США усиливают давление на Турцию

Американский сенатор-республиканец Линдси Грэм намерен в четверг 16 октября внести в Конгресс законопроект о санкциях против Турции в связи с ее военной операцией на северо-востоке Сирии. Об этом, как сообщило агентство Рейтер, законодатель сообщил журналистам во вторник. «Я буду вносить [законопроект о] санкциях против Турции в четверг. Я ценю то, что администрация сделала в отношении Турции исполнительными действиями, но большее впереди», — приводит Рейтер слова Грэма. На прошлой неделе Грэм и сенатор-демократ Крис Ван Холлен представили основные положения своего законопроекта о санкциях против Турции. Помимо прочего, они предлагают ввести санкции в отношении активов турецкого лидера Р.Т.Эрдогана и других представителей турецкого руководства, ограничить выдачу виз официальным лицам Турции. Законопроект также предусматривает меры против Анкары за покупку российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, рестрикции в отношении энергетического сектора страны и запрет на оказание США военной помощи Турции.  В понедельник президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ о санкциях против Турции в связи с ее действиями в Сирии. Как следует из документа, Трамп поручил главам Госдепартамента и Минфина США решать, в отношении кого именно будут вводить рестрикции. Речь идет о лицах, которые «препятствуют прекращению огня в Северной Сирии», а также мешают политическому урегулированию в этой стране. На основании этого указа Минфин и Госдеп США уже объявили о введении санкций против Министерства национальной обороны и Министерства энергетики и природных ресурсов Турции, глав этих ведомств Хулуси Акара и Фатиха Донмеза, а также главы МВД Сулеймана Сойлу. Эти рестрикции, как мы уже сообщали, являются  одновременно и действиями администрации по минимизации внутренней критики и подготовкой условий для ведения переговоров  с Анкарой. И ровно для этой цели в Анкару выезжает вице-президент Пенс.

И логично, что пока такие рестрикции во многом являются либо чисто символичными, либо оживляют старые ограничения, которые и так были введены ранее. Именно к таким шагам надо отнести и последнее по времени решение  Министерства юстиции США в рамках предъявления обвинений турецкому государственному банку Halkbank («Халкбанк») в нарушении американских санкций против Ирана, мошенничестве и отмывании средств. Об этом говорится в опубликованном во вторник 15 октября заявлении ведомства. Иск подан в федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк. Федеральные прокуроры США в Южном округе Нью-Йорка предъявили обвинение турецкому государственному кредитору  по шести пунктам, включая мошенничество, отмывание денег и санкционные правонарушения, связанные с участием банка в многомиллиардной схеме уклонения от американских санкций в отношении Ирана. Обвинительное заключение было поддержано Джеффри С. Берманом, прокурором Соединенных Штатов по Южному округу Нью-Йорка, Джоном К. Демерсом, помощником генерального прокурора по национальной безопасности и Уильямом Ф. Суини-младшим, помощником директора нью-йоркского полевого отделения Федерального бюро расследований (ФБР). По утверждению Минюста США, финансовый институт «причастен к многомиллиардной схеме по обходу санкций США против Ирана». «Турецкий государственный банк Halkbank обвиняется в том, что участвовал в сговоре с целью подрыва санкций США против иранского режима путем предоставления Ирану доступа к миллиардам долларов, вводя в заблуждение регулирующие органы США относительно данной схемы», — заявил помощник министра юстиции США Джон Демерс, курирующий вопросы национальной безопасности. По его утверждению, речь идет «об одном из самых серьезных нарушений санкций против Ирана». По версии Минюста США, Halkbank в период с 2012 года по 2016 год содействовал Ирану «в получении доступа к финансовой системе США». Банк также якобы помогал властям в Тегеране получать прибыль от продажи нефти и газа, а также приобретать золото. Как говорится в исковом заявлении, об этом были осведомлены официальные лица в Турции и Иране. По сведениям властей США, иранские власти располагали счетами в Halkbank, на которых хранились миллиарды долларов. В общей сложности через Halkbank якобы в интересах Ирана прошли около 20 млрд долларов. В этой деятельности, по данным ведомства, также были задействованы некие структуры в Объединенных Арабских Эмиратах. Как сообщило агентство Рейтер, неназванный сотрудник посольства Турции в Вашингтоне заявил, что предъявление обвинений банку является новым шагом американской стороны, который «не оказывает положительного влияния на двусторонние отношения». В январе 2018 года суд в Нью-Йорке признал заместителя председателя Halkbank Хакана Атиллу виновным в том, что он оказывал помощь в переводе средств, полученных Ираном от продажи нефти и газа. Позже власти США согласились передать Атиллу в Турцию. Ранее ирано-турецкий предприниматель Реза Зарраб, который проходил по этому же делу, раскрыл следствию схему доставки в Иран денежных средств путем незаконной продажи золота Halkbank в Дубай и признал себя виновным в нарушении санкций против Ирана. В мае 2018 года его приговорили к трем годам тюремного заключения. Анкара неоднократно выступала с острой критикой в адрес Вашингтона из-за дела, по которому проходил Атилла. Турецкие власти отмечали, что дело против него нанесло серьезный ущерб отношениям между Анкарой и Вашингтоном. Президент Турции  Р.Т.Эрдоган называл судебный процесс над банкиром в США попыткой оказания давления на республику.

Несомненно, что оживление этого дела носит своей целью оказание максимального давления на правящую элиту Турции, и прежде всего на близкое окружение турецкого президента. Это плавно вытекает из того факта, что высокопоставленные правительственные чиновники в Иране и Турции участвовали в этой схеме и прикрывали ее. При этом ряд   должностных лиц получали взятки на сумму в десятки миллионов долларов, выплачиваемые из доходов от схемы, за то, что они  помогали оградить эти операции от внимания американских регуляторов. Суть схемы в данном случае была проста. Поступления от продажи Ираном нефти и газа Национальной нефтяной и газовой компании Турции, в частности, были депонированы в  этом банке  на счетах Центрального банка Ирана, Национальной иранской нефтяной компании (НИОК) и Национальной иранской газовой компании. В течение соответствующего периода времени Halkbank являлся единственным хранилищем доходов от продажи иранской нефти НИОК Турции. Из-за санкций США против Ирана и политики американских банков по борьбе с отмыванием денег Ирану было трудно получить доступ к этим средствам, чтобы перевести их обратно в Иран или использовать их для международных финансовых переводов в интересах иранских правительственных учреждений и банков. По состоянию на конец 2012 года на счетах НИОК и Центрального банка Ирана в Halkbank накопились средства на миллиарды долларов. При этом этот банк  участвовал в нескольких видах незаконных операций в интересах Ирана, которые в случае их обнаружения подвергли бы банк санкциям в соответствии с законодательством США, в том числе: а) разрешение использования поступлений от продажи иранской нефти и газа, депонированные в Halkbank, для покупки золота в интересах правительства Ирана; б) разрешение использования поступления от продажи иранской нефти и газа, депонированные в Halkbank, для покупки золота, которое не экспортировалось затем в Иран, что являлось нарушением так называемого правила «двусторонней торговли» и в) содействие сделкам, мошенническим образом рассчитанным на то, чтобы официально позиционироваться как закупки продовольствия и медикаментов иранскими покупателями. Это  подпадает под так называемое «гуманитарное исключение» из некоторых санкций против иранского правительства, когда на самом деле никаких закупок продовольствия или медикаментов фактически не производилось. С помощью таких схем Halkbank незаконно перевел около 20 млрд долларов  иранских средств, ограниченных в других отношениях.   При этом старшие должностные лица Halkbank скрывали истинный характер этих операций от должностных лиц Министерства финансов США, с тем чтобы Halkbank мог предоставлять Ирану услуги на миллиарды долларов, не рискуя быть санкционированным Соединенными Штатами и потерять свою способность иметь корреспондентские счета в американских финансовых учреждениях.

Цель схемы, в которой участвовал Halkbank, состояла в создании пула иранских нефтяных фондов в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах (при этом никаких обвинений в отношении эмиратских чиновников и банкиров не выдвинуто -авт.) на имя подставных компаний, которые скрывали иранскую связь этих фондов. Средства этих структур использовались для осуществления международных платежей от имени Ирана и иранских банков, включая переводы в долларах США, которые проходили через финансовую систему США в нарушение законов США о санкциях.

Ранее федеральные прокуроры США предъявили обвинения девяти отдельным фигурантам, в том числе сотрудникам банка, бывшему министру экономики Турции и другим участникам той же схемы.  26 октября 2017 года Реза Зарраб, главный подозреваемый в этой схеме, признал себя виновным по семи пунктам обвинения. Он стал правительственным свидетелем, который признался, что подкупил турецких правительственных чиновников. 3 января 2018 года присяжные осудили бывшего заместителя генерального директора Halkbank Мехмета Хакана Атиллу по пяти из шести пунктов обвинения, по которым он был обвинен, после пятинедельного суда присяжных.  Остальные отдельные обвиняемые скрываются от правосудия. 17 декабря 2013 года турецкие прокуроры предали гласности расследование фактов взяточничества, в котором фигурировали Зарраб, ближайшее окружение тогдашнего премьер-министра и нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, включая министров правительства.  Четыре турецких министра были вынуждены уйти в отставку из-за коррупционных скандалов, но Р.Т.Эрдоган отверг обвинения в коррупции, уволил прокуроров и начальников полиции и замял расследование случаев взяточничества. Он также охарактеризовал расследование как «заговор движения Гюлена с целью свержения правительства». В Турции тогдашний министр по европейским делам Эгмен Багиш и другие должностные лица были освобождены  от любого уголовного преследования  в ходе парламентского голосования в 2014 году. И скорее всего, дело было бы окончательно положено в архив, но Зарраб, иранский гражданин,  был арестован ФБР в Майами 19 марта 2016 года. Прокуратура США по Южному округу Нью-Йорка предъявила Заррабу обвинения, аналогичные тем, которые были предъявлены турецкими следователями в ходе расследования в декабре 2013 года. В рамках своего дела американские адвокаты использовали турецкие доказательства, чтобы построить дело против Зарраба. В своих показаниях Зарраб, заключивший сделку со следствием, признался, что он подкупил Багиша и других министров, организовал схему отмывания денег, открыл поддельные счета в турецких государственных банках и создал подставные компании. Таким образом, все нынешние обвинения Минюста США основаны ровно на эти показаниях, что делает их довольно натянутыми. Но дело даже не в этом, а в том, что в случае реального расследования этого дела придется предъявлять обвинения и американским банкирам, которые участвовали в этих схемах, и эмиратским чиновникам. И это обстоятельство очень сильно лимитирует в своих действиях Минюст США. Там, как и положено чиновникам, оперативно отреагируют на приказ из Белого дома, и ровно также отзовут свой иск или замотают его при получении соответствующего указания из администрации в зависимости от результатов миссии М.Пенса в Анкаре.

52.32MB | MySQL:103 | 0,466sec