Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 8

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i].

Продолжая рассматривать обеспечение национальной безопасности Израиля с использованием силы, авторы доклада отмечают, что одним из составляющих этого процесса является сдерживание. Оно предполагает вынуждение врага отказаться от действий против Израиля в виду наращивания им вооруженных сил, усиления спецслужб и готовности противостоять намерению противника нарушить суверенитет, повседневную жизнь и безопасность израильских граждан. Цель сдерживания состоит в том, чтобы обеспечить длительные периоды спокойствия, когда страна может заняться вопросами образования, развития экономики и благосостояния граждан, а также укреплением сил безопасности, чтобы быть готовыми к провалу сдерживания и развитию ситуации по сценариям эскалации.

В стратегии безопасности Израиля сдерживание является ключевым принципом. Способность государства к сдерживанию тесно связана с возможностью победить на поле боя. Эффективное сдерживание предполагает наличие воли к победе и способности ее достичь. Сдерживание зиждется на военной мощи страны и подпитывается тем, что враг верит в эту мощь. Однако в целом Израиль должен быть готов к тому моменту, когда его силы и средства сдерживания могут потерпеть неудачу из-за нескольких факторов.

Например, враждебность и разочарование противника может взять верх над расчетами его шансов, в результате война может начаться, даже если у противника не будет объективных возможностей противостоять мощи ЦАХАЛа. Иногда эскалация напряженности является результатом доказанной способности противника получить весомые политические бонусы в результате военной кампании, которая сама по себе дала бы ему лишь незначительные выгоды на поле боя. В данном случае основная причина заключается не в соответсвующей военной мощи, а в ожидаемых результатах на уровне военно-политической стратегии. Наконец, прошлые столкновения доказывают, что Израиль может быть сдерживающим фактором, когда сталкивается с желанием вражеских государств его уничтожить, но против ограниченных операций, особенно террористических атак, эффект сдерживания был весьма незначительным.

Таким образом, сдерживание основано на: способности действовать эффективно, когда это необходимо; убеждении противника в том, что угроза применения соответствующих средств для достижения победы реальная; гибком подходе лиц, принимающих решения, в использовании различных инструментов для действий в переходных ситуациях. Этот последний пункт является объяснением ограниченной конфронтации Израиля с различными негосударственными акторами.

Второй составляющей реагирования Израиля на угрозы является превосходство в разведке, которая может обеспечить раннее предупреждение, чтобы превентивными мерами сорвать план противника нанести ущерб еврейскому государству. Разведка дает Израилю запас времени для выработки адекватного ответа на угрозу и избавляет от необходимости пребывания в  состояния постоянной готовности, которое истощает ресурсы страны.

ЦАХАЛ и службы безопасности должны предоставлять лицам, принимающим решения, конкретную информацию о факторах угрозы и намерениях противника действовать против Израиля. Это необходимо для того, чтобы предоставить время для подготовки соответствующего, практически осуществимого военного ответа, как в виде немедленного применения силы, так и долгосрочного наращивания сил.

За многие годы Израиль приобрел первоклассный разведывательный опыт и знания для выявления способности противника и распознания его намерений атаковать. Этот опыт применяется к сценарию, в котором израильская территория подвергается нападению вооруженных сил. Для таких ситуаций спецслужбы разработали общий язык концепций, которые ранжируют индикаторы намерения противника атаковать.

Реальность меняющихся угроз требует переосмысления концепции раннего предупреждения. Массовое использование противником ракет ближнего радиуса действия не требуют длительных процессов подготовки. То же самое относится и к широко используемому оружию и методам диверсионно-подрывной деятельности. Следовательно, преобладающее значение разведки можно определить по двум основным характеристикам:

  • Первостепенная значимость разведывательной детальности на удаленном расстоянии. Способность спецслужб обеспечивать раннее предупреждение относительно ситуации за пределами границ, например, предупреждения израильской разведки в Сирии или точечные ориентиры в секторе Газа. В обоих случаях разведывательное сообщество должно обеспечить раннее предупреждение в условиях отсутствия постоянного наземного присутствия. За пределами национальных границ обеспечение эффективного раннего предупреждения по своей сути затруднительно, когда речь идет об обстрелах по высокой траектории, например, о ракетах малой дальности или о развертывании малозаметных сил, управляемых террористическими организациями с использованием диверсионно-подрывной тактики.
  • Превосходство разведки с присутствием на местах. Операции ЦАХАЛа на Западном берегу р. Иордан в течение последних пятнадцати лет конфликта основаны на эффективных ранних предупреждениях разведки. Это связано с постоянным присутствием израильской армии в этом регионе, где военным и Службе общей безопасности (ШАБАК) удается значительно сократить масштабы террористической деятельности. Попытки добиться аналогичного результата в секторе Газа и Ливане демонстрирует, насколько трудно получить разведывательные данные на расстоянии.

Израильские службы безопасности должны прилагать усилия, чтобы обеспечить лиц, принимающих решения, заблаговременными предупреждениями разведки о стратегических изменениях, которые могут произойти в регионе, а также разведывательными данными, необходимыми для адаптации к реальной ситуации и корректировки планов по наращиванию сил.

Третья составляющая реагирования Израиля на угрозы включает в себя оборонительные возможности во всех измерениях с акцентом на районы, где Израиль не может терпеть долгосрочный ущерб своему суверенитету. Оборона заключается в следующем:

  • Защита границ. Защита территории Израиля для обеспечения государственного суверенитета в его границах, защита от вторжения враждебных отрядов или армий, а также предотвращение вторжений, незаконных пересечений границы и других действий. Оборона осуществляется вдоль границ, береговой линии, в аэропортах и морских портах.
  • Защита воздушного пространства Государства Израиль и предотвращение его использования враждебными субъектами.
  • Защита военно-морских и судоходных маршрутов. Защита территориальных вод Израиля, экономических активов в море и его способности извлечь максимум пользы из водных ресурсов, а также защита путей доставки грузов в/из страны.
  • Обеспечение общественной безопасности. Защита государства путем прекращения организованной и неорганизованной террористической деятельности внутри и за пределами национальных границ.
  • Развитие способности защищать страну от обстрелов по высокой траектории с помощью следующих основных компонентов:
  • заблаговременное предупреждение о стрельбе по высокой траектории – способность предоставить локализованные предупреждения (во времени и пространстве), чтобы было достаточно времени для ответа и укрытия населения, а также максимально предотвратить нарушение повседневной жизни;
  • пассивная оборона – строительство комнат безопасности в домах, общественных зданиях и в других общественных местах для минимизации жертв, количества пострадавших от обстрелов по высокой траектории;
  • активная оборона – поддержание способности перехватывать снаряды высокой траектории во время полета, чтобы минимизировать, насколько это возможно, ущерб жизненно важной инфраструктуре, способность ЦАХАЛа и силовых ведомств в целом противостоять таким угрозам;
  • гражданская составляющая – укрепление стойкости граждан и способности к восстановлению путем усиления органов местного самоуправления, организаций по оказанию помощи и спасению (при подключении добровольных ассоциаций) и местных лидеров.
  • Защита национального киберпространства в сотрудничестве служб безопасности с Национальным управлением киберпространства Израиля (Israel National Cyber Directorate), исходя из понимания того, что в чрезвычайных ситуациях и войнах у ЦАХАЛа будет больше полномочий для определения приоритетов в защите национального киберпространства.
  • Защита от наступательных психологических действий врагов и соперников. Способность защищаться от психологических операций врагов и соперников против определенных целевых аудиторий в Израиле и за рубежом.

Что касается победы, то в контексте стратегии национальной безопасности это означает достижение целей в войне и вынуждение противника принять израильские условия соглашения о прекращении огня. Учитывая этот желаемый результат, как только сдерживание рушится, необходимо как можно быстрее и четко остановить угрозу, чтобы возобновить сдерживание, вернуться к повседневной жизни и обеспечить длительный период спокойствия, основанный на силе безопасности.

Более того, победа достигается тогда, когда вражеская сторона принимает реальность того, что продолжение конфронтации не только не поможет ей достичь каких-либо целей, но и гарантированно может привести к потере активов, на которые опирается режим, до такой степени, что на кону политическое и физическое выживание самого руководства.

Победа может быть достигнута несколькими способами:

  • Быстрая и мощная военная операция с ЦАХАЛом в наступлении и поддержкой всеми спецслужбами; эта операция включает в себя: наземные военные маневры на фронте и в глубине территории противника; оперативные и стратегические обстрелы по высокой траектории и противостояние, основанное на точных разведданных относительно ранее выбранных целей; специальные операции; кибератаки; и наступательные психологические операции – основой любой победы является способность как можно быстрее захватить инициативу и оказывать постоянно растущее давление на жизненно важные активы противника, в то же время, разрушая оценки лиц, принимающих решения на всех уровнях.
  • Военные и гражданские усилия по обеспечению национальной обороны, направленные на минимизацию ущерба и сохранение структуры гражданской жизни.
  • Политическая инициатива, состоящая из нескольких компонентов, в том числе: усилий по созданию международной легитимности для решаемых Израилем задач и попыток создать внутреннюю и международную политическую коалицию, чтобы не дать врагу достичь своих целей, при этом действуя согласованно с соответствующими сторонами в международном сообществе для достижения выгодных Израилю договоренностей.

Целесообразно не использовать концепцию военного решения в национальной безопасности или даже в стратегическом контексте. Эта концепция занимает важное место в оперативном и тактическом военном дискурсе. На этих уровнях операций крайне важно принять военное решение в отношении врага, что означает полное уничтожение его боеспособности, которое доводится до состояния беспомощности или даже физического уничтожения, в результате чего враг сдается.

[i] Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf

52.29MB | MySQL:103 | 0,396sec