Об истории развития подводных сил ВМС Пакистана

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное знание» (официальный печатный орган Китайской кораблестроительной промышленной корпорации) внимательно отслеживают процесс развития подводных сил ВМС Пакистана, формирование которых началось в 1964 г. после приобретения в США двух дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта Tench.

Известно, что одна субмарина сразу была выделена для подготовки экипажей, а второй присвоили бортовой номер S-130 «Гази». Данная подводная лодка принимала участие в нескольких операциях против надводных кораблей ВМС Индии, однако погибла при невыясненных обстоятельствах в районе военно-морской базы «Висакхапатнам» ВМС Индии (вероятно подрыв на собственной мине), расположенной на восточном побережье.

На втором этапе существования подводных сил военно-политическому руководству Пакистана удалось приобрести во Франции четыре ДЭПЛ проекта Daphne, которым были присвоены бортовые номера S131 «Хангор», S132 «Шушук», S133 «Мангро»  и S134 «Гази». Наибольшую известность получила именно первая лодка данной серии, поскольку в ходе морского боя ее экипаж успешно выполнил боевую задачу и потопил в Бенгальском заливе надводный корабль ВМС Индии – сторожевой корабль «Кукри», который изначально должен был вести охоту на ПЛ ВМС Пакистана.

Потеря сторожевика оказала угнетающее воздействие на морально-психологическое состояние личного состава ВМС Индии, который не проявил решимости в дальнейших действиях на морском театре военных действий. Следует отметить, что ВМС Индии в свою очередь не имеют успешного опыта применения своих ДЭПЛ в вооруженных конфликтах с Пакистаном.

Третий этап развития подводной компоненты ВМС Пакистана связан с покупкой двух ДЭПЛ проекта «Аугуста 70» (пр-во Франции) в период с 1979 по 1986 гг. (S135 «Хашмат» S136 «Хурмат »), которые отработали свой срок и в 2006 г. были выведены из состава флота.

Фактически, в 80-е гг. прошлого столетия ВМС Пакистана обладали максимальным количеством боеготовых ДЭПЛ, которые действовали по достаточно простой схеме. Одна лодка находилась на патрулировании в Аравийском море, две лодки находились в постоянной готовности к выходу на боевое задание и еще две лодки находились в повышенной готовности для оказания помощи товарищам в случае развертывания полномасштабных боевых действий в Индийском океане.

При таком количественном составе ВМС Пакистана вполне могли противодействовать авианосной ударной группе (АУГ) ВМС Индии, а также блокировать морские пути снабжения.

Четвертый этап развития подводных сил ВМС Пакистана связан с приобретением трех ДЭПЛ проекта «Аугуста 90В» (бортовые номера S137 «Халид», S138 «Саад», S139 «Хамза»), на вооружении которых находятся как тяжелые торпеды калибра 533 мм, так и противокорабельные ракеты SM-39 Exocet. Следует отметить, что процесс поставки данных лодок занял почти семь лет – в период с 1999 по 2006 гг, однако последняя лодка серии была оснащена воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) –  серьезно повышает дальность/продолжительность плавания в подводном положении, что крайне важно для пакистанских военных моряков, которым противостоит ВМС Индии с большим количеством надводных кораблей, способных выполнять задачи по противолодочной обороне АУГ.

В настоящее время, ДЭПЛ проекта «Аугуста 90В» проходят модернизацию, что стало возможным благодаря устойчивым военно-политическим контактам между Исламабадом и Анкарой. Специалисты оборонно-промышленного комплекса Турции обновляют радиоэлектронное оборудование указанных ДЭПЛ ВМС Пакистана, что позволит эксплуатировать их в течение ближайших 5-7 лет.

В новом тысячелетии военно-политическое руководство Пакистана предпринимало несколько попыток приобретения подержанных ДЭПЛ в Великобритании, Франции и Германии поскольку полностью осознает, что кораблестроительный сектор национального ОПК не обладает кадрами и техническим возможностями для разработки и строительства современных ДЭПЛ с ВНЭУ в адекватные сроки.

В качестве одного из вариантов пакистанские военные рассматривали возможный контракт с ВМС Греции, а именно были готовы приобрести три подержанные ДЭПЛ проекта 214, однако греческая сторона определила слишком высокую стоимость – 670 млн долл. США за лодку. В качестве последнего варианта ВМС Пакистана рассматривали аналогичный контракт с ВМС Турции, т.к. официальная Анкара предложила цену в размере 580 млн долл. США за ПЛ, однако впоследствии турецкая сторона вышла из переговоров по данному вопросу.

Некоторые китайские специалисты отмечают, что идеальной ДЭПЛ с ВНЭУ для ВМС Пакистана являются лодки схожие с субмаринами проекта «Супер Дельфин», которые немецкие кораблестроители серийно собирают в интересах ВМС Израиля. Такие субмарины обладают четырьмя торпедными аппаратами калибра 650 мм – позволяют осуществлять пуск крылатых ракет с ядерной боевой частью из подводного положения.

При наличии трех таких ДЭПЛ в боекомплекте которых может находится до 24 КР с ЯБЧ у ВМС Пакистана появилась бы возможность выполнить залповый пуск 12 ракет и второй залп с равным количеством ракет при минимальном времени для перезарядки. По расчетам китайских специалистов, в ядерных арсеналах Пакистана находится от 40 до 60 компактных ЯБЧ, предназначенных для установки на КР с подводным стартом – фактически, это около 20% от общего количества ЯГЧ ВС Пакистана.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что ДЭПЛ с ВНЭУ в боекомплекте которых находятся КР с ЯГЧ это ключевой элемент «ядерной триады» ВС Пакистана, отличающийся максимальной боевой устойчивостью, поскольку аэродромы оперативно-тактической авиации ВВС и базы Ракетных войск Пакистана могут быть легко выведены из строя и потеряют свою ценность, как составные части системы ответного ядерного удара.  Единственный недостаток ДЭПЛ с ВНЭУ это шум от «двигателя Стирлинга», который значительно выше в сравнении с топливными элементами, питающими электродвигатели.

К настоящему моменту к основным задачам экипажей ДЭПЛ ВМС Пакистана представляется отнести следующие:

– патрулирование Аравийского моря;

– наблюдение за ВМБ ВМС Индии, расположенными на западном побережье;

– ожидание момента выхода АУГ и КПУГ ВМС Индии из ВМБ «Мумбаи» (штат Махараштра) и «Карвар» (штат Карнатака);

– перехват АУГ ВМС Индии на удалении более 300 миль от побережья Пакистана.

Как показывают расчеты, от пункта постоянной дислокации ДЭПЛ ВМС Пакистана – ВМБ Карачи до указанных пунктов постоянной дислокации ВМС Индии расстояние составляет 700 и 1000 миль соответственно. Для успешного выполнения второй и третьей задачи пакистанским подводникам придется совершить переход на дальность 530 и 700 миль соответственно  до районов «засад»  исключительно в подводном положении.

Такие показатели обусловлены возможностями противолодочной авиации ВМС Индии, на вооружении которой находятся такие самолеты как Ил-38Н (пр-во РФ), Ту-142 (пр-во РФ) и Р-8А «Посейдон» (пр-во США). В свою очередь, индийские военные намерены повысить свои возможности в вопросах обнаружения и уничтожения субмарин вероятного противника за счет принятия на вооружение дополнительных Р-8А «Посейдон» и противолодочных вертолетов MH-60R Seahawk.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что перед индийским военными стоит сложная задача при противодействии ДЭПЛ ВМС Пакистана, поскольку рельеф дна даже в исключительной экономической зоне Индии достаточно сложный и позволяет опытному командиру ПЛ оставаться незамеченным даже при применении активных и пассивных средств гидроакустического обнаружения.

62.82MB | MySQL:102 | 0,805sec