Антисемитизм в Иране как фактор возможного введения ФРГ антииранских санкций

Заявление командующего КСИР Х.Салами, в котором он назвал уничтожение «сионистского образования» — «вторым этапом Исламской революции», добавив, что это «не мечта, а достижимая цель», стало поводом для разногласий между Берлином и Тегераном. В официальном ответе федеральное Министерство иностранных дел «решительно осудило» такую риторику. В комментарии МИД утверждалось: «такие антиизраильские заявления недопустимы. Право Израиля на существование не подлежит обсуждению». На это внешнеполитическое ведомство Исламской Республики опубликовало ответ, в котором было отмечено, что именно Израиль является источником нестабильности в регионе, в то время как ИРИ «помогает угнетенным народам на Ближнем Востоке, в том числе палестинцам». Более того, Тегеран призвал Берлин прекратить поддержку «сионистского режима» по причине «его агрессии и бесчеловечных действий».

Реакция Ирана показывает, что стране все меньше удается маскироваться под маской умеренности, ставшей своего рода противоположностью политике и риторике времен М.Ахмадинежада. Реакция ФРГ, во многом традиционная в таких случаях, оказалась с точки зрения общественности недостаточной, поставив вопрос о необходимости принятия в адрес ИРИ более решительных действий именно на основании антисемитизма, открыто пропагандируемого тамошним режимом. В частности, к практическим шагам федеральное правительство призвал Tagesspiegel. Издание отмечает, что попытки ФРГ мотивировать Иран встать на путь деэскалации и поддерживать мирные отношения с соседями ни к чему не приводят, в то время как введение санкций совместно с США и ЕС наложило бы на  Тегеран серьезные ограничения и сдержало бы его агрессию.

Еще более радикальным был ответ, предложенный уполномоченным правительства земли Гессен по борьбе с антисемитизмом У.Беккера. Он обратился к канцлеру А.Меркель, порекомендовав ей выйти из СВПД. По словам У.Беккера: «Нынешняя эскалация отношений с Израилем должна стать достаточной причиной для того, чтобы Германия выступила против ядерного соглашения, которое было подорвано Ираном […] и чтобы необходимые санкции в стране в целом снова вступили в силу […] Речь идет не о политике против иранского народа, который даже своим собственным правительством лишен важных прав и свобод, а о четкой позиции по отношению к политическому руководству Тегерана». При этом особый акцент У.Беккер сделал на том, что для Германии интересы безопасности Израиля должны превалировать над соображениями экономической выгоды от торговли с ИРИ.

В контексте данного заявления необходимо обратить внимание на две составляющие.  Во-первых, У.Беккер принадлежит к основной коалиционной партии ХДС, которую до недавнего времени возглавляла сама А.Меркель. Таким образом, игнорировать его слова несколько сложнее, нежели в том случае, если бы они прозвучали из уст представителей оппозиции. Особенно это касается партии «Альтернатива для Германии».  Ее, кстати сказать, в некоторых источниках обвиняют в пропаганде враждебного восприятия иностранцев, главным образом мусульман, в ФРГ в целом. А это отражается и на давних, хорошо интегрированных и квалифицированных мигрантах, к которым принято относить иранцев, проживающих в Германии.

Во-вторых, У.Беккер стал первым из уполномоченных, которые озвучил необходимость жестких ответных действий на риторику Ирана. Ранее самым знаковым стало, пожалуй, заявление уполномоченного федерального правительства Ф.Кляйна, который не советовал евреям носить кипу. Тот призыв был примером попытки ввести ограничения для тех, кому на деле и угрожает опасность, а потому спровоцировал противоположную реакцию, в то время как действия, предлагаемые его коллегой из Гессена, наоборот, мера, направленная против источника опасности. Важно также, что именно подозрения в антисемитизме лежат в основе капании по запрещению BDS-Movement в Германии.

Вместе с тем  стоит подчеркнуть, что курс, который У.Беккер предлагает, руководствуясь соображениями безопасности Израиля, имеет явную проамериканскую составляющую. Именно этот фактор, а не экономические причины представляет собой, как кажется, главное препятствие к тому, чтобы Берлин ужесточил подход к ИРИ. Об экономике стоит сказать несколько слов отдельно. С одной стороны, продолжается общее снижение интереса европейский компаний к Ирану. Наибольший всплеск желания покинуть страну наблюдался перед 5 ноября прошлого года. Однако с течением времени общая тенденция не изменилась.

INSTEX  на днях получил нелестные оценки со стороны главы МИД России С.Лаврова на заседании клуба «Валдай», сообщившего, что с помощью данного механизма ни одна сделка не была доведена до конца, несмотря на сообщения о присоединении к системе новых европейских игроков. В прошлом месяце было заявлено, что возглавить европейский институт по проведению сделок с ИРИ в обход санкций должен немецкий дипломат М.Бок. По мнению Spiegel, он считается «знатоком Ближнего Востока», поскольку работал в Каире и Аммане, однако, другие источники склонны считать его в большей степени специалистом по международному праву. Кроме того, в его карьере все же было заметно больше активности в других регионах, к примеру, в Боготе, Каракасе, Бангкоке или Мадриде. В любом случае, с его назначением какого-то заметного  прорыва в работе INSTEX, как кажется, не ожидают. Кроме того, нельзя не вспомнить, что прошлый кандидат, также представлявший немецкую дипломатию, Б.Эрбель, работавший непосредственно в ИРИ, не был утвержден в должности как раз из-за антисемитских высказываний в интервью.

Таким образом, фактор антисемитизма становится важным аргументом для тех, кто призывает федеральное правительство отказаться от поддержки ИРИ и сохранения СВПД. Учитывая значимость этой проблемы в контексте исторического прошлого Германии, а также того, что озвучиваются подобные мысли влиятельными политиками и изданиями, игнорировать их полностью будет трудно. Впрочем, и решающего значения в принятии окончательного решения о стратегии на иранском направлении такого рода призывы иметь, вероятно, не будут. Берлин, скорее, предпочтет иначе подтвердить приверженности принципам поддержки Израиля, нежели пойдет на серьезную конфронтацию с Тегераном, уступая таким образом под давлением Вашингтона и позволяя Парижу перехватить инициативу на этом треке.

62.83MB | MySQL:102 | 0,508sec