Военно-политическая обстановка в Ираке (сентябрь 2019 года)

В сентябре 2019 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Правительство страны сталкивается с угрозами в деле обеспечения безопасности, с серьезными проблемами в экономической и гуманитарной сферах. Высокой степенью напряженности характеризуется ситуация в социальной сфере. Трудно идет восстановление районов, пострадавших в ходе вооруженного противостояния с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Ситуация усугубляется противоречиями и соперничеством между различными политическими силами Ирака. Несмотря на разгром основных сил ИГ и некоторое снижение уровня террористической активности, положение дел в сфере безопасности в ряде районов страны остается нестабильным. Сложно, со сбоями продвигается процесс урегулирования спорных проблем в отношениях между федеральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии) в Эрбиле. Высокой активностью характеризуется внешнеполитическая деятельность руководства Ирака. При этом главным в этой сфере для иракского руководства остается необходимость лавирования между США и Ираном, стремление избежать втягивания Ирака в возможный вооруженный конфликт между этими двумя странами.

Эксперты отмечают, что количество стоящих перед иракским правительством внутренних вызовов велико. «Победа над ИГ не стала для Багдада входным билетом в этап устойчивого развития, стабильности и экономического процветания. Для этого потребуется пройти еще достаточно длительный путь». Так, «сохраняются структурные проблемы и диспропорции. Главная из них – отсутствие внутренней стабильности в сфере безопасности и растущий внутренний сепаратизм, особенно со стороны курдов. Также сохраняются разногласия и противоречия между конкурирующими группами внутри правящей элиты. По-прежнему не побеждена масштабная коррупция в органах власти». Нерешенными остаются и многочисленные проблемы в социальной сфере, особенно безработица, в первую очередь среди молодежи, низким остается качество базовых услуг, предоставляемых властями населению. Все это привело в начале октября к масштабным протестам и беспорядкам, охватившим Багдад и многие другие провинции Ирака.

Ситуация в сфере безопасности в ряде районов Ирака остается нестабильной, с элементами напряженности. И это, несмотря на поражение основных сил группировки «Исламское государство».

В минувшем месяце в стране продолжали активно действовать террористы различных экстремистских группировок, главным образом ИГ. В то же время в сентябре в Ираке было совершено лишь два крупных теракта.

В прошедшем месяце на севере Ирака вооруженные силы Турции продолжали проводить операцию «Лапа» (ее третий этап) против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена). В рамках этой операции турецкие ВВС наносили интенсивные удары по боевикам РПК. Всего в сентябре было нанесено 10 авиаударов по объектам противника – 1, 12, 13, 17, 20, 22, 23, 26, 28 и 30 сентября (в августе – 11 авиаударов). В операции против курдских сепаратистов турецкая армия задействовала крупнокалиберную артиллерию, спецназ, вертолеты и разведывательные беспилотники. Власти Иракского Курдистана заявляют, что «воздушные удары наносят ущерб гражданским объектам и вызывают панику среди жителей. Десятки семей были вынуждены покинуть свои дома, опасаясь ударов». Одновременно правительство иракской курдской автономии подчеркивает, что РПК «должна учитывать интересы автономного региона и его народа».

Операции Вооруженных сил Турции на севере Ирака будут вестись до уничтожения последнего террориста, заявил 3 сентября глава турецкого военного ведомства Х.Акар. По его словам, «для Турции важнее всего обеспечение безопасности, и Анкара готова для этого на все».

Сообщается, что в сентябре курдским боевикам на севере Ирака удалось подбить вертолет ВВС Турции в районе Хакурк.

10 сентября глава МИД Ирака М.А.аль-Хаким заявил: «Мы ведём переговоры с Турцией на предмет ее военного присутствия на нашей территории. Ведём их через каналы МИД, армии и разведки. Турция понимает всю значимость и деликатность региона».

Развитие ситуации в Ираке и Сирии показывает, что террористическая группировка «Исламское государство» стремится, и зачастую небезуспешно, восстанавливать свои источники финансирования и наращивать силы на территории двух соседних государств. Так, спикер Совета представителей (парламента Ирака) М.аль-Халбуси заявил 4 сентября, что война против ИГ в стране еще не закончена, необходимо предпринять серьезные шаги по ликвидации остатков ИГ в Ираке.

Экспертами отмечается, что «возрождающееся ИГ, в частности, пустило корни на спорных территориях между Иракским Курдистаном и Багдадом, в том числе в Дияле и Салах-эд-Дине, создавая реальную угрозу безопасности, которая потребует значительных средств и внимания со стороны правительства». При этом «такой вызов безопасности создает двойственную ситуацию, которая способствует сотрудничеству между правительственными силами безопасности с одной стороны, и курдскими и шиитскими ополченцами — с другой, даже если это усугубляет существующие проблемы командования и контроля».

«В Ираке, несмотря на завершение военной кампании против ИГ, по-прежнему актуальна угроза дальнейшей дестабилизации обстановки. Недобитое игиловское подполье перешло к диверсионной войне, делая ставку на разжигание суннитско-шиитского конфликта. В этой связи все большее значение приобретает координация антитеррористических действий в рамках Багдадского информационного центра с участием военных Ирака, Ирана, России и Сирии, а также взаимодействие Багдада с Дамаском по уничтожению остатков террористических группировок на сирийско-иракской границе», — заявил 3 сентября директор Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ В.Тарабрин.

10 сентября глава Комитета Совета Федерации России по международным делам К.Косачев сообщил, что в Ираке, по его данным, в настоящее время находится порядка 12 тыс. террористов, пытающихся дестабилизировать ситуацию в стране.

По имеющейся информации, около 20 тыс. бывших боевиков ИГ в настоящее время находятся в заключении в Ираке. Около 19 тыс. из них являются иракскими гражданами и около тысячи — иностранцами, прибывшими примерно из 50 стран.

На всем протяжении сентября иракская армия и ополченцы продолжали выявлять укрытия и опорные базы террористов ИГ на территории страны и наносить по ним удары. Не прекращаются поиски боевиков «Исламского государства», которые скрываются в пустынных областях Ирака. Правительственные силы регулярно проводят мероприятия с целью выявления подпольных групп ИГ, однако искоренить их полностью пока не удается.

Джихадисты из ИГ продолжают действовать на территории курдской автономии.

Не снижается активность боевиков «Исламского государства» в северной провинции Киркук. Начальник Главного управления МВД в провинции полковник М.Рафат сообщил, что с начала года зафиксировано 1343 случая обстрелов, вооружённых нападений, подрывов фугасов, похищений заложников и иных тяжких преступлений, в результате активности ИГ погибли свыше 470 человек. По словам Рафата, разведывательная информация говорит о возрождении ИГ в районах вокруг города Киркук, где у террористов есть укрытия и они могут атаковать в любом месте. Так, ночью 14 сентября боевикам удалось на время перекрыть главную трассу между провинцией Киркук и Багдадом.

Схожая картина характерна и для соседней провинции Найнава, где также не прекращаются вылазки боевиков ИГ. В начале сентября при поддержке самолетов международной коалиции во главе с США иракские силы разрушили туннель на юго-западе Мосула. В минувшем месяце в регионе прошла спецоперация формирований шиитского ополчения «Аль-Хашед аш-Шааби», целью которой стало предотвращение взрывов самодельных взрывных устройств, заложенных террористами подпольных групп ИГ в населенных пунктах. Выявлено несколько заминированных автомобилей.

10 сентября иракская армия начала очередную войсковую операцию против боевиков «Исламского государства» на севере страны. Оперативное командование Найнава заявило, что операция иракских войск поддерживается авиацией возглавляемой США международной коалиции. Операция проводилась в районах Шират и Гаяра, расположенных между провинциями Найнава и Салах-эд-Дин.

Не прекращаются операции иракской армии и ополченцев «Аль-Хашед аш-Шааби» против боевиков ИГ в провинции Салах-эд-Дин. Так, в минувшем месяце силам безопасности удалось раскрыть крупную сеть террористов — в нее входили 75 боевиков, которые планировали совершить теракты на территории провинции.

Несмотря на неоднократное проведение правительственными силами спецопераций в провинции Дияла по зачистке территории региона от остатков бандформирований ИГ, боевики по-прежнему скрываются в труднопроходимых районах у границы с Ираном. В частности, 1 сентября в Дияле произошла новая вылазка террористов ИГ. Террористы также организовали взрывы в районе Ханакин. В середине сентября правительственные войска обследовали территории в восточной части провинции, уничтожив, как минимум, пять укрытий боевиков ИГ.

Сложная ситуация сохраняется в районе Багдада, где отмечается высокая активность террористов. Спецподразделения силовых структур Ирака 9 сентября ликвидировали к северу от столицы 15 боевиков ИГ. Рейды проведены в координации с ВВС международной коалиции. Во время операции с воздуха была осуществлена высадка десанта в двух районах соседних провинций Салах-эд-Дин и Дияла.

В минувшем месяце инженерные части иракской армии провели поиск взрывных устройств, которые могли быть заложены террористами, к югу от Багдада.

Террористическая группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за несколько взрывов в Багдаде, совершенных в минувшем месяце, в результате которых были ранены десятки мирных жителей и погибли более 10 человек.

Особо охраняемая «Зеленая зона» в центральной части Багдада подверглась 22  сентября минометному обстрелу. Две мины разорвались неподалеку от расположенного там посольства США. Пострадавших нет.

Неспокойная обстановка сохраняется в западной провинции Анбар. Здесь иракские военные и ополченцы практически постоянно проводят спецоперации против боевиков «Исламского государства» с целью обнаружения и ликвидации «спящих ячеек» джихадистов, схронов, а также джихад-мобилей. Масштабная операция против боевиков ИГ началась в регионе в первой половине сентября. В рейдах в районе озера Тартар к северу от административного центра провинции Эр-Рамади помимо шиитских формирований участвовали армейские подразделения и спецотряды полиции. Поддержку с воздуха им оказывает иракская боевая авиация. Минобороны Ирака 16 сентября объявило начале кампании по зачистке районов к северу от провинции Кербела и в южной части провинции Анбар от остатков сил ИГ. В компании участвовали армия, федеральная полиция, ВВС Ирака, а также отряды народного ополчения. Операция была направлена на поиск и охрану долин, деревень и дорог в регионе и защиту от боевиков «спящих ячеек» ИГ. 20 сентября иракские силы безопасности провели операцию против террористов ИГ, которые скрывались пустынях провинции Анбар, а 24 сентября вооруженные силы Ирака при поддержке национальных ВВС и самолетов возглавляемой США коалиции провели операцию против боевиков ИГ в провинциях Анбар и Салах-эд-Дин.

Таким образом, по состоянию на 1 октября 2019 года, боевики «Исламского государства» продолжали действовать на территории Ирака, главным образом в провинциях Киркук, Найнава, Салах-эд-Дин, Анбар и Дияла. Наибольшую активность террористы проявляют в пустынных и горных районах в этих провинциях. Кроме того, «спящие ячейки» ИГ подпольно действуют в других регионах Ирака.

Интенсивно действуют иракские ВВС. В минувшем месяце основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в операциях против сил ИГ провинциях Анбар и Салах-эд-Дин.

В сентябре авиация и артиллерия западной коалиции во главе с США продолжали наносить удары по объектам джихадистов на иракской территории, что свидетельствует о сохраняющейся активности боевиков ИГ. По информации американского военного командования, удары наносятся по боевым подразделениям и боевым позициям боевиков, маршрутам снабжения, складам боеприпасов, различным сооружениям, укрытиям и тоннелям. Авиация западной коалиции регулярно оказывает помощь иракским правительственным силам при проведении ими войсковых операций против бандформирований «Исламского государства». В боевых действиях в Ираке участвуют как пилотируемые боевые самолеты и вертолеты, так и ударные беспилотники. Удары наносят реактивные установки залпового огня и орудия полевой артиллерии. Ведется воздушная разведка иракской территории. По утверждению командования международной коалиции, все авиационные и артиллерийские удары на иракской территории наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны.

10 сентября американская авиация с участием многофункциональных истребителей 5-го поколения F-35 нанесла массированный удар по боевикам ИГ в провинции Салах-эд-Дин.

Иракское правительство прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране, боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга, несмотря на имеющийся прогресс, в целом все еще остается низкой. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и продолжающееся жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку Соединенные Штаты. Эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика». Пентагон решил оставить своих военных советников в Ираке, в том числе в иракской курдской автономии еще на два года, чтобы помочь им в борьбе с терроризмом.

Возглавляемая США международная коалиция не потерпит никаких нападений на американские объекты или персонал США и оставляет за собой право на самооборону, заявило 24 сентября командование альянса после двух взрывов у посольства США в Багдаде, совершенных 22 сентября. В своем заявлении командование коалиция особо отметило, что альянс «находится в Ираке по приглашению правительства этой страны» и «продолжит поддерживать иракские власти по их же просьбе».

В минувшем месяце продолжались переброски американского оружия через границу с Ираком для вооруженных формирований преимущественно курдских «Сил демократической Сирии».

17 сентября генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг на встрече с премьер-министром Ирака А.А.Махди в Багдаде заявил о поддержке «сбалансированной политики» Ирака как «ключевого уравновешивающего фактора в регионе». По словам Столтенберга, «НАТО, осуществляя здесь свою деятельность с одобрения и под контролем иракского правительства, его суверенных решений, является партнером и поддерживает Ирак, суверенитет страны и единство ее народа, а также сбалансированную и мудрую политику властей. «Исламское государство» нанесло ущерб всем народам мира, поэтому его финансовые и военные ресурсы и источники должны быть ликвидированы. Перед НАТО стоит задача подготовки иракских сил безопасности, развития их потенциала и укрепления военных институтов и сил безопасности».

Принято решение продлить на 12 месяцев, до 31 октября 2020 года мандат зарубежной миссии бундесвера по обеспечению стабилизации, предотвращению возрождения ИГ и содействию примирению в Ираке и Сирии. Максимально возможное количество немецких военных будет сокращено с 800 до 700 человек. Фактически количественный состав миссии Бундесвера обычно еще меньше, например, в настоящее время она насчитывает 480 военнослужащих.

2 сентября глава Совета безопасности России Н.Патрушев обсудил в Москве с советником премьер-министра Ирака по вопросам национальной безопасности Ф.аль-Файядом вопросы военно-технического сотрудничества двух стран и ситуацию в Сирии.

Москва и Багдад на данный момент не ведут переговоры о закупке Ираком российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Об этом заявил 19 сентября посол Ирака в Москве Х.М.Хади.

Несмотря на то, что преимущественно шиитские ополченческие формирования «Аль-Хашед аш-Шааби» официально интегрированы в общую иракскую систему безопасности, эти силы продолжают сопротивляться контролю со стороны Багдада, включая открытое неповиновение большинства группировок. Иракское правительство фактически не обладает полным контролем над различными ополченцами, участвующими в борьбе с терроризмом.

Политические наблюдатели подчеркивают, что вопрос ополчения – с учетом его политической чувствительности – продолжит оставаться слабым звеном в политике правительства А.А.Махди. «Реалии таковы, что шиитская организация «Бадр» и ее союзники сохраняют (и не желают терять) контроль над ополчением, которое может быть задействовано ими как грозное орудие в межфракционной борьбе. Кроме того, сохранение автономного шиитского ополчения – важный фактор межрелигиозного противостояния и эффективный инструмент борьбы против курдов в случае роста сепаратизма. Это прекрасно понимают шиитские лидеры Ирака и поддерживающее их руководство Ирана».

По оценке американских экспертов, формирования «Аль-Хашед аш-Шааби» все чаще формируют основные элементы политической структуры Ирака и системы безопасности, и Иран как никогда полон решимости поддерживать и углублять свои налаженные связи со многими из них.

По информации СМИ, «мощные шиитские военизированные формирования, поддерживаемые Ираном, все чаще бросают вызов авторитету центрального правительства». При этом «по мере нарастания давления разногласия внутри проиранских фракций Ирака вырываются на поверхность, угрожая развалить хрупкую правительственную коалицию. Из-за региональных проблем, стоящих перед Ираком, Махди будет еще сложнее контролировать (ополченцев)». Директива, озвученная главой правительства в июле, в рамках которой поддерживаемые Ираном силы должны были перейти под управление сил государственного аппарата безопасности до 31 июля, до сих пор не выполнена.

3 сентября 30-я бригада «Аль-Хашед аш-Шааби», состоящая преимущественно из бойцов курдской национальности, отказалась исполнять требование А.А.Махди покинуть районы на востоке от Мосула. В качестве протеста члены ополчения перекрыли дороги.

В начале сентября руководство «Аль-Хашед аш-Шааби» объявило о намерении создать собственные части ВВС. Иракское правительство отказалось разрешить ополченцам создать свою военную авиацию. А.А.Махди, как верховный главнокомандующий вооруженными силами Ирака, не принял план «Аль-Хашед аш-Шааби».

А.А.Махди 18 сентября распорядился вывести ополченцев «Аль-Хашед аш-Шааби» из районов, граничащих с Саудовской Аравией. Бригады «Хизбаллы», «Нуджабы», «Имама Али», «Мухтара ат-Такафи» и другие формирования шиитского ополчения обязали покинуть свои позиции в районах пустынь провинций Самава и Анбар. По приказу главы правительства, ополченцев заменили подразделения иракской армии и пограничной полиции.

В конце сентября глава иранских формирований «Аль-Кудс» генерал К.Сулеймани встретился с иракскими шиитскими политиками и лидерами ополченцев в Багдаде, чтобы обсудить возможные сценарии развития событий в Ираке и вокруг Ирана.

22 сентября А.А.Махди утвердил новую структуру формирований «Аль-Хашед аш-Шааби», предложенную главой группировки Ф.аль-Файядом, и согласно которой заместитель руководителя ополченцев А.М.аль-Мухандис будет лишен своего поста. А.М.аль-Мухандис известен своей близостью к Ирану. Он неоднократно демонстрировал оппозицию присутствию американских войск в Ираке.

В сентябре продолжали иметь место удары неизвестных беспилотников и самолетов по объектам проиранских ополченцев в различных районах Ирака. Так, неизвестный дрон нанес 10 сентября удар по складу с оружием в лагере «Аль-Хашед аш-Шааби» в городе Хит на западе провинции Анбар. 17 сентября самолеты нанесли удар по нескольким целям шиитских ополченцев возле пограничного с Сирией города Аль-Каим на западе Ирака, а 22 сентября неопознанным летательным аппаратом удар был нанесен по лагерю «Аль-Хашед аш-Шааби» в районе города Эль-Фаллуджа на востоке провинции Анбар.

Командование «Аль-Хашед аш-Шааби» 13 сентября сообщило, что на востоке Ирака ополченцами сбит БПЛА, выполнявший разведывательный полет. Инцидент произошел в провинции Дияла, расположенной на границе с Ираном.

Бомбардировки позиций и баз «Аль-Хашед аш-Шааби» в минувшие несколько недель осуществлялись с территории Сирии, из зоны, которая контролируется поддерживаемой США преимущественно курдской коалицией «Силы демократической Сирии» (СДС). Об том 24 сентября заявил член командования ополчения М.аль-Басри. Эти налеты, отметил М.аль-Басри, «были проведены либо самой коалицией СДС, либо для атак на позиции ополчения использовалась только указанная территория». Шиитский командир также сообщил, что расследование недавних инцидентов практически завершено, а «объявление его результатов будет зависеть от решения главнокомандующего армией Ирака», т. е А.А.Махди.

30 сентября А.А.Махди назвал Израиль единственной страной, которая, с его точки зрения, заинтересована в развязывании войны в регионе, обвинив его в совершении атак на объекты «Аль-Хашед аш-Шааби». В частности, Махди отметил: «Никто не хочет войны [в регионе], кроме Израиля. <…> Расследования инцидентов, связанных с атаками на некоторые места расположения «Аль-Хашед аш-Шааби», говорят о том, что нападения были совершены Израилем».

Министр обороны Ирака Н.аш-Шамари 5 сентября распорядился передать дела ряда высокопоставленных офицеров вооруженных сил в специальный военный трибунал по обвинению в коррупции. Некоторые из подозреваемых в преступных действиях военачальников были связаны с оружейными контрактами. В их числе — четверо в звании генерал-полковника, а также генеральный инспектор Минобороны. Как ожидается, позднее глава ведомства назовет их имена и другие подробности коррупционного скандала.

28 сентября А.АМахди сместил с занимаемой должности заместителя командующего контртеррористическими силами Ирака генерал-лейтенанта Абдул-Вахаба ас-Саади. Генерал переведен на работу в аппарат Минобороны. Многими в стране это решение было воспринято как капитуляция перед Ираном. А.В.ас-Саади сыграл ключевую роль в освобождении Мосула от боевиков ИГ. Иракцы считают его национальным героем, а контртеррористические силы – единственным фактором, сдерживающим шиитское ополчение «Аль-Хашед аш-Шааби». Местные политические наблюдатели подчеркивают, что «цель этого шага – уничтожить систему противовесов, мешающих усилению иранского влияния в стране». Сам генерал сказал, что рассматривает переход на должность в Министерстве обороны как «оскорбление» и «наказание».

В сентября 2019 года внутриполитическая обстановка в Ираке оставалась сложной. Правительство страны сталкивается с угрозами безопасности, серьезными экономическими трудностями и задачей восстановления районов, пострадавших в ходе вооруженного противостояния с террористической группировкой «Исламское государство». Нерешенными остаются такие очень болезненные для общества социальные проблемы как безработица, особенно среди молодежи, и регулярные перебои в снабжении населения электроэнергией и водой. Ситуация усугубляется противоречиями и соперничеством между основными политическими силами Ирака. В итоге в начале октября в Ираке вспыхнули массовые протесты против политики властей и коррупции, которые охватили Багдад и целый ряд провинций в различных районах страны.

Кроме того, следует отметить, что «сохраняющие межклановые противоречия сдерживают позитив, и внутри правящей коалиции пока наблюдаются разногласия в приоритетах». При этом премьер А.А.Махди вынужден действовать с оглядкой на влиятельного шиитского политика и религиозного деятеля М.ас-Садра.

Рост влияния и повышенная активность шиитских, в значительной степени ориентированных на Иран ополченческих вооруженных формирований стимулирует в зоне так называемого «суннитского треугольника» «закономерное восстановление организационной структуры суннитских националистов. Это было абсолютно закономерно, и этот процесс будет только набирать силу. Особенно с учетом того, что шиитское правительство в Багдаде не торопится делиться с суннитами реальной властью».

Политические наблюдатели подчеркивают, что «хронически слабая экономика Ирака усиливает его экономическую зависимость от внешних игроков, прежде всего Ирана. При этом санкционная стратегия Белого дома в отношении Ирана обострила отношения Ирака с США. Несмотря на то, что США подталкивали Ирак к прекращению своих экономических связей с Ираном, у Ирака на сегодня мало альтернатив, особенно в области энергетики».

Выступая 25 сентября на заседании Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Ирака Б.Салих сообщил о масштабном проекте по восстановлению инфраструктуры страны, разрушенной в результате долгих лет войны. При этом, по словам министра финансов страны Ф.Хусейна, Ирак нуждается в 8 млрд долларов для восстановления инфраструктуры территорий, освобожденных от боевиков ИГ

В целом успешно развивается национальная нефтяная отрасль. «Несмотря на введенный ОПЕК режим ограничений по поставкам нефти (продлен как минимум до весны 2020 г.), Ирак продолжил успешно осваивать новые месторождения и разрабатывать дополнительные маршруты поставок нефти через Иорданию, Турцию и возможно даже через Сирию (по мере стабилизации ситуации там). Запущенная реформа в секторе энергетики также принесла новому правительству важные дивиденды. Министр энергетики, технократ Л.аль-Хатиб, заключил важные стратегические соглашения с «Дженерал электрик» и «Сименс» для стабилизации энергоснабжения и минимизации рисков блэкаута». Были также инициированы реформы по расширению потенциала национальной энергетической системы. Однако реализация всех этих проектов требует времени, а население устало от постоянных перебоев в подаче электричества.

Иракские власти продолжат импортировать природный газ из Ирана для обеспечения своих потребностей в производстве электроэнергии, заявил 11 сентября министр нефти страны Т.аль-Гадбан. Он пояснил, что закупаемый в Иране природный газ «будет направлен в южные провинции Ирака для покрытия их потребностей в электроэнергии». Иракское правительство неоднократно заявляло, что у Багдада пока «нет альтернативы для замены импорта газа из Ирана». Такое положение объясняется тем, что страна в значительной степени зависит от поставок иранского газа как источника питания для своей энергосистемы. На сегодняшний день Ирак вырабатывает 14 тыс. мегаватт посредством национальной электроэнергетической системы, а дополнительные 4 тыс. мегаватт вырабатываются за счет импорта газа и электроэнергии. По словам министра энергетики Ирака Л.аль-Хатыба, страна «стремится прийти к полному самообеспечению электроэнергией и газом до 2023 года». К этому времени «министерство нефти завершит несколько стратегических проектов, связанных с производством газа, которые осуществляются в сотрудничестве с несколькими международными компаниями».

Очень тяжелой проблемой остается сложная гуманитарная ситуация, обусловленная сохранением в Ираке 1.7 млн внутренне перемещенных лиц (порядка 5% населения). «В более широком смысле сложное наследие войны с ИГ также выражается в деградации приграничных с Сирией регионов и отсутствием достаточных финансовых средств у правительства на их восстановление и реконструкцию.

3 сентября национальный медиа-регулятор Ирака приостановил на три месяца работу финансируемого США телеканала «Аль-Хурра». Лицензия канала отозвана. Причиной этого решения называют «предвзятые репортажи, содержащие наветы». Согласно проведенному расследованию, коррупция захватила как шиитскую, так и суннитскую верхушку. Особенно журналисты выделяют духовного вождя иракских шиитов А.ас-Систани. Он, как утверждается, получает прибыль от проектов в священных городах Кербела и Эн-Наджаф. Еще один аспект касается связей религиозных деятелей и действующих на стороне правительства Ирака вооруженных формирований. 31 августа «Аль-Хурра» выпустила в эфир журналистское расследование, рассказывающее о коррупции в религиозном управлении Ирака. С осуждением расследования выступили многие политики. Председатель парламента М. аль-Халбуси заявил, что религиозные деятели играют важную роль в сохранении единства страны. Каналу пригрозили судебными исками.

Продолжается, хотя и со значительными трудностями, сложный процесс урегулирования целого ряда спорных проблем в отношениях между федеральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии в Эрбиле. Так, обе стороны постоянно обвиняют друг друга в невыполнении бюджетных соглашений.

Курдский вопрос остается «сложным вызовом для иракского правительства. Здесь пересекаются различные интересы, в том числе существенные финансовые разногласия относительно перераспределения доходов от продажи нефти». «Вопрос пограничного контроля и статуса курдов также стоит остро в повестке». Кроме того, курды добиваются от Багдада допуска своих военизированных сил пешмерга в спорные районы страны.

Федеральное правительство Ирака следует Конституции, чтобы восстановить свои отношения с властями курдской автономии в отношении бюджета, заявил 19 сентября глава федерального правительства А.А.Махди. Он пояснил, что закон о бюджете обязывает Эрбиль передавать Багдаду 250 тыс. баррелей нефти в обмен на его долю в бюджете страны. В случае, если Эрбиль не сможет поставлять нефть, правительство Ирака только сократит эквивалентную 250 тыс. баррелям нефти сумму в курдской доли бюджета. Что касается споров между курдскими властями и иракским правительством по поводу провинции Киркук, то премьер сказал, что «переговоры еще продолжаются».

Регион Курдистан готов разрешить все свои споры с Ираком в соответствии с Конституцией Ирака, поскольку решение оставшихся вопросов будет полезным для всех сторон, заявил 19 сентября глава правительства курдской автономии М.Барзани. Он также заявил, что Ирак должен относиться к Курдистану как к «конституционному региону», подчеркнув необходимость более тесного сотрудничества для обеспечения безопасности страны и борьбы с остатками ИГ, «которые по-прежнему создают большую угрозу в освобожденных районах».

В Багдаде вновь открылось представительство курдского регионального правительства.

В минувшем месяце интенсивные контакты поддерживались между представителями высокого уровня Багдада и Эрбиля. Причем визит в курдскую столицу президента Ирака Б.Салиха и министра финансов Ирака Ф.Хусейна, их встречи с правительством и парламентом региона «происходили в рамках попыток разрешить кризис между центральным правительством и курдскими властями, который привел к сокращению бюджета курдской автономии и «причинению вреда гражданам и работникам, которых из-за этого могут сократить». В создавшихся условиях Эрбиль готовится к новому кризису с Багдадом и стремится сократить расходы, одновременно увеличив налоги и сборы, особенно для компаний, действующих в регионе, для контроля над которыми в казначействе регионального правительства был сформирован комитет по ограничению импорта. При этом курдское региональное правительство и курдские политические силы рассматривают имеющиеся у них варианты в свете сохраняющегося нежелания Эрбиля доставлять нефть Багдаду. Также отмечается, что все «бюджетные препирательства с Багдадом призваны решить лишь одну проблему: практически полностью присвоив себе все доходы от экспорта нефти из региона, Эрбиль пытается за счет Багдада содержать собственное обворовываемое население».

Эрбиль и Багдад разрабатываю «дорожную карту» для урегулирования их нефтяных споров. Об этом 28 сентября заявил министр нефти Ирака Т.аль-Гадбан.

Министр юстиции правительства курдской автономии Ф.Ахмед подал в суд на спикера парламента Ирака М.аль-Халбуси в связи с недавним принятием поправки к закону о провинциальных выборах. Курдский министр обратился с иском в федеральный суд в связи с поправкой № 14 к Закону о выборах в провинциях от 2019 года, «дающей право гражданам голосовать только в местах их происхождения, что ставит под вопрос возможность голосования для огромного количества перемещенных в связи с войной и разрухой иракцев». Особенно это касается курдов спорных территорий, бежавших на подчиненные правительству автономии территории в результате действий ИГ, а также в результате действий Ирака против курдских сил пешмерга в ответ на референдум о независимости Иракского Курдистана в 2017 году. Ф.Ахмед настаивает на том, что поправка и ее статьи противоречат Конституции Ирака и нарушают принципы выборов и демократии. Курдские власти уже выразили обеспокоенность по поводу поправки к Закону о выборах в провинциях, не позволяющей сотням тысяч курдских временно перемещенных лиц из спорных районов принимать участие в выборах.

Высокой активностью характеризуется политическая жизнь в курдской автономии. 8 сентября президент региона Н.Барзани назначил двух вице-президентов. Ими стали Д.М.Али (Патриотический союз Курдистана, ПСК) и М.С.Кадер («Движение за перемены» («Горран»)).

Демократическая партия Курдистана (ДПК) и ПСК договорились сформировать на предстоящих провинциальных выборах единый курдский фронт, в который войдут все партии Иракского Курдистана, а 29 сентября было объявлено, что девять курдских политических партий сформировали альянс для участия в провинциальных выборах 2020 года на спорных с Багдадом территориях в провинциях Киркук, Найнава и Дияла. В альянс входят ДПК, ПСК, «Движение за перемены» («Горран»), Исламский союз Курдистана, Исламская группа Курдистана, Исламское движение Курдистана, Коммунистическая партия Курдистана, «Демократический социалист Курдистана» и «Курдистан Захматкешан».

14 сентября партия «Движение за перемены» («Горран») переизбрала Омара Саида Али своим лидером на второй срок.

В сентябре 2019 года внешнеполитическая деятельность правительства Ирака продолжала характеризоваться высокой активностью. При этом главным в этой сфере для иракского руководства остается необходимость лавирования между Соединенными Штатами и Ираном, стремление не допустить втягивания страны в возможный вооруженный конфликт между Вашингтоном и Тегераном.

Ирак со всей ответственностью подходит к нынешнему кризису в регионе и никогда не станет вредить своим соседям, заявил 17 сентября на встрече в Багдаде с генсеком НАТО Й.Столтенбергом глава иракского правительства А.А.Махди, отметив: «Наша политика сбалансирована, служит стабильности Ирака и всех государств региона. Мы ответственно подходим к нынешнему кризису в регионе, заботясь об интересах его народов, и не сможем причинить вред своим братьям и соседям».

Ирак не позволит превратить свою территорию в арену для выяснения отношений между какими-либо странами, заявил представитель Минобороны страны. Так он прокомментировал слова иранского посла в Багдаде о возможности нанесения Ираном ударов по позициям американских военных в Ираке. «Ирак никогда не станет плацдармом для развязывания агрессии против Ирана. Однако иракская сторона не позволит угрожать и американским интересам на своей территории», — подчеркнул он, добавив, что суверенитет Ирака является «красной линией».

Ирак готов предложить свою помощь для организации диалога между США и Ираном, заявил 10 сентября иракский посол в США Ф.Ясин, подчеркнув: «Ирак не хочет больше конфликтов и не может позволить превратить свою территорию в арену противостояния региональных или глобальных игроков. Мы стремимся к достижению мира в регионе и не намерены занимать чью-либо сторону. США — наш партнер, друг и союзник в борьбе с терроризмом. Иран является нашим соседом, с которым нас связывают протяженная граница, история и сильные отношения. В этой ситуации нам необходимо обеспечивать свои интересы». Дипломат также подчеркнул, что Багдад выступает против санкций, поскольку из-за них всегда страдает население. «Лучший способ продвинуться вперед — это переговоры. Мы готовы предложить свою помощь», — заявил иракский посол.

Оценивая американскую политику в отношении Ирака, эксперты отмечают: «Поскольку США по-прежнему привержены своей кампании максимального давления против Ирана, усилия США по принуждению Багдада к выбору стороны рискуют усугубить существующие политические, экономические и экономические слабости Ирака. Даже в идеальных условиях присущие центральному правительству Ирака политические и структурные слабости делают его очень восприимчивым к любым региональным катаклизмам, что позволяют негосударственным субъектам и внешним игрокам оказывать значительное влияние на чисто внутрииракский сегмент политики. Эта базовая нестабильность означает, что любые новые обострения ситуации, такие как ухудшение отношений между Соединенными Штатами и Ираном, могут привести к развалу иракского правительства».

24 сентября на встрече с президентом США Д.Трампом в кулуарах Генассамблеи ООН в Нью-Йорке президент Ирака Б.Салих подчеркнул, что иракский народ способен самостоятельно защитить свою страну, ее независимость и территориальную целостность. Б.Салих выразил благодарность США и международной коалиции за поддержку в борьбе с терроризмом. Со своей стороны, Д.Трамп высказался за укрепление двустороннего партнерства с Ираком в сфере безопасности, торговли и энергетики, выразил решительную поддержку Ираку в борьбе с ИГ и другими террористическими группами. И, конечно же, глава Белого дома, высказался о необходимости противодействовать дестабилизирующей роли Ирана в Ираке.

Ирак отказывается от вступления в предлагаемую Ираном коалицию для безопасности в Персидском заливе, пока ситуация в регионе не стабилизируется. Одновременно в Багдаде заявили, что не планируют присоединяться к возглавляемой США международной коалиции по безопасности на море для защиты безопасности морского судоходства и международной торговли в зоне Персидского залива. 30 сентября премьер-министр Ирака А.А.Махди заявил: «Мы поддерживаем идею создания любой коалиции по обеспечению безопасности судоходства в Персидском заливе, однако с условием, что в ее состав войдут все страны региона».

В условиях обострения обстановки в зоне Персидского залива возросла интенсивность политических контактов между Ираком и Саудовской Аравией.

Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман 5 сентября провел телефонный разговор с главой иракского правительства А.А.Махди, обсудив вопросы стабильности на рынке нефти. Как было официально заявлено, «собеседники подчеркнули важность активизации взаимодействия для достижения стабильности на международном нефтяном рынке. Здесь же отметим, что «вопрос, связанный с энергетикой, создает напряженность и в отношениях Ирака с КСА. Потребность Багдада в доходах от продажи нефти для поддержки своей экономики привела к тому, что он нарушил ограничения на прокачку, согласованные в рамках плана сокращения добычи ОПЕК. Несмотря на то, что Ирак недавно пообещал выполнить такие сокращения, что могло бы сгладить его конфликт с КСА (которое стремится сохранить стабильный уровень цен на нефть), Саудовская Аравия пока в такие обещания не верит. И собственно, нынешний визит иракского премьера в Эр-Рияд был посвящен обсуждению и этой темы».

15 сентября Багдад опроверг информацию об использовании иракской территории для запуска беспилотников и крылатых ракет, атаковавших днем ранее, 14 сентября, предприятия саудовской кампании «Сауди Арамко». Предприятия «Сауди Арамко» были атакованы не с территории Ирака, сообщил 16 сентября госсекретарь США М. Помпео. Тем не менее, ряд экспертов считают, что атака на саудовские нефтяные объекты была произведена из южных районов Ирака.

25 сентября премьер-министр Ирака А.А.Махди провел в Джидде переговоры с саудовским королем Сальманом. Махди выразил солидарность с Саудовской Аравией, высказался за стабильность и безопасность соседнего королевства. Два лидера подчеркнул важность развития всестороннего двустороннего сотрудничества. При этом политические наблюдатели отмечают, что в свете ударов по объектам саудовской нефтяной инфраструктуры «визит Махди преследовал в том числе и цель минимизировать возможность каких-то ударов по целям на территории Ирака, что поставит Багдад в очень двусмысленную позицию: с одной стороны — он должен реагировать на такие акты нарушения суверенитета, с другой — нынешнее положение Багдада предусматривает его максимальную равноудаленность от ирано-саудовского конфликта».

Багдад предлагает Эр-Рияду и Тегерану свое посредничество с целью недопущения дальнейшей эскалации в двусторонних отношениях и  в регионе Персидского залива. В частности, в рамках этой инициативы иракцы стремятся организовать встречу в Багдаде между представителями руководства двух враждующих государств – ИРИ и КСА.

Президент Ирака Б.Салих, выступая 25 сентября с трибуны Генассамблеи ООН, осудил любые нападки на национальную безопасность Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, заявив: «Нападки на безопасность Персидского залива и Саудовской Аравии являются проявлением эскалации и вызывают опасения Ирака, поскольку от безопасности региона зависит стабильность в самом иракском государстве». Президент напомнил, что ситуация в регионе носит «чрезвычайно опасный характер». «Нам не нужна новая война», — добавил Салих, призвав страны региона к созданию региональной системы безопасности. Он также поблагодарил союзников Багдада за помощь в разгроме терроризма.

Активно в минувшем месяце действовал Ирак на межарабской арене.

Генеральный секретарь ЛАГ А.Абу аль-Гейт 3 сентября посетил с официальным визитом в Багдад, где обсудил с иракским руководством обстановку в регионе. В ходе переговоров иракская сторона призвала ЛАГ выполнить обязательства, взятые на международной конференции в Кувейте (февраль 2018 г.) о выделении 30 млрд долларов на восстановление Ирака. Министр иностранных дел Ирака М.А.аль-Хаким также призвал к скорейшему подписанию меморандума о списании Лигой с Ирака 75% долга арабским странам.

Ирак призывает к восстановлению роли тех арабских стран, которые переживают кризисы и конфликты, считая необходимым вернуть Сирии членство в ЛАГ. Об этом заявил 10 сентября М.А.аль-Хаким на очередной министерской сессии сообщества в Каире. Он также заявил, что Ирак «в самой жесткой форме осуждает агрессию Израиля против ряда арабских стран», указав, что они «имеют полное право защищать себя». Кроме того, по словам главы иракского внешнеполитического ведомства, в Багдаде «отвергают любое военное присутствие Турции на иракской территории». Говоря о ситуации в зоне Персидского залива, М.А.аль-Хаким заявил, что «народы региона в состоянии защитить морское судоходство без необходимости международного вмешательства».

24 сентября президент Египта А.Ф.ас-Сиси, король Иордании Абдалла II и президент Ирака Б.Салих в ходе трехстороннего совещания в кулуарах 74-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке акцентировали свое внимание на вопросах поддержания безопасности в Персидском заливе. Три лидера «подчеркнули необходимость восстановления спокойствия и избегания трений в зоне Персидского залива». Они отметили также необходимость всеобъемлющего политического урегулирования конфликтов в странах региона, в частности в Сирии, Ливии и Йемене, в соответствии с резолюциями Совбеза ООН. Состоялся обмен мнениями о путях укрепления «стратегического политического сотрудничества и экономического взаимодействиями между тремя странами» с приоритетным упором на экономическое развитие, а также о необходимости борьбы с терроризмом до полной ликвидации всех террористических формирований.

30 сентября было открыто движение через контрольно-пропускной пункт между сирийским городом Абу-Кемаль и иракским Аль-Каимом. КПП был закрыт в 2013 году из-за военных действий против ИГ. Иракский премьер А.А.Махди одобрил возобновление работы пункта пересечения границы «Аль-Каим» в провинции Анбар.

С 19 по 23 сентября премьер-министр Ирака А.А.Махди находился с официальным визитом в Китае. Председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с Махди отметил, что Китай поддерживает Ирак в борьбе с терроризмом и продолжит оказывать ему помощь в этой сфере. Глава КНР также заявил: «Надеемся, что иракская сторона продолжит принимать меры для защиты работающих на ее территории китайских компаний и их персонала. Китай намерен усилить сотрудничество с Ираком в правоохранительной сфере, а также в области безопасности». Си Цзиньпин подчеркнул, что КНР твердо поддерживает прилагаемые Ираком усилия по защите своего государственного суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности и выступает против вмешательства каких-либо внешних сил во внутренние дела Ирака. В ответ Махди заявил, что «Ирак от всей души благодарен Китаю за его бесценную поддержку в борьбе с терроризмом и восстановлении страны. Иракская сторона готова в рамках совместного строительства «Пояса и пути» углублять деловое сотрудничество между государствами в различных областях». В ходе визита правительства Китая и Ирака подписали меморандум о сотрудничестве в сфере безопасности и соглашения о взаимодействии в сфере экономики и послевоенного восстановления иракской инфраструктуры. Среди подписанных документов — меморандумы о сотрудничестве в области спутниковой навигации, план по культурному сотрудничеству на 2019-2021 гг., а всего стороны подписали 8 соглашений и меморандумов.

Спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ М.Богданов и советник премьер-министра Ирака по вопросам национальной безопасности Ф.аль-Файяд провели 3 сентября  переговоры в Москве. «В ходе обстоятельного обмена мнениями по актуальным вопросам ближневосточной повестки дня с акцентом на ситуацию в Ираке и соседней Сирии подчеркивалась необходимость дальнейшей консолидации усилий по обеспечению безопасности и стабильности в регионе и противодействию международному терроризму в лице ИГ и других экстремистских структур». С российской стороны «была подтверждена принципиальная позиция в поддержку единства, суверенитета и территориальной целостности дружественного Ирака». На следующий день, 4 сентября, Ф.аль-Файяд провел консультации по аналогичной тематике со спецпредставителем президента России по сирийскому урегулированию А.Лаврентьевым и замглавы МИД РФ С.Вершининым.

В сентябре главы МИД России и Ирака С.Лавров и М А.аль-Хаким в поздравительных телеграммах по случаю 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами подчеркнули настрой на дальнейшее укрепление диалога. С обеих сторон отмечен «традиционно дружественный характер российско-иракских отношений, базирующихся на взаимном уважении и многолетних связях двух народов. Подчеркнут настрой на дальнейшее укрепление доверительного политического диалога по актуальной региональной и международной проблематике и расширение многопланового сотрудничества между Москвой и Багдадом, что отвечает долгосрочным интересам двух стран, служит делу обеспечения мира и стабильности на Ближнем Востоке».

28 сентября министр иностранных дел России С.Лавров оценил отношения Москвы и Багдада как «очень хорошие»: и в экономике, и в сфере помощи Ираку по укреплению его сил безопасности в контексте борьбы с терроризмом. При этом Лавров отметил: «Мы будем готовы обсуждать то, что будет в интересах иракской стороны, с учётом того, насколько наши компании, в том числе нефтяные, будут видеть для себя выгоду в проектах, которые могут рассматриваться». Лавров посетит в Ирак с визитом во вторую неделю октября.

Таким образом, в сентябре 2019 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Несмотря на разгром основных сил террористической группировки «Исламское государство», в некоторых районах Ирака сохраняется напряженная ситуация. Правительство страны продолжает сталкиваться с угрозами безопасности, серьезными экономическими трудностями. Не решаются в должной степени социальные проблемы, трудно решаются задачи восстановления районов, пострадавших в ходе вооруженного противостояния с ИГ. Нерешенные проблемы остаются в отношениях между центральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. В сфере внешней политики особую озабоченность Багдада вызывает сохраняющаяся напряженность в ирано-американсикх отношениях.

63.05MB | MySQL:102 | 0,567sec