О развитии политической ситуации в Ливане

Ливанские военнослужащие разместились в ночь на вторник 22 октября вокруг центральных кварталов Бейрута, где проходят антиправительственные митинги. Армейские патрули заняли позиции у эстакады Ринг на спуске проспекта Бишара Хури к площади Пляс Этуаль. Механизированная колонна проследовала также на площадь Сасин в христианском квартале Ашрафия, где проходит в эти часы другая многочисленная демонстрация.  Присутствие военнослужащих на улицах столицы усилено по просьбе премьер-министра Саада Харири, который обратился к командующему армией генералу Джозефу Ауну с призывом обеспечить защиту участников мирных акций протеста.  По сведениям телеканала Эм-ти-ви, военные в понедельник пресекли попытку мотоциклистов с флагами шиитского движения «Амаль» и партии «Хизбалла» проехать в центр города. Колонна байкеров была остановлена на пересечении проспекта Бишара Хури с улицей Моно. Ранее мотоциклисты проехали по западным кварталам Бейрута, насторожив местных жителей. Руководство «Амаль» и «Хизбаллы» заявило о своей непричастности к этой акции. Шиитские активисты, также как сторонники движения «Аль-Мустакбаль», которое возглавляет С.Харири, и пропрезидентского Свободного патриотического движения в манифестациях не участвуют. В субботу лидер «Хизбаллы» Хасан Насрулла заявил, что требование демонстрантов об отставке коалиционного правительства в Ливане и проведении досрочных парламентских выборов не является выходом из кризисной ситуации. «Те, кто добиваются отставки кабинета, напрасно теряют время, потому что к власти придут представители тех же политических сил», — сказал он в видеообращении, которое транслировал телеканал «Аль-Манар»». Такие разговоры о возможной отставке кабинета С.Харири появились на фоне того, что протесты в Ливане побудили членов христианских «Ливанских сил», которые составляли небольшую часть правящей коалиции и покинуть правительство 18 октября.

Суть разногласий — вопрос о необходимости проводить очень жесткие и непопулярные реформы.  Правительство Ливана премьер-министра Саада Харири утвердило в понедельник 21 октября антикризисную программу и проект госбюджета на 2020 финансовый год, отказавшись от введения новых налогов и сократив на 50% зарплаты министрам.  По его словам, власти отказались в проекте бюджета от введения новых налогов и окажут финансовую помощь малоимущим семьям. Он указал, что Центральный банк Ливана и коммерческие банки выделят правительству 3,5 млрд долларов на реализацию срочных мер по стабилизации экономики. Харири подтвердил, что зарплаты министров и депутатов парламента будут сокращены на 50% в ответ на волну массовых протестов, охвативших страну. Он отметил, что налоги на доходы банков и страховых компаний будут увеличены на 25%. «Мы готовим также программу приватизации сектора телекоммуникаций», — сказал он. Премьер указал, что в целях экономии государственных средств «немедленно упраздняется министерство информации страны и ряд отдельных ведомств». По его словам, кабинет принял решение выделить 160 млн долларов на поддержку жилищных кредитов для населения. Ливанский премьер объявил также и о намерении властей отменить все принятые ранее решения по сокращению социальных выплат и пенсий работникам госсектора и военнослужащим, которые вызвали недовольство граждан. Обращаясь к участникам массовых демонстраций в Бейруте, премьер заявил: «Это ваши акции протеста подвигли кабинет к принятию сегодняшних решений». Харири сказал, что если протестующие будут настаивать на проведении досрочных парламентских выборов, то он поддержит это требование. «Мы слышим голос народа, который требует достойной жизни», — подчеркнул он. Если называть вещи своими именами, то постоянные протесты и угроза роспуска кабинета министров вынудило правительство отступить от своего первоначального плана введения жесткой экономии, что еще более запутывает экономическую ситуацию в стране.

При этом эксперты отмечают, что уступки правительства, однако, не удовлетворили требования многих ливанских протестующих, которые требуют осуществление более широких реформ, включая отставку правительства, и в широком смысле они касаются глубоко укоренившейся системной коррупции.  Народное давление превратило экономический кризис Ливана в политический, который может привести к осуществлению нескольких вероятных сценариев. Они включают отставку Харири, перестановки в кабинете министров, проведение новых выборов, фундаментальную реформу правительства или расширение границ политического паралича по мере обострения экономического кризиса. В любом из этих сценариев бесчисленные ополченцы и вооруженные группировки страны, включая «Хизбаллу», могут прибегнуть к насилию, поскольку они вынуждены реагировать таким образом на призывы со стороны своих собственных сторонников.

Реализация этих сценариев во многом зависит от позиции и участия в этих событиях   основных  покровителей Ливана в лице Саудовской Аравии, Ирана, Соединенных Штатов и Франции. Но в настоящее время для большинства этих спонсоров ливанское досье является второстепенным по сравнению с иракским и сирийским. По мере того как популярность ливанского правительства продолжает падать, у него остается мало  вариантов, которые он может использовать в своих попытках разрешить надвигающийся экономический кризис в стране, сохраняя при этом электоральную поддержку. Отчасти это связано с тем, что правительство Ливана должно сократить дефицит госбюджета, если оно хочет решить экономические проблемы страны. Это непростая задача требуют жестких мер экономии, которые улучшат налоговую базу и восстановят производительность труда на приемлемом уровне. Но учитывая, что простые ливанцы, независимо от своей секторальной или конфессиональной принадлежности, будут нести на себе всю тяжесть мер жесткой экономии, введение этих мер рискует вызвать еще больший общественный взрыв. В конце концов, предлагаемые налоги, в частности на популярную службу обмена сообщениями WhatsApp, стали первичным толчком для начала нынешнего раунда протестов, в котором приняли участие  1,7 млн человек.

Борьба с коррупцией «в лоб» будет самым серьезным образом затруднена, учитывая, что  сама система межконфессионального разделения властей, которая сложилась  после окончания Гражданской войны в стране в 1990 году, является оптимальной предпосылкой для культивирования  кумовства и взяточничества. Сектантским лидерам страны уже давно фактически официально позволено обогащаться в обмен за гарантии  поддержания мира в стране, но большинство ливанцев теперь считают эту договоренность о разделе власти неприемлемой. В этой связи эксперты отмечают растущую снизу внутриконфессональную критику своих руководителей, что является очень серьезным индикатором того, что в стране начинается процесс смены элит. В общем-то появление в столице мотоциклистов с флагами шиитских групп вне желания на это руководства «Хизбаллы» ранее было бы в принципе невозможным делом.

Санкции США также усилили давление на правительство. Поскольку Вашингтон больше не считает экономическую стабильность Ливана своим ключевым интересом, он начал ограниченную, но все же беспрецедентную кампанию санкций против некоторых ливанских банков, которые он обвиняет в работе с «Хизбаллой», в попытке уменьшить иранское влияние в стране. Эти санкции усилили опасения правительства по поводу тенденции по истощению валютных банковских резервов, в частности долларов, которые до недавнего времени были одним из главных источников пополнения госбюджета. И хотя другие международные спонсоры, такие как Иран и Саудовская Аравия, традиционно пытались поддержать своих с союзников в Ливане во время кризиса, но нынешние экономические проблемы затрудняют для Тегерана выполнение этой  стратегии. Между тем, Саудовская Аравия не решается более акцентировано поддержать своего союзника С.Харири, поскольку она пытается модернизировать свою собственную экономику и ставит в этой связи под сомнение ценность поста премьер-министра Ливана для проведения своей собственной антииранской стратегии.

52.2MB | MySQL:103 | 0,571sec