Иракско-сирийская граница: о ситуации в районе КПП «Абу-Камаль»

Вечером 6 октября, согласно сообщению российского агентства, «Спутник» израильские военные самолеты атаковали военные позиции, расположенные в 12 километрах к северо-востоку от пограничного перехода «Абу-Камаль». Данная информация не была подтверждена источниками в Ираке, поскольку все внимание местных СМИ приковано в настоящий момент к протестным событиям в Багдаде и некоторых других городах. Характерно, что этот район уже не раз становится тем местом, по окрестностям которого неустановленные или, часто объявляемые израильскими, самолеты наносят удары, следуя какой-то собственной логике.

Этот погранпереход несколько раз являлся источником напряженности и конфликтов в прошлом году и, по информации того же «Спутника», только в середине сентября самолеты коалиции под руководством США бомбили этот район, как минимум, четыре раза.

Последние по времени нападения произошли на фоне информации о соглашении между Ираком и Сирией насчет открытия этого важного пункта пересечения границы.

«Абу-Камаль», стратегический пограничный переход, расположенный в 450 километрах от Дамаска и в 340 километрах от Багдада, соединяет город Аль-Каим, в иракской провинции Анбар с сирийским Дейр-эз-Зором по автомобильной дороге. Эти два города являются самыми близкими к границе между двумя странами в юго-восточной Сирии и северо-западном Ираке.

Это место было настолько важным, что с начала кризиса в Сирии и Ираке отряды ИГ («Исламское государство, запрещено в РФ), оккупировали Аль- Каим и осадили Дейр-эз-Зор, таким образом, контролируя не только переправу через Евфрат, но и сообщение между двумя странами.

Ирак и Сирия, как известно, имеют общую границу протяженностью до 600 км и связаны тремя важными переходами.

Переход «Аль-Ярубия-Рабия», которое соединяет сирийскую провинцию Хасеке с иракским городом Аль-Рабиа, был закрыт с 2013 года и в настоящее время он оккупирован американскими и британскими военными вместе с курдскими ополченцами, так называемыми «Силами демократической Сирии» (СДС).

Контрольно-пропускной пункт «Аль-Валид — Аль-Танф» расположен в районе Аль-Рутба в провинции Анбар, недалеко от самой западной точки в Ираке и самой северной точки в Иордании, в пустынной зоне, являясь главной пограничным иракским пунктом на шоссе Дамаск-Багдад.

Сопредельный пограничный пункт «Аль-Танф» находится в сирийской провинции Хомс, и контроль за пересечением границы с сирийской стороны несколько раз переходил между различными группами.

Соединенные Штаты и Великобритания стремятся контролировать этот переход и сопредельные территории, провоцируя разногласия между арабами-суннитами и другими иракскими и сирийскими этническими и религиозными группами.

Для этих целей они сформировали группировку под названием «Армия революционного командования», в которую привлекли несколько десятков перебежчиков из сирийской армии и представителей местных племен. С иракской стороны, формально, границу контролируют иракские силовики.

Фактически, два из трех наземных пограничных переходов между Ираком и Сирией находятся под контролем США и их союзников. И только «Абу-Камаль» контролируют с сирийской стороны правительственные силы, а с иракской – пограничная служба и части МО Ирака. В свое время, взятие перехода и наземной трассы в этом районе позволило разорвать основные коммуникации между отрядами ИГ, не случайно в 2015-2016 гг., главный удар иракские правительственные части наносили не на север, а по направлению: Фаллуджа – Рамади – Хит – Аль-Каим. Связь между двумя странами через этот переход важна по соображениям безопасности, региональной политики, геополитики, экономики и культуры. По оценке некоторых экспертов, установление ИГ контроля над переходом «Абу-Камаль» ознаменовало пик его успехов, а утрата – окончательным поражением концепции этой организации, предусматривавшей его распространение на территории Сирии  и Ирака.

Что удваивает важность контроля над переходом, так это сближение по земле сил т.н. «оси сопротивления», группировок, поддерживающих правительство САР и состоящих из иракских добровольцев и иранских советников, которые в настоящее время проводят отдельные антитеррористические операции на территориях Сирии и Ирака.

Открытие этого КПП является важным шагом на пути к возвращению к условиям, предшествовавшим появлению ИГ, нормализации ежедневного автотранспортного сообщения между Ираком, Сирией и Ираном и транзиту более 30% от перемещаемых товаров и услуг.

Кроме того, возобновление функционирования «Абу-Камаля» позволит удовлетворить часть потребностей Сирии в топливе и промышленных товарах, строительных материалах и отдельных видах продовольствия, и фактически, открывает путь для прорыва экономической блокады, навязанной США и некоторыми западными странами.

В конце сентября на церемонию формального восстановления работы пограничного перехода прибыли послы Сирии в Багдаде и Ирака в Дамаске, однако, многочисленные технические и организационные вопросы, а также некоторые аспекты безопасности пока не позволяют использовать его в полном объеме и круглосуточно. Перемещение грузов и людей осуществляется в тестовом режиме, но даже такая, ограниченная активность на «Абу-Камале» вызывает раздражение у США и их союзников. Присутствие в этом районе сирийских военных, крупных иракских сил не позволяет США и их прокси осуществлять эффективные атаки по земле, но, они в полной мере используют свое превосходство в воздухе, нанося удары по избранным целям, при этом, почти все эти акции, предписываемые Израилю, на самом деле, вполне могут оказаться выполненными американцами. Они вполне могли себе позволить ранее наносить «удары по ошибке» по силам Народного ополчения, действуя глубоко на иракской территории. Здесь же, в зоне, где у сирийских правительственных  сил отсутствует контроль над воздушным пространством, а ПВО Ирака запрещено вмешиваться в происходящее, им никто не мешает. ВКС РФ если и появляются в этом районе, то крайне редко и выполнят, главным образом, функцию «демонстрации флага».

Поэтому, речь может идти не столько об акциях устранениях отдельных полевых командиров ополчения или уничтожения складов с иранским оружием, хотя это, безусловно, имеет место быть, сколько о проекции давления и угрозы этой важнейшей наземной коммуникации, создания нестабильности в районе «Абу-Камаля» с тем, чтобы максимально затруднить или сорвать транспортные перевозки между Ираком и Сирией. Тем самым, нарушив планы Тегерана по формированию «шиитской оси» и переброске советников и оборудования в Ливан, где «Хизбалла» накапливает силы для будущего витка противостояния с Израилем.

То, что при этом страдают народнохозяйственные перевозки и кроме военных, по этой дороге и через переход перемещаются десятки тонн гражданских грузов, похоже, не заботит планировщиков подобных акций в США и в Израиле.

52.22MB | MySQL:103 | 0,474sec