Новое правительство Турции

Одним из первых действий нового президента Турции Абдуллы Гюля стало утверждение 29 августа нового правительства страны. Как известно, глава победившей на парламентских выборах 22 июля Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган в середине августа представил на утверждение президенту А.-Н. Сезеру состав нового кабинета, однако Сезер так и не утвердил его. Кроме того, как известно, ранее бывший президент Турции неоднократно отклонял назначение некоторых министров от ПСР. Так, например, в прошлый раз Сезер не утвердил в качестве министра образования Бешира Аталая, получившего впоследствии должность госминистра. В нынешнем правительстве Бешир Аталай стал министром внутренних дел.

Правительство состоит из премьер-министра, трех его заместителей, имеющих также портфели госминистров, 24 министров и еще шести (обычных) госминистров.

Новый кабинет в основном состоит из старых кадров, соратников Эрдогана по мэрии Стамбула, являющихся преимущественно консерваторами, хотя наблюдатели предполагали, что в кабинете будет побольше либералов, поскольку некоторые эксперты считают, что ПСР эволюционирует в сторону правоцентристской партии.

В 60-м за всю историю республиканской Турции правительстве насчитывается семь министров, которые работали с Эрдоганом, когда он руководил крупнейшим городом Турции. Кроме того, вице-премьеры Хаяти Язиджи и Назим Эркен также имеют опыт работы с ним по мэрии Стамбула.

Основные посты в правительстве, в частности, те, которые занимают члены могущественного Совета национальной безопасности, Эрдоган отдал своим наиболее близким людям. Так, в состав СНБ войдут сам премьер, три его заместителя (Джемиль Чичек, Хаяти Язичи и Назим Экрен), министр юстиции Мехмет Али Шахин, министр обороны Веджди Гёнюл, министр иностранных дел Али Бабаджан и министр внутренних дел Бешир Аталай. Вместе с президентом Гюлем у ПСР в СНБ будет большинство – девять членов против пяти.

Все три вице-премьера представляют консервативное крыло партии и близки Эрдогану. Бешир Аталай считается лучшим другом президента А. Гюля. Кроме того, считается, что, назначив Аталая, ПСР отомстила Сезеру, в свое время заблокировашего его назначение.

Что касается поста министра иностранных дел, то Али Бабаджан — самый молодой руководитель этого министерства за всю историю Турецкой Республики, считается одним из отцов экономического роста Турции, начавшегося со времени прихода во власть ПСР в 2002 году; он давно рассматривался в качестве преемника Гюля. В 2005 году Бабаджан был назначен главным переговорщиком с Евросоюзом. Али Бабаджан, родился в 1967 году в Анкаре, ранее был госминистром по экономике. Выпускник инженерного факультета Средневосточного технического университета, школы менеджмента в Иллинойсе.

Министром финансов стал Кемаль Унакитан, министром транспорта — Бинали Йылдырым, министром энергетики — Хильми Гюлер.

Остались на своих постах госминистры Мехмет Айды, Кюршат Тюзмен и Нимет Чубукчу. Последняя (единственная женщина в нынешнем правительстве) считается близкой подругой жены Р.-Т. Эрдогана Эмине.

Вместе с тем не получили никаких постов ряд влиятельных членов ПСР, например, бывший министр внутренних дел Абдулкадыр Аксу, бывший спикер Бюлент Арынч.

Однако для балансирования влияния своих ближайших соратников-консерваторов Эрдоган включил в правительство ветерана левого движения Эртугрула Гюная и известного в международных финансовых кругах экономиста Мехмета Шимшека, избиравшегося в турецкий парламент по спискам ПСР в наиболее развитом регионе Турецкого Курдистана Газиантепе.

Назначение последнего госминистром, которого называют восходящей «экономической звездой» ПСР, с особенным воодушевлением было воспринято турецким бизнесом. Считается, что Мехмет Шимшек, курирующий казначейство и отношения с международными финансовыми организациями, будет играть ведущую роль в формировании экономической политики нового правительства. Мехмет Шимшек родился в 1967 году в селе Ариджа в Батмане (Турецкий Курдистан) в традиционной курдской многодетной семье (он младший из девяти детей). В доме, в котором родился М. Шимшек, не было воды и электроэнергии (эти блага цивилизации пришли во многие районы Курдистана в середине 80-х годов, когда премьер-министром Турции был Тургут Озал). Родители Мехмета Шимшека были безграмотными. Турецкому языку он научился лишь в шесть лет, когда пошел в школу, до этого владел лишь курдским. Получить среднее образование в городе Батмане ему помог его старший брат, работавший там учителем. После окончания школы Мехмет Шимшек получил экономическое образование в Анкарском университете, после чего благодаря государственной стипендии учился в Великобритании, где ему в 1993 году была присуждена степень по финансам и инвестиционному делу. Мехмет Шимшек работал в турецком Этибанке, старшим экономистом в посольстве США в Анкаре (4 года), аналитиком в Нью-Йорке в фондовом департаменте Банка UBS, старшим в департаменте в дочерней компании «Дойче банка» в Стамбуле и с 200 года до вступления несколько месяцев назад в ПСР главным экономистом в лондонском офисе Merril Lynch по развивающимся рынкам Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Считает себя в культурном отношении консервативным демократом, в экономическом отношении – радикальным либералом, в политическом – центристом. Женат на американке.

Основные проблемами Шимшека на этом посту будут управление разросшимся долгом страны, обслуживание которого превращается в тяжелое бремя, а также растущая конкуренция со стороны стран Азии, в первую очередь Китая, в текстильной и легкой промышленности.

Примечательно, что Мехмета Шимшека и сохранившего пост министра финансов Кемаля Унакитана курирует заменивший на посту вице-премьера Абдуллятифа Шенера Назим Экрен, который считается консерватором. Один из основателей и зампред ПСР Назим Экрен (родился в 1956 году в Стамбуле, окончил Улудагский и Мраморноморский университеты) считается одним из ведущих экономистов ПСР, специалист по банковскому делу, сторонник беспроцентного банкинга, так как относит проценты за кредит к одному из основных нарушений Корана. Считается, что предложенный в 2003 году ПСР закон о беспроцентном банкинге был подготовлен именно Назимом Экреном (этот закон из-за бурной реакции на него турецкого бизнес-сообщества так и не был принят). Автор книг «Проценты и торговля» и «Банкинг, проценты, финансовые рынки, исламская экономика», в которой, в частности, говорится о том, что ислам запрещает торговлю на фондовом рынке.

Еще одним, помимо Шимшека, членом правительства, присоединившимся к ПСР непосредственно перед выборами, стал Эртугрул Гюнай, известный социал-демократ, бывший генсек Народно-Республиканской партии (этот пост по влиянию почти равен посту председателя НРП), впервые избранный в парламент Турции еще в 1977 году (после 1980 года Э. Гюнай провел год в тюрьме). Считается одним из самых принципиальных политиков страны, в 2004 году был изгнан из НРП за критику Дениза Байкала. Известно его заявление о имеющейся в турецкой политике «шизофрении»: «Наши левые являются правыми. Население с низкими доходами голосует за ПСР, хотя должно голосовать за социал-демократов. В то же время социал-демократы свою роль свели к защите образа жизни. С их точки зрения нашими главными проблемами являются доступ к алкоголю, возможность [современно] одеваться». О важности Э. Гюная для ПСР говорит то обстоятельство, что он был вторым в списке ПСР в Стамбуле после Эрдогана.

31 августа новое правительство представило парламенту свою программу. Особенно в своем 76-страничном докладе Эрдоган остановился на экономике, демократии и правах человека. В экономике это будет выполнение заявленных еще в ходе предвыборной кампании важнейших экономических показателей по росту ВВП, уменьшению инфляции, росту доходов на душу населения, вхождение Турции в ряд десяти крупнейших с точки зрения экономики стран мира (ныне Турция занимает 17-е место по размеру экономики). При этом особое значение придается росту туристической инфраструктуры (в этой отрасли, в частности, будет уменьшена ставка налога на добавленную стоимость с нынешних 18 до 8%) и увеличению экспорта. На это направлен, в частности, «Проект 3 морей» — создание зон и развитие свободной торговли со странами Средиземноморского, Черноморского и Каспийского бассейнов. Благодаря этому проекту Турция сможет играть важную роль в обширном регионе. Кроме того, планируется проведение ряда мероприятий в налоговой сфере – ликвидация ряда налогов, уменьшение налогового бремени для повышения конкурентоспособности турецкой экономики. При этом правительство обещает увеличить социальную защиту населения.

В качестве одной из основных целей 60-го правительства заявлена подготовка проекта новой гражданской конституции.

Однако в целом новое правительство Турции продолжит политику предыдущего правительства.

Примечательно, что в области внешней политики Эрдоган в качестве приоритетов нового правительства заявил о необходимости альянса с США и членства в ЕС. По словам турецкого премьера, «хорошие отношения с Россией, Китаем и Японией не являются альтернативой ЕС или США».

В середине сентября Р.-Т. Эрдоган и А. Бабаджан посетят Соединенные Штаты. Турецкий премьер примет участие в Генассамблее ООН, однако одной из основных целей его визита будут переговоры с руководством Соединенных Штатов. Предполагается, что А. Бабаджан, кроме встреч в Госдепартаменте, проведет переговоры с руководством еврейского лобби в США, в частности, с руководством Антидиффамационной лиги, заявившей недавно о решении признать геноцид армян.

52.26MB | MySQL:103 | 0,469sec