Сирийские курды в условиях ограниченного маневра

Нужно заметить, что как поспешный вывод американских войск из северо-восточной Сирии, так и последовавшая вслед молниеносная наступательная операция Анкары застали курдов врасплох. До сих неясно, насколько оба этих события в начале октябре текущего года оказались спланированными и скоординированными между собой, но их кумулятивный эффект оказался сильным.

Cозданные при поддержке США «Силы демократической Сирии» (СДС) в коалиции с арабскими племенами Ракки стал по сути политической платформой курдского движения. После победы над  «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) новое политическое образование установило достаточно демократические институты правления и с точки зрения безопасности было надежно «прикрыто» американскими военными, при этом широко маневрируя между Вашингтоном и Москвой и поддерживая в целом нейтральные, не враждебные контакты с Дамаском (за исключением ряда незначительных стычек).

Последнее, нужно сказать, вызывало недовольство у американской администрации, но было курдам крайне необходимо. Во-первых, сирийские власти исходя из политических установок продолжали и продолжают исправно выполнять все социальные и финансовые обязательства перед гражданским населением провинций Хасеке и Ракка, рассматривая их территории в качестве своей неотъемлемой части. Это стало большим подспорьем для бедных курдских районов — получение социальных выплат, заработных плат и пенсий в условиях войны стало важным элементом гуманитарной и социальной поддержки населения. Курдская администрация в одиночку и условиях изоляции и разрухи была просто не в состоянии обеспечить регулярное поступление этим выплат. Донорские средства на посткризисное восстановление донорами выделялось в крайне ограниченных объемах, большей частью на помощь внутренним беженцам в лагерях. Во-вторых, Дамаск не прекращал предоставления центральных социальных услуг — медицинских, образовательных, санитарных и водоснабжения — курдским территориям. Целевой донорской помощи от западных стран, как отмечалось, курдам не поступало. В третьих, между Дамаском и курдами были заключены договоренности об открытии внутренних границ и свободном перемещении товаров и услуг, что помогло сирийскому руководству наладить систему снабжения и переброски войск во время переломного этапа противостояния с «Исламским государством».

В то уже время многочисленные попытки Дамаска договориться с курдами об установлении контроля Дамаска над периметром внешней границы успеха не приносили. Эта функция контролировалась США и служила для последних важнейшим инструментом для подтачивая дестабилизации и децентрализации сирийского единства.  Курдов такое положение вещей также очень устраивало, поскольку американцы заодно гарантировали защиту курдов от авиационных ударов, установив в этом анклаве защитный зонтик. В итоге неуступчивость курдов сыграла с ними плохую шутку. Впервые с момента формирования независимого государственного образования Рожава в Сирии, курдский проект оказался под угрозой.  Главная сложность в том, что маневрирование курдов между ведущими внешними игроками оказалось крайне ограниченным. Заручившись молчаливой поддержкой России и ссылаясь на исторические договоренности с Сирией о праве на ввод войск в случае террористической угрозы, турецкая армия вторглась на территорию курдов.

В итоге курды на середину октября текущего года фактически остались один на один с угрозой турецкой интервенции. США как главный гарант их безопасности фактически свой выбор сделали. Попытки апеллировать к европейским странам, ради которых курды последовательно выстраивали демократическую систему на территориях Рожавы,  в целом безуспешны. Напомним, ради построения демократического государства в угоду западным политическим ценностям курды были вынуждены пойти на непростые уступки во взаимоотношениях с арабскими племенами, интегрируя их в руководящие структуры СДС и наделяя реальными полномочиями, несмотря на разногласия. Причем разногласия также вокруг спорных нефтяных месторождений.  Однако всех этих компромиссов оказалось недостаточно, чтобы обеспечить поддержку Евросоюза. Брюссель ограничился публичной риторикой, протестуя против турецкой военной интервенции, но не имея реальных рычагов воздействия на политику Анкары. Протесты против турецкой военной операции провели проживающие в странах ЕС курдские мигранты, самым массовым из которых стали выступления курдов в Германии. В то же время власти в ЕС прекрасно понимают уязвимость своей позиции, незамедлительно получив от Турции  ультиматум — угрозу открытия границ для потока сирийских беженцев в Европу.

Наконец, рассчитывать на поддержку курдов из соседних стран — Ирака, Ирана и Турции — едва ли стоит. Ирак охвачен внутренними политическими проблемами и реформенными инициативами нового правительства, которое успешно проводит в жизнь принцип «разделяй и властвуй» и всячески ущемляет подвижки Иракского с в сторону большей демократизации и автономии. В Турции курдский сепаратизм де-факто подавлен президентом Эрдоганом, который централизовал с своих руках властные полномочия. Более того лояльные Анкаре курдские организации Турции официально объявили о своей поддержке проводимой Турцией операции, усматривая в этом шанс для возвращения курдских беженцев в Турции на их искомые территории.  Иран далеко, да и к тому же иранские курды также тесно интегрированы с официальным режимом в Тегеране, и не будут вступаться в защиту недавних сателлитов США в Хасеке.

В сложившихся условиях, как отмечалось, не имея возможности маневрирования, сирийские курды вынуждены стремится искать политический союз с Дамаском и Россией. Сама ситуация естественным образом подталкивает их к этому, чтобы защититься от турецкой интервенции.

Но и требует существенных компромиссов, в первую очередь в плане ослабления политического суверенитета и сворачивания проекта свободной Рожавы.  Социальная и экономическая помощь от Дамаска курдам и так поступает, включая доступ к центральным социальным службам. Сохранение контроля курдов над крупнейшими нефтяными месторождениями в Хасеке позволит им наладить в перспективе устойчивый доход от углеводородов, хотя разумеется следует ожидать перераспределения нефтяных доходов в пользу Дамаска, неясно правда в каких пропорциях.

Можно предположить, что в условиях ограниченного маневра курды будут торопиться договориться с Дамаском как можно скорее, пока турецкие войска не продвинулись вглубь подконтрольной им территории.  Такая спешка ставит курдов в априори слабую позицию и повышает степень их договороспособности. В то же время, стратегия Дамаска и преследуемые сирийской властью цели в этом новом курдском сюжете пока тоже не озвучены открыто и оставляют поводы для различных спекуляций.  Очевидно, что уступать Анкаре право захвата сирийских территорий и установления там контроля не входит в приоритеты Дамаска, поэтому он будет пытаться искать развязки в Северо-Восточной Сирии в ускоренном режиме.

Первые признаки такого сближения Дамаска с курдами уже обозначились. 14 октября целый ряд западных СМИ опубликовал информацию о якобы уже достигнутых договоренностях между сторонами о том, что сирийская регулярная армия будет патрулировать внешнюю границу. Информация пока не подтверждена официальными сторонами. Принципиальный вопрос – будет ли Дамаск придерживаться нынешнего статуса-кво, c учетом уже имеющегося факта вторжения турецкой армии по всему периметру провинций Ракка и Хасеке, либо попытается отвоевать обратно исторические территории Сирии, что грозит уже полноценным прямым столкновением между Анкарой и Дамаском, которого не смогут допустить крупные внешние игроки, особенно Россия и Иран.

В любом случае, выбор сирийских курдов ограничен. При этом, независимо от будущего сценария новый гуманитарный кризис в северо-восточной части Сирии представляется неизбежным. На сегодняшний день более 100 тысяч мирных граждан устремились из мест проживания в приграничных районах вглубь Сирии в поисках защиты и безопасности.

62.83MB | MySQL:102 | 0,634sec