О перспективах и возможных последствиях вывода войск США из Афганистана. Часть 2

За выводом из Афганистана войск США, сил НАТО и гражданских должностных лиц в конечном итоге последует сокращение помощи в сфере экономики и безопасности. Во-первых, основная причина такой помощи со стороны США, в частности, основана на интересах США в сфере безопасности Афганистана. Резкое или полное сокращение военного присутствия США будет с политической точки зрения означать, что интересы США в сфере безопасности больше не потребуют значительной приверженности стабильности в Афганистане; данное суждение, скорее всего, будет применяться по отношению ко всем ресурсам США в стране. В то же время, навряд ли найдутся другие спонсоры, готовые вмешаться с целью заменить расходы США в Афганистане. Во-вторых, предоставление существенной поддержки потребует достаточного количества специалистов для доставки материальной помощи и обеспечение надзора. Существенное сокращение присутствия военного и гражданского контингента в Афганистане снизит уровень отчетности за использование материальных средств, увеличит коррупционную составляющую и приведет к законодательно требуемым сокращениям. В то же время в последние годы около 50 процентов государственного бюджета Афганистана и 90 процентов его военных и полицейских расходов покрываются международными спонсорами. Сокращение такого финансирования будет иметь прямое влияние на возможности правительства и боевые возможности его вооруженных сил. Структуры управления в Афганистане состоят из перемежающихся слоев формальных централизованных органов власти, региональных влиятельных лиц со смешанной официальной и неформальной властью, а также различных механизмов для организации и регулирования социального поведения на местном уровне. Основным преимуществом, которым обладают центральные власти, является доступ к внешней поддержке, как военной, так и экономической. В результате центральное правительство смогло обеспечить более высокий уровень социальной поддержки (например, в сферах образования, здравоохранения и безопасности), чем это было бы возможно в противном случае. Вывод США и других нынешних спонсоров лишит центральное правительство возможностей получать такие объемы поддержки извне и нарушит равновесие центральных и региональная властей, которое установилось после вмешательства США. В дополнение к упадку центрального правительства, афганская экономика, а вместе с ней и местные источники государственных доходов, также будут сокращаться. В Кабуле технократы будут укомплектовать министерства почти таким же образом, как и в последнее десятилетие, но политика, военные заказы и деньги, вероятно, будут распространяться на гораздо меньшую часть страны, чем это было раньше. В районах с пуштунским большинством ослабление центра усилит ожидания талибов в вопросе стремления к лидерству. В преимущественно непуштунских районах это приведет к тому, что влиятельные региональные деятели передадут боевиков из афганской армии в региональные ополчения, установят контроль над полицией и другими учреждениями и перенаправят местные источники государственных доходов в свое собственное пользование. Многие из лидеров Северного альянса (также известного как Объединённый исламский фронт спасения Афганистана – объединение ряда полевых командиров северного Афганистана, сформировавшееся в 1996 году – Л. А.) остаются на влиятельных позициях, а некоторые контролируют местные силы безопасности. Такое рассредоточение власти будет расти, поскольку центральное правительство, вероятно, утратит способность полностью финансировать или оснащать свои вооруженные силы. Как следствие, усилится борьба за контроль над стратегически и экономически важными частями страны, включая равнину Шомали, где расположена авиабаза Баграм (на данный момент крупнейшая авиабаза вооруженных сил США и коалиции – Л.А.), Лазуритовый коридор (транзитный проект между Афганистаном, Турцией, Туркменистаном, Азербайджаном и Грузией – Л.А.) ключевые узлы электросетей и все основные пограничные пункты. В случае если «Талибан» преуспеет в наборе непуштунов в свои ряды, это приведет к внутриэтническим конфликтам из-за ресурсов, и, если поддерживаемые талибами силы будут преобладать в борьбе, данные ресурсы перестанут вносить вклад в законную национальную экономику. Вместо этого основные транзитные маршруты, полезные ископаемые и другие ценные ресурсы будут в дальнейшем ассимилированы в теневой экономике талибов. Афганистан – бедная, слабая страна, окруженная более богатыми и могущественными соседями. Отношения США с важнейшими соседями Афганистана также находятся на самом низком уровне с 2001 года. Тогда все региональные державы поддержали американскую интервенцию и пришедшее вслед за этим новое афганское правительство. Теперь большая часть помощи Пакистану прекращена, Иран и Россия находятся под усиленными американскими санкциями, а Соединенные Штаты начали торговую войну с Китаем. Пакистан давно терпит и закрывает глаза на использование своей территории талибами. В случае резкого вывода войск из США, Пакистан, вероятно, станет более открыто поддерживать эту группировку. Эти отношения, вероятно, будут трансформироваться по мере разрушения финансовой базы центрального правительства, ослабления его сплоченности и полномочий. Подводя промежуточный итог, мы может предполагать, что вывод военного и гражданского контингента США и их союзников из Афганистана прежде всего повлечет за собой сокращение материальной поддержки и, как следствие, разрозненность и передел внутриполитических сфер влияния. Ввиду того, что Афганистан не раз свидетельствовал на своей территории межэтнические конфликты, при подобном сценарии данная проблема также способна обостриться и усугубиться на фоне битвы за ресурсы и стремительно ухудшающейся экономической ситуации.

52.7MB | MySQL:104 | 0,328sec