Оценки итальянских экспертов противостояния США и КНР на ближневосточном рынке беспилотных летательных аппаратов

В документе «Ближневосточный рынок дронов: столкновение интересов Китая и США», подготовленном в октябре 2019 года группой ведущих специалистов итальянского Центра международных исследователей (ЦМИ) представлена оценка развития самолетостроительной отрасли Китая и США в области производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и их конкуренции в борьбе за ближневосточные рынки сбыта своей продукции. В частности, итальянские эксперты отмечают, то БПЛА на сегодняшний день являются практические неотъемлемой частью любой операции на театрах военных действий (ТВД). При этом отмечается, что универсальность, мобильность и простота применения позволяют использовать данные устройства для решения спектра задач. В среднесрочной перспективе, по мнению авторов документа, подобного рода аппараты станут основной авиационного парка техники большинства стран. По этой причине страны Ближнего Востока и Северной Африки представляют огромный интерес у производителей БПЛА в плане потенциальных клиентов. Вместе с тем, по мнению итальянских аналитиков, Соединенные Штаты не уделяли достаточного внимания странам данного региона, что позволило Китаю заполнить образовавшийся «вакуум» и выйти на лидирующие позиции среди поставщиков данной продукции. В настоящий момент, по оценкам итальянских экспертов, Пекин является третьим в мире производителем военных БПЛА. С 2008 по 2018 годы в КНР было построено и экспортировано 88 различных экземпляров БПЛА в 13 государств. По данному показателю Китай уступает только США и Израилю, которые за тот же период поставили 351 и 186 экз. соответственно. Среди наиболее пользующихся спросом китайских моделей авторы отметили CH-4B Rainbow и Winglong 2. При этом, CH-4 является не только самой большой, но и самой последней версией модельного ряда БПЛА CH. Итальянцы также отметили его значительное внешнее сходство с американским MQ-9 Reaper.

Известно, что CH-4 выпускается в двух вариантах «А» и «В». Аппарат версии «А» предназначен для ведения разведки, максимальное время нахождения в воздухе которого составляет около 40 часов, а дальность действия – более 1000 км. БПЛА CH-4 «В» является ударным и может подниматься на выстоту до 5 км и нести полезную нагрузку массой 350 кг. В плане вооружения дрон может переносить 4-6 боеприпасов, включая противотанковые ракеты HJ-10, управляемые ракеты BRMI-90, а также различные бомбы национального производства. Беспилотник типа Winglong 2 является универсальным, он может быть использован как в качестве разведывательного (максимальная продолжительность полета 32 часа, радиус действия – 1000 км), так и в ударных целях (способен разместить на борту около 6 боеприпасов). Наряду с этими двумя образцами, Пекин активно разрабатывает новые передовые прототипы, потенциально ориентированные на экспорт. Несмотря на определенные успехи КНР в производстве БПЛА в технологическом плане китайские аппараты по-прежнему существенно отстают от американских аналогов. Однако, по заявлению итальянских экспертов, высокая цена на технику из США заставляет задуматься многих иностранных покупателей, таких как Иордания, Ирак, ОАЭ и КСА, которые все чаще приобретают китайскую продукцию по цене на 50-70% дешевле, чем у американских партнеров. Основным клиентом китайских компаний в регионе является Саудовская Аравия, начав активно проявлять интерес к дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам в 2013 году. Известно, что с 2013 по 2017 годы КСА заказала у США партию БПЛА MQ-1 без вооружения. При этом, существующие в США ограничения на продажу дронов с вооружением подтолкнули Эр-Рияд к налаживанию двустороннего военно-технического сотрудничества с Китаем. В результате, в 2017 году Саудовская Аравия заключает контракт с Китаем на закупку 5 ед. Winglong 2». Другим постоянным клиентом Пекина является Ирак, который к уже имеющемуся договору на поставку двух аппаратов CH-4B в этом году, планирует приобрести в начале 2020 года еще 5 БПЛА Winglong 2. Кроме того, стороны подписали договор о строительстве в Ираке китайского завода по выпуску БПЛА, что позволит Пекину значительно нарастить объемы производства данной техники.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками итальянских экспертов в том, что в настоящее время КНР активно продвигает свою продукцию военного назначения на ближневосточные рынки. Известно, что у авиастроительной отрасли Китая имеется достаточное количество «слабых мест». Однако, большинство зарубежных экспертов сходятся во мнении, что именно такая сфера как проектирование и производство БПЛА является наиболее сильной стороной китайского авиапрома, по сравнению с производством широкофюзеляжных самолетов или вертолетной техники. В свою очередь, именно  выгодная цена на китайскую продукцию в сфере БПЛА (и в других областях) привлекает внимание ближневосточных рынков.

52.26MB | MySQL:103 | 0,383sec