О причинах активизации политики ФРГ в Ливии и зоне Сахеля

Спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов принял участие во второй международной встрече по Ливии на уровне старших должностных лиц 1 октября в Берлине. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в среду 2 октября на сайте МИД РФ. «В развитие дискуссии, состоявшейся в рамках первой встречи в Берлине 17 сентября этого года, был проведен углубленный обмен мнениями по складывающейся военно-политической ситуации в Ливии и путям скорейшего комплексного урегулирования ливийского кризиса в интересах обеспечения устойчивого развития этой страны как единого, территориально устойчивого и суверенного государства», — указывается в сообщении. Уточняется, что мероприятие прошло в МИД ФРГ, в нем также участвовали представители США, Франции, Великобритании, Италии, Египта, ОАЭ, Турции, Лиги арабских государств, Африканского союза и Европейского союза. «С очередным докладом выступил спецпредставитель генерального секретаря ООН по Ливии Гасан Саламе», — добавили в российском внешнеполитическом ведомстве. Все эти мероприятия проходят на рамках новой инициативы Берлина. Правительство Германии предложило новый консультационный механизм в рамках усилий по урегулированию ситуации в Ливии; 17 сентября состоялась первая встреча в таком формате. Об этом заявила в среду на брифинге в Берлине представитель МИД ФРГ Мария Адебар. «Мы считаем, что политический процесс в Ливии требует оживления», — сказала она. «В этой ситуации Германия предложила и создала консультационный механизм. Вчера прошла первая такая встреча», — сообщила Адебар. По ее словам, МИД ФРГ считает необходимым продолжить работу в этом направлении и оказать поддержку плану, предложенному спецпредставителем генсекретаря ООН по Ливии Гасаном Саламе. Представитель кабмина ФРГ Ульрике Деммер со своей стороны подчеркнула, что «состоялся конструктивный обмен мнениями и был запущен консультационный процесс, который будет продолжен в ближайшие недели». Ранее МИД ФРГ сообщил, что в международной встрече по Ливии в Берлине принял участие спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. В своем сообщении ведомство отметило, что «было условлено провести очередную встречу в берлинском формате в начале октября этого года». В консультациях, по данным российской стороны, приняли участие также представители Великобритании, Египта, Италии, ОАЭ, США, Турции, Франции, Лиги арабских государств и Европейского союза. Основной доклад сделал спецпредставитель генсекретаря ООН по Ливии Гасан Саламе, который «представил оценки и соображения о развитии военно-политической и гуманитарной ситуации в Ливии». Собственно говоря, он просто озвучил основные пункты «дорожной карты» в рамках подготовки следующей конференции по «выходу из кризиса», которая должна состояться в Берлине в октябре. Мы уже сообщали, что никаких прорывных результатов на этой конференции достигнуто не было (стороны даже не смогли договориться о конкретной дате проведения такой конференции). Но дело в реальности обстоит еще хуже: можно отметить, что собственно все желания ФРГ и ООН уже фактически дезавуированы нынешней позиций ОАЭ и АРЕ. Согласно ряду источников, Абу-Даби и Каир, которые спонсируют Ливийскую национальную армию (ЛНА) Халифы Хафтара, сумели в конечном счете настоять перед Г.Саламе о необходимости исключить из будущей конференции Катар. Это решение привело в ярость главу Правительства национального согласия ПНС) Фаиза Сараджа, которого поддерживает Анкара и Доха. В этой связи он уже серьезно ужесточил свои собственные условия участия в такой конференции, настаивая на выводе ЛНА из Триполи и отвергая соглашение, достигнутое им с Хафтаром в Абу-Даби в конце февраля. При этом эксперты отмечают, что сами позиции Ф.Сараджа в рамках его дипломатических усилий сильно ослабли в последнее время. Если брать итоги 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в конце сентября, то очевидно, что Сарадж оказался дипломатически изолирован. Его присутствие на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 25 сентября не принесло ему никакой новой американской поддержки. А в коммюнике, принятом на межминистерском совещании, организованном Италией и Францией 27 сентября, не упоминалось ни о ПНС, ни о Схиратском соглашении, что собственно и определяет международную легитимность самого Ф.Сараджа и его правительства. До этого президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Джузеппе Конте, которые до этого выступали с диаметрально противоположных позиций по ливийскому вопросу, встретились 18 сентября в Риме, где также присутствовал премьер-министр Ливии Фаиз Сарадж. Вот именно на этой встрече Сарадж выдвинул неприемлемые для Парижа и Рима условия начала диалога, что обусловило его последующую демонстративную изоляцию. Уход в отставку министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини, решительного сторонника фракции Мисураты в Триполи, привело к более тесному взаимопониманию между Парижем и Римом, что в теории еще больше осложняет попытку А.Меркель стать лидером по ливийскому вопросу. В рамках попыток смягчить эту ситуацию Г.Саламе пытается сейчас организовать некую неофициальную предконференционную встречу в Женеве под эгидой Центра по гуманитарному диалогу (ЦГД) с участием Сараджа и катарских представителей. Но эксперты в этой связи высказывают очень аккуратный пессимизм. По их оценке, о каком-то прорыве во внутриливийском кризисе сейчас говорить излишне. Более того, речь идет о начале нового штурма Триполи силами ЛНА.
В этой связи следует видимо вообще постараться понять, а чем обусловлен нынешний интерес Берлина в ливийскому досье? До сих пор он старался всячески от этого досье дистанцироваться. Дело в том, что дипломатическая активизация Германии на ливийском направлении укладывается в единый подход Берлина по активизации своей дипломатии в сфере безопасности в Сахеле-Сахарском поясе. 1 сентября в Берлине состоялось официальное подписание меморандума о взаимопонимании в области военного сотрудничества с Нигером, который предусматривает создание ряда учебных программ и поставку в ближайшее время в страну военной техники. Цель этого соглашения о сотрудничестве заключается в укреплении стратегического партнерства Берлина с его главным союзником в Сахеле, а именно с Нигером. Германия уже имеет там свою логистическую базу, расположенную недалеко от французской и американской баз в столице Нигерии. Построенная частично французской фирмой Losberger, на этой базе, которая имеет взлетно-посадочную полосу для приема тяжелых транспортных самолетов, сейчас дислоцируется около 100 немецких военных. Через эту базу Берлин планирует оказывать материально-техническую поддержку 387 немецким миротворцам, развернутым в миссии ООН МИНУСМА в соседнем Мали. Во время визита в Нигер в начале мая канцлер Ангела Меркель уже объявила о планах военной помощи в размере 30 млн евро, большая часть которой, скорее всего, примет форму безвозмездных поставок военной техники. Берлин намерен поставить несколько десятков легких бронемашин нигерским вооруженным силам (ФАН), уже поставив в Мали в середине июля 29 легких тактических машин типа MRAP. Будучи глубоко обеспокоена ситуацией в Буркина-Фасо, Германия также намерена направить оборудование для оснащения местной полиции. В июне она активно лоббировала в Брюсселе назначение немецкого дипломата Вольфрама Веттера главой делегации Европейского союза (ЕС) в Уагадугу. Помимо этого, Берлин, который вместе с Парижем энергично поддерживает совместные силы G5 Sahel, также стремится обеспечить роль своего «агентства по развитию» (GIZ) в оказании помощи этим силам. В частности, путем управления частью нового бюджета в размере 138 млн евро, выделенного ЕС G5 в июле. Чтобы закрепить за собой эту роль, немецкое агентство готово снизить свои довольно высокие управленческие сборы (свыше 30%). Глава GIZ Таня Гоеннер в последние месяцы стремилась развивать более тесные связи с пятью странами G5. При этом Берлин, который в настоящее время является председателем Сахельского альянса (органа, ответственного за содействие глобальному развитию региона), объявил об участии в ряде проектов развития в Сахеле. При этом однако Германия по-прежнему неохотно развертывает свои силы специального назначения в Сахеле, несмотря на настойчивые призывы к этому со стороны Парижа. Хотя немцы участвуют в международных миссиях МИНУСМА и ЕВТМ-Мали (учебной миссии ЕС в Мали), Берлин остается очень осторожным. В Брюсселе Германия неоднократно выступала против совместного патрулирования региона с участием своих сил в европейской миссии и вооруженных сил Мали.
Таким образом, можно констатировать, что нынешние усилия Берлина на поле дипломатии в зоне Сахеля, и в Ливии в том числе, в большей степени обусловлены его председательством в Сахельском альянсе. С другой стороны Берлин такими инициативами пытается купировать растущее недовольство в самой Германии вопросами незаконной миграции. Собственно это стало понятным после майского турне А.Меркель по странам Сахеля и ее выступления в той же Буркина-Фасо.  «Это не только ответственность этих пяти стран [Сахеля], но это также ответственность, касающаяся Европы. Поскольку, если хаос одержит верх — а мы должны избежать этого любой ценой, — это отразится также и на других сферах, — подчеркнула она после встречи с президентами пяти стран, входящих в G5. — Наглядно видна неотложность ситуации, связанной с террористической угрозой, которая не прекращает возрастать. Время не терпит».   «Мы в Европе должны быть более активными. Некоторые вещи уже приведены в действие. Но другие вещи пока что с трудом воплощаются в жизнь. Поэтому я приложу усилия, чтобы эти вещи реализовывались быстрее», — продолжала она, имея в виду, прежде всего, финансовую и материально-техническую поддержку. «Страны [Сахеля] тратят 15%, даже 20% своего бюджета на оборону и безопасность, и поэтому многие проекты развития не удается воплотить», — отметила Меркель. Таким образом, налицо попытка смягчить по возможности возросшую активность в последние месяцы так называемого ливийского транзита нелегальной иммиграции в Европу. Он уже перекрывает объемы прошлого года, который был крайне неудачным в этом контексте. Особенно с учетом того, что 80 процентов просителей убежища прибывают в Германию, как и прежде, не имея при себе документов, удостоверяющих личность.     Согласно статистике МВД ФРГ, 88% просителей убежища из числа афганцев, 89% — из числа выходцев Эритреи и 95% — из числа алжирцев не имели при себе документов. Среди граждан Нигерии, Сомали, Гамбии таковых было еще больше — около 97-99%. В то же время лишь 21% сирийцев и турок запросили в 2018 году в ФРГ убежища и не имели при этом при себе документов. И вся эта масса (около миллиона человек, по разным оценкам) в условиях миграционной сделки с Анкарой попала в ЕС в основном именно через ливийской коридор. Отсюда и попытка Берлина взять на себя сейчас некую новую инициативу по ливийскому досье с точки зрения демонстрации возможностей нового посредника. Рискнем предположить, что вряд ли эту усилия носят какой-то систематический характер. А.Меркель уходит и ей совершенно не принципиально выстраивать какую-то долгосрочную политику в Африке. Повторим, что речь в большей степени идет о вялых попытках Берлина продемонстрировать имитацию бурной деятельности, чем о коренном желании добиться какого-то весомого прогресса.

52.29MB | MySQL:103 | 0,520sec