Ситуация в Алжире: август 2007 года

Основные события августа в Алжире развертывались на антитеррористическом «фронте», что было обусловлено активизацией действий обеих сторон — силовых структур АНДР и «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКМ).

2 августа в Алжире было объявлено об уничтожении двумя днями ранее в Кабилии видного полевого командира Сида Али Рашида (боевой псевдоним — Али Дикс) и его ближайшего подручного Харуна эль-Ашайши (Нур Мохаммед). Алжирские спецслужбы представили этих бандитов как разработчиков терактов 11 апреля в Алжире и 11 июля в Лахдарии. 11 апреля с.г. в результате взрывов заминированных автомобилей возле Дома правительства и одного из столичных полицейских комиссариатов погибли по меньшей мере 30 человек, свыше 200 получили ранения. Теракт в Лахдарии унес жизни 10 военнослужащих, 35 получили ранения.

4 августа стало известно об уничтожении как минимум 16 боевиков в ходе антитеррористической операции сил безопасности, проведенной с 1 по 3 августа в провинциях Тебесса (600 км к востоку от Алжира) и Блида (50 км к югу от Алжира).

6 августа газета «Либерте» сообщила, что в связи с перегруппировкой сил АКМ командование Национальной народной армии (ННА) Алжира приняло ряд решений, касающихся повышения уровня координации между командованиями военных округов. В частности, с 5 августа начало функционировать «координационное командование», призванное согласовывать действия войск 4-го и 5-го военных округов на территории провинций Тебесса, Хеншелла, Батна, Бискра и Эль-Уэд. Создается впечатление, что ранее командиры воинских частей одного округа не стремились к преследованию бандформирований в случае, если в ходе антитеррористических операций они «перебегали» на территорию другого округа, что резко снижало эффективность действий военных.

В августе алжирские СМИ сообщили немало интересного о том, что поведал на допросах полевой командир одного из формирований АКМ Абделькадер Мессауд (Мосааб Абу Дауд), сдавшийся властям провинции Джельфа в начале июля. Более года назад он был назначен эмиром зоны номер 9 (по нарезке АКМ) на юге страны. На этом посту он сменил печально известного Мохтара Бельмохтара. До этого в течение почти 12 лет он был рядовым боевиком в формированиях сначала Вооруженной исламской группы (ВИГ), затем — Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД, ее правопреемницей стала АКМ).

Свою сдачу властям он мотивировал тем, что джихад в его современном контексте отвергается алжирцами и не отвечает каким-либо религиозным догматам. «Борьба сегодня не является той, какой она была раньше. Я стал боевиком для того, чтобы защищать алжирский народ, который больше не желает этой войны», — утверждал Мессауд. Еще один мотив сдачи — несогласие Мессауда с линией национального «эмира» СГПД Абдельмалека Друкделя (Абу Мусааб Абдельвадуд), связавшего эту организацию с «Аль-Каидой», равно как и с новыми методами действий АКМ, в частности, использованием боевиков-смертников.

14 августа бывший полевой командир Исламской армии спасения (ИАС — вооруженное крыло Исламского фронта спасения) Мустафа Картали, сдавшийся в свое время властям, стал жертвой покушения на него со стороны «непримиримых». Боевики взорвали машину Картали на выезде из паркинга мечети в городке Аль-Арбаа близ Алжира. В результате теракта он получил тяжелые ранения. Покушение на Картали было целенаправленным — взрывчатка была заложена под сиденье автомобиля, которым он управлял. Близ места взрыва следователи обнаружили мобильный телефон, по сигналу с которого сработало взрывное устройство.

В 1992 г. Картали, будучи мэром Аль-Арбаа, был избран в алжирский парламент по спискам ИФС. После отмены результатов выборов присоединился к ИАС. Позднее перешел в ВИГ, где возглавил Катибат Ар-Рахман (Фалангу Бога). В 1997 г. сдался властям и занялся предпринимательством.

В августе проявился и бывший «начальник» Картали — экс-национальный «эмир» ИАС Мадани Мезрак. Он направил послание главарю АКМ Друкделю, в котором призвал его прекратить вооруженную борьбу против алжирских властей. Ответ действующего «эмира» АКМ был отрицательным. Он исключил саму возможность переговоров с властями. «Проект создания исламского государства может быть реализован только с помощью оружия», — утверждал он в ответном обращении.

В 3-й декаде августа алжирские военные провели очередную антитеррористическую операцию против формирований АКМ в горно-лесистых районах Кабилии. Они преследовали бандформирование АКМ во главе с полевым командиром Саадауи. Данных об итогах этой операции, в которой широко применялись боевые вертолеты, не сообщалось.

Главным внешнеполитическим событием месяца стал официальный визит в АНДР 6-7 августа президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Последний выбрал именно Алжир для того, чтобы сделать несколько громких заявлений, оформленных в стиле его обычной антиизраильской риторики. В частности, в заявлении для алжирских СМИ накануне визита он предложил израильтянам «поискать новое место для жизни вне палестинских территорий».

В августе на три недели исчез из публичной политики президент АНДР Абдельазиз Бутефлика. Это обстоятельство немедленно породило слухи о том, что в связи с ухудшением здоровья он проходит курс лечения за границей (в 2005 г. Бутефлика уже лечился по поводу кровотечения в желудке в клиниках Франции и Швейцарии).

28 августа он вновь появился на людях. Его предыдущее «хождение в народ» относилось к 6 августа. В тот день он, в частности, в ходе встречи с Ахмадинежадом заявил о поддержке иранской атомной программы, а затем простился с главой алжирской контрразведывательной службы генералом Смаином Ламари, скончавшимся в результате сердечного приступа. Очевидцы утверждают, что президент потрясен смертью одного из ближайших сподвижников, который более десяти лет координировал антитеррористическую борьбу. 13 августа американское ЦРУ предало гласности ранее конфиденциальный документ, согласно которому в 1985 г. Алжир предложил королю Марокко Хасану II некий компромисс с тем, чтобы урегулировать проблему Западной Сахары. По версии алжирской газеты «Либерте», этот компромисс заключался в предоставлении сахарским провинциям автономии «под международным контролем». Предполагалось, что «сахарцы будут сами решать свои внутренние дела, а марокканский монарх будет их представителем в международных организациях». Король Хасан II отверг это предложение. Стоит напомнить, что в настоящее время Рабат добивается для сахарских провинций автономии «под марокканским суверенитетом». В этой связи «Либерте» полагает, что «ЦРУ рассекретило этот документ в строго выбранный момент, что позволяет сделать предположение о хорошо спланированной по времени операции». Газета не сомневается, что эта акция «вписывается в серию демаршей, предпринятых американо-еврейским лобби, связи которого с Марокко ни для кого не являются секретом».

20 августа стало известно, что на Иркутском авиационном заводе, филиале научно-производственной корпорации «Иркут», изготовлены два первых из запланированных по контракту 28 многоцелевых истребителя Су-30МК для ВВС Алжира. Как сообщили в дирекции предприятия, собранные и прошедшие летные испытания машины вылетят в Ахтубинск, где на них будут обучаться алжирские пилоты.

В августе штаб-квартира НАТО объявила, что сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота России перед тем, как приступить, начиная с 3 сентября, к участию в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море, зайдет с визитом в порт Алжир. По неизвестным пока причинам этот визит не состоялся. Зато с 25 по 27 августа в порту столицы АНДР побывала с «неофициальным визитом» германская дизель-электрическая подводная лодка S-183, которая провела совместное маневрирование с кораблями алжирских ВМС, а также продемонстрировала свои возможности в надводном и подводном положении. Субмарина S-183 была спущена на воду в январе 2006 г. Это один из самых современных боевых кораблей ВМС Германии. В частности, одной из его важнейших характеристик является повышенная скрытность. До сих пор Алжир закупал подводные лодки только советского и российского производства.

52.19MB | MySQL:103 | 0,645sec