О развитии туристического сектора в Катаре

Масштабы развития туристического сектора в эмирате остаются скромными по сравнению с соседними странами. Отрасль формирует около 3,5 % ВВП страны[i]. Для сравнения: аналогичный показатель в ОАЭ – 11 %, в Саудовской Аравии – 9 %.

 

Таблица 1 Данные о количестве лиц, посетивших Катар в качестве туристов в 2013 – 2018 гг.

  2013 2014 2015 2016 2017 2018
ССАГПЗ 1,1 1,2 1,3 1,3 0,7 0,2
Другие арабские страны 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
Африка 0,04 0,04 0,04 0,03 0,05 0,05
Азия, Австралия и Океания 0,7 0,8 0,7 0,7 0,6 0,75
Европа 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5
Северная и Южная Америка 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
Всего 2,64 2,84 2,94 2,93 2,25 1,8

Источник: Qatar Tourism Authority[ii]

 

Однако руководство Катара определяет эту сферу в качестве одного из ключевых направлений для дальнейшей диверсификации национальной экономики. Так, в 2014 году правительство приняло «Стратегию национального туризма 2030», предусматривающую превращение страны во всемирно известный туристический центр, что станет ключевым стимулом социально-экономического развития эмирата и будет формировать более 5% ВВП Катара, или около 10% от объема доходов, не связанных с экспортом углеводородов. При этом количество иностранцев, ежегодно посещающих страну в туристических целях, должно составить от 7 до 10 млн человек в 2030 году, хотя первоначально ставилась цель только в 7 млн. Предприятия индустрии должны обеспечить работой около 100 тыс. человек.

Особое внимание уделяется такой функции, как стимулирование строительной и транспортной отраслей, торговли, услуг в сфере досуга и отдыха, частного бизнеса, ряда других смежных сфер. В отличие от ОАЭ и Саудовской Аравии, роль туризма для развития этих направлений в Катаре более важна ввиду ограниченного внутреннего спроса на них.

Ответственным за развитие туризма в Катаре является Qatar Tourism Authority, государственный орган, подотчетный правительству. Он состоит из трех подразделений: Qatar Tourism Promotion Company (продвижение услуг на международном рынке), Qatar Tourism Development Company (развитие туристических продуктов и кооперация с частным бизнесом), Qatar Business Events Company (проведение мероприятий делового характера – встречи с инвесторами, конференции и т.д.). Основным инвестиционным источником для развития сектора являются государственные фонды.

В качестве преимуществ, которыми обладает эмират с точки зрения развития туризма, власти страны указывают:

— удобное стратегическое расположение страны и укрепление позиций национального Qatar Airways на международном рынке авиаперевозок в последние годы;

— создание объектов, связанных с культурным наследием (музеи, архитектура и т.д.), расширение транспортной инфраструктуры (метро, аэропорт Хамад, порт Хамад), отелей, строительство района Мшейриб в Дохе. При этом объемы инвестирования не демонстрируют тенденции к снижению;

— частое проведение выставок, конференций, культурных и спортивных мероприятий (в 2018 году, по утверждению катарских СМИ, их число составило 131);

— проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 году, что станет огромным стимулом для отрасли;

— стимулирование развития туризма со стороны государства в виде инвестирования масштабных средств, упрощения визового режима, подписания соглашений о сотрудничестве с разными странами, открытие представительств Qatar Tourism Authority за рубежом;

— теоретическая возможность интеграции туристической сферы с соседними государствами (ОАЭ и Саудовская Аравия, Иран) при условии благоприятной политической обстановки в регионе;

— высокий уровень дохода граждан эмирата, а также подданных соседних стран-членов ССАГПЗ (указывалось в числе преимуществ до событий 2017 года), что способствует развитию туризма как внутри страны, так и притоку посетителей из соседних государств.

Точная статистика по количеству иностранных туристов, въехавших во время транзита, либо в специальных целях, отсутствует. Однако доля граждан, посещающих эмират во время ожидания рейсов в аэропорту, либо при следовании на кораблях, существенная. В 2018 году число последних составило 65 тыс. человек, в 2019 году ожидается 140 тыс.

Количество отелей и апартаментных комплексов в Катаре по состоянию на конец 2018 года составило 124 (103 и 21 соответственно), а количество комнат – 25 917. В стадии строительства находится еще 77 отелей и 30 апартаментных комплексов общей вместимостью 23 346 комнат. Ввод строй такого большого количества объектов связан с подготовкой к чемпионату мира по футболу. По утверждению Qatar Tourism Authority, уровень заполняемости отелей составляет 65 %.

К факторам, препятствующим развитию отрасли в Катаре, следует отнести:

— отсутствие достаточного опыта в реализации проектов по развитию туристических продуктов и смежных с ними услуг;

— небольшое количество исторических достопримечательностей, однообразная и скудная природа, ограниченная площадь территории, пригодной для пляжей;

— необходимость развития инфраструктуры и предприятий обслуживания очень быстрыми темпами (до 2022 года), что может негативно отразиться на их качестве;

— высокая доля загрязняющих веществ в атмосфере (самый неблагоприятный показатель в странах ССАГПЗ), почти отсутствие деревьев;

— некоторые эксперты отмечают переизбыток гостиничных номеров, количество которых будет оправдано только в период чемпионата мира по футболу, тогда как в остальное время они функционируют с убытками;

— несмотря на субсидирование, цены, оказываемые катарскими предприятиями (отели, авиаперелеты) пока не являются более конкурентоспособными по сравнению с соседними странами. К примеру, в тех же ОАЭ создана бюджетная авиакомпания flydubai, пользующийся популярностью, а за счет многолетнего опыта бизнес процессы в этой отрасли оптимизированы;

— возможность реализации стратегии по развитию туризма преимущественно силами государственных органов с привлечением зарубежных консультантов, тогда как в условиях отсутствия опыта способности частного бизнеса невысокие. Это выражалось, например, в период проведения выставок и конференций;

— отсутствие репутации Катара как туристического направления, который является малоизвестной страной для широких народных масс;

— низкая эффективность и слабая координация работы госструктур в вопросах развития индустрии;

— традиции и некоторые особенности законодательства, которые ограничивают перспективы отрасли такими направлениями, как семейный, спортивный, бизнес туризм, привлечение граждан, находящихся в качестве транзитных пассажиров, тогда как возможности развития молодежного и пляжного туризма существенно осложнены;

— наличие противоречий с соседними странами, которые особо обострились в 2017 году, что повлекло за собой ощутимые негативные последствия для отрасли.

Стоит отдельно указать о последствиях так называемого Катарского дипломатического кризиса 2017 года, последствием которого стало ограничение экономического сотрудничества Дохи с Абу-Даби и Эр-Риядом, в том числе в сфере туризма. Чиновники Катара признают наличие негативного эффекта, главным образом в виде снижения потока посетителей эмирата, но указывают при этом, что «кризис предоставил новые возможности, стимулировав принимать меры для привлечения туристов с других регионов».

Граждане Саудовской Аравии составляли наиболее весомую долю в структуре посетителей эмирата (949 тыс. по итогам 2016 года). Они же были наиболее привлекательными клиентами для отрасли благодаря более высокой платежеспособности. Популярность Катара для них обуславливалась географической близостью, схожей культурой и традициями, наличием активных бизнес-контактов, дружескими и родственными отношениями между некоторыми семьями по обе стороны границы, популярностью авиакомпании Qatar Airways у многих граждан королевства.

Разрыв отношений с двумя соседними государствами повлек прекращение тенденции к увеличению числа иностранных туристов в эмирате и существенно снизил доходность предприятий бизнес-индустрии. Статистика по последнему показателю не представлена, но большие объемы убытков очевидны. Согласно исследованию, проведенному агентством Bloomberg, для восстановления показателей 2016 года эмирату необходимо не менее трех лет, и это при условии реализации всех намеченных проектов и активизации бизнес-активности в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу.

В настоящее время наибольшее количество иностранных туристов приходится на граждан Индии (400 тыс. человек по итогам 2018 года), однако их финансовые возможности несопоставимы с гражданами Саудовской Аравии. Не исключено также, что многие индийские подданные на самом деле являются трудовыми мигрантами, однако учтены в качестве туристов в целях улучшения статистических показателей.

Ввиду отсутствия навыков в создании и реализации продуктов бизнес-индустрии у Катара помощь могли бы оказать предприятия из ОАЭ, которые имеют солидный и успешный опыт в развитии этого сектора. Политическая обстановка пока не позволяет организовать сотрудничество в этой сфере.

Вероятно, что в условиях ограниченного туристического потенциала Катару было бы предпочтительнее интегрироваться на рынке этих услуг с двумя соседними странами. По причине того, что интерес к эмирату как к хозяину чемпионата мира в ближайшие годы будет повышаться, коммерческий успех могли бы принести такие формы кооперации, как экскурсии из Дубая в Доху, либо обслуживание в Катаре туристов, направляющихся в Саудовскую Аравию, в том числе в целях совершения религиозных обрядов и др.

Однако в текущей политической обстановке реализация подобных инициатив на практике вряд ли возможна, поэтому, Катар вынужден развивать туристическую отрасль самостоятельно в условиях экономических препятствий, обусловленных последствиями дипломатического кризиса 2017 года. Негативный эффект от этого очевиден, а возможности для развития туризма существенно ограничены.

[i] https://www.visitqatar.qa/corporate/QNTSS

[ii] https://www.visitqatar.qa/binaries/content/assets/corporate/statistics/en/2018/qntc_2018-annual-tourism-performance-report_english.pdf

52.21MB | MySQL:103 | 0,530sec