Сирия — Иран: экономическая основа политического партнерства

Сирийско-иранское сотрудничество продолжается уже свыше четверти века. В его основе лежит общность позиций по ключевым проблемам Ближнего Востока. Несмотря на внутриполитические трансформации в обеих странах и изменения обстановки вокруг них, отношения между Дамаском и Тегераном только окрепли и приобрели партнерский, дружественный характер. Они базируются на основе общих арабо-мусульманских интересов в деле обеспечения собственной безопасности и стабильного развития в сложных политических условиях в регионе. Внешнеполитические позиции двух стран объединяет неприятие гегемонистских планов США по переустройству Ближнего Востока, противостояние израильской оккупации Палестины и других арабских территорий. Важным элементом сирийско-иранских отношений служит обмен визитами на высоком уровне на постоянной основе. Подобная практика помогает укреплять взаимодействие по наиболее острым проблемам региона и своевременно корректировать возникающие вопросы в двусторонних отношениях.

Так, проходивший во второй половине июля с.г. визит президента ИРИ Ахмединежада в Дамаск совпал с началом второго президентского срока Б. Асада. За последние годы у иранского президента сложились доверительные отношения с сирийским президентом. Особую значимость этому визиту придавало также и то обстоятельство, что он проходил в первую годовщину начала второй ливанской войны 2006 г. Во время этих событий Сирия и Иран выступили единым фронтом в поддержку ливанского сопротивления. В совместном коммюнике по итогам переговоров президентов Сирии и Ирана обе стороны выразили удовлетворение высоким уровнем двусторонних отношений. Также было подчеркнуто, что складывающаяся ситуация на Ближнем Востоке потребует от САР и ИРИ большей координации действий в противостоянии планам США и Израиля, несмотря на разницу в подходах к решению ряда региональных проблем. Были подтверждены все ранее достигнутые договоренности в вопросах двустороннего сотрудничества, в том числе и в военно-технической сфере. Важным содержанием этой встречи стала совместная отработка методов и средств противодействия американским планам переустройства так называемого Большого Ближнего Востока – от Марокко до Афганистана с тем, чтобы сорвать их реализацию и не дать США возможности политически изолировать Сирию и Иран на Ближнем Востоке.

В основу сирийско-иранских переговоров на высшем уровне были положены оценки складывающейся в регионе ситуации и перспектив ее развития, сделанные рядом исследовательских центров Сирии и Ирана. Их суть сводится к тому, что дипломатический путь разрешения острых региональных проблем не приносит желаемых результатов в условиях жесткого политического и силового прессинга со стороны США и Израиля, а также внутренней слабости и нерешительности ряда арабских стран, поддающихся американскому давлению. В итоге в регионе не удается создать условий, которые смогли бы обеспечить в перспективе позитивные и качественные изменения в ближневосточном политическом процессе. Прежде всего, это касается вопросов, связанных с мирным разрешением иранской ядерной проблемы, урегулированием ситуации в Ираке, окончанием противоборства конфликтующих сторон в Ливане, созданием неразрывного палестинского государства.

Особую озабоченность сирийского и иранского руководства вызывает ситуация в Ливане накануне предстоящих в сентябре выборов президента. Противостояние между правительством и парламентским большинством не только не ослабло, а, наоборот, усиливается по мере приближения сроков выборов. Французские посреднические усилия не приносят пока позитивных результатов. Это происходит в основном из-за позиции США, которые стремятся решить ливанский кризис исключительно в интересах своих союзников в ливанском правительстве и парламенте. При этом американские представители в Бейруте открыто вмешиваются во внутриливанские политические дела, пытаясь изолировать оппозицию и лишить ее права на участие в определении будущего политического устройства Ливана. Таким образом, эксперты двух стран приходят к выводу, что поскольку ситуация «ни войны, ни мира» долго длиться не может, а уходящая американская администрация не склонна к диалогу, а наоборот, стремится усилить давление на Сирию и Иран, необходимо активизировать подготовку к возможному началу крупномасштабных военных действий на Ближнем Востоке с тем, чтобы оказать достойный отпор США и Израилю, а при случае попытаться использовать ситуацию в свою пользу. Визит Ахмадинежада в САР, его переговоры с Асадом и встречи с руководством ливанской «Хизбаллы» и палестинского ХАМАСа опрокинули все расчеты на то, что Дамаск может начать отходить от Ирана или попытаться ослабить уровень своих отношений с Тегераном. Подобные соображения высказывались в ряде публикаций некоторых исследовательских центров США, Израиля и Саудовской Аравии.

В то же время в Сирии и Иране понимают, что такое тесное военно-политическое сотрудничество двух стран, не подкрепленное адекватным уровнем развития экономических отношений, не может быть достаточно устойчивыми, особенно в столь непростой региональной ситуации. Поэтому сирийские и иранские экономические ведомства в настоящее время разрабатывают ряд новых и важных проектов в ключевых отраслях экономики САР, направленных на расширение торгово-экономических связей Сирии и Ирана.

В отличие от сирийско-иранских политических отношений, которые активно развиваются с начала 1980-х гг., торгово-экономическое сотрудничество между Сирией и Ираном началось лишь в 1995 г. с ноты о взаимопонимании. На сегодняшний день, по данным сирийского Министерства экономики и торговли, торгово-экономические связи двух стран регулируются более чем 40 отдельными договорами и соглашениями, которые определяют порядок сотрудничества сирийских и иранских организаций и компаний в различных отраслях экономики, торговле, строительстве, транспорте, связи, туризме. Имеются также недавно подписанные соглашения о сотрудничестве в научно-технической, административной, таможенной, финансовой сферах, о совместной разработке и добыче нефти в Сирии, сооружении энергетических проектов.

По оценке ряда сирийских экономистов, такой широкий спектр развития экономических отношений между двумя странами стал возможным в результате экономических успехов, достигнутых в ИРИ за последние два десятилетия. Действительно, за этот период Иран добился положительных сдвигов в развитии ряда ключевых секторов экономики: отраслей тяжелой промышленности, тонких технологических производств, энергетики, медицины, электронике, нефтехимии. После победы исламской революции иранское руководство стремилось осуществить качественный сдвиг в национальной экономике, которая строилась по принципу централизованного планирования и госрегулирования. Иранское правительство поддерживало цены на основные продукты питания и потребительские товары, чтобы избежать инфляции. В целях обеспечения продовольственной безопасности иранские власти уделяли много внимания развитию сельскохозяйственных производств, освоению новых посевных площадей, строительству плотин и водохранилищ. Это привело к увеличению доли сельского хозяйства в ВНП. С другой стороны, промышленное производство стало одним из основных секторов экономики. Особое внимание уделялось созданию собственной автомобильной промышленности и станкостроению, развитию экспортных производств, чтобы снизить зависимость от нефти и газа в структуре иранского экспорта, которая сегодня составляет 75%.

В Сирии внимательно следят за развитием иранской экономики и учитывают иранский экономический опыт. Особое внимание Дамаск уделяет тому факту, что в результате проводимых в Иране экономических реформ многие иранские товары стали конкурентоспособными. Дамаск также заинтересован в использовании некоторых иранских технологических разработок для развития собственной экономики. К тому же Иран готов открыть свои рынки для экспорта ряда наименований сирийских товаров, что может дать дополнительный толчок развитию местных сирийских производств. Пока речь идет в основном об экспорте некоторых видов сельскохозяйственной продукции САР, продукции ряда отраслей текстильной, бумажной, деревообрабатывающей промышленности. При условии необходимой поддержки со стороны государства эти сирийские товары могут быть вполне конкурентоспособными на иранском рынке.

Однако, несмотря на то, что история торговых отношений между Ираном и Сирией восходит к временам Шелкового пути, несмотря на географическую близость двух стран, общность культур и социальных связей, обычаев и вкусов, товарооборот двух стран по-прежнему остается весьма незначительным. Структура сирийского экспорта в Иран практически не меняется на протяжении последних десятилетий. Сирия ограничивается поставками в Иран в основном хлопка, скота, моющих препаратов, растительных масел и некоторых продуктов питания. В то же время иранский импорт в САР более диверсифицирован, а его состав значительно динамичнее. Иран экспортирует в Сирию широкую номенклатуру товаров, начиная от фисташек и заканчивая автомобилями. В структуре иранского экспорта достаточно велика доля техники, разнообразного промышленного оборудования.

Двусторонние торговые отношения между Сирией и Ираном регулируются торговым соглашением, подписанным еще 16 марта 1996 г. и законом № 241 от ноября 1997 г. В начале 2006 г. Иран и Сирия подписали соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в двусторонней торговле. Однако оно до сих пор не вступило в силу. Для того чтобы ускорить процесс вступления этого соглашения в действие, во время визита сирийского премьер-министра в ИРИ в начале с.г. был подписан ряд дополнительных документов, регламентирующих двустороннюю торговлю. Несмотря на это торговля с Ираном имеет для Сирии отрицательный баланс. Так, если в 2004 г. Иран экспортировал в САР товары на сумму 55 млн долл., то Сирия в ответ смогла поставить в Иран товары на сумму около 3 млн долл. Таким образом, сирийский импорт в Иран был в десятки раз меньше сирийского экспорта и составил 1% всего товарооборота САР. По данным Министерства экономики и торговли САР, общий объем товарооборота двух стран в 2005 г. составил 100 млн долл. В 2006 г. этот показатель удвоился и составил 200 млн долл. Такой значительный рост объясняется прежде всего увеличением размера иранских капиталовложений в сирийскую экономику и частичным осуществлением некоторых иранских проектов в Сирии. По мнению ряда сирийских экономистов, одной из причин слабости и разбалансированности торговли двух стран служат высокие транспортные расходы. Транспортировка значительной доли товаров осуществляется через турецкую территорию. По некоторым данным, стоимость провоза 1 тонны товара составляет около 100 долл. В этой связи иранские и сирийские специалисты изучают возможность строительства железной дороги через территорию Ирака, которая свяжет Дамаск и Тегеран и поможет удешевить накладные расходы. Несмотря на это, в последние два года отмечается значительное оживление торгово-экономических связей между Сирией и Ираном, что связано с укреплением двусторонних политических связей и выведением их на уровень стратегических отношений. Так, в 2006 г. САР и ИРИ заявили о планах роста товарооборота до 500 млн долл. и увеличении объема иранских капиталовложений до 5 млрд долл. до 2009 г.

Для реализации этих планов была создана совместная сирийско-иранская комиссия под руководством министра экономики САР А. Лутфи и министра строительства ИРИ М. Саиди. Изучаются возможности создания зоны свободной торговли с Ираном. Иранская сторона добивается упрощения процедуры заключения контрактов с сирийскими партнерами и большей прозрачности в оформлении торговой документации. По мнению ряда иранских экспертов, большая ясность в оформлении документов финансового характера и порядка налогообложения ускорили бы реализацию совместных торговых проектов. Одновременно предлагается ускорить работы по упорядочиванию взаимного налогообложения. Предлагается также предоставить большую свободу частному сектору двух государств в вопросах развития торгово-экономического сотрудничества.

Общий объем иранских капиталовложений в сирийскую экономику составляет на сегодняшний день около 1 млрд долл. Особое внимание Иран уделяет инвестициям в такие отрасли сирийской экономики, как энергетика, водоснабжение, добыча нефти и газа, транспорт и связь. Недавно Иран выдвинул ряд предложений по новым инвестиционным проектам в САР, которые представляют собой дополнительный шаг в расширении сирийско-иранского сотрудничества в различных областях экономики. Среди них строительство завода по производству цемента стоимостью 200 млн долл. и производственной мощностью до 1 млн тонн цемента в год. Начались работы по сооружению двух зернохранилищ в Хасаке, в рамках проекта создания десяти зернохранилищ емкостью до 100 тыс. тонн каждое. Ведутся работы по модернизации электростанции в Баньясе стоимостью 60 млн долл. Среди новых иранских проектов — строительство завода «Сиамко» по производству автомобилей стоимостью 60 млн долл. В этом проекте участвуют государство и частный сектор. Ведутся работы по проекту сооружения другого автозавода в Хомсе. Готовится техническая документация на строительство крупнейшего на Ближнем Востоке стекольного завода. Разрабатываются проекты создания новых нефтеперерабатывающих заводов в САР. Стоимость подписанных контрактов на выполнение проектов в энергетической сфере достигает 150 млн долл. Разрабатываются также очень важные проекты строительства ниток нефтепроводов из Ирана в Сирию и линии электропередачи через иракскую территорию. Однако большинство этих проектов остается на бумаге и пока не находит практического воплощения. Основным препятствием скорейшей реализации этих проектов является задержка с окончательным изучением деталей их исполнения, не до конца разработанной законодательной базой, отсутствием внятных договоренностей по взаимовыгодным инвестиционным условиям. По мнению сирийской стороны, успешное разрешение указанных вопросов могло бы быть достигнуто путем создания специальных технических комиссий, которые бы занялись поиском совместных решений возникающих разногласий. В Сирии также считают, что иранским партнерам следовало бы ускорить выполнение проектов по ранее заключенным контрактам и уделять больше внимания качеству выполняемых работ. Например, объем работ по строительству цементного завода в Хаме, открытие которого намечалось еще два года назад, выполнен сегодня только на 70%. Пробуксовывает и строительство первого в Сирии автозавода.

В то же время, согласно официальным сирийским данным, к июлю с.г. был выполнен ряд проектов. Удалось частично завершить строительство нефтеперегонного завода в Баньясе. Общая сумма выполненных работ составила 8 млн долл. Построены электростанции в ряде сирийских городов на 20 млн долл. Завершен проект орошения полей в Халебе стоимостью 12 млн долл. Построен завод по переработке масел в провинции Дамаск на сумму 7 млн долл. Из проектов, находящихся в стадии выполнения, можно упомянуть запуск новой электростанции в Баньясе и ее подсоединение к общей электросети. Общая стоимость этого проекта составляет 60 млн долл. Выполнен значительный объем работ по созданию трансформаторских подстанций высокого напряжения в ряде сирийских городов. Экономический советник посольства ИРИ в САР М. Муртада считает, что в ближайшие месяцы будет открыт завод по производству автомобилей «Сидико» в Хомсе стоимостью 50 млн долл. Это совместный проект частного сектора двух стран, в котором доля САР составляет 20%, а Ирана – 80%. В ближайшее время должен наконец открыться цементный завод в Хаме.

Сегодня ведутся переговоры о совместном проекте по сооружению на сумму 600 млн долл. электростанции в Сувейде и строительстве сирийско-иранского завода по производству автозапчастей, строительстве нефтеперегонных установок, завода молочной продукции. Также обсуждаются проекты по строительству десяти зернохранилищ в Хасаке, Халебе, Хаме, провинции Дамаск, Раке на общую сумму 208 млн долл. Одним из важнейших проектов стоимостью 30 млн долл., которому Сирия и Иран уделяют особое внимание, является строительство водоканала для отвода воды из Маскене в южные районы Халеба для орошения больших сельскохозяйственных площадей. Ожидается, что этот проект будет выполнен в течение следующего года. Для Сирии этот проект особенно важен в условиях недавних перебоев с электроэнергией в северных районах страны. Дамаск обеспокоен нехваткой собственных водных ресурсов в связи с продолжающейся оккупацией Израилем Голанских высот и планами Турции по сооружению плотины Ататюрка в верховьях Тигра и Евфрата. Наряду с развитием торгово-экономических связей, между Ираном и Сирией расширяются двусторонние контакты в области туризма. Богатая история и культура Сирии привлекает в эту арабскую страну множество иранских туристов. Ежегодно Сирию посещают 500 тыс. иранцев.

Активизация торгово-экономических связей двух стран и наполнение их реальным содержанием служат прочным фундаментом для дальнейшего развития политических отношений между Сирией и Ираном, с одной стороны, и создают предпосылки для стабилизации общей ситуации в регионе — с другой.

53.65MB | MySQL:105 | 0,420sec