малаккский проливы. Ежедневно через них проходит свыше 17 и 15 млн баррелей нефти, соответственно.

Особое беспокойство японских экспертов вызывает активизация деятельности Китая в развития порта Гвадар (Пакистан). Несмотря на заверения о чисто экономическом интересе (порт является составной частью китайско-пакистанского экономического коридора), существует мнение о том, что КНР может развернуть в том числе и военную инфраструктуру. Кроме того, сделанные правительством Китая заявления свидетельствуют о его намерении направить на обеспечение деятельности порта свыше 500 тыс. человек. И хотя полное перекрытие Ормузского пролива, даже при наличии у КНР достаточного количества сил, невозможно ввиду его высокой важности для большого числа стран, любая эскалация напряженности неизбежно отразится на стабильности поставок энергоресурсов.

Наиболее важным с точки зрения обеспечения энергетической безопасности является сохранение «статус-кво» в районе Малаккского пролива и Южно-Китайского моря, через которые перевозится свыше 90% нефти, импортируемой Японией в том числе и с Ближнего Востока. Как полагают японские эксперты, конфликтная ситуация в данном регионе, вызванная возможной конфронтацией с КНР, может привести к энергетической блокаде страны.

Гипотетическое обострение ситуации в ЮКМ по причине экспансионистская политики Китая, является распространенным сценарием для учений и тренировок, в том числе с применением компьютерных технологий. Так в начале марта текущего года на базе института глобальных исследований «Кэнон» было проведено моделирование возможных вариантов развития обстановки в Индо-Тихоокеанском регионе. В мероприятии приняли участие представители японского парламента, правительства, «сил самообороны», бизнессообщества, ученые и журналисты. Всего свыше 40 человек. Институт глобальных исследований «Кэнон» (The Canon Institute for Global Studies, CIGS) – независимая неправительственная организация, финансируемая корпорацией «Кэнон». Проводит исследования по экономическим, политическим, природоохранным и социальным вопросам, а также в области внешней политики и национальной безопасности. Штаб-квартира – г. Токио.

В соответствии со сценарием мероприятия, в период с 2020 по 2030 год КНР строит военную базу на Мьянманских кокосовых островах, расположенных в Бенгальском заливе вблизи Андаманских и Никобарских островов. Шри-Ланка и Мальдивская Республика находятся в состоянии политического кризиса и являются зоной столкновения индийских и китайских интересов. На фоне общей напряженности КНР использует РЛС управления оружием в отношении корабля японских ВМС, находящегося в международных водах вблизи Андаманских островов, что приводит к дальнейшей эскалации напряженности и вовлечению Токио в конфронтацию с Пекином.

Последовательное моделирование данной ситуации привело к возникновению вооруженного противостояния с участием в нем Соединенных Штатов. Вместе с тем, высокий уровень потерь вынудил участников конфликта вернуться к переговорному процессу. В результате проведенного мероприятия, японским экспертным сообществом были сделаны следующие выводы:

  1. В настоящее время Народно-освободительная армия Китая (НОАК) не готова к масштабному противостоянию в Индо-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем, районом наиболее активных вооруженных столкновений стал именно Малаккский пролив.
  2. Региональные государства, формирующие четырехсторонний диалог по безопасности (Япония, Индия, Австралия и США), не имеют действенных механизмов взаимодействия в ходе вооруженного конфликта такого масштаба, что неизбежно приведет к его затягиванию и, как следствие, к увеличению различного рода потерь.

В целом, моделирование продемонстрировало, что любой вариант развития ситуации, связанный с реализацией силового сценария, неизбежно приводит к блокированию морских путей импорта энергоресурсов на неопределенный срок, что ставит под угрозу энергетическую безопасность Ближнего Востока и Северо-Восточной Азии.

КНР в свою очередь продолжает милитаризацию искусственных островов в составе архипелага Спратли. В мае 2018 года в рамках учений китайские ВВС организовали посадку нескольких стратегических бомбардировщиков H-6K на островном аэродроме. Как отметили в Пекине, это было первым случаем использования соответствующей инфраструктуры, построенной вопреки возражениям США и других стран, участвующих в территориальном споре (среди них — Филиппины, Вьетнам и Малайзия). Перед посадкой самолеты отработали имитацию удара по морским целям. Японские эксперты подчеркивают, что задействование островного аэродрома в качестве места базирования истребительной и бомбардировочной авиации позволит контролировать всю акваторию Южно-Китайского моря.

Таким образом, в настоящее время действия КНР направлены на увеличение своего экономического и военного влияния в Индо-Тихоокеанском регионе. В этом случае в зоне их влияния могут оказаться морские пути транспортировки энергоресурсов с Ближнего Востока в Японию, что поставит под угрозу энергетическую безопасность страны. В этой связи, правительству Японии необходимо расширять полномочия национальных ВМС, пропорционально наращивать военное присутствие в ИТР в интересах противодействия экспансионистской политике Китая. Помимо этого, следует развивать взаимодействие с региональными государствами в рамках реализации концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

62.87MB | MySQL:107 | 0,490sec