О влиянии Чемпионата мира по футболу 2022 года на развитие Катара

В 2010 году Международная федерация футбола (далее по тексту — FIFA) заявила об избрании Катара в качестве хозяина Чемпионата мира по футболу 2022 года (далее по тексту – ЧМ-22). В настоящее время власти арабской страны осуществляют подготовку к проведению спортивного мероприятия, которое должно начаться 21 ноября и закончиться финальным матчем 18 декабря, в национальный праздник День основания Катара.

Уникальность предстоящего чемпионата обусловлена, во-первых, тем, что впервые в истории он пройдет в арабской стране и в регионе Ближнего Востока, где еще не проводилось мероприятий подобных масштабов. В качестве хозяина одного из самых зрелищных спортивных событий Катар станет объектом внимания нескольких миллиардов телезрителей по всему миру, миллионы фанатов и просто любителей футбола посетят страну. В какой-то степени, эмират возлагает на себя миссию показать планете лицо арабского мира, а руководство Катара подчеркивает важность проведения ЧМ-22 не только для страны, но и для всего региона.

Во-вторых, чемпионат мира по футболу не проходил прежде в условиях столь ограниченного географического пространства и сурового климата. Практически с момента объявления Катара победителем в конкурсе на звание хозяина турнира многие эксперты и СМИ стали задаваться вопросом, сможет ли крошечное государство с коренным населением менее 350 тыс. человек принять у себя такое масштабное мероприятие. Серьезной проблемой стали и климатические особенности. В целях минимизации негативного влияния от высокой температуры планируется применение новых технологий, таких, как использование навесов на стадионах, охлаждение с помощью специально разработанного оборудования и др. Вероятно, что полученный опыт станет уникальным и будет интересен для многих разработчиков и производителей климатического и холодильного оборудования. Проведенный в Катаре в сентябре 2019 года чемпионат мира по легкой атлетике показал, что жаркая погода негативно сказывается на состоянии как спортсменов, так и зрителей, что привело к тому, что количество людей на трибунах было небольшим. В связи с этим чиновники FIFA высказывают опасения по поводу возможного снижения интереса к предстоящему ЧМ-22 со стороны потенциальных гостей.

В-третьих, Катар является страной с особыми культурными, историческими и экономическими особенностями даже на фоне других государств региона, что существенно повлияет на обстановку самого спортивного события. Религиозные традиции и законодательство страны очень консервативны и слабо гармонируют с фанатской культурой и обстановкой, которая сложится в период массового прибытия болельщиков, в связи с чем сложным для властей становится вопрос разрешения употребления алкоголя, открытой одежды, регулирования сферы развлечений, свободы слова и т.д. Очевидно, что многие традиции, положения законодательства, отрасли экономики должны измениться в целях обеспечения проведения ЧМ-22. Тем более, эмират никогда прежде не являлся популярным направлением для путешествий, а посетители из европейских стран стали появляться здесь в качестве туристов лишь в последние годы, да и то пока в небольшом количестве. В период проведения упомянутого чемпионата мира по легкой атлетике некоторые журналисты обратили внимание на то, что, несмотря на субсидируемые со стороны катарских фондов цены на билеты для болельщиков, многие из них были не в восторге от эмирата по причине скудной сферы развлечений. Также, в условиях низкого уровня индустриального развития, потребности в продовольствии, строительных материалах, оборудовании, транспортных средствах удовлетворяются путем импорта, при этом логистическая сфера Катара на момент объявления о выборе его в качестве хозяина ЧМ-22 была не в состоянии обеспечить необходимые потребности в таком масштабе. В период проведения нескольких футбольных матчей в качестве предварительного эксперимента с участием региональных клубов острой проблемой стали большие пробки, к которым Доха была не готова. Отсутствует и достаточный опыт строительства столь крупных объектов в стране. В условиях эмирата также необходимо существенно увеличить мощности по опреснению воды, привлечь дополнительные силы для обеспечения безопасности, расширить торговые сети и т.д.

В-четвертых, хотя Катар представляет собой одно из самых благополучных с точки зрения уровня жизни и безопасности государств Ближнего Востока, военно-политическая обстановка, сложившаяся вокруг страны в преддверии спортивного события, остается очень сложной, что влияет на подготовку к нему. Никогда прежде чемпионаты мира не проводились в государстве, которое находится в условиях такой глубокой региональной изоляции и экономических санкций. Кроме того, еще до событий 2017 года Катар нередко ассоциировался с поддержкой терроризма, а обвинения, предъявленные его руководству со стороны соседних государств два года назад, только усилили это негативное восприятие.

Наконец, страна никогда не отличалось большой любовью к футболу, а национальная команда Катара по состоянию на сентябрь 2019 года занимает 62 место в Рейтинге сборных FIFA. Безусловно, население и руководство эмирата хотело бы видеть достойное выступление своей сборной на чемпионате, что тоже является сложной и недешевой задачей.

Все это влечет за собой необходимость расширения инвестиций, объем которых должен превысить все предыдущие чемпионаты мира. Точная информация об общей сумме необходимых вложений отсутствует. В СМИ называются цифры от 20 до 200 млрд долл. США. Расхождения обусловлены тем, что в эмирате в настоящее время реализуются масштабные проекты по развитию инфраструктуры, при этом многие из них имеют лишь косвенное отношение к ЧМ-22, но учитываются в этих цифрах: например, строительство аэропорта Хамад (16 млрд долл. США), морского порта Хамад (7,4 млрд долл. США), метро, национального музея, новых столичных районов, города Лусаил, сети автомобильных дорог, парков и т.д. В 2017 году министр финансов Катара заявлял, что государственный бюджет расходует 500 млн долл. США еженедельно на подготовку к спортивному мероприятию. Что касается непосредственно спортивных объектов (стадионов и тренировочных центров) то, по словам катарских чиновников, их строительство обойдется в 6,5 млрд долл. США. В чемпионате будут задействованы 8 стадионов, из которых уже введены в строй два («Аль-Халифа» и «Аль-Джануб»), остальные 6 – в стадии строительства.

С учетом столь высоких затрат и масштаба задач, стоящих перед руководством эмирата, возникает закономерный вопрос, зачем вообще все это нужно крошечной стране, не имеющей опыта в организации подобных мероприятий.

Отметим, что вопрос о наличии экономической выгоды для любого государства-хозяина чемпионата мира по футболу является достаточно спорным. Так, согласно данным FIFA, общая стоимость проведения состязания в России в 2018 году оценивается в 13,2 млрд долл. США, в Бразилии в 2014 – 15 млрд долл. США, в ЮАР в 2010 – 2,9 млрд долл. США. При этом объемы выручки, связанной с проведением спортивных мероприятий, составили 6 млрд, 5,3 млрд и 3,9 млрд долл. США соответственно.

В случае Катара разрыв между объемами затрат, которые будут больше, чем в предыдущие чемпионаты мира, и показателями выручки, будет существенно выше не в пользу последних.

В качестве безусловного преимущества спортивных мероприятий подобного масштаба зачастую указывается создание большого количества рабочих мест за счет строительства объектов и расширения предприятий сферы обслуживания. В случае Катара подобное влияние будет выражаться лишь в виде расширения количества трудовых мигрантов, которые будут составлять более 90 % от общего количества лиц, вовлеченных в процесс обеспечения ЧМ-22. При этом большая часть их заработной платы будет отправлена на родину, то есть, произойдет отток денежной массы из страны. Стимулирование национальной промышленности (продукты питания, текстиль, сувениры, стройматериалы) и рост популярности отдельных видов национальной продукции за счет их распространения среди туристов тоже сомнительны: по причине того, что большая часть товаров ввозится эмират из-за рубежа, внутренний индустриальный рост также будет существенно ограничен. Кроме того, многие спортивные объекты после проведения чемпионата планируется демонтировать и передать в дар другим странам. То же самое касается и отельного фонда, который будет востребован только при проведении чемпионата. Подсчитано, что при текущем уровне развития туризма предприятиям этой индустрии Катара необходимо повысить количество иностранных гостей более чем в 15 раз для обеспечения 70 % от заполняемости отелей (минимальный приемлемый уровень), которые будут сооружены в ходе подготовки к спортивному мероприятию.  То есть, многие объекты стоимостью в сотни миллионов долларов сооружаются для использования в течение только одного месяца.

Это в какой-то степени подтверждает слова представителей правящей семьи Катара о том, что чемпионат способствует экономическому развитию региона Ближнего Востока за счет увеличения импорта товаров и трудовой миграции. Однако вряд ли Доха руководствовалась такими соображениями при принятии решения о проведении мероприятия на собственной территории.

Таким образом, ЧМ-22 не только не принесет прямой экономической прибыли для экономики Катара, но даже не позволит окупить вложенные инвестиции. По всей видимости, такой цели руководство эмирата и не ставило.

Многие аналитики отмечают, что даже столь высокие затраты на подготовку и проведение чемпионата мира вполне приемлемы для Катара с точки зрения финансово-экономических показателей: имея сотни миллиардов долларов ежегодного дохода от экспорта энергоносителей, а также в виде накопленных резервов, страна занимает первое место в мире по объему валового внутреннего дохода на душу населения.

При этом ситуация в сфере финансов является завидной даже по сравнению с соседними нефтедобывающими странами Персидского залива (ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Султанат Оман): Катар является единственным государством региона, имеющим возможность обеспечивать крупнейшие объемы поставок природного газа, а не только нефти, а небольшие размеры эмирата не требуют столь масштабных затрат на обеспечение текущих потребностей страны, как например, в Саудовской Аравии или в Омане. Поэтому, в отличие от большинства соседних государств Персидского залива, столкнувшихся с экономическими проблемами после снижения цен на нефть в 2014 году, в Катаре пока не наблюдается признаков сокращения государственных расходов, ухудшения уровня жизни населения, увеличения нагрузки на бизнес. Вероятно, что эта тенденция продлится еще несколько лет, что обуславливает наличие очень важного экономического преимущества эмирата на фоне региона.

Очевидно и то, что, несмотря на стабильные источники национального дохода, экономику Катара нельзя назвать жизнеспособной. Альтернативные отрасли, не связанные с экспортом углеводородов, развиты крайне слабо даже по сравнению с соседними странами. При этом анализ инвестиционных проектов, которые реализуются в Катаре начиная с конца 2000-х гг указывают на то, что Доха стремится диверсифицировать экономику, развивая туризм, обрабатывающую промышленность, торговлю, логистику, сферу обслуживания, рынки банковских и страховых услуг. Некоторый успех в этих направлениях уже достигнут: к примеру, Qatar Airways стал второй авиакомпанией всего Ближнего Востока после Emirates по объему как пассажирских, так и грузовых перевозок. Повторим, что для достижения этих целей у эмирата есть крайне важное преимущество, а именно возможность инвестировать огромные финансовые ресурсы. Этот фактор может стать решающим в развитии Катара, который, таким образом, получает шансы превратиться в регионального лидера в развитии альтернативных экономических отраслей, не связанных с экспортом энергоносителей.

Вместе с тем, история развития Катара как независимой страны не насчитывает даже 50 лет, а до открытия огромных запасов энергоносителей она представляла собой пустынное побережье, население которого жило за счет добычи жемчуга и скотоводства. Опыт развития инфраструктуры, обрабатывающей промышленности и сферы услуг отсутствует, а местные предприятия ориентированы в-основном на удовлетворение относительно небольшого объема внутреннего спроса.  Практически до конца 2000-х гг. страна отличалась крайне жесткой консервативностью и ограниченным уровнем связей с внешним миром. В отличие от ОАЭ, которым удалось стать туристическим направлением мирового значения, одним из крупнейших логистических и торговых центров, создать развитую сферу финансовых услуг, Катар воспринимается как неизвестная, закрытая и малопривлекательная страна. Кроме того, особенностью эмирата является доминирующее положение государства в экономике, тогда как бизнес-среда менее инициативная.

При этом обеспечить развитие альтернативных отраслей экономики, привлечь туристов, повысить инвестиционную привлекательность или хотя бы стать государством, о существовании которого знают в мире, в условиях Катара очень непросто. Одной из возможностей для этого и является проведение масштабного и зрелищного мероприятия всемирного значения+. По всей видимости, основными функциями ЧМ-22 с точки зрения интересов Катара являются стимулирование экономического роста за счет развития направлений, альтернативных экспорту энергоносителей, а также улучшение своего имиджа в глазах населения всего мира.

В качестве основных задач, на наш взгляд, следует выделить:

— стимулирование развития всех отраслей, связанных с индустрией туризма (транспортное обслуживание, индустрия развлечений, отели, достопримечательности) и реклама Катара как привлекательного направления для отдыха;

— улучшения имиджа Катара в качестве безопасной, гостеприимной и красивой страны;

— развитие сферы обслуживания и коммерции в целях превращения эмирата в крупный центр торговли, каким сегодня является Дубай;

— развитие логистики как для обеспечения внутренних потребностей (строительство метро, автодорог, современного аэропорта, порта), так и превращения эмирата в логистический хаб регионального и даже мирового значения (укрепление позиций авиакомпании Qatar Airways, строительство современного порта). Опыт реализации успешных проектов в этом направлении в регионе имеется у тех же ОАЭ;

— стимулирование развития бизнес-сообщества, заведение деловых контактов с иностранными партнерами, изменение менталитета населения, повышение степени открытости внешнему миру.

Очевидно, что в случае успешного проведения ЧМ-22 эмират и его население не просто получат колоссальный опыт, но и существенно преобразятся, а Катар станет совсем другой страной. Амбиции Дохи будут подкреплены не только финансами, но и наличием инфраструктуры, опыта, развитых бизнес контактов, репутации.

Вместе с тем, пока рано утверждать, что спортивное мероприятие будет способствовать всем этим целям: с учетом трудностей, стоящих перед эмиратом, не исключено и провала в том случае, если Катару не удастся удивить болельщиков и зрителей своим гостеприимством и способностью обеспечить все необходимые мероприятия на должном уровне. Кроме того, негативное влияние оказывают и санкции, введенные со стороны ОАЭ и Саудовской Аравии, которые повлекли за собой как серьезные преграды экономического характера, так и нанесли ощутимый удар по имиджу эмирата. Вероятно, что соседние страны не желают экономического укрепления Катара за счет футбола, воспринимая его скорее в качестве конкурента, нежели партнера.

52.25MB | MySQL:103 | 0,548sec