Президент США Дональд Трамп в понедельник подписал исполнительный указ о санкциях в отношении Турции в связи с проводимой ею военной операцией на северо-востоке Сирии. Как пояснил хозяин Белого дома в письме лидерам Конгресса, на этот шаг он пошел, «потому что недавние действия правительства Турции подрывают кампанию по борьбе с ИГ (террористическая группировка «Исламское государство», запрещена в РФ), ставят под угрозу гражданское население, а также угрожают подорвать мир, безопасность и стабильность в регионе, тем самым представляя необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов». Рестрикции также могут быть введены в отношении лиц, которые «препятствуют прекращению огня в северной Сирии», а также мешают политическому урегулированию в этой стране. Санкции могут затронуть различные финансовые операции, в том числе государственные закупки, валютные сделки, инвестиции, импорт товаров, технологий и услуг, а также привести к запрету на въезд в США. Согласно документу, полномочия решать, в отношении кого именно будут вводить рестрикции, возлагаются на Министерство финансов и Госдепартамент США. На основании указа эти ведомства уже объявили о введении санкций в отношении Министерства национальной обороны и Министерства энергетики и природных ресурсов Турции, глав этих ведомств Хулуси Акара и Фатиха Донмеза, а также министра внутренних дел Сулеймана Сойлу. «Соединенные Штаты призывают правительство Турции к ответственности за эскалацию насилия со стороны турецких сил», — заявил в связи с этим министр финансов США Стивен Мнучин. Попадание в санкционный список означает заморозку активов в США и запрет для американских граждан или компаний вести бизнес с его фигурантами. В свою очередь госсекретарь США Майкл Помпео, комментируя меры в отношении Турции, отметил, что указ направлен на то, чтобы «заставить Турцию прекратить свое военное наступление на северо-востоке Сирии и пойти на прекращение огня». «Чтобы избежать последствий дальнейших санкций, введенных в соответствии с новым исполнительным указом, Турция должна немедленно прекратить свое одностороннее наступление на северо-востоке Сирии и вернуться к диалогу с Соединенными Штатами относительно безопасности на северо-востоке республики», — добавил глава внешнеполитического ведомства. Еще до подписания указа Трамп объявил, что, помимо введения санкций, Вашингтон принял решение вновь увеличить до 50% пошлины на сталь для Турции, а также отказаться от дальнейшего ведения переговоров о торговой сделке с Анкарой. «Я полностью готов в короткие сроки уничтожить экономику Турции, если ее лидеры продолжат идти по этому опасному и разрушительному пути», — подчеркнул хозяин Белого дома. 17 мая США снизили с 50% до 25% дополнительные пошлины на ввоз стали из Турции, в ответ турецкие власти приняли решение снизить вдвое ввозные пошлины на 22 вида импортируемых из США товаров. Ранее — в марте 2018 года США ввели пошлины на импорт стали (25%) и алюминия (10%), предоставив отсрочку ряду стран, среди которых была Турция. 10 августа того же года Трамп распорядился удвоить пошлины на сталь и алюминий из Турции, повысив их до 50% и 20% соответственно. Это вызвало критику со стороны Анкары, которая аналогичным образом удвоила пошлины на 22 вида американской продукции. Кроме этого, Трамп в понедельник вновь подтвердил, что Вашингтон выводит с северо-востока Сирии оставшихся военных США. Как пояснил американский лидер, «покидающие Сирию американские военнослужащие будут передислоцированы и останутся в регионе, чтобы следить за ситуацией и не допустить повторения того, что было в 2014 году, когда угрозе ИГ по всей Сирии и в Ираке не уделили должного внимания». Небольшое военное присутствие США намерены сохранить только на базе в Эт-Танфе на юге страны. По словам главы вашингтонской администрации, военные останутся там, чтобы «продолжать уничтожать остатки ИГ».
Несмотря на введение мер в отношении Турции, Вашингтон подчеркивает свое стремление «урегулировать ситуацию путем переговоров». «Именно поэтому президент распорядился направить как можно скорее в Анкару делегацию высокого ранга, чтобы выяснить, можем ли мы достичь соглашения», — заявил журналистам в ходе телефонного брифинга представитель американской администрации. В свою очередь вице-президент США Майкл Пенс сообщил в понедельник, что для переговоров в Турцию направится он. «Мы отправимся в регион как можно скорее, чтобы попытаться обеспечить прекращение огня и проведение консультаций об урегулировании», — пояснил Пенс, не указав точные даты поездки. В распространенном вечером графике вице-президента на вторник 15 октября, визит в Турцию не значится. Таким образом, констатируем, что Вашингтон выпустил предупредительный залп в сторону Анкары, стремясь вынудить ее оставаться в границах тех самых зон, которые были согласованы с американцами заранее. То, что такое согласование было, сомнений мало, другое дело — турки двигаются очень быстро с явным намерением явочным порядком установить зону безопасности в соответствии со своим видением проблемы. Интересно толкование происходящего со стороны администрации США. Ситуация на северо-востоке Сирии, где турецкая армия проводит операцию против курдских формирований, возникла в результате того, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не прислушался к предупреждениям. Об этом заявила 15 октября во время телеконференции высокопоставленный представитель администрации США. «Эта проблема возникла не в результате бездействия президента Дональда Трампа, — отметила она. — Это — результат бездействия президента Турции Эрдогана, которому следовало прислушаться к неоднократным предупреждениями по поводу того, что такая операция — это плохая идея, ему не следовало поступать таким образом, и что США ни в коем случае не поддерживают такие действия, которые являются весьма торопливыми и нерасчетливыми». Представитель администрации подчеркнула, что «действуя ответственно, США не могли оставить своих военнослужащих в тех районах, где для них могла существовать угроза». Другой представитель администрации отметила, что речь идет о выводе американских военнослужащих, действовавших на территории 40 км в длину и 30 км в ширину. «Предположения о том, что эти несколько десятков военнослужащих могли каким-то образом остановить вторжение, просто противоречат здравому смыслу, — добавила она. — Было бы крайне опасно требовать от военнослужащих выполнения такой задачи. Поэтому вместо того, чтобы они оказались под угрозой окружения и оказались под прицелом противоборствующих сторон, мы сосредоточили внимание на вопросах обеспечения безопасности этих военнослужащих». Очень невнятная мотивировка: повторим, что Пентагону было достаточно очертить бесполетную зону просто на карте, чтобы сделать невозможным любое продвижение турок. В этой связи повторим, что Трамп сейчас своим больше пропагандистским залпом решает две задачи: гасит внутреннее недовольство в США «предательской позицией» по отношению к курдам, выбивая у демократов инициативу в рамках внесения законопроектов о санкциях; и готовить базу для серьезных переговоров с Анкарой, в том числе и путем решения конкретных задач в борьбе тарифов. И, в данном случае, помимо того, что турки ведут себя излишне самостоятельно (подразумевалось, что они будут по мере своего продвижения консультироваться с американцами), в силу чего силы Асада и российские войска берут без боя новые плацдармы (а это чревато экспансией в регион восточнее Евфрата), есть еще и классическая тактика Трампа в рамках подготовки переговоров: для начала максимально ужесточить свою позицию. Отметим, что если в такой ситуации Вашингтон не пойдет на сближение с Анкарой, что в состоянии самым серьезным образом нивелировать в геополитическом плане все негативные моменты выхода американских войск из Сирии, а будет только ужесточать свою позицию, то это только лишний раз подтвердит тот тезис, что никакого серьезного долгосрочного планирования в Госдепартаменте США нет по факту. Сталкивание лбами Москвы, Тегерана и Анкары при своем непосредственном дистанцировании от этого в такой ситуации являлось бы для Вашингтона очевидным алгоритмом действий. И если он этой ситуацией не воспользуется в этом контексте, то это будет принципиальной ошибкой.
Что по таким перспективам думают в американском аналитическом сообществе? По их оценкам, Турция будет терпеть риски американских и европейских санкций, чтобы получить как можно больше преимуществ от северо-восточной сирийской буферной зоны, но при этом она будет всячески избегать прямого военного столкновения с сирийскими, российскими или иранскими силами, которые сейчас входят в северо-восточные районы страны. Расширенная буферная зона Турции также будет подвергаться нападениям повстанцев со стороны возглавляемых курдами «Сил демократической Сирии» (СДС) или «Исламского государства». Как полагают американцы, в то время как Турция преуспеет в создании этой буферной зоны от Африна на западе до Ирака на востоке, она безусловно заплатит за это свою цену. Действия Турции увеличат напряженность не только между ней, Сирией и ее российскими и иранскими союзниками, но и между ней и Соединенными Штатами и Европой. Между тем, постоянная партизанская активность возглавляемых курдами СДС осложнит попытку Анкары создать действительно безопасную зону для сирийских беженцев и турецких интересов безопасности. Турция сегодня близка к своей главной цели создания широкой буферной зоны в Сирии. Главной целью такой операции является создание иракского аналога, где автономный курдский регион в некоторой степени демпфирует партизанскую активность боевиков РПК. Анкара также хочет создать буферное пространство для дислокации там сирийских беженцев, которые стремятся переехать в Сирию, а в перспективе — и создать там условия для возвращения 3,6 млн беженцев, которые в настоящее время уже живут в Турции. Наконец, создавая зону влияния вдоль границы, Турция стремится сохранить определенную степень влияния в соседней Сирии, а значит, и в арабском мире — и создать некий противовес порой недружественному российскому и иранскому влиянию внутри Сирии. Создание этой буферной зоны, однако, сопряжено с издержками: от роста напряженности в отношениях с Сирией, Россией и Ираном до проблем с Соединенными Штатами и Европой и продолжающегося курдского мятежа. И чем больше Турция расширяет этот буфер, тем больше таких издержек она понесет. Эта зона увеличит напряженность между Турцией и Сирией и, как следствие, между Турцией и Россией и Турцией и Ираном. При этом все американские аналитики фактически признают, что турецкая операция происходит потому, что Соединенные Штаты дали четкий сигнал о том, что они больше не защищают СДС, создавая тем самым вакуум для экспансии Турции. Но СДС не сможет просто уйти в сторону. Курды уже дали понять, что они обратятся к Дамаску за защитой, чтобы компенсировать вывод войск США. Партнерство с Дамаском, скорее всего, разрушит главную политическую цель СДС в рамках создания автономии, но у курдов сейчас просто нет выбора. Войдя в альянс с Дамаском, СДС создют новый фронт между Сирией и Турцией, что обязательно вовлечет в это процесс Иран и Россию. Большая буферная зона на северо-востоке потребует от турецких военных и лояльных им сил из числа сирийских повстанцев не только захватить обширные территории , но и затем контролировать их. А это создает пространство для ошибок и трений между Сирией и ее союзниками с одной стороны и Турцией с другой. При этом, несмотря на то, что крупные мировые державы стремятся к деэскалации конфликта, СДС будут опираться на антитурецкое повстанческое движение, уже присутствующее в Африне, и распространять его на любые новые буферные зоны, созданные на северо-востоке Сирии. Опять же, чем больше зона, тем больше целей атак будет для повстанцев. Этот мятеж также будет отражать географическую реальность региона: с такой обширной территорией для патрулирования Турция не сможет полностью контролировать границу и, таким образом, не сможет в достаточной степени минимизировать каналы коммуникаций между СДС и РПК. Контрабанда оружия и поставок туда и обратно будет продолжаться в определенных масштабах (это оговорка по Фрейду, что может свидетельствовать о том, что материально-техническая поддержка курдов со стороны США сохранится). В дополнение к повышенным рискам со стороны СДС, подпольные элементы ИГ также потенциально могут угрожать турецким силам и их сирийских союзникам. Эта ситуация, по мнению американских экспертов, приведет к долгосрочному истощению турецких военных ресурсов и ресурсов в области безопасности, но не позволит в полной мере решить ее проблемы в области безопасности. От себя добавим, что такие выводы являются очень линейными, и они смогут реализоваться на практике только при совпадении ряда факторов.
- Вашингтон не сможет воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы обострить взаимоотношения между союзниками, если пойдет по пути дальнейшей эскалации отношений с Анкарой путем накладывания на нее бесконечных санкций. При этом такая необдуманная позиция Вашингтона — единственный сценарий, который может сохранить на плаву Астанинский формат и в какой-то мере и Конституционный комитет. Хотя на сегодня перспективы его работы выглядят очень неопределенными.
- Курды будут вести свою активную партизанскую войну против турецкого присутствия только в случае, если им даст на это «зеленый свет» Дамаск. А это будет демонстрировать, насколько в этом плане Дамаск вменяем с точки зрения влияния на него со стороны Москвы. Это обстоятельство дает Москве возможность дистанционно использовать этот инструмент в зависимости от динамики отношений с Анкарой по разным темам, в том числе и по теме Идлиба.
- Боевая активность курдов также будет напрямую зависеть от того, будут ли американцы и далее снабжать их оружием через Иракский Курдистан. Как мы поняли, такая опция остается на повестке дня, у самой РПК таких возможностей просто нет.
- Партизанская активность курдов в буферной зоне самым серьезным образом будет минимизирована тем фактом, что в ней будут присутствовать в основном арабы-сунниты и отсутствием там тыловых баз самих курдов. И в этой связи не случайно, что турки сознательно отдают контроль над традиционными курдскими районами сирийским правительственным силам. Говорить о том, что сторонники ИГ начнут партизанскую войну против турецких войск наивно: Анкара давно и плотно их опекает. Скорее наоборот, ИГ начнет войну против курдов.
- Турция также не сможет использовать расширенную буферную зону для решения всех своих проблем, связанных с беженцами. Многие беженцы находятся в Турции или на западе Сирии и будут сопротивляться своему переселению на северо — восток; они не захотят переезжать в незнакомую часть страны. Северо-восток также не имеет инфраструктуры, готового жилья и возможностей для трудоустройства. Даже в Сирии до гражданской войны сирийско-турецкий пограничный регион был относительно слабо развит, а его города невелики. Это не означает, что Турция не заставит часть беженцев отправиться в безопасные зоны. С ростом антиарабских настроений в стесненной в средствах Турции ее правительство должно показать, что оно не ставит иностранных беженцев выше своих собственных граждан. Но чем жестче Турция ведет себя по отношению к сирийским беженцам, тем больше Анкара рискует вызвать возмущение со стороны Европы и США, что может привести к уже более серьезному кризису их отношений. Кроме того, чтобы разрушить связи между Турецким Курдистаном и Сирийским Курдистаном, Турция может пойти на насильственное изменение демографического состава населения, что однозначно вызовет международное возмущение со стороны США и ЕС и создаст новый стимул для введения против нее санкций.
Наконец, чем больше Турция расширяет свои буферные зоны, тем больше она будет рисковать своими связями с Соединенными Штатами, особенно с Конгрессом США, члены которого уже возмущены военными действиями Турции против курдов. Большая или более длительная турецкая военная операция увеличит желание Конгресса наказать Турцию. По мере того как Турция расселяет беженцев и проводит военные операции, могут возникнуть дополнительные гуманитарные проблемы. Конгресс в этой связи принять новое законодательство в ответ на такие инциденты, что привело бы к усилению напряженности между Соединенными Штатами и Турцией. Повторим, что для Москвы такой вариант «выстрела себе в ногу» был бы оптимальным. При этом американские эксперты полагают, что интересы стимулирования националистической повестки дня внутри Турции предполагают высокую степень терпимости Анкары к западным и американским рестрикциям. Турция не захочет обострять ситуацию до военной конфронтации с Сирией, Россией или Ираном, что позволит ей выдержать любые угрозы или введение санкций со стороны США и Европы в рамках достижения своей главной цели — создание устойчивой буферной зоны по сирийско-турецкой границе.