Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20 — 26 августа 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и в зоне палестино-израильского конфликта. 26 августа шиитские, курдские и суннитские лидеры заявили о достижении ими договоренностей по преодолению политического кризиса и продвижению политического процесса в Ираке. Вооруженные силы Израиля усилили силовое давление на палестинские экстремистские группировки в секторе Газа.

На минувшей неделе был опубликован очередной доклад американских разведслужб по Ираку. В нем подчеркивается, что с января 2007 г. в этой стране в сфере безопасности достигнуты «ощутимые, хотя и неровные перемены к лучшему», причем сужены возможности боевиков «Аль-Каиды» совершать теракты и другие акции. Вместе с тем, общий уровень насилия в Ираке остается высоким. Особо отмечается, что политическое примирение в стране по-прежнему «труднодостижимо», «вражда между группировками, созданными по религиозному признаку, не преодолена». Подчеркивается неспособность иракских политических лидеров «эффективно управлять» собственной страной и неготовность местных армии и сил безопасности проводить крупные операции без помощи сил коалиции «на долгосрочной основе и одновременно в нескольких районах» Ирака. В целом, по оценке спецслужб США, в ближайшие 6-12 месяцев процесс нормализации обстановки в Ираке будет идти «скромными» темпами при сохранении высокого уровня насилия. Более резко высказался о ситуации в стране американский посол в Багдаде Р. Крокер, заявивший, что говорить о каком-либо прогрессе на иракской политической сцене в настоящее время не приходится. Президент США Дж. Буш сначала (21.08) подверг критике деятельность правительства Ирака во главе с Н. аль-Малики, но уже на следующий день демонстративно поддержал его. Подобные «зигзаги» Буша свидетельствуют как о понимании Вашингтоном слабости, неэффективности кабинета аль-Малики, так и о том, что реальной замены ему у американцев пока еще не имеется.

Говоря об общей ситуации в Ираке, Дж. Буш заявил, что США «все еще находятся на раннем этапе новых операций» в этой стране, а достигнутые «в последние пару месяцев» успехи демонстрируют, что обстановка в Ираке «может меняться, и она меняется», но желаемые результаты не могут быть достигнуты «в одночасье», поэтому вашингтонской администрации требуется больше времени для реализации плана по стабилизации обстановки в Ираке.

Окончательное решение о выходе из кабинета аль-Малики подтвердила 24 августа партия «Иракский национальный список», которую возглавляет бывший премьер-министр страны А. Алауи.

Вечером 26 августа было объявлено, что премьер-министр Н. аль-Малики (шиит), президент Ирака Дж. Талабани, (курд), вице–президенты Т. аль-Хашеми (суннит) и А. А. Махди (шиит), глава курдской автономии М. Барзани договорились о ряде мер, направленных на преодоление политического кризиса и достижение национального согласия в стране. В частности, сообщается о восстановлении прав на трудоустройство для лиц, состоявших в бывшей правящей партии Баас, проведении выборов в провинциальные и местные органы власти, а также частичной амнистии политзаключенных.

На прошедшей неделе Н. аль-Малики впервые посетил Сирию с официальным визитом. В Дамаске его заверили в готовности «сделать все необходимое» для улучшения обстановки в Ираке, а президент САР Б. Асад осудил действия террористов в соседней стране. Руководители Ирака и Сирии заявили об обоюдной заинтересованности в налаживании политического диалога и развитии полномасштабного сотрудничества между двумя государствами. В то же время США скептически оценивают возможность радикального улучшения сирийско-иракских отношений, хотя в уже упомянутом докладе американских разведслужб отмечается, что Сирия «принимает меры против суннитских экстремистских группировок» (иракских, — авт.) в связи с угрозой, которую они представляют для правящего в Дамаске режима.

Напряженная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Армия Израиля на минувшей неделе значительно активизировала рейдовые операции против боевиков палестинских радикальных группировок в секторе Газа. Действия наземных сил ЦАХАЛа поддерживала авиация. Тем не менее, ракетные обстрелы приграничных районов Израиля с территории палестинского анклава продолжались. В ходе вооруженных столкновений отмечалось применение боевиками ХАМАСа противотанкового вооружения. С обеих сторон имеются человеческие жертвы, погибшие и раненые есть и среди гражданского населения сектора Газа. Израильтяне также проводили антитеррористические мероприятия в некоторых районах Западного берега реки Иордан (ЗБРИ).

Глава ПНА М. Аббас заявил, что наращивание силовых действий израильских войск в секторе Газа «усиливает сомнения палестинцев в том, что Израиль действительно хочет мира». По мнению Аббаса, при нынешней политике еврейского государства мирные переговоры с Израилем «не имеют смысла и не приведут к каким-либо результатам». Аббас также отверг возможность компромисса с израильтянами в вопросе обмена территорий еврейских поселений на ЗБРИ на территории общин израильских арабов. Подобные заявления главы палестинской администрации в условиях обострения внутрипалестинской политической борьбы, как видится, носят вынужденный, тактический характер и не свидетельствуют о решительном отходе М. Аббаса от курса на диалог с Израилем. С осуждением последних силовых акций израильтян в Газе выступил руководитель египетского МИДа А. А. Гейт.

Глава политбюро ХАМАСа Х. Машааль сообщил, что не верит в возможность диалога с ФАТХом, т. к. все возможности его возобновления «зашли в тупик». Одновременно Машааль заявил, что ХАМАС не вернется к ситуации, существовавшей в секторе Газа до захвата власти там исламистами. Между тем в самом анклаве 24 августа прошла демонстрация сторонников ФАТХа, разогнанная вооруженной милицией исламистов, которая открыла огонь по манифестантам. В целом в секторе Газа усиливаются преследования политических оппонентов ХАМАСа и работников СМИ.

В парламенте Турции на прошедшей неделе прошли два тура голосования по избранию нового президента республики. В итоге кандидат от правящей происламистской Партии справедливости и развития А. Гюль не смог набрать необходимых для этого 2/3 голосов. Как ожидается, в ходе третьего тура голосования, назначенного на 28 августа, А. Гюля изберут главой государства, т. к. в этом случае ему для победы достаточно будет получить простое большинство голосов. Как показывает последний опрос, 68 проц населения Турции позитивно относятся к Гюлю, тогда как лишь 28 проц не одобряют его кандидатуру. При этом население страны считает, что в случае избрания А. Гюля президентом, Турция не столкнется с угрозой превращения светского государства в теократическое.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. За период с конца июля с. г., когда власти активизировали действия против радикальных исламистских группировок и племен, поддерживающих движение «Талибан» и «Аль-Каиду», в ходе вооруженных столкновений, терактов и других насильственных действий в приграничных с Афганистаном районах было убито до 250 боевиков и погибло ок. 60 военных и полицейских. В районах, прилегающих к афганской границе, сосредоточено до 90 тыс. военнослужащих.

Напряженной сохраняется и внутриполитическая ситуация в Пакистане. В своем выступлении 24 августа глава государства П. Мушарраф призвал политические силы страны к примирению и диалогу. Днем ранее верховный суд страны разрешил вернуться на родину бывшему премьер-министру Пакистана (1990-1993, 1997-1999 гг.) Н. Шарифу. Как известно, Шариф является одной из ключевых фигур сил, оппозиционных Мушаррафу, и ставит своей целью отстранение генерала от власти.

25 августа в Пакистане прошло очередное испытание ракетного оружия – был произведен успешный пуск крылатой ракеты воздушного базирования «Раад» («Хатф- VIII»), имеющей дальность полета до 350 км и способной нести боеголовку как с ядерным, так и обычным зарядом. Сообщается, что при изготовлении ракеты использовались технологии «стелс», значительно снижающие возможность ее обнаружения радиолокационными средствами.

Пакистан заявил намерении пересмотреть условия ядерного моратория, если Индия продолжит расширение своей атомной программы. В Исламабаде очень обеспокоены тем, что дальнейшие шаги Дели по усилению ядерного потенциала могут привести к серьезным изменениям «стратегического баланса сил в Южной Азии».

Иран и МАГАТЭ договорились относительно рабочего плана поэтапного снятия остающихся у международного агентства вопросов по ядерной программе ИРИ. В тоже время президент Ирана М. Ахмадинежад в очередной раз заявил, что его страна не собирается отказываться от своего права на развитие ядерных технологий в мирных целях, а в действиях ИРИ «нет ничего противоречащего международным принципам». Со своей стороны, США продолжают настаивать на ужесточении санкций против Ирана и считают его последние договоренности Тегерана с МАГАТЭ явно ограниченными и не дающими гарантий полного контроля над иранской атомной программой.

Министерство обороны ИРИ сообщило о начале производства в стране т. н. «умных бомб» весом более 900 кг и оснащенных электронными системами наведения. Этими боеприпасами оснастят самолеты F-4 и F-5. Ранее сообщалось о завершении разработки в Иране бомбардировщика и истребителя собственной конструкции.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем докладе Совету Безопасности ООН сообщил, что правительство Судана не вывело к назначенному сроку (9 июля с. г.) войска из ряда районов юга страны, что было предусмотрено мирным соглашением 2005 г. между центральными властями и повстанцами-южанами. Пан Ги Мун призвал Хартум незамедлительно завершить вывод войск за исключением подразделений, предназначенных для вхождения в состав смешанных сил по охране районов нефтедобычи и совместно с южанами выработать «транспарентный режим управления нефтяными ресурсами и их устойчивого освоения». Африканский союз также призвал Хартум и южан к выполнению положений договора 2005 г., особенно в части, касающейся точного определения границ между северными и южными регионами Судана. Командование суданских ВС отвергло обвинения генсека ООН, назвав их «неоправданными», и заявило, что по данными международного мониторинга из южных районов выведено 87,5 проц правительственных войск, тогда как южане вывели с севера лишь 6,9 проц своих сил.

Обстановка в Ливане по мере приближения срока президентских выборов (ноябрь 2007 г.) имеет тенденцию к обострению. Руководители ливанских партий и движений усиливают взаимные нападки, зачастую выступают с явно провокационными заявлениями, а попытки международного посредничества успеха пока не имеют. Лидер парламентского большинства В. Джумблат заявил, что новый глава государства будет избран «вне стен парламента» простым большинством голосов, что оппозиция расценила как «провокацию новой междоусобицы». Заместитель лидера «Хизбаллы» шейх Н. Касем сообщил, что если требование оппозиции о формировании правительства национального единства не будет выполнено, то исламисты создадут в Ливане второе правительство. Одновременно Касем подчеркнул, что «Хизбалла» никогда не применит имеющееся у нее оружие против ливанского народа, т. к. оно предназначено для борьбы с Израилем. Спикер парламента и руководитель союзного «Хизбалле» движения «Амаль» Н. Берри категорически отверг идею двоевластии и создания оппозиционного кабинета.

Совет Безопасности ООН 21 августа продлил на шесть месяцев мандат миссии Африканского союза в Сомали. Совет Безопасности также подтвердил эмбарго на поставки оружия в эту страну.

По заявлению представителя командования сил НАТО в Кабуле, в случае, если власти Афганистана посчитают целесообразным провести переговоры с талибами для достижения мира в стране, то альянс будет только приветствовать этот шаг.

Приложение

Ливия: проблемы обеспечения национальной безопасности

Задачи упрочения международных и региональных позиций страны, решение территориальных и иных проблем с соседними государствами, обеспечение стабильности режима внутри страны определяют политику ливийского руководства по вопросам национальной безопасности и обороны.

Очевидная слабость национальных вооруженных сил (76 тыс. чел.), уроки войн в Ираке (1991 г., 2003 г.) и Югославии (1999 г.) и, как представляется, осознание руководством страны невозможности создания армии, способной эффективно противостоять ВС государств Запада во главе с США, во многом определили те принципиальные изменения в подходах Ливии к решению проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности, которые произошли в начале XXI в.

Оценивая современную международную и региональную ситуацию, ливийский лидер М. Каддафи и его ближайшее окружение пришли к выводу, что наращивание вооружений, создание собственного оружия массового уничтожения (химического и ядерного) отнюдь не является гарантией безопасности страны, а скорее может стать хорошим предлогом для военного нападения на Джамахирию со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для ныне правящего в Ливии режима. Кроме того, руководство страны в определенной степени опасается армии, не считает ее офицерский корпус достаточно лояльным существующей власти, что также является немаловажным обстоятельством, сдерживающим принятие решения на проведение широкомасштабной модернизации вооруженных сил.

В декабре 2003 г. М. Каддафи заявил об отказе Ливии от программ по созданию собственного ОМУ. Одновременно Джамахирия дала обязательство не прибегать к насилию в политических целях. В 2004 г. Ливия подписала дополнительный протокол к ДНЯО, что предполагало создание на территории страны пункта по мониторингу ядерных программ. В Триполи также заявили об отказе от баллистических ракет с дальностью пуска более 300 км. Ливия присоединилась к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. В 2004 г. страна вступила в международную Организацию по запрещению химического оружия. В Триполи идут на всестороннее сотрудничество с МАГАТЭ в области верификации своих ядерных программ. Этот процесс происходит без каких-либо препонов со стороны местных властей. Ливийская сторона передала США большое количество оборудования, применявшегося в работах по созданию ядерного оружия, в частности, центрифуги для получения обогащенного урана, а также документацию по военным ядерным исследованиям. Помимо этого в США были отправлены и баллистические ракеты с повышенной дальностью пуска. В 2007 г. Джамахирия присоединилась к конвенции ООН по борьбе с ядерным терроризмом.

Вместе с тем, по утверждению М. Каддафи, его страна не получила от Запада «адекватной компенсации» за отказ от разработки ядерного оружия – Ливии не оказали содействие в развитии национальной ядерной энергетики. Возможно, недавно подписанный с Францией меморандум о строительстве ядерного реактора для опреснения морской воды в какой-то мере восполнит этот пробел. А пока, по информации СМИ, у Ливии все еще имеется 200 баррелей урана, который хранится на военной базе в Себха. Причем ливийцы не собираются от него отказываться.

В целом же в последние годы ливийская внешняя политика стала более стабильна и предсказуема, хотя отдельные рецидивы спонтанных высказываний радикального характера (например, о создании «единой» африканской армии) порой имеют место. Много усилий прилагает Триполи для улучшения имиджа страны в мире. Основной вектор ливийской внешней политики был направлен в сторону Африки, В Триполи больше внимания стали уделять посредническим усилиям в вооруженных и политических конфликтах в Африке. Это особенно видно на примере суданского Дарфура и суданско-чадских отношений. В то же время арабское направление все более уходит на второй план. М. Каддафи демонстративно не участвовал в последних саммитах арабских лидеров, критически оценил саудовскую инициативу (2007 г.) по урегулированию арабо-израильского конфликта.

Поступательно проводится линия на расширение экономического и технического сотрудничества, налаживание политических контактов со странами Запада и другими государствами, которые могут оказать Ливии реальное содействие в сфере экономического развития и восстановления боеспособности ее вооруженных сил. Успешно развиваются отношения с Францией и Великобританией. Восстанавливаются отношения с США. Однако ливийцы неодобрительно относятся к созданию Вашингтоном специального Африканского командования и не намерены предоставлять американцам военные базы на своей территории.

Руководство Ливии, по всей видимости, будет стремиться не осложнять отношения с соседними государствами. В первую очередь, это относится к Египту. В настоящее время и на обозримую перспективу возникновение серьезных конфликтов в отношениях с Египтом маловероятно. Вместе с тем между двумя странами имеется ряд спорных территориальных вопросов. В районе границы с Ливией продолжает находиться крупная группировка египетских войск. Еще 2001 г. М. Каддафи заверил президента Чада И. Деби в том, что Ливия не будет поддерживать местных повстанцев, действующих в северных районах страны. Тем не менее, имеются данные о том, что некоторые антиправительственные группировки в Чаде продолжают пользоваться ливийской поддержкой. Улучшились отношения Тунисом. Однако между двумя странами сохраняются нерешенные территориальные проблемы, в частности, по вопросам раздела богатого нефтью континентального шельфа. В условиях сохраняющихся разногласий, главным образом территориально-пограничного характера, в Триполи не исключают полностью возможности возникновения конфликтных ситуаций в отношениях с соседними государствами, решение которых может потребовать в ряде случаев применения военной силы.

Ливийское руководство решительно вступает против международного терроризма. Вместе с тем, страна не присоединилась к патронируемой Соединенными Штатами т. н. «Транссахарской антитеррористической инициативе» (Алжир, Мавритания, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал, Тунис). Джамахирия также не участвует в совместных мероприятиях военного плана стран НАТО и Северной Африки в интересах противодействия терроризму.

Одним из важных вопросов обеспечения национальной безопасности становится борьба с нелегальной миграцией. Территория Ливия является одним из «мостов», по которому нелегальные мигранты из африканских стран южнее Сахары стремятся перебраться в Европу, а часть из них пытается обосноваться в Джамахирии. Ливийцы активно сотрудничают в деле противодействия нелегальной миграции с рядом государств Средиземноморья, особенно с Италией и Мальтой.

В целом Ливия продолжит курс стабилизацию и развитие отношений с соседними странами и государствами Запада с тем, чтобы не давать поводов для возникновения ситуации, когда ее внешняя и военная безопасность может оказаться под угрозой.

Внутри страны положение правящего режима остается достаточно прочным. На сегодняшний день оппозиция правящему режиму разнородна, разрозненна и явно слаба. Ее социальную базу составляют часть военных, несогласных с теорией «вооруженного народа» (т. е. формального отказа от регулярной армии), лишенные прежнего влияния религиозные деятели, а также традиционалистские слои, враждебные социальному и религиозному модернизму. Власти не допускают формирования организованной оппозиции внутри страны, в то время как влияние противников режима, действующих за рубежом, остается ограниченным. В сложившейся ситуации наибольшую опасность для себя руководство Ливии видит в возможности возникновения стихийных массовых волнений, которые могут поставить режим в критическое положение.

В последние годы время власти взяли курс на более активную либерализацию в сфере экономики, приватизацию многих предприятий госсектора. Однако М. Каддафи не торопится решительно поворачивать на путь демократизации общественно-политической жизни страны (сторонником большей демократизации и реформирования существующей в стране политической системы настойчиво позиционирует себя сын и вероятный «наследник» М. Каддафи — Сейф аль-Ислам). В целом же, как видится, правящий режим на ближайшую перспективу продолжит линию на недопущение консолидации оппозиционных сил, а при необходимости будет принимать меры по их подавлению.

52.2MB | MySQL:103 | 0,485sec