Какие внутренние вопросы решает Турция вторжением в Сирию

Военная операция Турции на северо-востоке Сирии, носящая название «Источник мира», дал новый импульс сирийской политике Турции, которая привела к рокировке сил на сирийском фронте. Несомненно, как со стороны Турции, так США принятые решения были тщательно разработаны и досконально проанализированы. Тем не менее, в конфликтологии не существуют высокоточных расчетов и анализов и расклад сил может поменяться в непредвиденном направлении.

Существуют несколько конфигураций, по которым, вероятно США рассчитывают действовать. Первое, после прихода Дональда Трампа к власти, ближневосточная политика США потерпела трансформацию, переходя от идеалистического подхода, основанного на общечеловеческих ценностях — как демократия, свобода слова, права человека и т.д, к более рациональному подходу на основе реализма, коммерческих и экономических интересов. США, однозначно, понимают ослабление своего влияния на Турцию на фоне  беспрецедентного процветания турецко-российских двусторонних отношений. Однозначным и является то, что «Силы демократической Сирии» (СДС), когда-то находящиеся под покровительством США, и их курдский костяк «Силы народной самообороны» не будут в состоянии в одиночку противостоять турецкой армии. У них не было варианта, кроме как пойти на сделку с сирийским правительством, которое, в свою очередь, по сути, до сих пор находится  у власти во многом благодаря российской поддержки. Именно тут и турецко-российские интересы столкнуться друг с другом, если военные действия на северо-восточной Сирии продолжаться уже между правительственными и турецкими войсками.

Касательно Турции, она решает не только внешние проблемы, но и переносит внутриполические вопросы на другую траекторию.

По мнению Сонера Чагаптая, операция «Источник мира» — это не «война Эрдогана». «По большинству вопросов Турция остается поляризованной между двумя большими лагерями, один противостоит Р.Т.Эрдогану, а другой поддерживает его. Тем не менее, вопрос Рабочей партии Курдистана (РПК) является исключением — помимо левых курдских националистических кругов, подавляющее большинство граждан Турции (включая многих консервативных курдов) рассматривают РПК как террористическую организацию, и многие презирают ее. Таким образом, Эрдоган пользуется широкой поддержкой у себя дома для принятия мер против того, что многие турки считают «сирийской франшизой РПК».

Напомним, что победа главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) на муниципальных выборах в ключевых городах Турции, а в частности, в Стамбуле, во много обусловлено поддержкой курдского населения и не выдвижением своего кандидата на пост мэра города прокурдской Партией демократии народов (ПДН). И сегодня сближение отношений между НРП и ПДН, несмотря и на то, что единственный соединяющий фактор этих двух партии антиэрдоганский настрой,  является реальностью. НРП выступила с осуждением новой военной операции Турции в Сирии, тем не менее, это не помешала ей проголосовать за эту операцию в парламенте. Таким образом, отношения между, так называемыми союзниками НРП и ПДН против Эрдогана, трещит по швам.

Эта операция, вероятно, приведет к дальнейшему отчуждению курдских избирателей от ПСР и Эрдогана. Курдские избиратели, скорее всего, начнут возмущаться в связи позицией НРП за ее поддержку военной кампании. Это, конечно, может быть одной из побочных целей, которые преследует правительство в ходе операции.

Для Эрдогана операция «Источник мира» предлагает также возможность остановить или сдержать распад внутри его Партии справедливости и развития (ПСР). Ожидается, что Али Бабаджан, бывший экономический царь ПСР, уже вышедший из партии, к концу года создаст новую партию и войдет в ряды оппозиции. Ахмет Давутоглу — бывший премьер-министр и министр иностранных дел, который вместе с Эрдоганом разработал и проводил на начальном этапе сирийскую политику — стремится опередить Бабаджана и объявить о создании новой партии в ноябре. Эта политическая динамика уже вызвала волну выхода из ПСР, а формальное создание новых партий может еще больше ускорить распад. Следовательно, правительство будет стремиться извлечь выгоду из операции «Источник мира», чтобы обуздать центробежные силы, оказывающие давление на ПСР после ее поражений на местных выборах. «Интенсивное использование националистического нарратива, в котором операция изображается как борьба «национального выживания» с терроризмом и выход из ПСР приравнивается к государственной измене, не было бы неожиданностью»,- пишет эксперт по турецкой внешней политики Кадри Гюрсел.

Кроме того, Анкара очень обеспокоена перспективой нового притока беженцев из Идлиба, который еще больше осложнит проблему сирийских беженцев в Турции. Президент Реджеп Тайип Эрдоган предупредил в сентябре, что Турция не может терпеть еще одну волну беженцев уже принимая у себя  3,6 миллиона.

Проблема сирийских беженцев оказалась достаточно дорогостоящей для ПСР с точки зрения внутренней политики. Не случайно, что после поражения партии 23 июня в Стамбуле, представители правительства постоянно рекламировали план создания зоны безопасности внутри Сирии как способ ускорить возвращение сирийских беженцев. Под воздействием экономического кризиса усилилась напряженность в отношениях между местными жителями и беженцами, что способствовало постепенному разочарованию к правительству среди избирателей ПСР.

Объявляя о начале операции «Источник мира», Эрдоган заявил, что кампания «приведет к созданию зоны безопасности, способствующей возвращению сирийских беженцев в свои дома». Политический мотив, лежащий в основе этого обязательства, является факт того, что проблема сирийских беженцев становится невыносимой для правительства как с точки зрения экономики, так и восприятия среди населения.

Отметим так же, что новая военная операция Турции в Сирии необратимо приведет к еще более тотальному контролю правительства в вопросе свободы прессы и свободы слова в стране. Однако, и здесь у правящей ПСР есть «уважительная причина», так как операция представляется общенациональным делом, и все, кто имеет противоположное мнение считается защитником и пропагандистом терроризма. Уже есть приметы, что этот климат, созданный в ходе операции, будет использоваться для дальнейшего подавления оппозиции, свободы слова и свободы СМИ.

Так, организаторы большого экологического митинга против проекта по добыче золота в горах Каз вдоль северного побережья Эгейского моря отменили мероприятие 12 октября в связи с военной операцией в Сирии. Затем веб-редактор левого ежедневного издания BirGun Хакан Демир и редактор новостного портала Diken Фатих Гохан Дилер были задержаны на основании освещения этой операции в контексте «разжигания ненависти и вражды» среди населения.

Тем временем прокуроры начали расследование в отношении сопредседателей прокурдской ПДН Первина Булдана и Сезая Темелли по обвинению «распространения террористической пропаганды» и «откровенного оскорбления» правительства.

Эрдоган отчаянно пытается оживить турецкую экономику. Основной экономической силой и двигателем экономического роста в Турции был строительный сектор. Северо-Восточная Сирия может стать бонусом для турецких строительных компаний, которые поддерживают Эрдогана.

Наконец, угрозы президента США Дональда Трампа «уничтожить» турецкую экономику, если Анкара выйдет «за пределы» в ходе операции, дают Эрдогану возможность обосновать экономический кризис страны внешними факторами.

52.2MB | MySQL:103 | 0,717sec