Китайские специалисты о программе создания в Иране ракет-носителей и средств вывода полезной нагрузки

Известно, что религиозно-политическое руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет значительное внимание развитию национальной космической программы (НКП), которая рассматривается лидером страны в качестве главного фактора, способствующего превращению Ирана в ведущую региональную державу. По информации китайских источников, в соответствии с планом реализации НКП на 2016-2020 гг. ее перспективными направлениями в сфере создания ракет-носителей и средств вывода полезной нагрузки на околоземные орбиты являются:

  • модернизация ракеты-носителя (PH) легкого класса типа «Сафир»  — завершение летно-конструкторских испытаний PH среднего класса «Симорг», ввод его в эксплуатацию;
  • проведение научно-технических исследований, проектирование и разработка разгонных блоков для использования в составе PH легкого и среднего классов;

— создание на иранской территории необходимой ракетно-космической инфраструктуры (стартового комплекса для PH легкого и среднего классов имени «Имама Хомейни» (ракетный полигон Семнан) и национального космического центра «Чахбахар» (провинция Систан и Белуджистан).

По информации китайских военно-технических изданий в 2019 году иранские специалисты продолжили реализовывать поставленные задачи. В рамках работ по модернизации имеющейся ракеты- носителя легкого класса завершен весь комплекс летных испытаний ракеты-носителя «Сафир», осуществлена серия практических пусков. Проведена модернизация PH, в рамках которой создано три ее модификации: «Сафир — 1А, 1Б и 1C». В настоящее время данная ракета-носитель используется для вывода малогабаритных космических аппаратов. Специалисты ракетно-космической промышленности пришли к выводу, что заложенный в конструкцию PH «Сафир» технический потенциал полностью исчерпан. Конструкция ракеты, характеристики двигательных установок первой и второй ступеней не позволяют существенно повысить летно-технические характеристики ракеты. Данные обстоятельства позволяют применять данный тип ракеты в ограниченных целях (запуски малогабаритных, как правило научно-исследовательских и низкоорбитальных КА). В целях преодоления возникших ограничений с 2011 года на базе промышленных объединений «Шахид Хеммат» (производство жидкостных баллистических ракет средней дальности (БРСД) и исследовательской лаборатории «Шахид Хадж Али Мовахед» (головное предприятие по сборке ракет носителей) Организации аэрокосмической промышленности (ОАКП) МОПВС Ирана реализуется программа разработки и создания PH среднего класса «Симорг». В 2012 году закончены работы по разработке эскизного проекта новой ракеты-носителя, в 2014 году пакет технической документации был передан для начала производства узлов и агрегатов ракеты-носителя «Симорг». Изготовление компонентов двигательных установок первой и второй ступеней было налажено на предприятиях промышленной группы «Шахид Хеммат» (генеральный директор — Х.Нуршини), промышленное предприятие «Шахид Нахейди» отвечает за производство аппаратуры для бортового вычислительного комплекса. На базе предприятия «Шахид Карими» осуществляет производство топливных баков, а предприятие «Шахид Варамини» ОАКП МОПВС занимается производством бортовых аккумуляторных батарей и других источников питания, а также аппаратуры и блоков бортовых электрических цепей ракеты. Известно, что головным предприятием, отвечающим за сборку носителя в единую конструкцию, проведение всего комплекса стендовых испытаний является исследовательская лаборатория «Шахид Хадж Али Мовахед» ОАКП. В декабре 2015 года иранскими специалистами завершены опытно-конструкторские работы по разработке двухступенчатой ракеты-носителя «Симорг», а также проведены наземные испытания принципиально новой четырехкамерной двигательной установки PH. Первый промышленный образец перспективной PH в середине декабря 2015 г. был доставлен на территорию монтажно-испытательного комплекса ракетного полигона Семнан (200 км вост. г.Тегеран) для подготовки к практическому пуску. Вместе с тем подписание Ираном в декабре 2015 года Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе внесло коррективы в темпы реализации национальной космической программы ИРИ. В первую очередь это коснулось переноса сроков завершения испытаний и ввода в эксплуатации перспективной ракеты-носителя «Симорг». Президент Ирана Х.Роухани всячески препятствовал проведению испытательных пусков данной ракеты-носителя. Он обосновывал свою позицию тем, что проведение демонстрации новых образцов ракетно- космической техники нецелесообразно. По его мнению, данные шаги вызовет негативную реакцию Запада и подтолкнет руководство США к выдвижению новых обвинений в разработке Ираном баллистических ракет большой дальности. Подобное развитие ситуации затормозит реализацию СВПД по иранской ядерной программе, положения которого хотя и медленно, но все же выполняются европейскими и американскими «партнерами». Ситуация усугублялась тем, что технические специалисты МОПВС не давали полной гарантии в успешности проведения пуска. В частности, намеченный на февраль 2016 года первый запуск новой PH «Симорг» по техническим причинам был отменен. В ходе сборки ракеты-носителя в монтажно-испытательном центре стартового комплекса «Имам Хомейни» (250 км юго-вост. г.Тегеран) и тестирования ее агрегатов были выявлены неисправности в системах автоматического управления и синхронизации работы двигательной установки первой ступени. В течение месяца специалисты ОАКП Минобороны, отвечающие за разработку и производство ДУ и систем ракеты-носителя, пытались выяснить причины сбоя, однако этого сделать не удалось. Президент Ирана Х.Роухани после доклада ему о причинах задержки запуска PH «Симорг» запретил проведение запланированных мероприятий до окончательного выяснения возникших неисправностей. Свое решение Х.Роухани обосновал тем, что в данный проект вложены значительные финансовые средства, и его успешная реализация носит для Ирана большой пропагандистский эффект. Неудачный пуск нанесет ущерб авторитету иранского правительства как внутри страны, так и на международной арене. В данных условиях президент ИРИ предложил министру обороны бригадному генералу Х.Дехкану пересмотреть подходы к реализации проекта создания ракеты-носителя «Симорг». В первой половине марта 2016 года президент ИРИ Х.Роухани утвердил внесение изменений в План государственных испытаний PH «Симорг». В документе предлагалось в апреле-мае 2016 года провести первый этап летно-конструкторских испытаний первой ступени PH «Симорг», а в августе осуществить пуск PH с габаритно-весовой моделью космического аппарата. При получении положительных результатов по итогам этих мероприятий предусматривалось в феврале 2017 года осуществить вывод на орбиту экспериментального спутника видовой разведки первого поколения «Толу-1». В рамках реализации Плана государственных испытаний PH «Симорг» первый пуск ракеты был осуществлен 19 апреля 2016 г. в 12.33 мст. со стартового комплекса «Имам Хомейни». По китайской оценке, целью мероприятия являлось практическое подтверждение технических характеристик, заложенных в конструкцию первой ступени ракеты и её двигательную установку, а также оценка параметров работы системы управления PH в реальных условиях.

Подводя промежуточный итог необходимо отметить, что итоги испытания признаны успешными, запуск ракеты прошел в штатном режиме, все системы и агрегаты первой ступени отработали в соответствии с заложенными параметрами. После набора и достижения номинальных показателей работы двигательной установки с пункта управления дана команда на отсечку тяги, вторая ступень ракеты с неотделяемой габаритно-массовым макетом полезной нагрузки упали в районе н.п. Чахбахар (1450 км юго-вост. г.Тегеран). Размещенная в головной части контрольно-измерительная аппаратура, передавала в режиме реального времени основные параметры работы всех систем ракеты. Зафиксированные показатели подтвердили, что режимы работы ДУ первой ступени на всем участке её полета несколько превышали расчетные данные. В частности, тяга двигательной установки первой ступени на уровне земли составила 125 900 кгс, в вакууме — 139300 кгс. Удельный импульс на земле — 2540 м/с, в вакууме — 2810 м/с. Расход компонентов топлива составил: горючего — 120 кг/сек, окислителя — 420 кг/сек. Тем самым практически подтверждено, что PH «Симорг» способна вывести полезную нагрузку весом до 150 кг на околоземную орбиту высотой до 650 км.

По информации китайских военно-технических изданий, в соответствии с распоряжением президента Ирана Х.Роухани руководству ОАКП, Министерству обороны Ирана дано строгое указание не информировать общественность о проведении пуска. В целях сокрытия факта испытания перспективной ракеты-носителя не осуществлялось закрытие воздушного пространства над стартовой позицией, траекторией падения отработанной ступени. Для контроля подготовительных мероприятий и запуска первой ступени PH «Симорг» на испытании присутствовал брат главы иранского правительства Х.Фаридун (помощник президента ИРИ по специальным поручениям). После получения положительных результатов проведенного испытания PH «Симорг» командование Министерства обороны Ирана намеревалось в ноябре 2016 года завершить государственные испытания, с таким расчетом чтобы в феврале 2017 г. задействовать новую ракету-носитель для запуска космического аппарата. Вместе с тем Высший совет по космосу при администрации президента Исламской Республики Иран (ИРИ) (председатель — С.Саттари) в середине октября 2016 г. отклонил предложение Министерства обороны и поддержки вооруженных сих Ирана. Официальной причиной отказа является, якобы, неготовность стартового комплекса «Имам Хомейни» к испытанию, а Министерству обороны предлагается перенести мероприятие на первый квартал 2017 года. Параллельно с созданием ракет-носителей командованием МОПВС Ирана предпринимаются шаги по улучшению их тактико-технических характеристик за счет применения в составе PH космических разгонных блоков. Фактически разработка данной техники началась с момента развертывания работ по созданию ракеты-носителя «Симорг». Министерство обороны Ирана в рамках национальной космической программы по созданию ракетно-космической техники военного и гражданского назначения приняло решение о передаче функций проектирования и создания разгонных блоков Научно-исследовательскому космическому центру при администрации ИРИ. Это было связано с тем, что подобный вид техники имеет «гражданское назначение», это в свою очередь облегчает налаживание сотрудничества с иностранными компаниями для кооперации и совместной разработки узлов и агрегатов, а также возможной закупки некоторых элементом разгонных блоков. После изучения технических требований, а также возможностей научно-производственной базы иранскими специалистами было принято решение сконцентрировать усилия на следующих направлениях перспективных работ: малогабаритные разгонные блоки на основе твердотопливной двигательной установки; разгонные блоки с ДУ, работающей на кислородно-керосиновом топливе. Перед иранскими разработчиками поставлена задача, используя накопленный опыт создания ракетно-космической техники, а также иностранный разработки, в сжатые сроки спроектировать и произвести разгонный блок высокой энергетической эффективности и надежности. В рамках выполнения поставленной задачи основные усилия были сосредоточены на применении технологий производства твердотопливных ракетных двигателей для создания двигательной установки для малогабаритного разгонного блока. Одновременно с этим начаты научно-исследовательские работы по проектированию МРБ с кислородно-керосиновым двигателем. Вместе с тем работы в данном направлении далее создания компоновочной схемы и проектирования отдельных узлов не продвинулись. В середине февраля текущего года после завершения НИОКР и проведения стендовых испытаний иранскими специалистами был продемонстрирован экспериментальный образец малого космического разгонного блока (МКРБ) «Саман-1» с твердотопливной двигательной установкой. В соответствии с техническим заданием МКРБ «Саман-1» предназначен для использования в составе PH проектов «Сафир» и «Симорг» с целью перевода малых космических аппаратов различного назначения с опорной, на которую его вывела ракета-носитель, на рабочую орбиту. МКРБ «Саман-1» разработан специалистами научно-исследовательской лаборатории космических средств доставки, входящей в состав Научно-исследовательского космического центра при администрации ИРИ. Основой конструктивно-компоновочной схемы МКРБ «Саман-1» является твердотопливная двигательная установка, которая заключена в легкий металлический корпус. Общий вес МКРБ — 380 кг, при этом масса твердотопливного заряда составляет 210 кг. Габаритные характеристики корпуса блока составляют: длина 1100 мм, диаметр корпуса 530 мм. В соответствии с техническим заданием разгонный блок будет крепиться ко второй разгонной ступени ракет-носителей проекта «Сафир» и «Симорг». Для этого нижний фланец корпуса имеет унифицированную форму. Габаритные размеры корпуса блока позволяют размещать его на имеющихся ракетах-носителях без изменения конструкции защитных кожухов. Крепление полезной нагрузки осуществляется с помощью устройства крепления, размещенному в верхней части корпуса МРБ. Оно состоит из двух подпружиненных фланцев и запорного устройства. После получения сигнала о выводе космического аппарата в нужную точку орбиты на запорное устройство подается сигнал на срабатывание. После освобождения замка верхний фланец под действием пружин придает определенное ускорение полезной нагрузке. В результате чего происходит отстыковка космического аппарата. Одновременно с этим подается сигнал на срабатывание твердотопливного двигателя увода блока, который размещен в верхней части корпуса МРБ. Разгонный блок «Саман-1» использует принцип стабилизации вращением. Связка МРБ-КА закручивается вокруг продольной оси при помощи четырех специальных устройств, диаметрально закрепленных на корпусе МРБ. Ускорение придается за счет подачи газа под высоким давлением. После вывода полезной нагрузки в необходимую позицию подобными устройствами обеспечивается торможение закрутки. Для осуществления коррекции траектории полета разгонного блока при выводе полезной нагрузки в нужную точку орбиты на наружной оболочке корпуса смонтированы четыре корректирующих устройства, расположенных диаметрально противоположно. Они представляют собой специальные устройства, имеющие три малых сопла, одно из которых направлено вдоль оси корпуса МРБ, два сопла диаметрально противоположно поперек корпуса. Подобное расположение сопел и их количество позволяют осуществлять корректировку полета в любой плоскости пространства. Управление МРБ производится автономно с помощью программно-временных устройств и блока автоматики, входящих в его состав. Двигательная установка МРБ «Саман-1» представляет собой твердо-топливный ракетный двигатель, топливная шашка которого заключена в металлический сферический корпус диаметр которого составляет 550 мм. По диаметру корпуса крепится металлический фланец, на который в свою очередь монтируются верхняя и нижняя части корпуса МРБ. Композитное сопло пристыковывается через специальный переходник, после заливки двигателя топливным зарядом. В двигательной установке применении специализированное смесевое горючее. Оно состоит из перхлората аммония (63%), пикрата аммония (14%), алюминия (12%) и полиизобутилена (11%). Специфика топлива заключается в том, что после смешивания, полученная паста не затвердевает, что позволяет заполнять ею сферический корпус ДУ. Проведенные наземные эксперименты также подтвердили, что пластичное топливо остается в первоначальной форме, несмотря на возникающие перегрузки. Для аварийного выключения двигателя в месте стыковки сопла размещен кольцевой заряд взрывчатого вещества, при детонации которого в корпусе выжигается отверстие диаметром около 200 мм. При этом происходит резкий спад рабочего давления в двигателе, и горение прекращается. Планами специалистов Центра предусматривается использование разгонного блока как в одноступенчатом, так и двухступенчатом вариантах. Данный проект получил наименование «Араш-22». По их мнению, использование многоступенчатого варианта РБ увеличивает энергетические возможности блока и расширяет диапазон доступных орбитальных позиций.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что несмотря на международное давление и введенные экономические санкции, Иран продолжает целенаправленные шаги по отработке имеющихся методик проектирования, создания и запуска ракетно- космической техники. По китайской оценке, содержание реализуемых министерством обороны Ирана программ НИОКР свидетельствует о том, что иранские специалисты получили доступ к некоторым современным технологиям разработки ракет- но-космической техники. Успешное завершение всего комплекса НИОКР и проведение практических испытаний МРБ «Саман-1» позволит иранцам существенно продвинуться в реализации национальной ракетно-космической программы и использовать полученный опыт для разработки ракетного оружия.

52.81MB | MySQL:104 | 0,324sec