Американские эксперты о ракетной атаке против иранского танкера в Красном море

Атака на иранский танкер Sabiti («Сабити») была организована при участии одного или нескольких государств. Об этом во вторник 15 октября заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. «За атакой на иранский танкер стоит одно или несколько государств», — цитирует Зарифа телерадиовещательная корпорация ИРИБ. Он добавил, что «это была сложная операция, которую организовали государственные [структуры]». По словам министра, «расследование инцидента продолжается». «Мы не будем обвинять ни одно из правительств, пока не получим окончательное заключение», — подчеркнул он. Согласно заявлению президента Ирана Хасана Роухани, которое он сделал во вторник, Тегеран обладает рядом доказательств того, что танкер Sabiti был подвержен ракетной атаке. В частности, речь идет о видеозаписях с камер на борту корабля, а также о найденных на борту судна обломках ракет. Взрывы прогремели на иранском танкере Sabiti в пятницу 11 октября утром, когда он находился неподалеку от саудовского порта Джидда. Судно принадлежит Национальной иранской нефтяной компании. В результате были повреждены два нефтяных резервуара, вследствие чего нефть попала в Красное море. По оценке американских экспертов,  хотя вариант саудовского возмездия является одной из вероятных опцией произошедшего, более вероятным объяснением является   расширяющаяся стратегия Израиля по предотвращению доставки иранского топлива в Сирию. Израиль, а не Саудовская Аравия или Соединенные Штаты, скорее всего, осуществили  такое нападение. Ни Саудовская Аравия, ни Соединенные Штаты публично не признали своей ответственности за этот инцидент, наоборот, похоже, они ищут пути деэскалации напряженности с Ираном. Президент США Дональд Трамп категорически исключает прямого  военного ответа, опасаясь эскалации ситуации, хотя он и увеличил военное присутствие США в Саудовской Аравии и государствах СААПГЗ. Но такие шаги направлены прежде всего именно на исключение дальнейших военных провокаций и обмена ударами. Кроме того, Соединенные Штаты, как убеждены практически все американские эксперты,  не будут осуществлять такие  нападения  в Красном море, что может привести к экологической катастрофе. Примерно такими же соображениями руководствуются и в Эр-Рияде. Хотя географическая близость Саудовской Аравии к инциденту означает, что она могла совершить такое нападение, первичные сведения дают основание полагать, что саудовские чиновники пытались определить степень ущерба, включая его экологические последствия, и определить, не является ли этот инцидент провокацией иранцев с целью оправдать  потенциальные нападения на саудовскую нефтяную инфраструктуру вдоль ее побережья Красного моря. То есть, и саудовцы, и американцы не заинтересованы в проведении такого рода операций.

При этом это  нападение вписываются в израильский образ действий. Израиль имеет долгую историю нанесения ударов по иранским целям — часто для того, чтобы помешать поставкам вооружения в  Ливан, Сирии и на палестинские территории. Для Израиля снижение способности Ирана поставлять топливо и нефть в Сирию путем саботажа или  нападений является очевидным приоритетом. Более агрессивное нацеливание на логистические цепочки поставок иранского топлива в Сирию будет соответствовать общей более агрессивной кампании Израиля по ограничению способности Ирана поддерживать и усиливать свои силы в Сирии или силы своих прокси-групп. На протяжении большей части 2018-19 гг. Сирия находилась практически в постоянном топливном кризисе, что Иран стремился минимизировать.  После народных протестов в апреле, последовавших за сокращением государственных субсидий на топливо  зимой, Ирану наконец удалось отправить первую партию и нефти на сирийский НПЗ в Баниасе. Такие переброски топлива шли именно через логистические маршруты в Красном море, и при этом ряд иранских танкеров столкнулись с техническими проблемами. Например, танкер Helm подал сигнал бедствия в Красном море в августе и не смог доставить свой груз по назначению. Правила судоходства в Суэцком канале запрещают коммерческим судам, испытывающим технические или механические проблемы, пересекать канал. Единственная альтернатива Ирана — обогнуть мыс Доброй Надежды и войти в Средиземное море через Гибралтарский пролив, но британо-американская  операция по захвату танкера Grace 1 в июле, когда он следовал по этому маршруту, создал риски в рамках  использования этого варианта. При этом американские эксперты указывают, что Израиль стал более активно участвовать в нанесении ударов по целям Корпуса стражей исламской революции в Сирии в последнее время и стоит за чередой нападений на склады и другие объекты, связанные с поддерживаемыми Ираном шиитскими силами «Аль-Хашд аш-Шааби» в Ираке в июле. Израиль не признал свою причастность к таким нападениям, несмотря на ряд данных, которые убедительно об этом свидетельствуют. В августе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху публично угрожал военными действиями в Красном море, если Иран попытается закрыть водный путь через  Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом. Со своей стороны, у Ирана мало вариантов для прямого возмездия Израилю, кроме как на Голанских высотах или через активизацию ракетных обстрелов из сектора Газа. Тегеран подготовит соответствующий ответ организаторам атак на иранский танкер, как только выяснит обстоятельства происшествия. Об этом в субботу 12 октября заявил официальный представитель правительства Ирана Али Рабии. «Без сомнений, будет подготовлен соответствующий ответ организаторам этой атаки. Однако сначала мы должны прояснить детали этой диверсии», — приводит слова Рабии пресс-служба правительства. Он добавил, что «задачей атаки на танкер в Красном море, вероятно, было обострение [региональной] напряженности»».

В этой связи рискнем предположить, что ссылки американцев на возможные самостоятельные действия Израиля надо воспринимать не только как способ отвести от себя возможные ответные действия иранцев. Прежде всего, отметим важный момент: попытки США и их союзников сковать активность Ирана в Сирии путем искусственного создания топливного кризиса имеют консолидированный характер. Помимо всего прочего, таким образом предпринимаются усилия по стимулированию массовых социальных антигосударственных манифестаций. И в данном учитывается пример такого рода выступлений в Ираке, где основной движущей силой протестов  являются как раз шииты.  Организаторами этого процесса являются именно американцы, как бы они и не старались дистанцироваться от него. Именно с их подачи случилась провокация в Гибралтаре. Именно после их отмашки Израиль атаковал иранские цели в Ираке. И, кстати, тем самым спровоцировали удар по нефтяной инфраструктуре КСА. Без молчаливого содействия американцев израильские самолеты не смогли бы беспрепятственно заходить в воздушное пространство Ирака. То же самое справедливо и  в отношении последнего по времени инцидента в Красном море (не будем забывать про израильские подводные лодки в Эритрее), на что израильтяне   вряд ли бы решились без соответствующего разрешения из Вашингтона.

62.84MB | MySQL:102 | 0,498sec