Ситуация в Турции: август 2007 года

В августе в Турции произошли события, которые по своей значимости займут особое место в новейшей истории республики. В Турции избран председатель нового парламента, реформировано, а по сути, создано новое правительство, состоялись выборы нового президента, т.е. сформированы основные органы государственной власти. Особая важность этих событий объясняется тем, что им предшествовал острый внутриполитический кризис, начало которому положил стартовавший в стране 16 апреля с.г. президентский марафон. Парламент предыдущего созыва не смог выбрать нового главу государства, что привело Турцию, в соответствии с Конституцией, к досрочным парламентским выборам. В течение одного месяца высший законодательный орган страны должен был определить, кто 16 мая станет новым, 11-м главой государства на семилетний срок.

Однако на внутриполитическом поле страны резко активизировался процесс поляризации сил. С одной стороны — действующий президент А.Н. Сезер, армия, ведущие профсоюзные и общественные организации, ректоры более 70 университетов, основные оппозиционные политические партии, известные представители деловых кругов. С другой – правящая происламская Партия справедливости и развития (ПСР), одержавшая внушительную победу на всеобщих парламентских выборах в 2002 году и закрепившая затем этот успех на выборах в местные органы власти, ее однопартийное правительство, большинство ПСР в парламенте, позволяющее ей принимать необходимые законы и решения, несмотря на противодействие оппозиции, влиятельная часть национального бизнес-сообщества.

Основная причина жесткого противостояния сторон – выдвижение правящей партией кандидатом на пост президента страны второго человека в партийной иерархии ПСР, заместителя премьер-министра, главы внешнеполитического ведомства Турции Абдуллаха Гюля. Покрытая платком голова жены кандидата в президенты страны, который по Конституции является главнокомандующим Вооруженных сил Турции, неприемлема для республики, посчитала оппозиция, прежде всего армия. Это, по ее мнению, может привести к исламизации страны, разрушению ее светских устоев. Именно в защиту этих устоев оппозиция организовала в Анкаре, Стамбуле и ряде других крупных городов Турции самые массовые в истории республики митинги, в которых приняли участие миллионы турецких граждан. Участники митинга скандировали антиправительственные лозунги, заявляли о том, что «шариат в Чанкаю (президентский дворец в Анкаре. — Авт.) не пройдет» и президент должен быть надпартийной фигурой, а не представлять интересы только одной партии.

Как известно, попытки избрать А. Гюля президентом страны прежним составом парламента не увенчались успехом. Таким образом, внутриполитический кризис, вызванный неспособностью парламента избрать нового главу государства, мог быть разрешен лишь с помощью досрочных парламентских выборов, которые состоялись 22 июля. Убедительную победу на них вновь одержала правящая ПСР, что дало возможность партии не только вновь сформировать однопартийное правительство, но и избрать, в соответствии с Конституцией, своего представителя и председателем высшего законодательного органа страны. Им стал Кексал Топтан.

Необходимо отметить, что ПСР очень тщательно подошла к подбору своего кандидата на этот пост, который в государственном протоколе Турции имеет второй после президента номер. Предварительные консультации с другими представленными в парламенте партиями позволили достичь взаимоприемлемого компромисса, лучшим выражением которого стала кандидатура К. Топтана. После многочисленных совещаний в Руководящем совете партии лидер ПСР Р. Эрдоган принял верное решение о выдвижении на пост главы парламента опытного политического и государственного деятеля К. Топтана, кандидатура которого устраивала и оппозиционные партии.

Правильность этого решения продемонстрировали и результаты голосования в парламенте. Кандидат уже в первом туре 9 августа сумел набрать 450 голосов (из 549-ти) принявших участие в голосовании членов парламента. Был побит рекорд Турецкой республики 57-летней давности, когда председатель парламента страны был избран 385 голосами депутатов. Кандидат на пост председателя парламента от ПНД Тунджа Тоскай набрал всего 74 голоса.

К. Топтан родился в 1943 году в черноморском городе Ризе. Окончил юридический факультет Стамбульского университета. Занимался адвокатской практикой, работал помощником военного судьи, избирался в законодательное собрание шахтерского города Зонгулдак, также расположенного на черноморском побережье Турции. Свою политическую деятельность начал в Партии справедливости, продолжил в Партии верного пути, которые в политическом спектре страны занимали позицию правее центра. Неоднократно избирался депутатом парламента и входил в состав предыдущих правительств в качестве государственного министра, министра национального образования и культуры, возглавлял комиссию по вопросам права высшего законодательного органа страны. Однако пик политической карьеры К. Топтана связан теперь с правящей ПСР, от которой он избран на государственный пост № 2 в стране.

Одним из первых заявлений главы нового высшего законодательного органа Турции о планах парламента в области внешней политики стало высказывание о намерении и далее развивать отношения с соседними странами, в том числе с Россией. По оценкам турецких экспертов, нынешний состав парламента продолжит линию на расширение отношений с Россией. Межпарламентские российско-турецкие связи стали сегодня важным направлением двустороннего сотрудничества. Два евразийских государства уже наработали определенный опыт сотрудничества в этой области и, судя по первым высказываниям новоизбранных турецких парламентариев, их взаимодействие с российскими коллегами будет продолжено не только в плане углубления двусторонних отношений, но и в плане координации действий в международных организациях, в том числе в области борьбы с новыми угрозами и вызовами.

После досрочных парламентских выборов наиболее сложным этапом обновления основных институтов государственной власти Турции вновь стал процесс избрания президента страны. Новый глава турецкого парламента К. Топтан призвал депутатов к согласию и единству для эффективного решения стоящих перед страной сложных задач. И первая такая задача нового парламента – избрание президента страны, которое стало причиной вспыхнувшего в апреле острого внутриполитического кризиса, приведшего страну к досрочным парламентским выборам.

После долгих консультаций правящая ПСР, несмотря на жесткие возражения оппозиции, вновь выдвинула своим кандидатом на пост президента страны главу внешнеполитического ведомства А. Гюля. ПНД зарегистрировала своим кандидатом бывшего министра обороны, заместителя генерального председателя партии Сабахаттина Чакмакоглу. ДЛП – депутата парламента Тайфуна Ичли. НРП в знак протеста против кандидатуры А. Гюля бойкотировала выборы, первый тур которых состоялся 20 августа. Накануне первого тура на закрытом для прессы заседании парламентской фракции НРП генеральный председатель партии Дениз Байкал выступил с резкой критикой «исламистских взглядов А. Гюля» и констатировал, что «его избрание президентом несет реальную угрозу светским устоям Турции, которая является единственным примером для всего исламского мира».

Прокурдская Партия демократического общества (ПДО) голосовала пустыми бюллетенями. В результате каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов на пост главы государства, проголосовала строго за своего представителя. А. Гюль получил 341 голос. С. Чакмакоглу поддержала фракция ПНД в составе 70 депутатов. Парламентская группа ДЛП отдала 13 голосов своему кандидату Т. Ичли. Второй тур, который состоялся 24 августа, также не выявил победителя в затянувшейся президентской гонке.

В соответствии с Конституцией Турции, для победы в первых двух турах кандидату в президенты необходимо набрать квалифицированное большинство голосов, т.е. 367. Если ни один из кандидатов не получает такой поддержки, назначается третий тур, в котором победителю уже необходимо набрать лишь простое большинство голосов от общего количества депутатов, т.е. 276. Понятно, что сделать это в третьем туре смогли лишь представители правящей ПСР, фракция которой насчитывает 340 депутатов (депутат от ПСР, председатель парламента К. Топтан, по Конституции, не принимал участия в голосовании. — Прим. автора).

Таким образом, кандидат от ПСР, министр иностранных дел страны и ближайший соратник премьер-министра как в партии, так и в правительстве А. Гюль 28 августа был избран 11-м президентом Турции. Он родился 29 октября 1950 года в Кайсери. Окончив лицей в Кайсери, поступил на экономический факультет Стамбульского университета, где начал работу над кандидатской диссертацией. Проходил стажировку в университетах Англии. В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию в Стамбульском университете. В 1983-1991 годах работал в Исламском банке развития в Джидде.

Политическую деятельность начал в 1991 году, когда был выбран депутатом парламента от Партии благоденствия (ПБ). В 1993 году стал заместителем генерального председателя ПБ, ответственным за внешнеполитическую работу партии. В 1995 году был вторично избран в парламент страны от ПБ. В парламенте работал членом комиссии по иностранным делам. В 1996-1997 годах в составе 54-го правительства в качестве государственного министра занимался вопросами внешней политики и выполнял обязанности порт-пароля кабинета министров. В 1999 году был в третий раз избран в состав парламента.

14 августа 2001 года стал одним из основателей нынешней правящей Партии справедливости и развития (ПСР), от которой был снова в 2002 году избран депутатом. 18 ноября 2002 года по итогам парламентских выборов, на которых ПСР одержала победу, сформировал в качестве премьер-министра правительство страны. 14 марта 2003 года в правительстве, сформированном Р.Т. Эрдоганом, занял пост заместителя премьер-министра, министра иностранных дел.

Неоднократно посещал с визитами Россию. Известен как ближайший соратник нынешнего главы турецкого правительства, сторонник развития российско-турецких отношений в формате многопланового партнерства. 28 августа 2007 года был избран президентом Турецкой Республики. Женат. Имеет троих детей. Владеет английским языком.

В день своего избрания новым президентом Турции А. Гюль был приведен к присяге и приступил к выполнению своих обязанностей. Первая из них — утверждение состава сформированного ранее Р.Т. Эрдоганом нового правительства. Как известно, прежний президент А.Н. Сезер отказался утверждать новое правительство, оставив этот вопрос для нового главы государства.

Как ожидается, 5 сентября, после зачтения в парламенте программы, новое правительство страны получит вотум доверия в высшем законодательном органе и официально приступит к выполнению своих обязанностей. Уже стали известны некоторые положения правительственной программы. Она предусматривает расширение демократических свобод и прав граждан, существенное снижение налогового бремени, в частности, в сфере туризма он снизится с 18 до 8%. Начнется реализация программы повышения национального дохода на душу населения, который к 2013 году должен достичь 10 тысяч долларов.

Главным пунктом правительственной программы, конечно, является принятие новой гражданской конституции страны. Какой она будет, нам еще предстоит узнать. Однако некоторые положения ее проекта уже обсуждаются в политических кругах страны. В частности, предполагается, что новый основной закон страны будет направлен на дальнейшее ограничение влияния военных в процессе принятия политических, экономических, социальных и юридических решений высшим руководством страны. Это коснется в первую очередь решений Высшего военного совета Турции, который ежегодно осуществляет «чистку» вооруженных сил от лиц, занимающихся клерикальной деятельностью или же ей способствующих. Эти решения сейчас являются окончательными и не подлежат обжалованию в суде. В проекте новой конституции предусматривается право уволенных из армии по этой причине обжаловать такое решение через суд.

Наряду с этим предусматривается существенное ограничение полномочий президента страны. У оппозиции особую тревогу вызывает сужение сферы влияния института президентской власти на кадровую политику, касающуюся назначений на ключевые посты в государстве. На нынешнем этапе назначения правительством практически на все ключевые должности в министерствах и других государственных ведомствах требуют дополнительного утверждения главы государства. В проекте нового основного закона такие полномочия главы государства останутся только в отношении назначений послов и губернаторов.

Одним словом, в августе формально завершился внутриполитический кризис, связанный с досрочными всеобщими парламентскими выборами и избранием нового главы государства. Вместе с тем местные и зарубежные эксперты указывают на продолжающуюся поляризацию сил на внутриполитическом поле Турции. Оппозиция не удовлетворена тем фактом, что в результате выхода из кризиса ПСР не только не сдала своих позиций, но и значительно их укрепила. По их мнению, даже если принимать во внимание, что формально глава парламента и президент являются по Конституции надпартийными фигурами, все же необходимо учитывать, что сегодня в Турции подконтрольный ПСР парламент и представители партии находятся во главе трех ветвей власти: президентской, исполнительной (премьер-министр) и законодательной. Сумеет ли ПСР в такой ситуации наладить продуктивный диалог с оппозицией для осуществления провозглашенных в программе правительства внутриполитических задач, покажет ближайшее будущее.

В области внешней политики перед обновленными властями Турции, полагают специалисты, также стоит ряд очень сложных задач. Среди них взаимоотношения с Европейским союзом, переговорный процесс с которым по вопросу о вступлении Турции в эту международную организацию существенно «хромает», решение курдского вопроса, дестабилизирующего внутриполитическую ситуацию и негативно влияющего на отношения с США, урегулирование кипрской проблемы, налаживание диалога с Арменией, поиск приемлемого формата продолжения сотрудничества, в том числе в энергетической сфере, с Ираном, против которого все жестче возражает Вашингтон.

В области российско-турецких отношений в августе эксперты обратили внимание на сообщения о возможности ограничении поставок газа из России в Турцию. В этих сообщениях отчетливо просматривалась попытка убедить турецких граждан в намерении России ограничить поставки газа в Турцию в рамках уже существующих контрактов и договоренностей. Наряду с этим в информации утверждалось, что Россия не будет помогать Турции, как это было неоднократно ранее, в случае возникновения дефицита газа на турецком рынке. В качестве причины такой негативной позиции Москвы авторы сведений указывали на участие Турции в проекте НАБУКО и подписание с Ираном соглашения о сотрудничестве в газовой сфере.

Как же обстоит дело в действительности? Представители авторитетного турецкого информационного портала «Turts?a.ru» связались с «Газпромом». Источник в российской компании сообщил, что «сведения о планах «Газпрома» каким-либо образом ограничивать поставки газа в Турцию или же рассматривать вопросы об изменении их условий, зафиксированных в двусторонних Соглашениях, являются неоправданными и беспочвенными. «Газпром» надеется, что плодотворно и поступательно развивающиеся партнерские отношения России и Турции, в том числе в газовой сфере, будут и далее развиваться и укрепляться».

Об отношениях Москвы и Анкары именно в таком направлении сделал специальное заявление глава турецко-российского Делового совета Тургут Гюр. В течение пяти ближайших лет Турция намерена инвестировать в Краснодарский край, где в 2014 году пройдут зимние Олимпийские игры, более 4 млрд долларов — заявил один из ведущих представителей турецких деловых кругов. Он констатировал, что уже к концу текущего года инвестиции Турции в экономику Краснодарского края достигнут 1 млрд долларов, что сравнимо с объемом внешней торговли многих стран.

Как известно, Россия в ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи планирует вложить в социально-экономическую и спортивную инфраструктуру Краснодарского края 43 млрд долларов государственных и частных инвестиций. Наша цель, подчеркнул Тургут Гюр, — получить как минимум 10% этого инвестиционного «пирога». Глава турецко-российского Делового совета напомнил также, что в конце 2006 года в ходе визита в Стамбул губернатора Краснодарского края Александра Ткачева было подписано Соглашение о реализации турецкой стороной в Российском регионе инвестиционной программы, включающей 330 проектов. Их общая стоимость составляет 770 тысяч евро.

В турецких политических и деловых кругах уверены, что подготовка к проведению Олимпийских игр-2014 в Сочи станет мощным импульсом для всестороннего развития не только Юга России, но и всего Черноморского региона. «С учетом того что российско-турецкие отношения в Черноморском регионе стабильно развиваются во всех областях, подготовка к Олимпиаде-2014 станет процессом дальнейшего укрепления торгово-экономического сотрудничества Москвы и Анкары в этом регионе, окажет, в частности, позитивное воздействие и на социально-экономическую ситуацию на турецком Черноморском побережье», — считает известный турецкий политолог, председатель Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа (TЬRKSAM baskan?) Синан Оган.

В августе Россия и Турция продолжили успешно осваивать новые области взаимодействия. Как известно, только в этом году началось практическое сотрудничество таможенных служб, государственных почтовых предприятий и металлургических холдингов двух стран. Теперь на турецкий рынок выходит и сельскохозяйственная техника из России. Это комбайны производства российской компании «Ростсельмаш».

Турецкая фирма-производитель сельскохозяйственной техники «TOSUN» совместно с руководителями крупных фермерских хозяйств Турции побывала на ростовском комбайновой заводе и детально ознакомилась с его продукцией. Турецкая сторона удовлетворена качеством и техническими показателями российской сельхозтехники. Достигнута договоренность о том, что фирма «TOSUN» будет представлять российское предприятие «Ростсельмаш» и его продукцию в Турции. В ближайшее время первая партия из четырех комбайнов «DON 680 M» будет доставлена в Турцию.

Местные эксперты отмечают, что важным аспектом российско-турецких договоренностей о поставках сельскохозяйственной техники из России является не только реализация ростовских комбайнов, но и обеспечение с помощью российских специалистов их гарантийного сервисного обслуживания в Турции. Фирма «TOSUN» располагает разветвленной дилерской сетью в Турции, что поможет в короткие сроки создать технические пункты для сервисного обслуживания российской сельхозтехники.

Турецкие специалисты также подчеркивают, что компания «Ростсельмаш» входит в число ведущих производителей сельскохозяйственной техники. На ее долю приходится 17% мирового и 65% рынка сельхозтехники России и СНГ. Только в прошлом году было продано свыше 5 тысяч единиц техники производства компании «Ростсельмаш». Оборот компании составил 470 млн долларов. Так что, считают они, партнерские отношения российской компании и турецкой фирмы «TOSUN», с учетом емкости турецкого рынка сельхозтехники, обещают быть взаимовыгодными и плодотворными.

52.28MB | MySQL:103 | 0,739sec