Что стоит за желанием США стать посредником в пограничном споре между Ливаном и Израилем

Соединенные Штаты готовы содействовать урегулированию пограничных разногласий между Ливаном и Израилем. Об этом, как сообщило агентство «Аль-Ватания», заявил во вторник 10 сентября помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер, который провел в Бейруте переговоры с президентом республики Мишелем Ауном. «США выступают за сохранение стабильности в Ливане и укрепление двусторонних отношений, поэтому они будут продолжать оказывать поддержку ливанской армии и силам безопасности», — сказал американский дипломат. Он подчеркнул, что Вашингтон возобновит свои посреднические усилия с тем, чтобы помочь Ливану и Израилю провести демаркацию морской и сухопутной границы.  Шенкер сменил на своем посту американского дипломата Дэвида Саттерфилда, который передал 28 мая главе МИД Ливана Джебрану Басилю израильское согласие на проведение переговоров по урегулированию пограничной проблемы. По информации телеканала «Аль-Маядин», в Израиле ответили положительно на предложение Бейрута, чтобы такие переговоры проходили под эгидой ООН. Что касается США, то, как заявил американский дипломат, они будут выполнять роль посредника. Ливан и Израиль оспаривают друг у друга участок в 856 кв. км, каждая сторона считает его частью своей исключительной экономической зоны в Средиземном море. Кроме того, есть несколько спорных участков на сухопутной границе. Пограничная проблема обострилась после того, как Бейрут в декабре 2017 года выдал лицензии на разработку шельфовых месторождений углеводородов у своего побережья консорциуму в составе французской компании Total («Тоталь»), итальянской Eni («Эни») и российской «Новатэк». В конце 2019 года участники консорциума планируют приступить к разведочному бурению. Ливанцы считают возможным использовать штаб-квартиру Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) в Эн-Накуре как место для проведения непрямых переговоров. Сейчас в штаб-квартире миротворцев, которые следят за соблюдение режима прекращения огня на ливано-израильской границе, проводятся регулярно трехсторонние координационные совещания между офицерами Ливана, Израиля и ООН. Напомним, что эта ситуация обострилась  25 августа  25 августа, когда в ночные часы в небо над южной окраиной Бейрута вторглись со стороны моря два израильских беспилотника, оснащенные боезарядами. Один из них рухнул, не причинив вреда, а другой взорвался в воздухе в жилом районе Муаввад, в результате получили ранения три человека. 1 сентября бойцы «Хизбаллы» поразили противотанковой ракетой израильский бронетранспортер возле армейской казармы у еврейского поселения Афифим. В ответ израильская артиллерия на протяжении почти двух часов вела огонь по югу Ливана. Как сообщил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, войска выпустили свыше 100 снарядов по району, откуда было совершено нападение на израильские позиции. По его данным, никто из израильских военных в результате вооруженной вылазки «Хизбаллы» не пострадал. Реакция Бейрута на эти атаки была предсказуемой: 6 сентября президент Ливана М.Аун расценил последние израильские атаки на Ливан как нарушение режима прекращения, установленного в 2006 году в соответствии с резолюцией 1701 Совета Безопасности ООН. По большому счету, эти эпизоды стали продолжением так называемой «тоннельной войны» между странами в декабре прошлого года. И именно тогда стало очевидным, что говорить о каких-то весомых алгоритмах  поддержки Вашингтоном  широкомасштабных военных усилий Израиля в Ливане, не приходится.  Президент США Д.Трамп  четко дал понять тогда, что такой поддержки не будет. После обнаружения построенных «Хизбаллой» подземных туннелей, пересекающих границу между Ливаном и Израилем Б.Нетаньяху лично просил в Брюсселе в декабре прошлого года госсекретаря США М.Помпео  усилить давление на ливанское правительство в рамках оказания давления на «Хизбаллу». Однако, к удивлению и разочарованию израильтян, Вашингтон остался глух к этому призыву. На этой встрече Нетаньяху также попросил Помпео прекратить поставки американских военных материалов ливанской армии, указав, что «Хизбалла» проникла «в ливанскую армию настолько глубоко, что обе эти структуры являются фактически  одним и тем же». Все оказалось напрасным, и теперь американцы активно ведут разговор о глобальном посредничестве  в решении пограничных споров, подразумевая, как полагают эксперты, гораздо более обширные задачи. Имеется ввиду попытка через ливанский узел выйти на реанимацию своей фактически провалившейся новой редакции БВУ, то есть идти пошагово, а не  в общем формате. В некотором роде мы наблюдаем сейчас некую попытку использовать старую схему сепаратной сделки о мире между Израилем и Египтом, но в на этот раз через аналогичную сделку с Бейрутом, что дает возможность выйти уже на более серьезные вопросы мира в регионе с учетом сильнейшего влияния КСА и Ирана в Ливане. В качестве первого шага в рамках решения такого пограничного спора с перспективой выхода на курс максимального сближения тех же аравийцев с израильтянами рассматривается даже не тема разграничения прибрежного шельфа, а вопрос о спорной «ферме Шебаа». По крайней мере, эта тема активно сейчас обсуждается в Госдепе США с точки зрения запуска «пробного шара». При этом никто из экспертов не может уверенно сказать, действительно ли «фермы Шебаа» принадлежат Ливану или Сирии; граница была составлена крайне путано  после Первой мировой войны, что способствовало появлению одной из устойчивых горячих точек на Ближнем Востоке. Оккупация Израилем этой территории является предлогом, который «Хизбалла» использует для сохранения и увеличения своего ракетного  арсенала, утверждая, что это оружие необходимо для освобождения «ферм Шебаа». Таким образом, по оценке американских экспертов, решение Израиля уйти с «ферм Шебаа» может «разоблачить истинную цель вооруженного крыла «Хизбаллы» в Ливане» и открыть дверь для довольно эффективной дипломатии. Новое правительство Израиля, какую бы коалиционную форму оно в конечном счете ни приняло, таким образом может сделать очень существенный шаг по  прекращению еще одной войны прямо сейчас и без единого выстрела. Одним ударом Израиль может выйти из «зоны конфликта»  всего лишь за счет  отказа от 5000 акров кустарника, который чиновник ООН Терье Ред-Ларсен однажды назвал «бесполезным куском земли»». Американцы всерьез полагают, что перспектива широкомасштабной войны Израиля с «Хизбаллой» таким образом будет значительным образом минимизирована и бонусом для Израиля было бы симметричное ослабление главного союзника Ирана в Ливане. Эта ситуация создала бы прецедент в рамках сепаратных сделок между Израилем и арабскими государствами с точки зрения  создания условий нормализации отношений между ними.  В более глобальном аспекте, такая  дипломатия могла бы тогда постепенно демонтировать другие области конфронтации между Ираном и его противниками — среди них ядерная программа Ирана, война в Йемене и санкции США против Ирана, — которые угрожают ввергнуть  Соединенные Штаты в очередной региональный конфликт.

Напомним, что территория, которую Израиль занимает на границе с Ливаном и Сирией, включает в себя 14 небольших заброшенных и заросших земельных участков, известных в совокупности как «фермы Шебаа». Ливан и Сирия оспаривали право собственности на территорию, когда Сирия получила независимость от Франции в 1946 году. Французские карты при этом противоречили друг другу: карта 1932 года поместила «фермы Шебаа» на ливанской стороне линии разграничения, в то время как карта в 1946 году присвоила эту территорию Сирии. Когда сирийские войска в свое время заняли эти фермы, Ливан был слишком слаб, чтобы сопротивляться военным путем. Это был отдаленный район, мало интересовавший политиков в Бейруте, при этом Сирия разрешала ливанским фермерам возделывать свои земли там. «Модус вивенди» действовал до 1967 года, когда Израиль оккупировал удерживаемый Сирией район вместе с прилегающими к нему сирийскими Голанскими высотами и отрезал тем самым ливанских фермеров от их участков. Этот вопрос оставался подвешенным до 1989 года, когда 15-летняя гражданская война в Ливане завершилась Таифским соглашением, которое требовало, чтобы все ливанские ополченцы разоружились и восстановили национальную армию Ливана в качестве единственной вооруженной силы страны. При этом этои соглашение позволило «Хизбалле» сохранить свое оружие на период, пока Израиль продолжал оккупировать Южный Ливан. Израиль покинул Ливан в мае 2000 года, и в  соответствии с Таифскими соглашениями «Хизбалла» должна была передать свои тяжелые вооружения ливанской армии, как это сделали другие ополченцы. Но этого не произошло, и в качестве официального оправдания такой позиции был выдвинут тезис именно об израильской оккупации «ферм Шебаа». Отсюда американскими экспертами делается вывод о том, что пока Израиль не вернет «фермы Шебаа», «Хизбалла» будет не только политической партией, но и армией. На сегодня Бейрут  придерживается позиции, что эта земля всегда была ливанской территорией и должна быть возвращена.  Израиль заявил, что будущее этого района зависит от переговоров с Сирией, которая контролировала «фермы Шебаа» в то время, когда туда вошел Израиль. Организация Объединенных Наций поддерживает в данном случае израильскую позицию. Юристы при этом однозначного ответа на этот вопрос не дают. Границы между странами должны были быть уточнены в Сан-Ремо в апреле 1920 года. Но это не произошло: делегаты от стран Антанты   распределили долю, которую каждый из них получила в рамках контроля над месторождениями   ближневосточной нефти, что было более важным вопросом, чем точная демаркация границ между Сирией и Ливаном. Демаркация линии была оставлена на усмотрение Франции, которая просто дистанцировалась от этой темы. Однако это не только юридический вопрос, но и политический. Стоит ли продлевать состояние напряженности вдоль ливано-израильской границы в районе «ферм Шебаа», который может принадлежать Ливану или Сирии, но даже по признанию Израиля не является Израилем? Если Израиль сделает «предложение» уйти из «ферм Шебаа» то это вынудит «Хизбаллу» ответить. Предназначено ли ее ракетное и тяжелое оружие только для освобождения спорной территории от израильской оккупации? Является ли ее истинной целью защита режима президента Башара Асада в Сирии, удержание превосходства в Ливане или  она является проводником иранского влияния в регионе?  Шейх Хасан Насралла часто настаивал на том, что «Хизбалла» не будет разоружаться, пока израильские силы оккупируют ливанскую территорию. Однако он также отметил по итогам по большому счету  бесполезного вторжения Израиля летом 2006 года: «мы не хотим хранить наше оружие вечно». При этом Израилю нечего терять. Если шейх Насралла отвергнет это предложение, Израиль получает серьезные внешнеполитические козыри.  Отказ Насраллы докажет всему миру, что истинная цель  «Хизбаллы» — не «освобождение» ливанской территории, а выполнение функций вооруженной силы Ирана в Ливане. Однако согласие Насраллы сделало бы возможным заключение фактического мира между Ливаном и Израилем, который принес бы пользу не только обеим странам, но и открыла бы перспективу для американской  дипломатии в рамках решения саудовско-иранского противостояния в Йемене и ревизии СВПД. Вот примерно такой ход мыслей у американских внешнеполитических стратегов. От себя отметим, что такое сползание на приложение основного вектора усилий с глобальных проблем типа БВУ на разрешение локальных узлов в регионе понятно и логично. Госдепу надо подготовить и реализовать хоть какие-то прорывные вещи накануне входа Трампа в очередной предвыборный цикл. В этой связи американские внешнеполитические стратеги будут пробовать любые схемы. При этом наивно думать, что ливанские шииты разоружаться в случае передачи под юрисдикцию Ливана «ферм Шебаа». Единственным средством снизить градус напряженности между Израилем и Ливаном является выход на серьезные договоренности с Тегераном. Но  даже в таком случае какая-то сепаратная сделка по типу Кемп-Дэвида маловероятна, реально только серьезное снижение напряженности на ливано-израильской границе. При этом американцы почему-то забывают о тех репутационных козырях, которые получает «Хизбалла» в случае ухода израильтян с этого клочка земли. Это будет преподнесено и воспринято «арабской улицей», как глобальная победа «над сионистским врагом», а значит — политика «Хизбаллы» была единственно верной.

В чем тогда смысл всех этих комбинаций? Помимо резонов предвыборной борьбы и попыток вдохнуть новый импульс в свою редакцию БВУ, есть еще и резон ВТС. США безусловно отдают себе отчет, что «Хизбалла» является системообразующей силой в Ливане, и попытки дистанцировать ее сейчас от внутренней политики является делом абсолютно бесперспективным. Отсюда попытки ввести ее в контуры новой сделки с проекцией на иранское досье.  Неуемная настойчивость израильского премьера в рамках попыток добиться от Белого дома каких-то решительных шагов по отношению к «Хизбалле», по данным экспертов, очень сильно разозлило М.Помпео, который транслировал ее позже хозяину Белого дома и получил от него в этом вопросе полную поддержку. В этой связи американцы в рамках раздутого израильтянами скандала в отношении тоннелей «Хизбаллы» ограничились исключительно только дежурными официальными дипломатическими реляциями. Также отметим, что Вашингтон  подтвердил Бейруту в этой связи свою готовность продолжать свои программы по перевооружению ливанской армии.  И американцы с британцами и французами планируют поставки новых образцов оборудования такого типа для нужд ливанских спецслужб, которые сейчас в принципе практически полностью контролируются ливанскими шиитами. Контуры сотрудничества между США и Ливаном стали очевидными еще в конце прошлого года. В конце сентября прошлого года Вашингтон с этой целью посетил глава General Directorate of General Security (GDGS) Ливана  Аббас Ибрагим и его старшие офицеры, второй представитель Центрального командования США Чарльз Браун отправился в Бейрут, где 29 сентября п.г. встретился с президентом Ливана Мишелем Ауном и обсудил с ним основные условия предстоящих контрактов. Вашингтон работает сейчас над амбициозными программами поддержки ливанской армии. Помимо предоставления оружия и средств наблюдения, 12 самолетов Super Tucano, которые США предоставят Бейруту, американцы также берут на себя  полный пакет подготовки пилотов по их действиям в рамках антиповстанческой борьбы.  Ожидается, что обучение будет проводиться на базе в Иордании, где уже присутствуют ливанские офицеры. Американские инструкторы также начали подготовку  офицеров Сил специального назначения Ливана, которые активно участвуют в боевых действиях против исламистских ополченцев в горных районах на границе с Сирией. Лондон в этой связи взял на себя все программы подготовки ливанских пограничников. Великобритания также предоставляет оборудование для технического наблюдения за внешними границами Ливана. На этом фоне оживилась и франко-ливанское ВТС. Ливан подписал с Францией соглашение о намерениях, касающееся закупки французских вооружений. Об этом сообщил в пятницу 20 сентября ливанский премьер-министр Саад Харири, выступая в Елисейском дворце перед началом переговоров с французским президентом Эммануэлем Макроном. «Руководство Ливана продолжает свои усилия по укреплению государственных институтов. В связи с этим в пятницу утром представители страны подписали с правительством Франции соглашение о намерениях в отношении закупки французских вооружений и техники с тем, чтобы повысить возможности страны в сфере обороны и обеспечения безопасности», — сказал премьер. Он проинформировал, что «большая часть закупаемого будет направлена на оснащение ВМС Ливана, а также на создание его воздушных и морских подразделений». «Для Ливана это совершенно необходимое инвестирование средств в обеспечение безопасности и нормальной эксплуатации его газовых и нефтяных морских месторождений», — подчеркнул Харири. По словам премьера, Франция также «в очередной раз продемонстрировала Ливану свою поддержку, гарантировав ему предоставление на льготных условиях кредита в 400 млн евро». Он заверил, что Ливан «продвигается по пути экономических реформ». Харири сообщил, что обсудит в пятницу с Макроном, «каким образом обеспечить поддержку на ближайшие годы этих усилий ливанского правительства». «В настоящее время важной задачей является обеспечить начало инвестиционного потока в страну. Надеюсь, что мы сможем провести заседание специального комитета по инвестициям в середине ноября в Париже», — сказал он. Харири назвал «замечательными по своим результатам» прошедшие в пятницу переговоры с министром экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэром, на которой были рассмотрены вопросы инвестирования в ливанскую инфраструктуру.

Таким образом, констатируем, что мы имеем дело с консолидированным подходом Вашингтона, Парижа и Лондона к ливанскому досье, общий смысл которого состоит в попытке за счет возрождения национальной армии и роста инвестиций по возможности минимизировать внутриполитическое влияние «Хизбаллы» и тем самым дистанцировать Бейрут от Тегерана и Дамаска. Причем темой передачи «ферм Шебаа» именно Ливану вбивается клин  между Дамаском и Бейрутом.  И в данном случае надежды американцев на такой сценарий связан еще и с возвращением в политику А.Либермана, без которого нового правительства в Израиле не будет. А именно он выступает последовательным сторонником отказа войны на два фронта (сектор Газа и Ливан) с переносом основных усилий именно на палестинское направление. И в этом видении он кардинально расходится с нынешним премьером Б.Нетаньяху.

52.25MB | MySQL:103 | 0,487sec