Размышления об итогах российско-турецких переговоров на высшем уровне по ситуации на севере Сирии

Договоренности, которые были достигнуты во вторник Турцией и Россией в Сочи, независимы от соглашений Анкары и Вашингтона касательно приостановки турецкой операции «Источник мира» в Сирии. Об этом сообщил во вторник 22 октября  руководитель управления по связям с общественностью администрации президента Турции Фахреттин Алтун. «Сегодняшнее соглашение с Россией не зависит от нашего договора с США, согласно которому террористы Рабочей партии Курдистана и «Сил народной самообороны» должны покинуть зону безопасности», — написал он на своей странице в «Твиттере». Анатолийское агентство называет соглашение между Анкарой и Москвой историческим. 9 октября Анкара объявила о проведении на севере Сирии операции «Источник мира» с целью создания там буферной зоны. Она должна стать защитным поясом для турецкой границы. В этот район, по замыслу Анкары, смогут вернуться из Турции сирийские беженцы. Дамаск назвал операцию агрессией, мировое сообщество осудило действия Анкары, Военные России и Турции с полудня 23 октября начнут совместное патрулирование района, прилегающего к зоне турецкой операции «Источник мира». Об этом говорится в совместном меморандуме по итогам переговоров президентов РФ и Турции Владимира Путина и Тайипа Эрдогана. Документ зачитал министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Начиная с 12:00 23 октября 2019 года на сирийскую сторону сирийско-турецкой границы за пределами зоны операции «Источник мира» вводятся подразделения российской военной полиции и сирийской пограничной службы, — говорится в меморандуме. — Они будут содействовать выводу подразделений курдских отрядов самообороны и их вооружения на 30 км от сирийско-турецкой границы, который должен завершиться в течение 150 часов после 12:00 23 октября 2019 года. С этого момента начнется совместное российско-турецкое патрулирование на глубину до 10 км от границы к западу и востоку от района операции «Источник мира», кроме города Камышлы». При этом, как отмечается в документе, «существующий статус-кво в нынешнем районе операции «Источник мира» между Тель-Абъядом и Рас-эль-Айном глубиной до 32 км будет сохранен».  Москва и Анкара в меморандуме также подтвердили важное значение Аданского соглашения по режиму границы между Турцией и Сирией 1998 года. «РФ будет содействовать осуществлению Аданского соглашения в современных условиях», — отмечается в тексте. Из всего этого вытекает, что за шесть часов трудных переговоров стороны пришли лишь к официальной констатации того статуса-кво, который и так по факту был достигнут в ходе наступления турецкой армии. То есть, турки оставляют за собой участок границы между Рас-эль-Айном и Телль-Абъядом. Все остальные районы границы за исключением чисто курдского Камышлы будут патрулировать совместные турецко-российские патрули.  При этом российская сторона обязуется еще и вывести из тех районов, которые перешли под контроль сирийских правительственных сил, курдские вооруженные отряды на глубину 30 км от границы. Напомним, что это Кобани, Манбидж,  Ракка, Табка, Айн-Иса и Телль-Тамер. Таким образом, стороны официально зафиксировали ту ситуацию, которая сложилась на момент начала их переговоров.

Вторым моментом является обязательное упоминание всех уже существующих политических форматов взаимодействия. Как следует из документа, обе стороны подтвердили свою приверженность сохранению политического единства и территориальной целостности Сирии, а также обеспечению национальной безопасности Турции. «Они [президенты РФ и Турции] подчеркивают свою решимость бороться с терроризмом во всех его формах и проявлениях и противостоять сепаратистским устремлениям на сирийской территории, — подчеркивается в меморандуме. — Обе стороны примут необходимые меры для предотвращения инфильтрации террористических элементов». Для обзора и координации осуществления меморандума Москва и Анкара создадут совместный механизм мониторинга. «Обе стороны продолжат работать над поиском политического решения сирийского конфликта в рамках «механизма Астаны» и будут поддерживать деятельность Конституционного комитета», — подытоживается в документе. То есть, два основных тезиса — это астанинский формат и работа Конституционного комитета.

Спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри во вторник 22 октября выразил мнение, что в договоренностях, достигнутых Россией и Турцией по Сирии, много «дыр».  «Есть соглашение между Турцией и Россией, которое я читал сегодня после полудня <…> В нем много дыр. Я знаю только то, что это остановит Турцию от того, чтобы двигаться вперед», — сказал он, выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США. По мнению Джеффри, Россия взяла на себя «размытые» обязательства. «Есть ли у нее эффективные методы, добиться ухода [бойцов курдских формирований] СНС («Силы народной самообороны» — прим. ТАСС) из этих районов, я не знаю. Мы сделали так, что СНС ушли», — продолжил спецпредставитель США по Сирии. 23 октября США объявили, что вывод курдских формирований из зоны безопасности, создаваемой Анкарой на севере Сирии, завершен. Об этом в среду сообщило агентство Рейтер со ссылкой на заявление Министерства обороны Турции.  По данным агентства, в министерстве также заявили, что Турция не считает нужным на данном этапе начинать еще одну операцию. Таким образом, очевидно, что Вашингтон и Москва тянут одеяло на себя, что естественно, пытаясь получить дополнительные репутационные и имиджевые плюсы. Стороны официально зафиксировали уже существующее положение вещей. Что же касается «дыр», то Джеффри прав в одном: пока в оглашенном меморандуме мало конкретики: где будут и по какому графику работать мониторинговые миссии; что будет делать Турция, если курды действительно не уйдут за зону в 30 км; и что в конечном счете будет в зоне Дейр эз-Зора и нефтяных месторождениях вокруг него. Там много вопросов по техническим деталям, которые еще предстоит решать. Но суть не в этом. Суть в том, что примерно все это российская и турецкая стороны уже проходили совсем недавно. Мы имеем ввиду Сочинские соглашения по Идлибу от 17 сентября 2018 года, в отношении которых, кстати,  на прошедшем саммите не было сказано ни слова. Но сейчас о том, что  в рамках этих соглашений тоже было принято решение о создании совместных мониторинговых миссий. Вопрос: какова судьба этих миссий и вообще итоги выполнения тех Сочинских соглашений? Второй вопрос: кто-то может дать гарантию, что в данном случае Москва не получит ровно такой же негативный в целом результат, только в гораздо больших объемах? Как мы и говорили ранее, общим итогом всех этих операций и переговоров стало лишь то, что теперь именно Москва является главным гарантом всех нюансов очень непростых взаимоотношений между курдами и сирийским  режимом, и что более неутешительно — между курдами и турками. Отметим, что именно на этом моменте американцы сломали условно себе «шею» и теперь вынуждены в общем-то быстро эвакуироваться. Напомним, что еще 3 октября  Соединенные Штаты планировали продолжать совместно с Турцией наземное патрулирование планируемой зоны безопасности на северо-востоке Сирии. Об этом тогда сообщил официальный представитель Комитета начальников штабов (КНШ) Вооруженных сил (ВС) США полковник ВВС Патрик Райдер на брифинге для журналистов в Пентагоне. «Мы продолжаем вводить в действие механизм безопасности, прогресс продолжается. <…> К настоящему моменту мы с нашими турецкими союзниками провели семь совместных наблюдательных полетов и два наземных патрулирования, еще больше запланировано в будущем», — сказал Райдер. «Мы ожидаем продолжения работы с нашими турецкими партнерами, чтобы не только принять во внимания их (турецкие — прим. ТАСС) оправданные опасения по поводу безопасности, но и для того, чтобы предотвратить возрождение ИГ (террористическая группировка «Исламское государство», запрещена в России — прим. ТАСС)», — пояснил представитель КНШ. Очень напоминает по сути публичные заявления российской стороны после последнего саммита.  В январе этого года Эрдоган после переговоров с американским коллегой Дональдом Трампом подтвердил намерение создать буферную зону на севере Сирии. По словам турецкого лидера, Анкара готова обеспечивать безопасность на земле, а Вашингтон — в воздушном пространстве. При этом, как отметил позднее официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын, в случае создания буферная зона будет контролироваться Анкарой. Военные Турции и США 7 августа договорились о создании в Сирии центра совместных операций. 12 августа в турецкий город Шанлыурфа в 50 км от границы с арабской республикой прибыла первая группа американских военнослужащих, которые будут работать в этой структуре. Центр организован двумя странами для реализации плана по созданию на севере Сирии буферной зоны, куда смогут вернуться из Турции сирийские беженцы и которая стала бы защитным поясом для турецкой границы.  Кончилось все это операцией Турции и выходом американских войск.

При этом главными бенефициарами в данном случае являются США и Турция. Если мы имеем ввиду, что они достигли поставленных перед собой целей. Р.Т.Эрдоган провел маленькую победоносную войну с минимумом потерь и зачистил планируемую зону между Телль-Абъядом и Рас-эль-Айном. К тому же он показал, что две основные державы не просто ищут компромисса с ним, но еще и делают уступки. Трамп решил свою основную задачу: он вывел американский контингент с севера Сирии, тем самым закладывая базис под неизбежный  рост взаимной напряженности между Анкарой, Москвой, Тегераном и Дамаском.  Президент США Дональд Трамп назвал хорошей новостью то, как развивается ситуация в отношении Сирии и Турции. Соответствующее сообщение он разместил во вторник 23 октября на своей странице в «Твиттере».  «Судя по всему, хорошие новости приходят по Турции, Сирии и Ближнему Востоку. В дальнейшем будут новые сообщения», — написал он, не уточнив, какие именно события он имеет в виду. Рискнем предположить, что это известия о том, что курды вышли за зону 30 км и то, что американские войска вышли из Сирии в Ирак.  Курдские формирования, входящие в состав вооруженной коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС), покинули создаваемую Анкарой на севере Сирии зону безопасности. Об этом заявил во вторник 23 октября  вице-президент США Майкл Пенс, выступая в американской столице.  «Ранее сегодня [во вторник] мы получили сообщение от командира СДС о том, что все их вооруженные силы выведены из зоны безопасности, находящейся под контролем турецких ВС», — сказал Пенс. «Наша команда продолжает вести консультации с обеими сторонами. Я надеюсь, что в ближайшее время режим прекращения огня будет действовать на постоянной основе. Эти консультации продолжаются», — добавил вице-президент. При этом курды продолжают оставаться в орбите влияния Вашингтона, а не Москвы. Об этом свидетельствуют и несколько раздраженные замечания пресс-секретаря российского президента Пескова о том, что «если курды не отойдут за пределы зоны в 30 км, то он попадут под каток турецких военных». Это очень интересное замечание, поскольку это свидетельствует не только о том, что  отношения российской стороны с курдами далеки от совершенства, но и то, что турки во время последнего саммита выторговали для себя право самостоятельно решать вопросы своей безопасности в зоне отчуждения. Вооруженные силы США намерены продолжать работать с коалицией «Силы демократической Сирии» (СДС). Об этом заявил во вторник 22 октября спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри. «На северо-востоке [Сирии], на котором мы концентрируем внимание, мы собираемся продолжать работать с СДС. В этом заключается наш план. Лидер СДС — командующий Мазлум [Кобани] — взял перед нами обязательство продолжать работать с нами», — сказал сотрудник американского внешнеполитического ведомства, выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США. Джеффри имел в виду командира курдских формирований, входящих в СДС, Мазлума Кобани.

А какие дивиденды для Москвы? Договоренности по обеспечению безопасности в зоне проведения операции Турции «Источник мира» на северо-востоке Сирии с высокой долей вероятности будут выполнены, поскольку устраивают все стороны. Такое мнение во вторник 22 октября  в разговоре с ТАСС выразил директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов. «Я думаю, что шансы на реализацию той части достигнутых договоренностей, содержание которых стало известно, вполне высоки, — сказал Лукьянов. — То что мы узнали, соответствует интересам всех основных сторон, или является неизбежным, если брать курдов».  Эксперт обратил внимание на то, что курды не смогли бы самостоятельно воевать против Турции без поддержки США. «По результатам переговоров фактически Россия гарантирует им уход — это максимум, что они могли получить, — продолжил аналитик. — Дальше видимо будет какой-то процесс торга курдских лидеров с Дамаском об условиях сосуществования». По словам Лукьянова, несмотря на то, что турецкие военные остаются на территории Сирии, что, безусловно, отвечает интересам Анкары, дальнейшее наступление турецких войск остановлено. Таким образом, в выгоде остается и Турция, и Дамаск, резко критиковавший операцию. Расширение же зоны контроля законного сирийского правительства по итогам договоренностей приветствует Москва.  «То, что они (турки — прим. ТАСС) уже захватили остается им в качестве буфера и в качестве территории, куда можно переселить сирийских беженцев, а может быть, хотя этого не было сказано, вместе с ними и какую-то часть действующих сейчас в Идлибе группировок, с которыми не понятно, что делать, — констатировал он. — Россия должна быть этим удовлетворена еще и потому, что достигнута еще одна цель — зона юрисдикции Дамаска расширилась по сравнению с тем, что было до начала турецкой операции». Сразу отметим несколько нюансов. Во-первых, распространение юрисдикции сирийских войск на ряд территорий безусловно имеет место, но  только вот такое присутствие не является устойчивым. Собственно, не случайно Песков оговорился о том, что российская полиция и сирийские  пограничники уйдут в случае возобновления военной операции турок. Во-вторых, никто из Идлиба в эти разрушенные и во многом пустынные районы переселяться не будет. В том числе и по причине того, что это не отвечает интересам Анкары. Они стремятся расширить свой контроль над территориями Сирии и, в том числе,  через сохранение уже существующих автономных от Идлиба анклавов сопротивления. Это будет усиливать инструменты влияния Анкары на будущие переговоры по мирному урегулированию и работе Конституционного комитета.

Как отметил Лукьянов, итоги российско-турецких переговоров являются приемлемыми и для американцев. По его мнению, президент США Дональд Трамп теперь сможет объявить, что «он приказал туркам прекратить операцию, они и прекратили», кроме того, определенную защиту в результате отвода получают курды, выступавшие союзниками американцев в ходе сирийской кампании. Кроме того, договоренности Путина и Эрдогана не противоречат итогам американо-турецких переговоров 17 октября. «Турки договорились с американцами о прекращении боевых действий и выводе курдских формирований, — резюмировал аналитик. — А Москва договорилась с Анкарой о том, что боевые действия не возобновятся, а вывод курдских формирований будет еще и обеспечен российским прикрытием. Это соглашения, которые друг друга дополняют». Эксперт правильно констатирует то, что Вашингтон в данном случае решил все свои проблемы, да и еще и сделал Москву главным гарантом отвода курдских формирований, влияние на которые у нее очень лимитированно. Из его оценки следует и то, что в данном случае фактически Анкара, Вашингтон и Москва реализовали общий замысел. Только вот с разными дивидендами. В этой связи рискнем предположить, что после визита 11 ноября в Вашингтон турецкого президента начнется и активный этап американо-турецкого сближения. Или, по крайней мере, этап нормализации этих отношений.

В этой связи рискнем предположить, что все эти итоги были бы другими, если бы тактика Москвы была несколько иной. Мы имеем ввиду сценарий, при которой Москва бы заняла нейтральную позицию, дав туркам самостоятельно воевать с курдами, в том числе и в их анклавах, а Вашингтону самостоятельно этот клубок распутывать. Вместо этого основную активизацию своих усилий было бы целесообразней сконцентрировать не на выходе на турецкую границу и установления контроля над курдскими анклавами (кроме Табки в силу ее стратегического положения и ГЭС), а на расширении зоны своего влияния в Дейр-эз-Зоре и возможно — в Идлибе. И через некоторое время турки бы сами и инициативно обратились бы к Москве с просьбой о посредничестве. Они по многим моментам бы не смогли успешно реализовать весь комплекс своих целей в рамках этой операции в тех же крупных городах и повесу периметру границы. Даже при условии отсутствия внятной поддержки курдам со стороны американцев. Иными словами, никакого внятного и широкомасштабного расширения военной операции турок не было бы даже при отсутствии американо-российского участия и посредничества. Просто по чисто техническим моментам. Остановка турецкой военной операции произошло тогда, когда она начала сталкиваться с ощутимыми проблемами и возрастающим риском реальных потерь. И в данном случае посредничество Москвы подоспело вовремя для Анкары в первую очередь. А если бы этого не произошло, дальнейшее  обескровливание двух сторон позволило бы Москве войти в эти переговоры между ними позже и уже с более сильной позицией. И при этом еще заодно решить вопросы расширения своего присутствия в более значимой стратегической зоне в Заевфратье.

52.62MB | MySQL:104 | 0,430sec