К парламентским выборам в Марокко

Запланированные на 7 сентября выборы в палату представителей (нижняя палата парламента Марокко) должны ответить на ряд важнейших для королевства вопросов. Смогут ли партии демократического блока Кутла дать бой исламистам из Партии справедливости и развития (ПСР)? Так ли сильна на самом деле ПСР, которой предвыборные опросы общественного мнения предрекали неминуемую победу? Если ПСР победит, позволит ли монарх представителю ПСР возглавить правительство? Не попытается ли дворец воспользоваться административным ресурсом с тем, чтобы не допустить победы ПСР и тем самым создать себе относительно комфортные условия на 5-летний период до следующих выборов? Если ПСР будет уверена в том, что ее лишили победы административным путем, не поведет ли она широкие массы марокканцев на улицы? Ответы на эти и многие другие вопросы должно дать голосование. А пока — о подготовке к выборам.

Предстоящие выборы — вторые, организованные в период правления короля Мохаммеда VI. Он взошел на трон в июле 1999 г. после кончины своего отца — Хасана II. Глава МВД Марокко заранее пообещал, что предстоящие выборы будут честными и гласными. Другого мнения придерживается независимое издание «Журналь эбдомадэр» (ЖЭ), утверждающее, что «трудно представить себе свободные, гласные и честные выборы в стране, в которой институт монархии неоспоримо остается главным действующим лицом политики, институт, который исключает подъем сильных политических партий». Именно по этой причине, полагает ЖЭ, многие марокканцы предпочитают вовсе не голосовать, не веря в возможность каких-либо изменений: в выборах 2002 года, по официальным данным, приняли участие всего 52% избирателей.

В гонку за места в палате представителей включились 33 политические партии, 13 списков лиц «без партийной принадлежности», а также 26 так называемых национальных списков, зарезервированных исключительно за женщинами. Они будут оспаривать голоса примерно 15,5 млн избирателей. Всего на местах заявлены к участию в выборах 1870 списков желающих стать депутатами, что на 5,53% превышает показатель 2002 года. Фигурирующие в этих списках кандидаты будут бороться за 295 мест в палате представителей в 95 избирательных округах на местах. Фигуранты 26 национальных (женских) списков будут оспаривать еще 30 депутатских мандатов. Марокканцы смогут сделать свой выбор на более чем 38,6 тыс. избирательных участках.

По данным МВД страны, 18 партий представили свои списки в более чем 50% избирательных округов. В частности, во всех 95 округах представлены национал-консервативная партия Истикляль (ПИ) и Социалистический союз народных сил (ССНС). В 94 округах выставили списки ПСР и левый Фронт демократических сил (ФДС). Чуть ниже показатель у Партии прогресса и социализма (ППС — экс-компартия) — в 92 округах. Далее идут центристское Национальное объединение независимых (НОН) — 91 округ, проберберское Народное движение (НД) — 90 округов, консервативный Конституционный союз (КС) — 80 округов, левая Лейбористская партия (ЛП) — 69 округов, левое Демократическое и социальное движение (ДСД) — 69 округов, Социалистическая партия (СП) — 68 округов, коалиция из левых партий — Партии демократического социалистического авангарда (ПДСА), Национальный конгресс Итттихади (НКИ) и Объединенная социалистическая партия (ОСП) — 73 округа.

15 августа прежние участники Кутлы — ПИ, СНС и ППС (ранее туда входила не существующая теперь Организация народного демократического действия), — несмотря на то что на выборы идут порознь, объявили о наличии у них общей предвыборной программы, подразумевающей совместные действия вплоть до формирования правительства по итогам голосования. Это заявление сразу заставило предположить, что в случае необходимости дворец будет опираться на эти традиционно лояльные к нему политические организации, к которым могут присоединиться одна-две центристские и проберберские партии. Тем более что все три партии входят в действующую правительственную коалицию.

Один из главных пунктов совместной программы — проведение конституционной реформы, цель которой — «эффективное разделение полномочий властей». В переводе на простой язык эти слова означают, что участники Кутлы хотят, чтобы должность премьер-министра занималась по итогам голосования, а не по желанию монарха. При этом они не покушаются на другие прерогативы короля. Их индивидуальные программы и совместная платформа ратуют за сохранение «конституционной, демократической и социальной монархии», что в марокканских реалиях подразумевает неизменность абсолютной власти дворца. Другие пункты программы касаются социально-экономических вопросов. В частности, участники Кутлы намерены в случае, если по итогам голосования они смогут сформировать правительство, создавать ежегодно 300-400 тысяч новых рабочих мест. В политической части программы заявлено, что реанимация Кутлы проведена с тем, чтобы совместно «противостоять врагам демократии». И хотя эти враги не названы поименно, не приходится сомневаться, что главным из них для Кутлы является ПСР.

ПСР ответила на властные претензии Кутлы 26 августа. «ПСР станет первой по итогам выборов», — без обиняков заявил генеральный секретарь партии Саадэддин Османи на предвыборном митинге сторонников исламистов в Касабланке. По его выкладкам, ПСР получит свыше 70 мест, что позволит ей стать первой по весу партией в палате представителей. По итогам выборов 2002 года исламисты добились 42 депутатских мандатов в 325-местной нижней палате, пропустив вперед с незначительным отрывом ССНС и ПИ. Главной темой предвыборной кампании исламистов стала борьба с коррупцией. «Больше серьезности, честности, гласности. Это будет добавленной стоимостью ПСР в случае, если она возглавит правительство, — заявил Османи. — Что должно измениться, так это способ управления. Мы будем добиваться независимости правосудия и его некоррумпированности, справедливости и современности». Программа ПСР предусматривает, в частности, введение «шариата как основного источника отправления правосудия» с соответствующим упоминанием в конституции страны.

В марокканском электорате ЖЭ отмечает несколько больших групп избирателей, которые могут решающим образом повлиять на исход выборов, и в частности, «абсолютистов», исламофилов, исламофобов, старых и новых левых, традиционалистов и «бербероманьяков».

Характеризуя «абсолютистов», ЖЭ отмечает, что представители этой категории марокканцев «не верят в демократические выборы». Для них «голосование ничего не значит», поскольку они полагают, что выборы ничего не значат в стране, где все решения принимаются вне институтов, формируемых в ходе плебисцита. Выборы для них — «лишь самый смешной фарс, своего рода игра, призванная спасти имидж Марокко на международном уровне». ЖЭ делит «абсолютистов» на две диаметрально противоположные группы — роялистов и антироялистов. К первой относится главным образом «экономическая и социальная элита», тем или иным образом связанная с дворцом, ко второй — марокканцы, близкие по своим взглядам к новым левым.

К исламофилам ЖЭ относит группу марокканцев, поднявшихся достаточно высоко по социальной лестнице и поддерживающих программу ПСР. Это предприниматели, рантье, менеджеры крупных марокканских и международных компаний, многочисленный чиновничий люд. По меткому замечанию ЖЭ, они «не имеют внешних признаков исламистов, не ходят регулярно в мечети, учат детей в самых престижных иностранных учебных заведениях, не посещают рестораны, где продается алкоголь, регулярно совершают хадж». «Эти буржуа и лица с высоким уровнем доходов негласно разделяют проект общества, который предлагает ПСР, — отмечает еженедельник. — В то же время по разным причинам они избегают громогласно кричать о том, что поддерживают ПСР». Многие из них финансируют избирательную кампанию ПСР.

Исламофобы, отмечает ЖЭ, руководствуются лозунгом «кто угодно кроме исламистов». Они готовы пожертвовать минимальными демократическими нормами для того, чтобы преградить дорогу «бородатым». Они скорее готовы принять деспотический режим, нежели увидеть у власти исламистов. Ради этого они даже не против фальсификации результатов голосования. Эти взгляды разделяют все те марокканцы, которые полагают, что религия должна относиться только к частной жизни индивидуума и что ни одна партия не имеет права давать марокканцам уроки, касающиеся ислама. К их числу относятся главным образом представители свободных профессий, завсегдатаи баров, а также многие берберы. Они скорее всего проголосуют за ССНС или новых левых.

Старые левые стоят главным образом перед выбором — ССНС или ППС — при том что обе эти партии не хотят революционных изменений марокканского общества и уже давно сотрудничают с дворцом вне зависимости от того, входят они в правительственную коалицию или находятся в «карманной» оппозиции. Это обстоятельство не прибавляет им популярности.

Новые левые представлены несколькими партиями, активисты которых давно разочаровались в ППС. Вне зависимости от партийной принадлежности их кредо — марксизм-ленинизм. Главное требование — изменение конституции, и в частности, 19-й статьи, обусловливающей абсолютную власть монарха. Наиболее весомая среди них — ОСП.

Что касается традиционалистов, то они будут голосовать за ПИ. Их девиз — «модернизация общества без отрицания его корней и его культурных ценностей». Именно они обеспечивают относительно стабильное существование этой партии вне зависимости от политических ветров. «Бербероманьяки» могут проголосовать либо за НД, либо «ногами». В любом случае берберы составляют, по разным данным, от четверти до половины населения Марокко и их выбор будет во многом определяющим.

62.86MB | MySQL:102 | 0,582sec