Избрание А.Гуля президентом Турецкой Республики

28 августа в Турции завершился 124-дневный марафон по избранию нового, десятого президента страны. Абдулла Гюль в третьем туре получил голоса 339 депутатов из 448 участвующих в голосовании. За кандидата от Партии националистического действия (ПНД) Чакмакоглу проголосовали 70 депутатов, а за кандидата от Демократической левой партии (ДЛП) Тайфуна Ичли – 13 депутатов (24 депутата опустили в урны для голосования пустые бюллетени, а два бюллетеня были признаны недействительными).

Избрание Абдуллы Гюля президентом страны стало одним из самых сложных политических процессов в истории Турецкой Республики. Как известно, 27 апреля Абдулла Гюль, выдвинутый Партией справедливости и развития кандидатом на пост президента республики (собственно процесс по выборам президента страны начался 11 апреля), набрал 353 голоса при необходимых 367 голосах (две трети списочного состава парламента). Народно-Республиканская партия (НРП), являвшаяся в прошлом парламенте основной оппозиционной партией, бойкотировала выборы президента и обратилась в конституционный суд с заявлением о незаконности выборов в связи с отсутствием кворума (в 367 депутатов). Конституционный суд аннулировал результаты голосования. Процесс выборов президента был блокирован, разразился политический кризис, итогом чего стали парламентские выборы 22 июля.

Абдулла Гюль стал вторым после Кемаля Ататюрка президентом в истории Турции, чья супруга носит головной платок по мусульманским обычаям.

В своей инаугурационной речи в парламенте Абдулла Гюль, которого многие турецкие секуляристы обвиняли в разработке вместе с Эрдоганом секретного плана по подрыву светского характера страны, особо подчеркнул свою приверженность фундаментальным принципам республики, демократии, секуляризма, прав и свобод граждан, важность вхождения Турции в ЕС.

Сразу же после избрания президентом А. Гюль принес присягу, после чего посетил мавзолей основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Вечером того же дня Гюль получил в президентском дворце Чанкая пост от своего предшественника А.Н. Сезера. Примечательно, что военные бойкотировали церемонию присяги Гюля.

Процесс избрания президентом Абдуллы Гюля стал наиболее длительным за всю историю страны. До этого наиболее долго выбирали шестого президента Турции Фахри Корутюрка (15 туров за 24 дня).

После убедительной победы на парламентских выборах 22 июля ПСР вновь выдвинула Абдуллу Гюля кандидатом на пост президента страны. В первом туре, состоявшемся 20 августа, Абдулла Гюль набрал 340 голосов депутатов ПСР, а также лидера Партии великого единства Мухсина Язиджиоглу, прошедшего в парламент в качестве независимого депутата, что было недостаточно для избрания президентом. Во втором туре 24 августа Гюль получил 337 голосов. В третьем туре ему уже было достаточно набрать простое большинство голосов (276). Таким образом, в третьем туре А. Гюлю уже было обеспечено избрание, поскольку ПСР имеет 341 место. Представители ПНД и ДЛП во всех турах получали примерно одинаковое количество голосов (Чакмакоглу в первом и втором турах получил 70 и 71 голос, Ичли – 13 и 14).

ПНД, ДЛП и считающаяся прокурдской Партия демократического общества (ПДО) сразу же объявили, что будут участвовать в выборах президента и не будут бойкотировать выборы, что обеспечило необходимый кворум в 367 депутатов. Хотя все эти партии заявили, что не поддержат кандидата ПСР, фактически их участие в выборах означало содействие избранию А. Гюля. Однако эти партии понимали, что невозможно игнорировать волю избирателей страны, проголосовавших за ПСР.

ПНД и ДЛП голосовали за выдвинутых ими своих кандидатов в депутаты, а ПДО заявила, что поддержит Гюля лишь в случае, если правительство пообещает предпринять определенные шаги по решению курдской проблемы. 16 августа А. Гюль вместе с вице-премьером Мехмет Али Шахином, зампредом ПСР Неджати Четинкайя и несколькими депутатами даже посетил офис ПДО. Однако он ограничился общими фразами о лояльности секуляризму и необходимости братства(1) [внутри Турции]. Как заявил лидер ПДО Ахмет Тюрк, заявления, которых ожидала ПДО, так и не были сделаны правительством. В итоге члены ПДО во всех трех турах проголосовали пустыми бюллетенями.

Теперь ПСР не имеет никаких препятствий для реализации своей политики. Как известно, бывший президент А.-Н. Сезер с осени 2002 г., когда ПСР получила большинство в парламенте, до середины 2002 г., отклонил 60 законопроектов. Правда, по части законопроектов парламент преодолел вето президента, часть законопроектов президент отправил на оценку в конституционный суд. Подобным же образом, кстати, поступала НРП, отправившая в конституционный суд более 100 законов. Правительство заявляло, что вето президента препятствуют развитию страны, поскольку эти законы направлены на рост доходов бюджета и улучшение экономической ситуации. При этом Сезер блокировал большинство назначений, в частности, в структуре МИДа Турции. Всего Сезером было заблокировано назначение более чем 2,3 тыс. чиновников, в том числе 15 послов. Представители ПСР заявляли даже, что Сезер действует не как президент страны, а как лидер оппозиционной партии. То есть отношения между прошлым составом парламента и президентом Сезером были весьма сложными.

11-й президент Турции Гюль родился 29 октября (день основания Турецкой Республики) 1950 г. в Кайсери, в 1971 г. окончил факультет экономики Стамбульского университета, играл активную роль в Национальном союзе студентов Турции вместе с Эрдоганом и спикером Коксалом Топтаном. Там же получил степень PhD, обучался на программах в Англии. В 1980-1983 гг. преподавал в университете Сакарьи, а в 1983-1991 гг. работал экономистом в Исламском банке развития (Саудовская Аравия). В 1991 г. Гюль занялся политикой и стал депутатом от Кайсери по спискам Партии благоденствия.

В парламенте созыва 1991-1995 гг. Гюль работал в комитете планирования и бюджета, входил в круг ближайших соратников лидера партии Неджметтина Эрбакана. В парламенте, избранном в 1995 г., стал членом комиссии по международным делам. В 1996 г. стал госминистром в кабинете Партии благоденствия и Партии верного пути. Как известно, 28 февраля 1997 г. в Турции был осуществлен так называемый постмодернистский государственный переворот, и военные вынудили Эрбакана подать в отставку. Партия благоденствия была закрыта.

В 1999 г. А. Гюль был избран депутатом турецкого парламента в третий раз. Вскоре он стал одним из основателей Партии добродетели. На конгрессе партии в мае 2000 г. Гюль за лидерство в партии противостоял Реджай Кутану, олицетворявшему старое поколение исламистов, которого поддерживал Эрбакан. Гюль получил 521 голос, Кутан – 633 голоса. Это соперничество привело к разделению сторонников партии. Гюль и его соратники, позиционировавшие себя в качестве реформистов, в 2001 г. создали ПСР. После выборов 2002 г., на которых победила ПСР, поскольку Эрдогану была запрещена политическая деятельность, Гюль стал премьер-министром страны.

Во время кризиса в отношениях между США и Турцией перед началом войны в Ираке Гюль выступил против США. После возвращения Эрдогана в политику и избрания его депутатом парламента Гюль стал вице-премьером и министром иностранных дел.

С его приходом в МИД начался новый период переговоров по Кипру и ЕС. Одним из нашумевших действий Гюля было приглашение в Анкару лидеров «Хамаса». Примечательно, что «Хамас» приветствовал избрание Гюля. «Эта победа является демонстрацией поворота региона к исламу» — заявил представитель «Хамаса» Сами Абу Захри(2).

С избранием Гюля на пост президента, очевидно, вырастет роль президента в иностранных делах. Как известно, президент Сезер самоустранился от международных отношений.

Одним из основных направлений деятельности нового президента на внешнеполитическом направлении, вероятно, станут Ирак и Южный Курдистан. На протяжении последних лет, со времени работы в правительстве Эрбакана, Гюль активно занимался южнокурдистанским направлением. Гюль был первым представителем турецких властей, принимавшим в Анкаре тогдашнего премьер-министра регионального правительства Курдистана в Сулеймании Бархама Салеха. Будучи министром иностранных дел, Абдулла Гюль неоднократно вел переговоры со своим иракским коллегой, одним из курдских лидеров Хошияром Зибари. Хорошо известны заявления Гюля о том, что иракским курдам Турция должна уделять особое внимание. А.-Н. Сезер был сторонников негативного подхода к иракским курдам, он отказывался даже пригласить президента Ирака Джалала Талабани посетить Анкару, пока иракские курды не ликвидируют на своей территории базы Партии рабочих Курдистана. За несколько дней до избрания президентом Гюль заявил, что изменит политику отрицания контактов с президентом Ирака Джалалом Талабани. Возможно, Дж. Талабани станет одним из первых глав государств, с которым А. Гюль проведет переговоры.

1) Abdullah Gul behsa kurdan nake lк belк behsa bratiyк dike (Абдулла Гюль говорит не о курдах, а о братстве) // Nefel-Nызe, 16.08.2007 (курд. яз.).

2) Hamas on Gul’s presidency: This victory is a natural demonstration of the region’s turn toward Islam // The New Anatolian, 29.08.2007.

52.31MB | MySQL:103 | 0,472sec