Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 августа – 2 сентября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и Турции. Лидер влиятельной иракской шиитской военно-политической группировки «Армия Махди» имам М. ас-Садр призвал своих сторонников приостановить на шесть месяцев ее деятельность, в т. ч. вооруженные акции. 28 августа в ходе третьего тура голосования парламент Турции избрал новым президентом страны Ахмеда Гюля — кандидата от правящей происламистской Партии справедливости и развития (ПСР).

В Эр-Рияде 1 сентября состоялось совещание глав внешнеполитических ведомств стран-членов ССАГПЗ. Аравийские министры поддержали инициативу США о созыве в ноябре с. г. совещания по арабо-израильскому урегулированию, подчеркнув, что оно должно основываться на арабской мирной инициативе (2007 г.), соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН и плане «дорожная карта». Участники встречи подчеркнули необходимость диалога между конфликтующими сторонами в Палестине и Ливане к диалогу, подтвердили «арабский и исламский» статус Ирака, призвали политиков этой страны к достижению национального согласия и осудили иностранное вмешательство в иракские дела. Позитивная оценка была дана размещению в суданском Дарфуре совместных миротворческих сил Африканского союза и ООН. Министры одобрили инициативу Ирана о создании зоны свободной торговли в регионе Персидского залива.

Правительство Ирака и командование ВС США в этой стране положительно оценили решение лидера «Армии Махди» приостановить на полгода активность возглавляемой им организации. Данный шаг был предпринят М. ас-Садром сразу же после кровавых вооруженных столкновений, произошедших 28 августа в священном для шиитов г. Кербела во время религиозных торжеств с участием большого числа паломников. В ходе беспорядков погибли 55 и получили ранения до 300 чел. Руководством исламистов объявлено, что решение о приостановке деятельности «Армии Махди» принято для реорганизации группировки и ее приведение в соответствие с базовыми принципами, «на основе которых она была создана». Вместе с тем, помощник ас-Садра шейх А. аш-Шаабан позднее объявил, что сторонники радикального имама воздержатся от нападений на иракские правительственные силы, но не собираются прекращать акций против американских войск. Противоречивая информация о намерениях радикальных исламистов расцениваются экспертами как свидетельство острой внутренней борьбы в руководстве организации. Не исключено, что решение о приостановке ее деятельности связано с предстоящим визитом в Ирак президента Ирана М. Ахмадинежада, который на минувшей неделе заявил, что политическая власть оккупационных войск во главе с США в Ираке «исчезает», а Тегеран готов заполнить образовавшийся вакуум «с помощью наших соседей, друзей в регионе, Саудовской Аравии, иракского народа». Со своей стороны, президент США Дж. Буш обвинил Тегеран в дестабилизации обстановки в Ираке, предупредив, что досрочный вывод американских войск из этой страны может «придать храбрости Ирану».

Президент Франции Н. Саркози заявил, что «решение иракского кризиса может быть только политическим, оно предполагает изоляцию экстремистов и осуществление подлинного национального примирения» при условии гарантированного доступа всех граждан Ирака к институтам власти и ресурсам страны.

Командование ВС США сообщило о готовности ввести дополнительные силы в южные районы Ирака после ухода оттуда британских войск. В частности, это относится к крупнейшему городу региона – Басре.

Впервые в истории республиканской Турции главой государства стал политик с исламистскими взглядами. И хотя в соответствии с президентской присягой А. Гюль возложил на себя обязанность исполнять положения конституции, провозглашающей Турцию светским государством, ряд западных экспертов не исключают, что новый президент попытается ввести в нормы общественно-политической жизни страны отдельные исламские элементы. О растущей угрозе светскому режиму в Турции заявило перед последним туром голосования по кандидатуре А. Гюля высшее командование национальных вооруженных сил. 29 августа А. Гюль одобрил представленный ему на утверждение новый состав турецкого правительства, которое, как и прежде, возглавил лидер ПСР Р. Т. Эрдоган.

Сложная обстановка продолжает сохраняться в зоне палестино-израильского конфликта. Из сектора Газа боевики палестинских экстремистских группировок не прекращают ракетные обстрелы приграничных районов Израиля. В ответ израильские ВС наносят удары по объектам боевиков. Израильтяне также проводят активные мероприятия по поиску и задержанию боевиков на Западном берегу реки Иордан. По оценке израильской разведки, после установления контроля над сектором Газа в июне с. г., ХАМАСом контрабандным путем ввезено туда до 40 т различного вооружения.

В секторе Газа активизируется деятельность противников хамасовского режима. 31 августа сторонники ФАТХа, несмотря на запрет властей, провели здесь массовую демонстрацию протеста под лозунгами нарушения прав человека и недопущения использования мечетей для политической пропаганды. При разгоне демонстрации до 20 чел. получили ранения, задержано несколько активистов ФАТХа.

2 сентября глава ПНА М. Аббас утвердил изменения к палестинскому закону о выборах, согласно которым парламентские выборы будут проходить только по партийным спискам, причем к участию в них допускаются приверженцы политической программы ООП, Декларации независимости, палестинского основного закона, а также лица, признающие все палестино-израильские договоренности.

28 августа в Иерусалиме состоялась очередная встреча премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с главой ПНА М. Аббасом, в ходе которой обсуждались «фундаментальные вопросы», относящиеся к созданию палестинского государства и конкретные проблемы взаимодействия сторон в сфере обеспечения безопасности и экономики. По оценке палестинцев, «все главные вопросы, касающиеся окончательного статуса палестинского государства», по-прежнему требуют «дальнейшего обсуждения» и до рассмотрения деталей дело еще не дошло. М. Аббас настаивает на принятии на предстоящей конференции по Ближнему Востоку рамочного соглашения по палестино-израильскому урегулированию и графика его реализации, в противном случае, по его мнению, конференция потерпит неудачу.

Министр иностранных дел Израиля Ц. Ливни призвала США выработать «реалистичные» предложения для обсуждения на предстоящей конференции по арабо-израильскому урегулированию. По ее мнению, надежды на этот форум «неоправданно велики», тогда как до настоящего времени «нет консенсуса» с М. Аббасом по основным параметрам палестино-израильского соглашения. К тому же Ливни считает, что Аббас не способен гарантировать исполнение будущих договоренностей.

По мнению министра обороны Э. Барака, концепция безопасности Израиля должна быть основана на пяти основных факторах: эффективной системе ПРО, повышении мобильности ЦАХАЛа при защите рубежей государства, улучшении материально-технической оснащенности и снабжения армии, увеличении числа проводимых учений, в т. ч. в условиях, приближенных к боевым, и «решении вопроса о способности ЦАХАЛа действовать в глубине территории противника».

Израиль сокращает размеры военного присутствия на оккупированных сирийских Голанских высотах, т. к. по оценке его руководства на данный момент вероятность вооруженного конфликта с САР невелика. Схожие меры, согласно израильским источникам, приняло и правительство Сирии.

В преддверии намеченных на середину сентября президентских выборов осложняется внутриполитическая обстановка в Пакистане. Действующий глава государства П. Мушарраф в условиях усиления исламистских сил пытается заручиться поддержкой со стороны части светской оппозиции. Так, за рубежом прошли консультации с представителями Б. Бхутто, бывшей премьер-министром страны. И хотя они не привели к конкретным результатам, стороны не отказываются от продолжения диалога. При этом Бхутто предлагает Мушаррафу оставить пост главнокомандующего ВС и предложить ей должность главы правительства в случае победы генерала на выборах. Источники, близкие к Мушаррафу, сообщают, что генерал еще не принял окончательного решения насчет ухода с поста главкома, но не потерпит при решении этого вопроса «никакого давления и ультиматумов». По информации зарубежных СМИ, П. Мушарраф обратился к саудовскому королю Абдалле с просьбой оказать содействие в задержке возвращения на родину видного деятеля оппозиции (также бывшего премьер-министра) Н. Шарифа. Между тем в районах, прилегающих к границе с Афганистаном, не прекращаются вооруженные столкновения правительственной армии и сил безопасности с отрядами племен и боевиками, поддерживающими «Аль-Каиду» и талибов. Боевики захватили в плен 135 военнослужащих и 70 бойцов полувоенных формирований и требуют вывода правительственных сил из зоны племен в качестве условия их освобождения.

Президент Ирана М. Ахмадинежд заявил, что его страна полностью овладела технологическим циклом по производству ядерного топлива и еженедельно в ИРИ вводится в строй по одной центрифуге для обогащения урана, а всего в Иране действует свыше 3000 центрифуг. Тем самым Ахмадинежад поставил под сомнение утверждения специалистов МАГАТЭ о том, что темпы развития иранской ядерной программы замедлились. Россия положительно расценила недавние договоренности между Ираном и МАГАТЭ по вопросу о предоставлении Тегераном международному агентству ранее закрытой информации по ядерной программе ИРИ, в то время как США считают, что Иран должен перестать «манипулировать» МАГАТЭ. Президент Франции Н. Саркози призвал Тегеран выполнить требования СБ ООН и отказаться от развития своей ядерной отрасли. По мнению главы французского государства, в случае, если Иран будет продолжать добиваться создания ядерного оружия, то он может быть подвергнут бомбардировкам.

1 сентября руководитель Ирана А. Хаменеи назначил Мохаммеда Али Джаафари новым командующим Корпуса стражей исламской революции, одновременно присвоив ему звание генерал-майор. Бывший командующий КСИР генерал Я. Р. Сафави стал старшим военным советником Хаменени.

На минувшей неделе в Афганистане талибы отпустили на свободу всех остававшихся у них в южнокорейских заложников (19 чел.), которые вернулись на родину.

По признанию американского генерала Р. Кона, отвечающего за обучение и оснащение афганских армии и сил безопасности, чисто военные методы не могут привести к поражению талибов и для этого требуются политические решения. По оценке генерала, в развитии местных ВС и полиции имеется прогресс, но они все еще недостаточно сильны для самостоятельных действий, что обуславливает присутствие в стране коалиционных сил.

В столице Сомали Могадишо 30 августа завершила работу конференция по национальному примирению в стране. В ней участвовали ок. 2000 чел., представлявших различные слои и группы населения. Несмотря на принятие большого числа резолюций, работа форума не дает повода для оптимистического взгляда на развитие ситуации в Сомали. На конференции отсутствовали делегаты от главной силы оппозиции – Союза исламских судов, который намерен продолжать вооруженную борьбу с временным правительством страны и поддерживающими его эфиопскими войсками.

Ливан посетил командующий Объединенным центральным командованием ВС США адмирал В. Фаллон. Он обещал ливанскому правительству содействие в вооруженном противостоянии с исламскими экстремистами. В 2007 г. военная помощь США Ливану должна составить 270 млн долл.

2 сентября командование армии Ливана сообщило о полном разгроме боевиков группировки «ФАТХ аль-Исламий» в лагере палестинских беженцев Нахр-аль-Барид на севере страны.

Приложение

О сирийско-саудовских отношениях

Отношения между Сирией и Королевством Саудовская Аравия (КСА) всегда были сложными. Периодически они обострялись, а временами характеризовались сближением позиций двух стран, их тесным сотрудничеством в региональных делах. Но никогда между баасистами в Дамаске и королевской властью в Эр-Рияде не было искреннего доверия и полного взаимопонимания. В целом же отношения между двумя странами можно охарактеризовать как сотрудничество на фоне разногласий, причем порой довольно острых.

Саудовцы крайне негативно воспринимали социалистические идеи баасистов, всячески препятствовали их распространению. Отрицательной была и саудовская позиция по отношению к основополагающей идее баасизма – созданию единого арабского государства от «Океана (Атлантического) до Залива (Персидского)», реализация которой, конечно же, подразумевалась под руководством партии Баас. Саудовская Аравия настороженно, а в ряде случаев и откровенно негативно относилась к радикальным проявлениям в сирийской региональной политике. На двусторонние отношения накладывает заметный отпечаток и религиозный фактор: суннитские правители КСА не могут воспринимать в качестве «истинных мусульман» находящихся у власти в САР алавитов, которые считаются в исламе еретиками.

В 60-е – 80-е гг. внешнеполитические ориентиры двух стран характеризовались принципиальным отличием: Дамаск являлся военно-политическим партнером Москвы на Ближнем Востоке, а Эр-Рияд поддерживал тесные политические, экономические и военные отношения с Вашингтоном. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. САР оказывала всяческое содействие Ирану, а КСА – Ираку. Саудовцы «тихо» поддерживали сирийских «братьев-мусульман», развернувшим в начале 80-х гг. активную борьбу за свержение режима президента Х. Асада. Различались подходы сторон по проблемам арабо-израильского урегулирования, палестинским делам, событиям в Ливане и др. В то же время политические и иные контакты между двумя странами, в т. ч. на высшем уровне никогда не прерывались. С 1975 г. Сирия получала от КСА финансовую помощь на дело противостояния с Израилем, которую Эр-Рияд умело использовал в качестве рычага воздействия на Дамаск.

Пик сирийско-саудовских отношений приходится на кувейтский кризис 1990-1991 гг., когда Х. Асад решительно присоединился к антииракской коалиции, послал сирийские войска в Саудовскую Аравию для участия в операции по освобождению Кувейта от иракской оккупации. В итоге Дамаск значительно упрочил свое положение в регионе и получил от аравийских монархий, главным образом от КСА, финансовую помощь в размере ок. 2,5 млрд долл. После войны Сирия стремилась принять активное участие в создании системы коллективной безопасности в зоне Персидского залива. В марте 1991 г. в Дамаске на совещании министров иностранных дел АРЕ, САР и аравийских монархий была принята «Дамасская декларация», провозгласившая необходимость сотрудничества стран-участниц в обеспечении мира и безопасности в районе Залива. Однако заметно усилить свои позиции в этом регионе Сирии не удалось. КСА и Кувейт отказались от постоянного сирийского (а также египетского) военного присутствия на своей территории и предпочли американские гарантии безопасности как более надежные. Летом 1991 г. сирийские войска вернулись на родину, а идеи, заложенные в «Дамасской декларации», не получили значимого реального воплощения.

На протяжении 90-х гг. сирийско-саудовские отношения в целом отличались стабильностью. Тесные личные контакты поддерживали президент САР Х. Асад и саудовский наследный принц Абдалла, который с 1995 г. фактически стоял во главе королевства. Вместе с тем объемы саудовской финансовой и экономической помощи Сирии с 1992 г. значительно уменьшились. Периодически между двумя странами возникали разногласия, особенно по вопросам арабо-израильского урегулирования и ситуации в Ливане. Не приветствовалось в саудовской столице и расширявшееся многоплановое сотрудничество САР с Ираном.

В начале нового столетия после прихода к власти в Сирии сына Х. Асада Башара в сирийско-саудовских отношениях все более заметно стали проявляться элементы напряженности. В значительной степени они были связаны с Ливаном, палестинскими проблемами и укреплявшимся партнерством Сирии с Ираном, которое в условиях активизации политики Тегерана в арабском мире и роста военного потенциала ИРИ все сильнее беспокоит саудовское руководство. Во многом не совпадает и политических курс в региональных делах умеренных арабских режимов, одним из лидеров которых является КСА, и Сирии, пытающейся сохранить самостоятельность своей внешней политики, противостоять давлению как со стороны США, так и тех же умеренных арабских государств. При этом Дамаск продолжает поддерживать такие радикальные силы, как палестинские ХАМАС и «Исламский джихад», ливанскую «Хизбаллу», а после свержения в 2003 г. режима С. Хусейна сирийцы не чинили особых препятствий проникновению на иракскую территорию боевиков, воюющих против иностранных (американских) войск и созданного Вашингтоном правительства Ирака. Все эти действия руководства САР негативно воспринимаются в КСА.

Что касается Ливана, то саудовцы всегда выступали против сирийской гегемонии в этой стране. Начиная с 90-х гг. Эр-Рияд всячески поддерживал видного ливанского политика и бизнесмена Р. Харири, имевшего тесные связи с саудовской королевской семьей. В 1992-1998 и 2000-2004 гг. Харири занимал пост премьер-министра Ливана и пытался проводить курс на ослабление сирийского влияния в своей стране. Убийство Р. Харири в феврале 2005 г. (в причастности к этому преступлению подозревают высокопоставленных лиц САР) привело к серьезному охлаждению отношений между Эр-Риядом и Дамаском. КСА вместе с Египтом фактически присоединилась к жесткому давлению, оказывавшемуся на Дамаск США и Францией с целью заставить его незамедлительно вывести сирийские войска и представительства спецслужб Сирии из Ливана, что и было выполнено в апреле 2005 г. Еще одним камнем преткновения в двусторонних отношениях стал вопрос о создании международного трибунала по расследованию обстоятельств гибели Харири.

Летом 2006 г. во время войны ливанской «Хизбаллы» с Израилем позиции САР и КСА вновь существенно разошлись: Сирия решительно выступила на стороне шиитских исламистов, а Саудовская Аравия, не желающая и опасающаяся серьезных осложнений в регионе, расценила действия «Хизбаллы» как провокационные и безответственные. Ситуацию дополнительно обострило и высказывание в августе 2006 г. президента САР Б. Асада в речи, посвященной итогам войны, когда он заявил, что «некоторые арабские лидеры – мужчины только наполовину». Это вызвало резкое неприятие у короля Абдаллы, после чего отношения Эр-Рияда с Дамаском еще больше ухудшились.

Попытка примирения между двумя государствами, предпринятая в ходе встречи короля Абдаллы с президентом Б. Асадом во время арабского саммита в Эр-Рияде весной с. г., успеха не имела. Более того, разногласия усиливались, хотя обе стороны пока их не афишировали. Так, САР и КСА серьезно разошлись по палестинским делам. В Эр-Рияде считают, что Дамаск способствовал срыву Мекканских договоренностей (февраль 2007 г.) о примирении между ХАМАСом и ФАТХом (достигнуты при посредничестве короля Абдаллы), и не осудил насильственный захват власти хамасовцами в секторе Газа в июне с. г. Различаются позиции сторон и по Ираку, где Сирия во многом координирует свои действия с Ираном, а саудовцы ведут собственную сложную игру, пытаясь воспрепятствовать шиитскому доминированию в этой стране и не допустить дестабилизации обстановки в самом королевстве. Дамаск поддержал последнюю инициативу КСА по арабо-израильскому урегулированию, которая, в частности, предполагает возврат Сирии оккупированных Израилем Голанских высот. Однако саудовцы негативно отнеслись к заявлениям о возможных контактах сирийцев и израильтян по достижению мирного соглашения, считая их сепаратными действиями. Эр-Рияд настаивает на том, чтобы Дамаск заставил своих ливанских союзников прекратить нападки на правительство во главе с Ф. ас-Синьорой, пользующееся поддержкой КСА, оказал давление на руководителей ХАМАСа, находящихся в Сирии, чтобы они пошли на восстановление власти ПНА в секторе Газа, а также «не помогал» Ирану в Ираке и Ливане.

14 августа вице-президент САР Ф. аш-Шараа выступил с резкими выпадами в адрес Саудовской Аравии, заявив, что она не играет активной роли в региональной политике, а, внешняя политика КСА «парализована» союзом с Вашингтоном. В ответ саудовцы обвинили Сирию в попытке дестабилизировать ситуацию, «распространить хаос» на Ближнем Востоке, в «злых намерениях» и т. п. Пока нет свидетельств тому, что Дамаск и Эр-Рияд готовы пойти на примирение и нормализацию отношений. Более того, речь даже может идти о невозможности проведения в Дамаске в 2008 г. очередного арабского саммита.

52.39MB | MySQL:103 | 0,646sec