К вопросу о возможной операции ВС Турции в Сирии

6 октября 2019 года на сайте Белого дома США был опубликован официальный пресс-релиз по итогам состоявшегося накануне телефонного разговора между президентами Д. Трампом и Р.Т. Эрдоганом.

Процитируем пресс-релиз:

«Сегодня президент Дональд Дж. Трамп говорил по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Вскоре Турция приступит к проведению своей давно запланированной операции в Северной Сирии. Вооруженные силы Соединенных Штатов не будут поддерживать или участвовать в операции, а силы Соединенных Штатов, разгромив территориальный «Халифат» ИГИЛ (здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), больше не будут находиться в непосредственной близости.

Правительство Соединенных Штатов оказало давление на Францию, Германию и другие европейские страны, откуда пришли многие захваченные бойцы ИГИЛ, чтобы забрать их обратно, но они не хотели их и отказались. Соединенные Штаты не будут удерживать их больше, что могло бы стоить много лет и больших затрат для налогоплательщиков Соединенных Штатов. Теперь Турция будет нести ответственность за всех бойцов ИГИЛ в районе, захваченном за последние два года после разгрома территориального «Халифата» Соединенными Штатами».

Новость эта была распространена в Турции на правах долгожданной победы турецкой дипломатии, значительные усилия которой были направлены на то, чтобы вбить клин между США и поддерживаемыми ими «Силами демократической Сирии» (СДС), костяк которых составляют курдские «Силы народной самообороны» СНС). Турция при этом позиционировала себя в качестве силы, которая способна заместить на земле курдов из Партии демократический союз (ПДС) и СНС, на которых американцы сделали свою главную ставку.

Первые сигналы о том, что США могут согласиться на проведение Турцией своей военной операции в Северной Сирии начали поступать ещё в конце прошлого года, когда Д.Трамп распространил сенсационное обращение о том, что миссию в Сирии ВС США выполнили и теперь американские солдаты отправляются домой. Решение это, впрочем, на протяжении нескольких месяцев не получило никакого практического развития.

И вот 7 августа этого года было официально объявлено о том, что США и Турция достигли договоренности по созданию к востоку от р. Евфрат, на турецко-сирийской границе зоны безопасности. Информация об этом была опубликована посольством США в Анкаре. Параметров сделки, достигнутой между двумя сторонами не приводилось (см. наши соответствующие публикации на сайте ИБВ — В.К.).

Также ничто не указывало и на то, что, вообще, есть какие-либо согласованные параметры этой сделки. С учетом разгоревшейся после этого дискуссии на тему того, какова должна быть глубина будущей зоны безопасности – 10 км (или около того; предложение со стороны США) или 30 – 40 км (предложение со стороны Турции).

Более того, оставалось неясным, кого в эту зону безопасности планируется переселять – только тех, кто раньше жил на этой территории или же, вообще, сирийских беженцев, находящихся в сегодня в Турции. Турция называла достаточно фантастическую цифру – численность будущих переселенцев – около 2 млн человек.

Надо ли говорить о том, что для переселения такого числа беженцев нужны логистические и организационные возможности, которых у Турции нет. Да и, вообще, идея с массовым исходом сирийцев назад в Сирию смотрится, как минимум, не слишком реальной. Сложно представить себе силу, которая может их «убедить» отправиться домой при том, что их быт в Турции хоть как-то, но все же налажен. Насильственные методы в условиях 21-го века в Европе также невозможны.

Итак, прошло ровно два месяца с момента принципиальной договоренности между Турцией и США о зоне безопасности и Белый дом США выступил с приведенным выше заявлением. Правда, по следам этого пресс-релиза, Д.Трампом был опубликован твит достаточно интересного содержания, в котором он обещает, в случае если Турция выйдет за свои «пределы», «полностью разрушить экономику страны», как было уже сделано до этого (в виду, очевидно, имеются события середины 2018 года, когда стараниями американцев турецкая лира просела чуть ли не вдвое по отношению к мировым резервным валютам, включая доллар США и евро – В.К.).

Что-то этот грозный твит Д.Трампа не указывает на то, что отношения между двумя странами нормализуются. Не говоря уже о том, что в нем Д.Трамп использует, говоря о себе, такой эпитет, как «великая и непревзойденная мудрость» и упоминает американских налогоплательщиков.

Иными словами, все сигналы, которые поступают от Вашингтона, призваны свидетельствовать о том, что США сбрасывают бремя со плеч своих налогоплательщиков. Однако, это не означает того, что США продолжают пытаться влиять на обстановку в Сирии. В частности, тем, что они установили «пределы действий» для турецкой стороны и угрожают Турецкой Республике последствиями в том случае, если эти границы окажутся пересечены.

Кстати, тут есть ещё один интересный момент, на которых хотелось бы обратить внимание наших читателей.

Он заключается в том, что Д.Трамп, по сути, признал факт атаки на экономику Турции в прошлом году, в результате которого произошел спад национальной валюты.

Довольно любопытно, что, тем самым, американский президент не только вызвал волну негатива в Турции в отношении США при наличии стойкого антиамериканизма в турецком обществе.

Но и тем самым, Д. Трамп подтвердил на высшем уровне то, о чем говорит действующая турецкая власть. А именно: что в Турции нет системных проблем с экономикой и нет никакого экономического кризиса, а есть проблемы, инспирированные извне.

Иными словами, американский президент поддержал турецкое руководство, которое теперь этот твит будет перепечатывать «на всех медийных углах», которым президент Р.Т.Эрдоган и Партия справедливости и развития будут «утирать нос» турецкой оппозиции. Это следует расценивать, как бы это ни парадоксально звучало, в качестве жеста поддержки турецкого руководства со стороны Белого дома. Теперь турецкий президент имеет возможность поднять себе ещё «немного рейтинга» за счет того, что будет всячески с трибуны обыгрывать этот американский твит.

Кстати, немного отклоняясь в сторону, отметим, что вопрос рейтинга для турецкого президента  становится сегодня архиважным. Судя по всему, турецкие социологи фиксируют необратимое падение популярности турецкого президента. Иначе нельзя понять пробросы действующей власти о том, что надо внести изменение в избирательное законодательство. Если раньше, для победы в первом туре будущему президенту страны надо было набрать 50 процентов голосов плюс один голос, то теперь у сторонников правящей партии появилась мысль о том, чтобы изменить эту цифру на 40 процентов голосов плюс один голос. Это предложение, вброшенное в турецкое информационное пространство, бурно обсуждается все эти дни и уже успело встретить резкую критику со стороны оппозиции Турции. Так что, дополнительные очки президенту Эрдогану, всегда до сих пор балансировавшему на уровне 50 процентов поддержки избирателей, крайне нужны. Так что, твит Д.Трампа, глупый и самодовольный, стал отличным подарком действующей власти в Турции, который та сразу стала отрабатывать.

Разумеется, вслед за этим последовала реакция турецкой стороны. Вице-президент Фуат Октай заявил 8 сентября, что у Турции «есть решимость и полномочия для осуществления своих собственных планов, когда речь идет о национальной безопасности, и её нельзя контролировать угрозами».

Процитируем: «Турция не примет создание террористического коридора или террористического государства в непосредственной близости от своих границ ни при каких обстоятельствах, какой бы ни была цена». Как добавил Ф.Октай, «Турция будет придерживаться своего подхода к будущему сирийцев, чтобы обеспечить мир в регионе».

Иными словами, мы видим, что турецкое руководство отрабатывает тему твита Трампа, зарабатывая для себя внутриполитические очки. Вообще, антиамериканизм турецкого общества – это та реальность, которую отрабатывает нынешняя турецкая власть. Хотя, совершенно очевидно, что риторика эта является местами гипертрофированной и рассчитанной на то, чтобы «взволновать» турецкого избирателя.

Тут ведь есть и ещё одно измерение: турецкое руководство имеет возможность указывать на турецкую оппозицию и говорить о том, что она поддерживается внешними враждебными силами (очевидно, что базирующимися на Западе – В.К.). И после таких трамповских твитов и никаких тому дополнительных доказательств не требуется.

Итак, о каких параметрах операции говорят турецкие СМИ?

Прежде всего, надо понимать, что протяженность турецко-сирийской границы к востоку от р. Евфрат составляет около 480 километров. То есть, налицо – весьма широкий фронт. В качестве главных мест для удара называются Телль-Абьяд и Рас-эль-Айн. Таким образом, в качестве первой цели для удара мы видим 120-километровый участок границы.

По сведениям турецких СМИ, Вооруженные силы Турции планируют углубиться на сирийскую территорию на 32 километра.

Войти на сирийскую территорию ВС Турции предполагают после отхода американских военнослужащих. Как ожидается, на это уйдет срок около одной недели.

Говорится о том, что к настоящему времени на границу с Сирией уже стянуто около 85 тысяч турецких военнослужащих.

Также турецкие СМИ начали публиковать комментарии ведущих игроков в Сирии на тему предстоящей операции в Сирии. В частности, особое внимание турками уделено заявлению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который заявил о том, что Россия поддерживает территориальную целостность Сирии, но при этом «у Турции есть право на обеспечение собственной безопасности», что, в свою очередь, рождает турецкое право на то, чтобы «выступать против террористов в Сирии». Иными словами, турецкие СМИ подчеркивают тот факт, что две ведущие военно-политические силы поддерживают проведение Турцией своей третьей по счету операции в Сирии.

Со своими заявлениями на тему предстоящей операции турецких ВС в Сирии уже выступили ведущие политики страны, чьи высказывания турецкие СМИ перепечатали 8 октября.

В частности, самыми громкими стали заявления министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу, главы Управления по связям президентской администрации Ф.Алтуна, спикера президента Турции И. , главы Управления по внешним связям Партии справедливости и развития Д.Йылмаза и так далее.

Приведем несколько характерных цитат.

Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу, в частности, отметил: «Мы с самого начала кризиса в Сирии поддержали территориальную целостность этой страны. И далее мы продолжим её поддерживать. Мы решительны в том, чтобы обеспечить выживание и безопасность нашей страны через зачистку региона от террористов. Мы внесем свой вклад в обеспечение покоя, мира и стабильности» в Сирии.

Глава Управления по связям президентской администрации Ф.Алтун, касательно предстоящей в Сирии операции отметил буквально следующее: «Турецкие намерения предельно ясны: уничтожить террористический коридор у наших границ. Воевать с Рабочей партией Курдистана, которая является врагом курдского народа. Бороться с «Исламским государством»  (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) и предотвратить её повторное усиление. Сирия нуждается в региональной администрации, а не в оккупации со стороны РПК. Многие международные правозащитные организации согласились в том, что в регионах, находящихся под контролем Рабочей партии Курдистана, проводятся этнические чистки, а также уничтожается всяческая оппозиция, включая и курдскую оппозицию. Необходимо также кратко напомнить тем, кто думает, что СДС / СНС/ РПК в вопросе борьбы с ИГ  являются более надежными, чем Турция. СДС / РПК / СНС сразу после принятого Д. Трампом решения о выводе военнослужащих выпустили 3200 заключенных (членов) ИГ. Турция же, вплоть до настоящего момента, в вопросе борьбы с терроризмом в Сирии, демонстрировала очень терпеливый и гармоничный со своими союзниками подход. Однако, с настоящего момента, Турция уже не будет ждать ни минуты спокойно. Жизни турок, арабов и курдов находятся в опасности. На тех территориях, которые будут спасены от Рабочей партии Курдистана, вместо оккупации террористами Турцией будут предоставляться услуги (речь идет об обеспечении жизнедеятельности территорий, освобожденных от РПК – В.К.). Операции «Оливковая ветвь» и «Щит Евфрата» стали хорошими примерами с точки зрения управления и безопасности для сирийцев».

Переходим к цитированию пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына:

«Турция поддерживает территориальную целостность и политическое единство Сирии. У Турции нет намерений по тому, чтобы оккупировать или изменить демографию (в Сирии – В.К.). Это – то, что сделали в Северо-Восточной Сирии РПК / СНС. Пришло время для того, чтобы это исправить. Турция борется с террористической организацией, которая, в том числе, убивает самих курдов и оказывает на них давление. В рамках обеспечения территориальной целостности Сирии у зоны безопасности есть две цели. В их числе, через уничтожение террористов, обеспечить защиту границ Турции и обеспечение возвращения беженцев в свои дома. Турция – сильна и решима. Турция продолжит свою борьбу с ИГ и, ни при каких обстоятельствах, не позволит (террористической) организации вернуться на исходные позиции».

Глава Управления по внешним связям Партии справедливости и развития Д.Йылмаз, комментируя развитие ситуации, заявил буквально следующее:

«Целью Турции к востоку от Евфрата является зачистка террористических элементов, обеспечение безопасности границы, обеспечение возвращения беженцев путем создания зоны безопасности. Мы не заримся ни на чью землю. У нас нет проблем с арабскими, курдскими и туркменскими братьями».

Итак, как мы видим, после телефонного разговора между Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом в Турции включился пропагандистский маховик будущей операции. На самом деле, он включается уже не в первый раз. Об очередной военной операции в Турции начали говорить с проведения предыдущей операции «Оливковая ветвь», то есть, с января прошлого года. Правда, до сих пор, туркам не удалось обеспечить себе поддержку со стороны США, а, точнее, отказ последних от поддержки сирийских курдов из ПДС / СНС.

Однако, следует быть реалистичными: США не отказались от поддержки сирийских курдов. Они, всего лишь, согласовали трансграничную операцию Турции и создание некоего буфера. И не более того. Что бы по этому поводу не заявлял Д.Трамп, ему не удастся коренным образом изменить политику США в отношении Сирии и ПДС / СНС, контролирующих приблизительно 1/3 сирийской территории. Слишком много уже вложено сил и средств в них, чтобы можно было развернуться и уйти. А американский президент, даже если предположить, что он именно так видел бы себе развитие событий, не пользуется поддержкой со стороны Госдепа и Пентагона. Иными словами, речь идет всего лишь о буфере между юго-востоком Турции и территориями, контролируемыми со стороны сирийских курдов, которые никуда не уходят и не лишаются поддержки США. Очевидно, что США решили немного «поправить» свои отношения с Турцией.

62.87MB | MySQL:102 | 0,514sec