Саудовцы в лагере Нахр Аль-Барид: не подтверждаемые, но и не опровергаемые данные

Вопрос о саудовцах, вступавших в ряды движения «Исламский ФАТХ» и воевавших против ливанской армии в лагере Нахр Аль-Барид, стал предметом широкого обсуждения в королевстве. Однако при этом точка зрения его участников вовсе не исходит из необходимости отрицания возможности случившегося — она, как это ни парадоксально, нейтрально принимает события в этом палестинском лагере на севере Ливана. Эти события — реальность, о которой говорят, но вместе с тем ни в коей мере не могут ее изменить. С этой реальностью примиряются и живут, не пытаясь говорить о «порочащей королевство сирийской или ливанской пропаганде». Обсуждающее ее общество всего лишь принимает факты, считая, что молодые саудовцы действительно могут совершать если не преступные, то неразумные поступки. Обращение к комментариям саудовской «внешней» прессы это доказывает.

В связи с событиями в Нахр Аль-Барид саудовское общество, по сути дела, волнуют только два вопроса. Если первый связан с тем, сколько граждан Саудовской Аравии принимали участие в действиях движения «Исламский ФАТХ», то второй — какое количество молодых саудовцев могли потенциально войти в ряды этой организации? Как писала 29 августа с.г. лондонская «Аль-Хайят» в статье «Ходжа (саудовский посол в Бейруте. – Г.К.): средства массовой информации сыграли с нами злую шутку, преувеличив число наших граждан и представив их руководителями боевых действий»: «История с саудовскими бойцами в Нахр Аль-Барид началась с вопроса: “Есть ли среди них саудовцы?” Далее общественность стала спрашивать: “Сколько их? Сколько убитых и сколько арестованных?” И наконец: “Сколько семей получили гробы? Сколько еще воюют?”» Иными словами, никакого удивления, никакого потрясения, только смирение перед реальностью. Так и должно быть!

Саудовское общество, представленное теми или иными семьями, отвечает на вопрос служб безопасности своей страны: «Отсутствовал ли ваш сын в течение времени боев в Нахр Аль-Барид?» В случае положительного ответа родственников отсутствовавших просят сделать анализ ДНК для того, чтобы идентифицировать с помощью ливанских медиков и сотрудников специальных служб обгоревшие трупы тех, кого сегодня извлекают из-под обломков разрушенных зданий лагеря. Да, подчеркивает «Аль-Хайят», «вопрос, который служба безопасности задавала в последнее время многим саудовским отцам, не был для них неожиданным, поскольку их сыновья разбросаны по всему арабскому миру, там, где действуют оккупанты (имеется в виду Ирак. – Г.К.) и сопровождающие их экстремисты. Отцов удивляло только одно – почему на этот раз Ливан?»

Все та же газета передает рассказ пятидесятилетнего Али Аль-Ваххаби, две недели назад похоронившего своего 21-летнего сына Абдаллу в полученном на эр-риядском кладбище «Ан-Насим» из Бейрута цинковом гробу. «Да, — говорил этот человек. — Мой сын оказался у Господа. Но я задаю себе три вопроса: «Как мой любимый сын оставил все то, что его окружало, ведь в его поведении мы никогда не замечали каких-либо проявлений экстремизма, да и он был всегда благоразумен? Почему официальные власти разрешают таким молодым в это напряженное время совершать поездки за рубеж, не получая разрешения родителей? Что мой сын делал в лагере Нахр Аль-Барид?» На эти вопросы у отца нет ответа.

Но все же, сколько молодых саудовцев могло быть в лагере Нахр Аль-Барид? К настоящему времени, если отталкиваться от данных «Аль-Хайят», официальное число убитых в лагере Нахр Аль-Барид саудовцев составляет 12 чел., из которых пятеро опознаны. Тем не менее саудовский посол в Бейруте Абдель Азиз Ходжа, подчеркивающий необходимость завершения ведущегося расследования, прежде чем давать окончательные цифры, сообщил корреспонденту «Аль-Хайят», что общее число «скончавшихся» саудовцев в результате боев в Нахр Аль-Барид составляет 8 чел., а «арестованных» – 13. По его словам, «среди оставшихся в лагере могут также быть и саудовцы», что «заставляет думать, что в целом их число колеблется между 36 и 40 чел.».

Второй вопрос, который ставит саудовская общественность, связан с тем, сколько молодых саудовцев могли потенциально влиться в ряды движения «Исламский ФАТХ»? Ответ на него все так же приблизителен. К настоящему времени, по данным правительственной Саудовской Ассоциации прав человека, опирающимся на сведения, предоставленные ей сирийскими властями, в Сирии задержаны и находятся в заключении не менее 40 саудовцев. В отношении 20 из них уже вынесены приговоры за попытку «нелегального перехода на ливанскую территорию». Вместе с тем, по словам «Аль-Хайят», опирающейся на данные о количестве заявлений, поступивших в саудовскую службу государственной безопасности от граждан страны, сообщающих об «исчезновении их родственников в Сирии», число саудовцев, задержанных в этой стране, «может в два раза превышать уже объявленную цифру». В любом случае, недавно посетившая Сирию делегация Саудовской Ассоциации прав человека «не подтвердила и не опровергла эти сообщения».

Каковы же побудительные причины (с точки зрения все того же саудовского общественного мнения), которые заставили молодых саудовцев отправиться в Ливан? Ответы на этот вопрос не содержат каких-либо новых откровений.

Речь идет в первую очередь о «крючке нелегального религиозного дискурса», на который «ловятся» молодые саудовцы. В свою очередь, саудовские власти обвиняют родителей в том, что они «разрешают своим молодым, еще не достигшим 25-летнего возраста сыновьям покидать территорию королевства». «Внутренняя» саудовская пресса не раз сообщала о деятельности «преступных сирийских банд, захватывающих в заложники прибывающих в эту страну молодых саудовцев и отбирающих у них паспорта, а затем продающих их действующим в Ливане экстремистам». Наконец, одно из предлагаемых этой же «внутренней» прессой объяснений случившегося заключается в том, что молодые саудовцы направлялись в Нахр Аль-Барид, поскольку, как им казалось, там они «могли подготовиться к будущей войне с Израилем». Однако в любом случае вопрос о деятельности внутрисаудовского террористического подполья и о широком круге неофициальных религиозных структур, воздействующих на саудовскую молодежь, остается реальностью. Один из руководителей Саудовской ассоциации прав человека заметил в связи с саудовским присутствием в лагере Нахр Аль-Барид (цитируется «Аль-Хайят»): «Хотя информация о причинах прибытия молодых саудовцев в Ливан, а также об их численности, противоречива, важно развивающееся сотрудничество между правительственными органами (саудовскими. – Г.К.) и их зарубежными аналогами, направленное на то, чтобы контролировать эту опасную ситуацию, поскольку проблема мобилизации, подстрекательства и открытых вооруженных действий со стороны внутренней оппозиции все еще остается для нашей страны реальной и опасной».

По замечанию «Аль-Хайят», вопрос о саудовцах в рядах движения «Исламский ФАТХ», как и об их участии в боевых действиях в лагере Нахр Аль-Барид, имеет, тем не менее, некий (хотя и малоутешительный) «позитивный оттенок»: в целом, саудовское общество отрицательно оценивает эти события. Если, как отмечает лондонское издание, отношение к «отправляющимся в джихад в Ираке» часто окрашено в некие «позитивные тона» — они идут «сражаться против иностранной оккупации», то в случае Ливана эта «позитивность» выражена значительно меньше. Более того, как подчеркнул саудовский посол в Бейруте, «вступление ливанской армии в Нахр Аль-Барид продемонстрировало намеренное преувеличение некоторыми средствами массовой информации (стоило бы считать, что речь идет о тех, кто известен своими «просирийскими» симпатиями. – Г.К.) данных о количестве саудовцев и о том, что они чуть ли не руководят обороной лагеря, являясь самыми стойкими противниками продвигающихся вперед армейских частей». Напротив, отмечает Абдель Азиз Ходжа, «я разговаривал с пленными, которые выглядели как испуганные дети, далекие от того, чтобы получить какую-либо серьезную боевую подготовку, и попавшие в плен после того, как они попытались перебежать на сторону ливанской армии». Однако и это заявление не скрывает главного — влияние на молодежь тех, кого в Саудовской Аравии называют «заблудшей сектой», имея в виду антисистемное и апеллирующее к религии террористическое подполье, все еще остается непреложным фактом саудовской жизни.

Но, быть может, в королевстве начинают сегодня откровенно говорить об исходных причинах, содействовавших складыванию этой ситуации? Наверное, да, поскольку иначе невозможно интерпретировать цитируемую «Аль-Хайят» точку зрения одного из саудовских журналистов: «В конечном итоге, мы должны признать, что однажды пошли на поводу у ЦРУ и его союзников, превратив нашу молодежь в движущуюся взрывчатку, когда вступили в войну против Советского Союза в Афганистане, открыв перед этой молодежью ранее закрытые выходы и создав для нее благоприятную “духовную” атмосферу. Эта атмосфера выросла на основе существующей в стране системы образования и ставящейся этой системой задачи – воспитывать молодежь в духе преданности традиции. Традиция же всегда представляет себя как идею чистых помыслами предков, все знающих и все ведающих о праве и о желании Господа, ниспославшего нам свой шариат и вытекающие из него жизненные установления».

52.21MB | MySQL:103 | 0,527sec