Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14 — 20 октября 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии. 17 октября Турция и США достигли договоренностей о приостановке турецкой военной операции в Сирии на 120 часов и выводе курдских вооруженных формирований за пределы создаваемой Анкарой зоны безопасности на северо-востоке арабской республики.

В Кремле призывают турецкую сторону действовать соразмерно ситуации на северо-востоке Сирии и не предпринимать шаги, которые могут помешать политическому урегулированию. 15 октября президенты России и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган обсудили ситуацию в Сирии в ходе телефонного разговора. Была «отмечена, в частности, необходимость предотвращения конфликтов между подразделениями турецкой армии и вооруженными силами сирийского правительства». Путин обратил внимание и на обострение гуманитарной ситуации в районах вдоль сирийско-турецкой границы. Президент РФ также считает недопустимым, чтобы сложившейся ситуацией воспользовались члены террористических организаций, в том числе «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), которые охраняются курдскими вооруженными формированиями. Москва выступает за восстановление территориальной целостности Сирии за счет передачи Дамаску всех национальных территорий, включая приграничную зону с Турцией, заявили 17 октября в МИД России. Руководство Минобороны России поддерживает регулярные контакты со своими коллегами из США и Турции по ситуации в Сирии.

Формирования сирийской оппозиции при поддержке турецкой армии продолжали бои против курдских отрядов «Сил народной самообороны» (СНС) на северо-востоке Сирии. 15 октября отряды СНС в результате контратаки восстановили контроль над пограничным городом Рас-эль-Айн.

14 октября власти Сирии заключили предварительное военное соглашение с курдской автономной администрацией. Договоренность ограничена вопросом размещения ВС САР в приграничных с Турцией регионах. Соглашение не включает в себя урегулирование политических вопросов, которые будут обсуждаться позднее. В этот же день государственные флаги САР были подняты на зданиях госучреждений и школ в городах Камышлы и Хасеке. Сирийская армия вошла в города Айн-Иса и Табка в провинции Ракка, Манбидж в провинции Алеппо, Камышли и Хасеке в провинции Хасеке. 16 октября ВС САР вошли в Кобани (Айн аль-Араб) на границе с Турцией в сопровождении российской военной полиции. К 17 октября сирийская армия взяла под свой контроль границу с Турцией от города Джараблус до Кобани.

В Анкаре негативно отнеслись к занятию сирийскими правительственными войсками ряда районов у турецкой границы. Р. Т. Эрдоган сообщил, что в ходе переговоров с В. Путиным в Сочи планирует обсудить присутствие сирийских военных на севере Сирии. При этом он заявил, что если ему не удастся «достичь договоренностей [с Россией] по этой теме, то Турция продолжит реализовать собственные планы». Появление армии Сирии в районах, которые оставили военнослужащие США, для защиты курдов-террористов будет считаться объявлением войны Турции, заявил 19 октября советник турецкого президента Я. Акта.

Продолжается международное давление на Турцию, с целью заставить ее прекратить военную операцию на северо-востоке Сирии. С соответствующим заявлением выступили 14 октября главы МИД стран-членов Евросоюза. Многие европейские страны приостановили военные поставки Анкаре. Турция должна прекратить боевые действия в Сирии, заявил МИД КНР.

Жесткое давление на Турцию оказывали США. Президент Трамп заявлял, что Анкаре следует незамедлительно прекратить боевые действия в Сирии, а также угрожал жесткими санкциями, которые могут привести Турцию к экономическому краху. 17 октября Д. Трамп направил в Анкару для переговоров с Р. Т. Эрдоганом вице-президента М. Пенса и госсекретаря М. Помпео. В итоге была достигнута договоренность о приостановке турецкой операции в северной Сирии на 120 часов, в течение которых отряды СНС должны покинуть приграничную полосу шириной примерно 32 км, отводимую под турецкую зону безопасности на сирийской территории. В ответ США не планируют вводить дополнительные санкции против Турции и отменят уже введенные, когда будет обеспечено «постоянное прекращение огня» в зоне ее операции в Сирии. Пенс заявил, что получил от сирийских курдов гарантии организованного отвода сил от границы с Турцией за пределы зоны безопасности. Трамп поблагодарил Эрдогана за прекращение огня в Сирии. «Турция получила желаемые ею результаты по итогам переговоров с США по Сирии, — заявил глава турецкого МИД М. Чавушоглу — США приняли важность создания зоны безопасности. Мы полностью договорились». Войска США не будут участвовать в обеспечении выполнения соглашений о создании зоны безопасности на севере Сирии, заявил 18 октября глава Пентагона М. Эспер.

Режим перемирия на северо-востоке Сирии в целом соблюдается, сообщил 20 октября госсекретарь США М. Помпео. Между тем обе стороны обвиняют друг друга в несоблюдении режима прекращения огня. Эрдоган обещает продолжить военную операцию, если курдские формирования СНС не покинут в отведенное соглашением время территории, на которых Анкара предполагает создать зону безопасности. 20 октября курды вывели свои силы из Рас-эль-Айн, город перешел под контроль Турции.

Вашингтон продолжает вывод американского воинского контингента из Сирии. При этом небольшое присутствие сил США останется в Эт-Танфе на юге Сирии, «чтобы продолжать уничтожать остатки ИГ». Американцы по-прежнему контролируют воздушное пространство на северо-востоке САР. Палата представителей Конгресса США 16 октября приняла двухпартийную резолюцию, призывающую президента Д. Трампа пересмотреть свое решение о выводе войск с северо-востока Сирии.

На минувшей неделе отмечалась переброска дополнительных сил террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ) в районе Кабане в провинции Латакия. Боевики активизировали разведывательную и диверсионную деятельность. В ответ авиация ВКС России нанесла удары по командному пункту и другим важным объектам противника.

На минувшей неделе президент России В. Путин посетил с государственными визитами Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

14 октября президент России находился в Саудовской Аравии, где провел переговоры с королем Сальманом и наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом. «Состоялся обстоятельный обмен мнениями по региональной проблематике, по положению дел на рынке энергоносителей, по ценам на нефть, проще говоря». В. Путин и король Сальман обсуждали военно-техническое сотрудничество, «диалог будет продолжен». С кронпринцем Мухаммедом бен Сальманом В. Путин обсудил ситуацию в Сирии и Йемене, а также «важность борьбы с терроризмом и его истоками». Путин заявил, что рассматривает координацию Москвы и Эр-Рияда как необходимый элемент обеспечения безопасности на Ближнем Востоке и Северной Африки. КСА ценит активную роль, которую Россия играет в регионе и в мире, отметил король Сальман, добавив, что Эр-Рияд стремится к совместной работе с российским руководством по всем вопросам, решение которых может способствовать укреплению безопасности, стабильности и мира, борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также укреплению экономического роста. Монарх назвал отношения двух стран во всех областях дружественными и заверил, что КСА будет стремиться к их укреплению во всех сферах. Путин оценил прошедшие российско-саудовские переговоры как «конструктивные и деловые». В ходе визита Россия и КСА подписали целый ряд документов, направленных на расширение двустороннего сотрудничества в энергетической, экономической и культурной сферах, в том числе Хартию сотрудничества стран — производителей нефти.

15 октября В. Путин посетил ОАЭ, где провел переговоры с наследным принцем Абу-Даби, заместителем Верховного главнокомандующего ВС ОАЭ Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном. Обсуждались вопросы дальнейшего наращивания двустороннего взаимодействия в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Россия и Эмираты во время визита заключили ряд соглашений в области энергетики и инвестиций на общую сумму 1,4 млрд долларов.

Резко обострилась обстановка в Ливане. В Бейруте и ряде других городов страны, начиная с 17 октября, проходят массовые акции протеста, участники которых выражают свое несогласие с налоговой политикой коалиционного правительства С. Харири, требуют его отставки и проведения новых парламентских выборов. В Бейруте демонстрации переросли в беспорядки и столкновения с силами безопасности. Столица 17 октября была парализована антиправительственными демонстрациями. Для восстановления порядка власти использовали армию. В столкновениях пострадали свыше 70 человек. Правительство Ливана объявило 20 октября о новом плане реформ в ответ на волну массовых протестов граждан, полностью отказавшись от идеи сокращения дефицита госбюджета за счет введения новых налогов, которые затрагивают интересы граждан. В то же время намечено увеличить налоги на банки, на 50% будут сокращены зарплаты министров и депутатов парламента. Однако участники протестного движения с недоверием встретили заявление властей. Они вновь требуют ухода в отставку нынешнего правительства и роспуска парламента. Министры от христианской партии «Ливанские силы» уже объявили о выходе из коалиционного правительства. Отставка коалиционного правительства в Ливане и проведение досрочных парламентских выборов не является выходом из кризисной ситуации, считает лидер «Хизбаллы» Х. Насрулла. Суд Ливана 20 октября распорядился отпустить всех задержанных во время беспорядков и погромов в центре Бейрута, кроме двух человек, подозреваемых в совершении уголовных преступлений.

14 октября Независимая высшая избирательная комиссия Туниса подтвердила победу независимого кандидата Каиса Саида во втором туре президентских выборов. Согласно предварительным данным избиркома, Саид одержал победу, получив 72,71% голосов избирателей, оставив далеко позади своего конкурента — медиамагната и лидера партии «Кальб Тунис» («Сердце Туниса») Набиля аль-Каруи.

Глава Суверенного совета Судана генерал А. Ф. аль-Бурхан 16 октября подписал указ о прекращении огня на всей территории страны. Переходные власти страны уже договорились с базирующимися в Южном Судане вооруженными группировками о мирном урегулировании. Конечная цель этих договоренностей — достижение всеобъемлющего политического урегулирования в районах Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил. 18 октября правительство Судана и Народно-освободительное движение Судана — Север (НОДС-С) подписали в столице южного Судана Джубе дорожную карту для предстоящих переговоров. «Документ определил три сферы для дальнейших консультаций: политика, меры безопасности и гуманитарные вопросы». Обсуждение между двумя делегациями будет ограничено конфликтом в двух провинциях Судана: Голубом Ниле и Южном Кордофане. В соответствии с дорожной картой стороны планируют выйти к декабрю на подписание мирного соглашения.

18 октября главы государств и правительств стран-членов Евросоюза одобрили решение Совета ЕС от 14 октября о создании санкционного режима в отношении Турции для введения ограничительных мер в связи с ее буровыми работами в исключительной экономической зоне Республики Кипр в Восточном Средиземноморье.

Находящиеся в Адене – временной столице Йемена — войска ОАЭ на минувшей передали контроль над местным аэропортом силам возглавляющей аравийскую коалицию Саудовской Аравии. 17 октября в провинцию Аден прибыли подразделения вооруженных сил КСА и Судана.

Министр обороны США М. Эспер прибыл 20 октября в Афганистан, чтобы попытаться возобновить переговоры с представителями радикального движения «Талибан» (запрещено в РФ). По словам Эспера, «цель все еще заключается в том, чтобы в конце концов достичь мирного соглашения, политического соглашения — это наилучший вариант». Глава Пентагона также планирует встретиться с президентом Афганистана А. Гани.

 

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Мавритании

Исламская Республика Мавритания (ИРМ) расположена на северо-западе Африки и в Сахеле — регионах, для которых характерна перманентно сложная и нестабильная обстановка, высокий уровень террористической угрозу. Данные обстоятельства во многом обусловливают основные направления внешнеполитической деятельности руководства страны, связанные с необходимостью обеспечения безопасности республики и ее границ, развитием сотрудничества с соседними государствами в интересах совместной борьбы с терроризмом. Принимая во внимание то обстоятельство, что Мавритания является одной из наименее развитых стран Африки, другим важнейшим направлением ее внешней политики остается деятельность, направленная на получение столь необходимой ИРМ зарубежной экономической, финансовой и технической помощи. В целом же внешняя политика Мавритании основана на принципах добрососедства и соблюдения международного права. Основными внешнеполитическими партнёрами республики являются Франция, Саудовская Аравия, Китай, а также Япония, Германия и Италия.

Особое беспокойство мавританского руководства вызывает обстановка в соседнем Мали, где продолжается вооруженный конфликт, активно действуют вооруженные сепаратистские, экстремистские и террористические группировки, что усиливает общую напряженность в зоне Сахеля. Ситуация существенно осложняется наличием протяженной (2237 км) границы между Мавританией и Мали, малочисленностью мавританской армии и других национальных силовых структур (22-23 тыс. человек). К тому же их выучка и техническое оснащение оставляют желать лучшее. Дополнительные сложности привносит приток малийских беженцев в Мавританию, число которых составляет примерно 150-160 тыс. человек, что серьезно осложняет и без того непростую социально-экономическую и политическую ситуацию в республике. Оценивая в целом официальную позицию Нуакшота к малийскому конфликту, можно утверждать, что для руководства Мавритании приоритетом по-прежнему остается не война в соседнем государстве, а защита собственной территории и поддержание стабильности в своей стране.

Серьезную угрозу для Мавритании представляет транснациональная террористическая группировка «Аль-Каида» в исламском Магрибе» (АКИМ), боевики которой неоднократно совершали нападения на территорию ИРМ. В Нуакшоте высказывают серьезное опасение неконтролируемым распространением в регионе оружия, попаданием этого оружия в руки боевиком АКИМ и других террористических группировок. К тому же территория ИРМ используется в качестве тыловой базы боевиками АКИМ и туарегскими группами исламистов. При этом Мавритания считается слабым звеном всего Сахельского региона.

В сложившейся ситуации Мавритания прилагает усилия по налаживанию регионального и международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом. Так, координацию действий на региональном уровне между странами Сахеля в сфере политики и безопасности ИРМ осуществляет в рамках созданной в феврале 2014 г. «группы пяти» — Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. В начале 2018 г. эта организация приступила к практической реализации планов по созданию многонационального воинского формирования для проведения контртеррористических операций на своих территориях – Объединенных сил «Сахельской группы пяти» численностью 5 тыс. человек. Республика в деле борьбы с террористической угрозой сотрудничает также с Алжиром, США и Францией.

Для внешней политики Мавритании характерно стремление к поддержанию тесных политических экономических и иных контактов со странами Арабского Магриба и Сенегалом. В то же время отношения ИРМ с соседними странами, особенно с Марокко и Сенегалом остаются сложными. Сказывается наличие как политических противоречий, так и спорных пограничных и иных проблем.

Негативное воздействие на Мавританию, ее отношения с Марокко и Алжиром продолжает оказывать неурегулированность западносахарской проблемы, бесперспективность ее политического урегулирования в обозримом будущем. Руководство ИРМ выступает за ее мирное политическое решение, но одновременно опасается, что в случае окончательного оформления присоединения Западной Сахары к Марокко возможно активное проникновение сторонников западносахарского Фронта ПОЛИСАРИО на территорию республики, так как народность заргауа, которая является преобладающей в Западной Сахаре, этнически связана с народностью решбат, проживающей на севере Мавритании. Многие мавританцы имеют родственников среди приверженцев Фронта ПОЛИСАРИО. Мавританцев также беспокоит близость к западносахарской границе жизненно важной для республики железной дороги, соединяющей месторождения железной руды в Тазадите с портом Нуадибу. Неурегулированным остается вопрос о принадлежности территории Гуэра — полуострова на крайнем юге Западной Сахары. Официальная граница разделяет его на две части — мавританскую и западносахарскую. По соглашению с Фронтом ПОЛИСАРИО Мавритания с 1979 г. занимает весь полуостров. Однако не исключено, что Марокко в случае решения в свою пользу проблемы Западной Сахары предъявит претензии на его сахарскую часть. Потеря этой территории может подорвать нормальное функционирование главного экономического центра и порта страны — Нуадибу. Мавритания также сохраняет недоверие к Марокко в связи с возможными претензиями северного соседа на территорию республики в целом.

В отношении Алжира имеются опасения, что в случае возобновления военных действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО территория страны вновь будет использоваться западносахарцами и их алжирскими союзниками. В настоящее время отдельные отряды Фронта ПОЛИСАРИО продолжают находиться в северных районах ИРМ. В Нуакшоте заявляют, что дружба Алжира с Мавританией не направлена против Марокко, и республика намерена также развивать отношения и с этим государством.

У Мавритании остаются нерешенные проблемы с Сенегалом. В частности, это отсутствие точно установленной границы на некоторых участках, что периодически приводит к трениям, связанным с неконтролируемым перемещением кочевых племен и жителей приграничных районов. Периодически обострения отношений происходят и на почве сложных этнорасовых отношений внутри каждого из соседних государств. Тем не менее, Нуакшот и Дакар стремятся избегать осложнений в двусторонних отношениях.

В последние годы активно развиваются отношения Мавритании с Саудовской Аравией. Отмечается, что КСА очень важно для Мавритании «как источник щедрых инвестиций в почти все сферы экономики этой бедной страны: энергетику, промышленность, животноводство, сельское хозяйство и инфраструктуру. Саудовцы построили в республике мечети и учебные центры. В 2017 г. две страны подписали военное соглашение, предусматривающее сотрудничество в деле борьбы с терроризмом, подготовку военных кадров и обмен информацией, а также материально-техническую поддержку вооруженных сил Мавритании. Под влиянием Эр-Рияда ИРМ разорвала дипломатические отношения с Катаром в 2017 г. Что касается дела саудовского журналиста Дж. Хашогги, то позиция Мавритании полностью выстроена на утверждениях СМИ КСА. Важным событием в двусторонних отношениях стал кратковременный визит в Нуакшот в декабре 2018 г. наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана, в ходе которого был подписан ряд документов о сотрудничестве между Мавританией и Саудовской Аравией в различных областях. Саудовский принц также принял решение построить в Нуакшоте университетский госпиталь, который будет носить его имя.

Тем временем отношения между Ираном и Мавританией ухудшаются из-за давления, оказываемого на Нуакшот Эр-Риядом. КСА настаивает на том, чтобы Мавритания разорвала дипломатические отношения с Ираном.

Мавритания поддерживает регулярные рабочие контакты с Североатлантическим альянсом как военно-политической организацией, так и на двусторонней основе с отдельными странами НАТО. Наибольшее развитие получили политические, экономические и военные отношения с Францией, США, Испанией.

Мавритания активно задействована в реализации многосторонних совместных региональных экономических и экологических проектов. В частности, в проекте по созданию «Великой зеленой стены», которая протянется на 7 тыс. км от Атлантического океана до Красного моря через территорию 11 африканских государств. Целью данного проекта является борьба с последствиями изменения климата и устранение опустынивания, противодействие обеднению разнообразия растительного покрытия, рациональное использование природных ресурсов и их разработка. Штаб-квартира проекта размещается в Нуакшоте. В его реализации участвуют Мавритания, Эфиопия, Эритрея, Буркина-Фасо, Чад, Джибути, Мали, Нигерия, Нигер, Сенегал и Судан.

40.15MB | MySQL:91 | 1,058sec