18 лет правящей в Турции Партии справедливости и развития — что дальше? Часть 3

14 августа 2019 года правящей в Турции Партии справедливости и развития исполнилось 18 лет. Эта дата была отмечена Партией под руководством президента Р.Т. Эрдогана достаточно пышно. Делалось это под слоганом: «С любовью Турции – нам всегда 18!».

Продолжаем анализировать, что это «совершеннолетие» главного, на сегодня, политического движения страны ей сулит (ссылка на часть 2 статьи: http://www.iimes.ru/?p=61130).

Напомним, что предыдущую часть статьи мы завершили на рассмотрении того вопроса, в какой мере нынешние отношения между Турцией и США являются предопределенными историческим процессом и какой вклад в них внесли лично руководители от Партии справедливости и развития. И заодно тем вопросом, что можно ожидать в том случае, если на место Партии справедливости и развития придет другая правящая партия или коалиция партийных движений. Допустим, в составе которой окажутся кемалисты от Народно-республиканской партии Турции.

Тот факт, что Турция «нарывалась» в последние годы на различные меры со стороны США, в новейшей истории, обусловлен … действиями самих США.

Говоря одной фразой: у США отсутствует когерентная политика на Ближнем Востоке. И американцы до сих пор не могут определиться, зачем им нужны турки в регионе, если сдерживание СССР больше не актуально, а сухопутной границы между Турцией и Россией, в её нынешних границах — нет. Решая свои текущие задачи американцы, по сути, исключают турок из своей обоймы. А не имея внятного интереса в отношении Турции, понятно, что американцы и не учитывают турецких интересов. В результате, туркам приходится решать свои актуальные задачи с альтернативными США партнерами. В первую очередь, речь идет о сближении Турции с Россией – в таких стратегических отраслях, как энергетика, мирный атом и военно-промышленное сотрудничество.

Невзирая на весь свой трибунный антиамериканизм, по факту, Турция стремится к возобновлению своего активного и продуктивного диалога с США. Турецкое руководство, включая президента Р.Т.Эрдогана посылает все мыслимые и немыслимые вербальные и невербальные сигналы о том, что турецкому руководству хотелось бы нормализовать свои отношения с американцами. Хотя для внутреннего общественного мнения это обставляется иначе – с турецкой трибуны президент Р.Т.Эрдоган мечет «гром и молнии» в сторону Вашингтона. И турецкой публике это нравится. Но по факту дело обстоит с точностью до наоборот.

Впрочем, разменяв курдский мирный процесс на победу на выборах 2015 года, турецкое руководство «залезло на слишком высокое дерево». Будь мирный процесс – «на ходу», сегодня турецко-американские отношения, не исключено, развивались бы по совершенно другой траектории. И в этом «заслуга», целиком и полностью, действующего руководства страны. Именно оно вновь вернуло страну на путь военного решения застарелого конфликта. Кстати, именно оно же так «вписалось» в так называемую «арабскую весну», в том числе, в гражданскую войну в Сирии. А последняя, в свою очередь, стала очередной надеждой курдов региона на обретение собственной автономии или даже, при благоприятных условиях, государственности. Не утрать президент Сирии Б. Асада контроль над частью территории, не было бы и вопроса курдских кантонов на восточном берегу р. Евфрат.

В турецком обществе есть серьезный спрос на пересмотр курдской повестки.

Понятно, что турецкие парламентские движения – всеми руками поддерживают военные операции против «сепаратистов и террористов». Однако, у руководства страны есть такой медийный ресурс, что оно может серьезно корректировать общественное мнение. Даже такое разогретое по части курдов, которое наблюдается в Турции сейчас.

На самом деле, в случае прихода ко власти в Турции нового руководства страны, просматривается следующая схема действий в регионе Ближнего Востока: установление официального контакта с Башаром Асадом и возобновление дипломатических отношений между странами. Опосредованная поддержка Б. Асаду в части восстановления территориальной целостности страны, без вхождения в трения с американцами. На своей территории, запуск нового мирного процесса со «здоровыми курдскими силами» в стране.

Немало очков в глазах Запада можно заработать тем, что всерьез «озаботиться» в стране тематикой, которую собирательно можно назвать «права человека».

Кроме курдской проблематики, это ещё включает выпуск на свободу и реабилитацию различных оппозиционеров, включая журналистов и общественных деятелей. Это особенно выигрышно будет смотреться в глазах Европы.

Что же до США, то у них остро необходимо купить что-то «дорогое» и «стратегическое». Понимая это, Р.Т.Эрдоган уже запустил процесс закупки авиалайнеров «Боинг» у США ценой вопроса в несколько миллиардов долларов. Однако, США интересно продать туркам что-то из продукции военно-промышленного комплекса. В первую очередь, речь идет о системах ПВО The Patriot. С российскими системами С-400 поделать, при этом, что-то вряд ли возможно. Снимать их с боевого дежурства – это слишком радикальный шаг даже для оппозиции страны.

Однако, очевидно, что предварительным условием возобновления полноценного турецко-американского диалога со стороны США станет отказ турок от дальнейшей закупки российской современной военной техники.

Что же до Фетхуллаха Гюлена, которого также называют одним из камней преткновения в отношениях Турции с США, то беглый проповедник будет спокойно проживать и дальше в США. В Турции он, кроме действующего президента страны Р.Т.Эрдогана, всерьез на Гюлена обидевшегося, никому, по большому счету, не нужен. Чтобы ещё из-за него новое руководство страны портило бы свои отношения с США. Что, впрочем, не мешает использовать его фигуру в своей внутриполитической риторике.

И, наконец, после США и Европы, нельзя не сказать несколько слов об отношениях Турции с Россией.

Отношения между Турцией и Россией в период нахождения у власти в Турции Партии справедливости и развития сделали несколько крутых виражей (так называемый «самолетный кризис» и убийство в Анкаре чрезвычайного и полномочного посла России А.Г. Карлова – В.К.), чтобы в итоге прийти к своему нынешнему состоянию. Когда, с одной стороны, у Турции и России есть проблемы в связи с урегулированием сирийского конфликта. А, с другой стороны, налицо — достаточно широкая политическая и экономическая повестка, которая позволяет имеющиеся противоречия между странами компенсировать.

Зададимся, как и в случае с европейцами и американцами, вопросом относительно того, насколько был предопределен уровень нынешних отношений между Россией и Турцией логикой исторического процесса? А в какой мере стал следствием прихода во власть в Турции Партии справедливости и развития и лично Р.Т.Эрдогана?

Итак, был ли в Турции спрос на сближение с Россией в начале 2000-х годов, который бы ПСР просто «обыграла»?

Минуя длинные цепочки рассуждений, выразим свое личное мнение, что на самом деле, спроса, как такового не было. Был определенный потенциал для развития отношений, однако, опять же не так чтобы он выглядел, на первый взгляд, очень уж большим.

Однако, тем не менее, лишь только выиграв выборы в Турции в 2002-м году, довольно быстро, лидер молодой Партии справедливости и развития Р.Т.Эрдоган отправляется в Москву для личной встречи с В.Путиным. С тех пор, а также с момента первого визита В.Путина в Анкару, стало принято говорить о наличии особой «химии» в отношениях между лидерами двух стран. Правда, эта «химия» на протяжении чуть ли не всего первого десятилетия двадцать первого века ни во что прорывное для двусторонних  отношений конвертирована не была. Выстраивался диалог, однако, революционного ничего не происходило.

Подлинным прорывом стало подписание российско-турецкого межправительственного соглашения по АЭС «Аккую» в 2010-м году. До тех пор, было много разговоров об «особых отношениях» между Россией и Турцией без каких-либо проектов, которые бы знаменовали фундаментальный разворот. За АЭС «Аккую» последовали «Турецкий поток», а потом уже и С-400. Чтобы в итоге оформиться в три краеугольных камня современных российско-турецких отношений. Однако, как мы писали ранее, по крайней мере, двумя из трех этих сделок отыгрывался несостоявшийся диалог между Турцией и Западом по соответствующим направлениям сотрудничества – в сфере мирных атомных технологий и в сфере систем противовоздушной обороны. И в тех, и в других Турция испытывает острую потребность.

Вот когда уместно говорить о роли личности (личностей) в истории. Р.Т.Эрдоган попытался проводить более сбалансированную внешнюю политику, чем его предшественники, в том числе, через выстраивание нового формата отношений с Россией. Делалось это, разумеется, не из каких-то альтруистических соображений. А исходя из понимания того, что Россия – это крупный потенциальный рынок сбыта для турецкой продукции и услуг. А, заодно, если называть вещи своими именами, Россия – это «пустеющая» страна, которая сохраняется на карте мира только благодаря наследию СССР. Но и оно когда-нибудь будет «проедено». Так, во всяком случае, выглядело для зарубежных стран, включая и Турцию, в начале 2000-х годов.

Турция в этой ситуации пошла на то, чтобы выстраивать с Россией и с её регионами «особый диалог». Однако, ситуация развернулась несколько в другую сторону, когда Россия при В.Путине на международной арене значительным образом, в военно-политическом смысле, окрепла. В том числе, после ряда последовательных шагов в той же Сирии. Нельзя в этой связи не вспомнить и про Грузию с Украиной.

Акции России многократно выросли. А, заодно, между Россией и Турцией возник ряд стратегических инициатив, который предопределяет сегодня куда как большую взаимозависимость между странами, чем это было в начале 2000-х годов.

Однако, подчеркнем: изначально подобного замысла, как представляется, у турецкой стороны не было. Более того, отсутствовали объективные предпосылки для того, чтобы Турция настраивалась в начале 2000-х годов на подобный диалог с Россией. Будь на месте Р.Т.Эрдогана другой лидер и диалог с нашей страной у Турции мог бы развиваться совсем другим образом. Такие шаги отвечают стратегическому видению именно Р.Т.Эрдогана, который рассматривает Турцию в качестве региональной державы со своими интересами, не следующей однозначно в западном фарватере. А это, в свою очередь, предполагает и наличие сильного северного вектора во внешней политике страны.

Сегодня, после 18 лет нахождения ПСР во власти в Турции, сформирован серьезный фундамент для отношений между Россией и Турцией. Можно даже сказать, что этот фундамент задает определенный коридор возможностей для каждой из сторон, который не предполагает возможности серьезного, со впадением в какие-либо крайности, ухудшения отношений.

Однако, если рассуждать на тему того, что будет, когда и если на место действующего руководства страны и Р.Т.Эрдогана придут оппозиционные лидеры, то получится следующая картинка.

Прежде всего, надо сказать, что Россия складывала все эти годы в Турции «яйца в одну корзину». Диалог с Турцией российской стороной велся только по линии правящей Партии справедливости и развития.

Сколь-нибудь серьезной и системной работы с турецкой оппозицией Россия не вела и пока, все ещё, не ведет. Хотя мысли о необходимости таковой уже не только закрадываются, а становятся все более актуальными с учетом динамики политического процесса в Турции. Однако, повторимся, вплоть до настоящего времени эта работа не проводилась.

И начинать России придется практически с чистого листа. Полноценного диалога между Россией и руководством главных оппозиционных партий – причем ни с одной из них (включая Народно-республиканскую партию, Партию националистического движения, Хорошую партию и Партию демократии народов) – не ведется. Эти партии находятся в самом тесном диалоге с другими международными игроками. В частности, и США, и ЕС осуществляют самое тесное взаимодействие с кемалистами из Народно-республиканской партии Турции.

Сегодняшние кемалисты – это, конечно, не та партия, которая может в одиночку выиграть парламентские выборы в Турции. Однако, это – та партия, которая уже сегодня имеет кандидата «на вырост» к президентским выборам 2023 года. Конечно же, за эти 4 года ещё многое может произойти. Однако, Экрем Имамоглу – это та звезда, которая может взойти всерьез и надолго на турецком политическом небосклоне и может даже составить конкуренцию лично Р.Т. Эрдогану. Причем уже буквально сегодня.

Впрочем, оговоримся ещё раз, следующее правительство в Турции имеет все шансы стать коалиционным (строго говоря, оно даже сегодня уже таковым является – В.К.). Однако, речь идет о коалиции оппозиционных движений страны, при лидирующей роли Народно-республиканской партии.

Насколько сейчас существует в НРП спрос на ревизию отношений с Россией, в сторону переключения на Запад?

Однозначно такой спрос наличествует: НРП считает, что ПСР излишне переувлеклись выстраиванием своих отношений с северным соседом. Что создало ненужную напряженность в отношениях страны с Западом. И это, невзирая на то, что НРП – это партия, созданная самим Ататюрком, который ратовал за особые отношения между Турцией и Россией, что зашито и в идеологии, и в исторической памяти всех, кто считает себя кемалистами.

Однако, сейчас для НРП первостепенным является восстановление своих отношений с Западом. На что они готовы для этого, в случае своего прихода ко власти?

Слабое звено – это АЭС «Аккую». Там руководство страны в лице Партии справедливости и развития довольно резко обошлось с природоохранным законодательством страны, внеся в него существенные изменения. А, кроме того, менеджмент и компетенции российской стороны, реализующей проект, уже вызвали и вызывают множество вопросов. «Аккую» — это крайне непопулярный проект в Турции, и он с большой вероятностью может подвергнуться, как минимум, «разбору полетов» со стороны оппозиции, если она придет в Турции ко власти. Можно снискать себе огромную популярность в Турции, если просто взять и заморозить этот проект. Тем более, что для этого даже не придется долго искать какие-либо нарекания и проблемы.

С-400 встанет в Турции на боевое дежурство в самое ближайшее время. При этом надо отметить, что в турецком обществе царило практически полное единодушие в отношении того, что С-400 у России «надо брать» для обеспечения обороноспособности страны. В определенном смысле, сделка по закупке Турцией систем С-400 является антиподом сделки по АЭС «Аккую». Первая вызвала достаточно широкую общественную поддержку, вторая – неприятие. Иными словами, отыграть её назад (допустим, сняв с боевого дежурства – В.К.) не просто нельзя, а чревато потерями политических очков. А вот не допустить дальнейшего допуска России на оружейный рынок Турции – вполне можно.

«Турецкий поток» – он как «Голубой поток» в том смысле, что становится для Турции «экономической данностью», которая приносит стране транзитные деньги. И такой же экономической данностью, как поток российских туристов в направлении Турции. Ни от того, ни от другого турецкая оппозиция не сможет так легко отмахнуться.

52.25MB | MySQL:103 | 0,547sec