Масштабы развития туристического сектора в эмирате остаются скромными по сравнению с соседними странами. Отрасль формирует около 3,5 % ВВП страны[i]. Для сравнения: аналогичный показатель в ОАЭ – 11 %, в Саудовской Аравии – 9 %.
Таблица 1 Данные о количестве лиц, посетивших Катар в качестве туристов в 2013 – 2018 гг.
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
ССАГПЗ | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 0,7 | 0,2 |
Другие арабские страны | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Африка | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,05 | 0,05 |
Азия, Австралия и Океания | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,75 |
Европа | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Северная и Южная Америка | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Всего | 2,64 | 2,84 | 2,94 | 2,93 | 2,25 | 1,8 |
Источник: Qatar Tourism Authority[ii]
Однако руководство Катара определяет эту сферу в качестве одного из ключевых направлений для дальнейшей диверсификации национальной экономики. Так, в 2014 году правительство приняло «Стратегию национального туризма 2030», предусматривающую превращение страны во всемирно известный туристический центр, что станет ключевым стимулом социально-экономического развития эмирата и будет формировать более 5% ВВП Катара, или около 10% от объема доходов, не связанных с экспортом углеводородов. При этом количество иностранцев, ежегодно посещающих страну в туристических целях, должно составить от 7 до 10 млн человек в 2030 году, хотя первоначально ставилась цель только в 7 млн. Предприятия индустрии должны обеспечить работой около 100 тыс. человек.
Особое внимание уделяется такой функции, как стимулирование строительной и транспортной отраслей, торговли, услуг в сфере досуга и отдыха, частного бизнеса, ряда других смежных сфер. В отличие от ОАЭ и Саудовской Аравии, роль туризма для развития этих направлений в Катаре более важна ввиду ограниченного внутреннего спроса на них.
Ответственным за развитие туризма в Катаре является Qatar Tourism Authority, государственный орган, подотчетный правительству. Он состоит из трех подразделений: Qatar Tourism Promotion Company (продвижение услуг на международном рынке), Qatar Tourism Development Company (развитие туристических продуктов и кооперация с частным бизнесом), Qatar Business Events Company (проведение мероприятий делового характера – встречи с инвесторами, конференции и т.д.). Основным инвестиционным источником для развития сектора являются государственные фонды.
В качестве преимуществ, которыми обладает эмират с точки зрения развития туризма, власти страны указывают:
— удобное стратегическое расположение страны и укрепление позиций национального Qatar Airways на международном рынке авиаперевозок в последние годы;
— создание объектов, связанных с культурным наследием (музеи, архитектура и т.д.), расширение транспортной инфраструктуры (метро, аэропорт Хамад, порт Хамад), отелей, строительство района Мшейриб в Дохе. При этом объемы инвестирования не демонстрируют тенденции к снижению;
— частое проведение выставок, конференций, культурных и спортивных мероприятий (в 2018 году, по утверждению катарских СМИ, их число составило 131);
— проведение Чемпионата мира по футболу в 2022 году, что станет огромным стимулом для отрасли;
— стимулирование развития туризма со стороны государства в виде инвестирования масштабных средств, упрощения визового режима, подписания соглашений о сотрудничестве с разными странами, открытие представительств Qatar Tourism Authority за рубежом;
— теоретическая возможность интеграции туристической сферы с соседними государствами (ОАЭ и Саудовская Аравия, Иран) при условии благоприятной политической обстановки в регионе;
— высокий уровень дохода граждан эмирата, а также подданных соседних стран-членов ССАГПЗ (указывалось в числе преимуществ до событий 2017 года), что способствует развитию туризма как внутри страны, так и притоку посетителей из соседних государств.
Точная статистика по количеству иностранных туристов, въехавших во время транзита, либо в специальных целях, отсутствует. Однако доля граждан, посещающих эмират во время ожидания рейсов в аэропорту, либо при следовании на кораблях, существенная. В 2018 году число последних составило 65 тыс. человек, в 2019 году ожидается 140 тыс.
Количество отелей и апартаментных комплексов в Катаре по состоянию на конец 2018 года составило 124 (103 и 21 соответственно), а количество комнат – 25 917. В стадии строительства находится еще 77 отелей и 30 апартаментных комплексов общей вместимостью 23 346 комнат. Ввод строй такого большого количества объектов связан с подготовкой к чемпионату мира по футболу. По утверждению Qatar Tourism Authority, уровень заполняемости отелей составляет 65 %.
К факторам, препятствующим развитию отрасли в Катаре, следует отнести:
— отсутствие достаточного опыта в реализации проектов по развитию туристических продуктов и смежных с ними услуг;
— небольшое количество исторических достопримечательностей, однообразная и скудная природа, ограниченная площадь территории, пригодной для пляжей;
— необходимость развития инфраструктуры и предприятий обслуживания очень быстрыми темпами (до 2022 года), что может негативно отразиться на их качестве;
— высокая доля загрязняющих веществ в атмосфере (самый неблагоприятный показатель в странах ССАГПЗ), почти отсутствие деревьев;
— некоторые эксперты отмечают переизбыток гостиничных номеров, количество которых будет оправдано только в период чемпионата мира по футболу, тогда как в остальное время они функционируют с убытками;
— несмотря на субсидирование, цены, оказываемые катарскими предприятиями (отели, авиаперелеты) пока не являются более конкурентоспособными по сравнению с соседними странами. К примеру, в тех же ОАЭ создана бюджетная авиакомпания flydubai, пользующийся популярностью, а за счет многолетнего опыта бизнес процессы в этой отрасли оптимизированы;
— возможность реализации стратегии по развитию туризма преимущественно силами государственных органов с привлечением зарубежных консультантов, тогда как в условиях отсутствия опыта способности частного бизнеса невысокие. Это выражалось, например, в период проведения выставок и конференций;
— отсутствие репутации Катара как туристического направления, который является малоизвестной страной для широких народных масс;
— низкая эффективность и слабая координация работы госструктур в вопросах развития индустрии;
— традиции и некоторые особенности законодательства, которые ограничивают перспективы отрасли такими направлениями, как семейный, спортивный, бизнес туризм, привлечение граждан, находящихся в качестве транзитных пассажиров, тогда как возможности развития молодежного и пляжного туризма существенно осложнены;
— наличие противоречий с соседними странами, которые особо обострились в 2017 году, что повлекло за собой ощутимые негативные последствия для отрасли.
Стоит отдельно указать о последствиях так называемого Катарского дипломатического кризиса 2017 года, последствием которого стало ограничение экономического сотрудничества Дохи с Абу-Даби и Эр-Риядом, в том числе в сфере туризма. Чиновники Катара признают наличие негативного эффекта, главным образом в виде снижения потока посетителей эмирата, но указывают при этом, что «кризис предоставил новые возможности, стимулировав принимать меры для привлечения туристов с других регионов».
Граждане Саудовской Аравии составляли наиболее весомую долю в структуре посетителей эмирата (949 тыс. по итогам 2016 года). Они же были наиболее привлекательными клиентами для отрасли благодаря более высокой платежеспособности. Популярность Катара для них обуславливалась географической близостью, схожей культурой и традициями, наличием активных бизнес-контактов, дружескими и родственными отношениями между некоторыми семьями по обе стороны границы, популярностью авиакомпании Qatar Airways у многих граждан королевства.
Разрыв отношений с двумя соседними государствами повлек прекращение тенденции к увеличению числа иностранных туристов в эмирате и существенно снизил доходность предприятий бизнес-индустрии. Статистика по последнему показателю не представлена, но большие объемы убытков очевидны. Согласно исследованию, проведенному агентством Bloomberg, для восстановления показателей 2016 года эмирату необходимо не менее трех лет, и это при условии реализации всех намеченных проектов и активизации бизнес-активности в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу.
В настоящее время наибольшее количество иностранных туристов приходится на граждан Индии (400 тыс. человек по итогам 2018 года), однако их финансовые возможности несопоставимы с гражданами Саудовской Аравии. Не исключено также, что многие индийские подданные на самом деле являются трудовыми мигрантами, однако учтены в качестве туристов в целях улучшения статистических показателей.
Ввиду отсутствия навыков в создании и реализации продуктов бизнес-индустрии у Катара помощь могли бы оказать предприятия из ОАЭ, которые имеют солидный и успешный опыт в развитии этого сектора. Политическая обстановка пока не позволяет организовать сотрудничество в этой сфере.
Вероятно, что в условиях ограниченного туристического потенциала Катару было бы предпочтительнее интегрироваться на рынке этих услуг с двумя соседними странами. По причине того, что интерес к эмирату как к хозяину чемпионата мира в ближайшие годы будет повышаться, коммерческий успех могли бы принести такие формы кооперации, как экскурсии из Дубая в Доху, либо обслуживание в Катаре туристов, направляющихся в Саудовскую Аравию, в том числе в целях совершения религиозных обрядов и др.
Однако в текущей политической обстановке реализация подобных инициатив на практике вряд ли возможна, поэтому, Катар вынужден развивать туристическую отрасль самостоятельно в условиях экономических препятствий, обусловленных последствиями дипломатического кризиса 2017 года. Негативный эффект от этого очевиден, а возможности для развития туризма существенно ограничены.
[i] https://www.visitqatar.qa/corporate/QNTSS
[ii] https://www.visitqatar.qa/binaries/content/assets/corporate/statistics/en/2018/qntc_2018-annual-tourism-performance-report_english.pdf