Обзор внутриполитических проблем Афганистана накануне президентских выборов

Так называемая Саурская революция 27 апреля 1978 года привела к власти афганских коммунистов. В 1979 году правительство бывшего Советского Союза ввело войска в Афганистан, чтобы поддержать афганское правительство во главе с Бабраком Кармалом. За вторжением последовало десятилетие вооруженного конфликта между афганским правительством, поддерживаемым советскими войсками, и вооруженными оппозиционными группами, часто называемыми «моджахедами». Эти группы были разделены на несколько разных фракций, но все они участвовали в общенациональном вооруженном восстании, которое продолжалось до окончательного распада правительства в 1992 году, после вывода советских войск в 1989 году. После этого распада, в период, который обычно называют «гражданской войной» происходило образование различных группировок моджахедов, которые сформировали новые альянсы и фронты, борющиеся за контроль над Афганистаном. Война между конкурирующими группировками моджахедов и прочими ополченцами обернулась серьезными нарушениями прав человека. Это привело к появлению в 1994 году группировки под названием «Талибан», которая обеспечила стабильность в подконтрольных ей районах, что принесло лидерам организации поддержку со стороны населения. «Талибан» постепенно получил больший контроль над территорией страны и завоевал Кабул в 1996 году. К 2001 году талибы контролировали большую часть афганской территории. Но к концу года, в результате терактов 11 сентября в США, они были вытеснены военной операцией под руководством США. США оказали поддержку фронту моджахедов, выступавшему против талибов, в то время известному как Северный альянс или Северная коалиция. 29 декабря 2001 года на основе Боннского соглашения было сформировано афганское временное правительство под руководством Хамида Карзая,  пуштуна, который также выиграл первые президентские выборы в октябре 2004 года. Группировка «Талибан» претерпела реорганизацию, ее присутствие существенно увеличилось к 2006 году в провинциях Вардак, Логар, Забуль и Урузган и начало расширяться вдоль западного края провинции Кабул. К другим антиправительственным элементам (АПЭ), действующим в Афганистане, относятся «Хезб-е Ислами» под руководством Гульбеддина Хекматияра, «Сеть Хаккани», различные ответвления «Аль-Каиды» (запрещена в России), а также  «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП), «Лашкар-е-Тайба», «Лашкар-е-Джангви», а также Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Действия этих группировок можно было в основном охарактеризовать как асимметричную войну: АПЭ осуществляли минирование на транспортных маршрутах, использовали подрывников, запугивали мирных жителей и совершали целенаправленные убийства с целью дестабилизации государственного режима. Этому противостояли Афганские национальные силы безопасности (АНСБ) и силы международной коалиции, осуществлявшие обыски, операции по разминированию и бомбардировки экстремистских группировок. По данным Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА), ситуация с безопасностью ухудшилась после 2005 года. Конфликт углублялся в течение 2007 и 2008 годов, непосредственно затрагивая примерно одну треть страны. С 2010 года мятеж, возглавляемый талибами, охватил все регионы Афганистана. К концу 2014 года был завершен переход ответственности за безопасность от международных войск к АНСБ. Поддержка дальнейшего развития АНСБ продолжалась в рамках новой, небоевой миссии «Решительная поддержка» под руководством НАТО. После принятия США и союзниками решения об окончания первого этапа войны в 2014 году «Талибан» оперативно расширил свое присутствие по всей стране. В докладе генерального секретаря ООН в августе 2017 года отмечалось, что талибы смогли взять под контроль большие части страны, а появление на Ближнем Востоке террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) еще больше усугубило ситуацию. Согласно МООНСА, в 2018 году боевые действия активизировались, особенно на востоке, юго-востоке и в некоторых районах на юге Афганистана. Талибы добились территориальных завоеваний в малонаселенных районах и продвинули свои позиции в районах, где не было боевых действий в течение многих лет. Международная правозащитная организация Human Rights Watch отмечает, что, хотя талибы заявляли о нанесении ударов только по правительственным и иностранным военным объектам, в результате неизбирательного применения силы были убиты и ранены сотни мирных жителей. Оспариваемые президентские выборы 2014 года привели к политическому компромиссу, который, в свою очередь, привел к созданию Правительства национального единства под председательством президента Ашрафа Гани и премьер-министра Абдуллы Абдуллы. Разногласия в правительстве, особенно между Гани и Абдуллой и их лагерями, серьезно подорвали эффективность правительства. По данным базирующейся в Кабуле некоммерческой организации «Сеть аналитиков по Афганистану», в январе 2017 года, сложные механизмы разделения власти правительства парализовали управление Афганистаном. Серия жестоких событий в Кабуле в мае-июне 2017 года вызвала политический кризис, в результате которого произошел значительный сдвиг в политическом климате, ознаменовавшийся расколом между президентом Гани и ключевыми членами партии «Джамиаат-и-Ислами» (Исламское общество Афганистана). Кризис также привел к консолидации власти Правительства национального единства, и в первые восемь месяцев 2017 года оно добилось прогресса в назначениях на высоком уровне, которые ранее являлись источником напряженности. Независимая избирательная комиссия назначила следующие парламентские выборы и выборы в окружные советы на июль 2018 года. В сентябре 2017 года генеральный секретарь ООН назвал этот график «амбициозным», но «достижимым». Тем не менее, из-за проблем с безопасностью и реформами в области регистрации избирателей, парламентские выборы были вновь перенесены на октябрь 2018 года. Выборы были проведены в 32 провинциях 20-21 октября 2018 года. Голосование в Кандагаре было отложено на неделю из-за убийства «Талибаном» начальника полиции провинции за два дня до первоначальной даты выборов. Голосование в Газни было отложено на неопределенный срок из-за проблем с безопасностью и разногласий вокруг избирательных округов, его было решено провести одновременно с президентскими выборами. Явка избирателей на парламентские выборы в Кабуле и других городских центрах была высокой. Тем не менее, на некоторых из 4900 избирательных участков по всей стране возникли технические и организационные проблемы: к примеру, машины, регистрирующие отпечатки пальцев и портретные фотографии, направленные на предотвращение двойного голосования, не работали должным образом, в то время как на других избирательных участках возникали трудности с обработкой данных. С начала периода регистрации избирателей до дня, предшествующего выборам, МООНСА расследовала 152 инцидента, связанных с угрозой безопасности в ходе выборов, которые привели к 496 жертвам среди гражданского населения (из них 156 погибших, 340 раненых). В декабре 2018 года Независимая избирательная комиссия  объявила о трехмесячной отсрочке президентских выборов, которые первоначально были назначены на 20 апреля 2019 года. Выборы в провинциальные и районные советы были запланированы на 20 июля 2019 года, наряду с ранее отложенным парламентским голосованием в провинции Газни. Причины переноса включали в себя зимние погодные условия на большей части территории страны в апреле, а также расходы на проведение четырех отдельных выборов. В марте 2019 г. выборы были вновь перенесены, на этот раз до 28 сентября 2019 г. в попытке сгладить проблемы, связанные с процессом голосования. Независимая избирательная комиссия опубликовала предварительный список кандидатов в президенты, в который входят действующий ныне Ашраф Гани, премьер-министра Абдулла Абдулла, бывший советник по национальной безопасности Мухаммад Ханиф Атмар, а также Гульбеддин Хекматияр. Министр внутренних дел Амрулла Салех, некогда критик президента, изменил свою позицию и присоединился к команде Гани в качестве кандидата на пост вице-президента. Назначение Салеха было попыткой этнического пуштуна Гани нейтрализовать политического оппонента и заручиться поддержкой таджиков, среди которых Салех имеет сильную поддержку. Таким образом, Афганистан сталкивается с многочисленными политическими проблемами в попытках установить стабильный государственный режим. Любые попытки внести изменения во внутриполитическую ситуацию провоцируют реакцию со стороны экстремистских группировок, что, в свою очередь, представляет прямую угрозу безопасности населения страны и требует постоянного диалога между сторонами конфликта.

52.72MB | MySQL:104 | 0,320sec