Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17 – 23 сентября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и вокруг ядерной программы Ирана. Госсекретарь США К. Райс 20-21 сентября провела переговоры с руководством Израиля и Палестинской национальной администрации. По их итогам Райс заявила, что подготавливаемый к международной конференции по ближневосточному урегулированию (БВУ) палестино-израильский документ «должен стать основой для серьезных переговоров» о мирном урегулировании между сторонами, а сам форум – «стать содержательным и продвинуть вопрос о создании суверенной Палестины». США и ряд стран Евросоюза выступают за принятие Советом Безопасности ООН новой резолюции, ужесточающей санкции в отношении Ирана.

Несмотря на оптимистические заявления госсекретаря США К. Райс, палестино-израильские противоречия по документу, подготавливаемому к конференции по БВУ, остаются очень значительными. Так, палестинцы продолжают настаивать на достижении рамочного соглашения по урегулированию с Израилем, которое, в частности, включало бы в себя вопросы статуса Иерусалима, будущих палестино-израильских границ, палестинских беженцев, еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), распределения водных ресурсов и др. Со своей стороны, Израиль настаивает на совместной декларации общего характера. Глава ПНА М. Аббас заявил, что международная конференция, созыв которой намечен на ноябрь с. г., должна положить начало «серьезным переговорам между Израилем и палестинцами». Причем, по мнению Аббаса, «настало время для создания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме». Палестинцы выдвинули три условия своего участия в форуме по БВУ: гарантии достижения на конференции конкретных результатов (начало реализации плана «дорожная карта» и арабской мирной инициативы), участие в форуме всех заинтересованных сторон, в т. ч. Сирии и Ливана, наличие четкой повестки дня конференции. Одно из этих условий К. Райс уже обещала выполнить. Речь идет об участии Сирии и Ливана. Приглашения на форум получат также Египет, Иордания, Катар и Саудовская Аравия.

Между тем в зоне палестино-израильского конфликта сохраняется напряженная обстановка. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа продолжают ракетные и минометные обстрелы приграничных районов Израиля, а подразделения ЦАХАЛа проводят рейдовые операции на территории анклава. Не прекращаются израильские антитеррористические акции на территории ЗБРИ.

19 сентября Израиль объявил сектор Газа «враждебной территорией», что позволит свести к минимуму поставки туда топлива, электроэнергии, продовольствия и медикаментов. Движение ХАМАС назвало это решение «объявлением войны». Руководство ПНА также его осудило. Негативно расценили действия израильского руководства Россия, ряд стран Евросоюза, арабские государства. В то же время К. Райс отметила, что для США сектор Газа, находящийся под контролем экстремистов, также является «враждебным образованием», Тем не менее, она скептически отнеслась к идее блокады анклава.

Один из руководителей движения ХАМАС И. Хания на встрече с представителями «Исламского джихада» и «Комитетов народного сопротивления» попросил их прекратить ракетные обстрелы Израиля. Однако экстремисты из «Исламского джихада» намерены продолжать свои боевые акции, несмотря на угрозу израильской блокады.

23 сентября правительство Израиля приняло решение о досрочном освобождении из тюрем 90 палестинских заключенных. Это лица, «у кого руки не в крови», представлены членами движения ФАТХ, Народного и Демократического фронтов освобождения Палестины.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт 17 сентября сообщил о заинтересованности его страны в проведении мирных переговоров с Сирией «при благоприятных условиях».

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана имеет тенденцию к осложнению. США считают, что «пришло время» для введения СБ ООН новых, более жестких санкций в отношении ИРИ, которая игнорирует предыдущие решения Совета Безопасности по приостановке ядерной деятельности. Эту американскую позицию разделяют Великобритания и Франция. Одновременно все эти страны полагают, что иранская ядерная проблема все еще может быть решена политическим путем. При этом госсекретарь США К. Райс считает, что у дипломатии «должны быть зубы» в виде экономического давления и угрозы применения иных средств, ни одно из которых вашингтонская администрация не исключает из своего арсенала. Президент Франции Н. Саркози заявил, что в Париже не хотят войны с Ираном, но считают неприемлемой возможность обладания Тегераном собственным ядерным оружием. Более осторожную позицию в отношении новых санкций занимает Германия. Россия и Китай не считают пока необходимым усиление режима санкций по отношению к Ирану.

Все большее число государств присоединяется к санкциям, введенным против Ирана резолюциями СБ ООН 1736 (декабрь 2006 г.) и 1747 (март 2007 г.). Выполнять требования резолюции 1736 обязались уже свыше 80 стран, а резолюции 1747 – ок. 70 стран. В то же время Турция, по словам главы ее правительства Р. Т. Эрдогана, не прекратит сотрудничество с ИРИ в энергетической сфере, даже если СБ ООН введет соответствующие санкции. Эрдоган объяснил это тем, что Иран, наряду с Россией, остается главным поставщиком природного газа для Турции и в Анкаре просто не могут представить ситуации, при которой возможно прекращение сотрудничества с Тегераном в сфере энергетики.

Египет и Иран заявили о готовности продолжать диалог о восстановлении дипотношений, разорванных в 1979 г. В Каире на минувшей неделе прошли переговоры на уровне замминистров иностранных дел АРЕ и ИРИ, на которых достигнута договоренность о повышении уровня контактов до глав внешнеполитических ведомств.

Убийство 19 сентября в результате теракта депутата парламента от входящей в правящую коалицию партии «Катаиб» А. Ганема обострило и без того напряженную внутриполитическую обстановку в Ливане. За период с февраля 2005 г. Ганем стал восьмым ливанским политиком, погибшим от рук убийц, причем ни одно из этих преступлений не было раскрыто. Тем не менее, основным ливанским силам Ливана удалось не допустить выхода ситуации из-под контроля. Более того, спикер парламента и лидер оппозиционного движения «Амаль» провел 22 сентября встречи с руководителем партии «Катаиб» А. Жмаейлем и лидером ведущей партии правящего блока «Движение 14 марта» С. аль-Харири. На встречах обсуждались вопросы, связанные с предстоящими выборами президента Ливана. Ориентировочно, они должны пройти в начале ноября.

Совет Безопасности 19 сентября одобрил план генсека ООН Пан Ги Муна по созданию международного трибунала по делу об убийстве бывшего ливанского премьер-министра Р. Харири. Трибунал разместится в Нидерландах. Стоимость первых трех лет его работы оценивается в 120 млн долл., причем 49 проц этой суммы должно выделить правительство Ливана, а на 51 проц объявлены добровольные донорские сборы.

20 сентября в Пакистане было объявлено, что выборы парламентом нового президента страны состоятся 6 октября. Нынешний глава государства генерал П. Мушарраф, как сообщается, готов в случае его переизбрания на новый срок оставить пост главнокомандующего вооруженными страны. Оппозиционные партии Пакистана угрожают немедленной отставкой своих депутатов в национальном парламенте и провинциальных законодательных органах в случае, если Мушарраф выставит свою кандидатуру на очередной срок пребывания у власти. На минувшей неделе в различных городах страны прошли массовые против намерений генерала вновь баллотироваться на высший государственный пост. Власти провели аресты активистов оппозиционных партий. Между тем одобрение кандидатуры П. Мушарраф не составит проблем для парламента, где правящая партия — Пакистанская мусульманская лига – имеет необходимое большинство голосов. Большое значение для предстоящих выборов будет иметь решение Верховного суда Пакистана, где в настоящее время рассматривается вопрос о законности второго президентского срока для П. Мушаррафа. Как известно, отношения генерала с высшей судебной инстанцией страны являются более чем прохладными.

Сложная, напряженная обстановка сохраняется в Ираке. В стране продолжается политический кризис. Ведущая суннитская политическая организация – Иракский фронт согласия (ИФС) угрожает отставкой своих депутатов в парламенте (44 из 275), а суннитский вице-президент Т. аль-Хашеми – уходом с занимаемого поста в случае, если правительство Н. аль-Малики продолжит игнорировать требования Фронта. Аль-Хашеми также заявил, что министры-члены ИФС, ранее вышедшие из состава правительства, не вернутся туда до тех пор, пока не будут удовлетворены требования суннитов. В частности, речь идет о политической амнистии, наведении порядка в работе полиции и других структур МВД, соблюдении прав человека и др.

Вашингтон продолжает оказывать давление на багдадское правительство с целью заставить его практически действовать в интересах достижения в стране национального примирения. Сенат США на прошедшей неделе проголосовал против законопроекта, предложенного Демократической партией, в котором выдвигалось требование вывода значительной части американских войск из Ирака в течение девяти месяцев. Сенат также не одобрил инициативу демократов об ограничении боевых операций ВС США в Ираке к июню 2008 г.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари посетил на минувшей неделе Москву. На переговорах с российскими представителями особое внимание уделялось вопросам списания иракского долга РФ и российского участия в реализации экономических проектов в Ираке.

Очень сложной остается ситуация в сфере безопасности в Ираке. Несмотря на оптимистические заявления ряда высокопоставленных американских военных и иракских руководителей, а также некоторые положительные изменения, произошедшие за последние месяцы, в целом положение здесь пока не удалось кардинально изменить в сторону укрепления стабильности. Так, в Багдаде, по официальной информации, войска США и иракские правительственные силы контролируют лишь 46 проц городских кварталов, причем на собственно иракские силы приходится только 8,2 проц.

Правительство Афганистана отклонило выдвинутые талибами предварительные условия для начала переговоров о политическом урегулировании в стране (главное из них – вывод из Афганистана иностранных войск). Однако при этом Кабул подтвердил принципиальное согласие на контакты с радикальными исламистами.

Совет Безопасности ООН продлил на год – до 13 октября 2008 г. полномочия Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ). В резолюции выражена озабоченность положением в области безопасности в стране, в частности, активизацией действий талибов и террористов из «Аль-Каиды». Делегация России при голосовании воздержалась. В настоящее время на афганской территории размещены ок. 50 тыс. иностранных военнослужащих, командование которых считает, что этих сил недостаточно для обеспечения безопасности на всей территории республики. Президент Афганистана Х. Карзай заявил, что в случае быстрого вывода контингента ИСАФ из страны, там произойдет возврат к хаосу.

Король Марокко Мохаммад VI назначил Аббаса аль-Фасси новым главой правительства страны. Аль-Фасси является лидером партии «Истикляль», получившей наибольшее число мест в парламенте на прошедших 7 сентября выборах. Новый премьер-министр сформирует правительство, но назначение ключевых министров остается прерогативой короля. В настоящее время А. Аль-Фасси проводит консультации по формированию кабинета министров с руководством различных политических партий королевства.

Приложение

О пятилетнем плане финансирования программ развития вооруженных сил Израиля

В начале сентября генеральный штаб Армии обороны Израиля (АОИ, ЦАХАЛ) одобрил пятилетний план финансирования мероприятий по развитию вооруженных сил еврейского государства на период 2008-2012 гг., получивший наименование «Тефен». Сообщается, что этот документ явился итогом более чем годовой интенсивной работы израильского военного ведомства, а при его разработке были учтены итоги и уроки войны с ливанской «Хизбаллой» летом 2006 г.

По мнению израильских военных, реализация нового плана должна способствовать повышению возможностей АОИ противостоять существующим и перспективным угрозам Государству Израиль. В настоящее время эти угрозы классифицируются военно-политическим руководством страны следующим образом: симметричные – со стороны регулярных армий, ассиметричные (включая ракетные атаки) – со стороны полувоенных и террористических организаций, иранская ядерная угроза, угроза региональной нестабильности. Более конкретно речь идет о продолжении конфликта с палестинцами, возможности возникновения вооруженного конфликта с Сирией и (или) «Хизбаллой», вероятности создания Ираном собственного ядерного оружия уже к концу нынешнего десятилетия, «драматических изменениях» режимов в соседних государствах – Египте, Иордании и Саудовской Аравии, которые могут последовать за выводом американских войск из Ирака. Также подчеркивается опасность, исходящая из «усиления радикальных шиитских и суннитских сил в регионе» и ускорения гонки вооружения на Ближнем Востоке.

Выполнение задач, намеченных в «Тефен-2012», должно поднять на качественно новый уровень возможности ЦАХАЛа при ведении военных действий с решительными целями, обновить и пополнить арсеналы вооружения и военной техники, в т. ч. стратегические запасы, повысить боеготовность соединений и частей всех видов вооруженных сил, значительно улучшить систему мобилизационной готовности и качество подготовки резерва АОИ.

В отличие от предыдущих планов, «Тефен-2012» отдает очевидное предпочтение развитию израильских сухопутных войск (прежде приоритетом №1 было развитие ВВС). Намечено значительно повысить их способность одержать быструю победу в «симметричном» конфликте, существенно обновить или модернизировать парк боевой техники, улучшить маневренность соединений и частей. Одной из важных задач считается улучшение качества защищенности техники, что ведет к уменьшению людских потерь. На ближайшее пятилетие армии планируется поставить «тяжелые» бронетранспортеры типа «Намер», созданные на базе танка «Меркава» и оснащенные активной системой защиты» (эти БТР поступят на вооружение двух пехотных бригад), до 200 «средних» американских БТР типа «Страйкер» (или израильских «Голани»). Ежегодно планируется производить несколько десятков танков «Меркава» Mk4 и модернизировать имеющиеся «Меркавы» модификаций Mk2 и Mk3, оснастив их системой активной защиты от противотанкового оружия. Значительно возрастет количество противотанковых средств в частях и подразделениях. На вооружение будут приняты мини-БЛА (вероятнее всего, типа «Skaylark» израильского производства). Эти мини-самолеты предполагается использовать на уровне батальона. В составе сухопутных войск сформируют несколько новых пехотных бригад. В то же время пока не прошло предложение министра обороны Э. Барка о формировании двух новых бронетанковых дивизий.

Перед ВВС ставится задача сохранить гарантированное превосходство в воздухе над вероятными противниками. Вместе с тем, расходы на военную авиацию будут значительно уменьшены, как уже говорилось, за счет перераспределения средств в пользу модернизации сухопутных войск. В частности, командование ВВС планировало приобрести в США 100 новейших многоцелевых истребителей F-35 JSF (Joint Strike Fighter), однако на период 2008-2012 гг. средства выделены на закупку только 25 машин этого типа (одной эскадрильи). Оплата их поставок начнется в 2009 г., а первые F-35 израильские летчики получат в 2014 г. Еще 25 самолетов F-35 планируется принять на вооружение в 2016 г. Израильтяне также намеревались приобрести в США новейшие истребители для борьбы за господство в воздухе – F-22 «Raptor», однако в Вашингтоне пока еще не дали разрешения на экспорт этих самолетов.

Планом «Тефен-2012» намечена модернизация парка тактических истребителей F-15А/В, состоящих на вооружении израильских ВВС со второй половины 1970-х гг. Причем все еще не принято окончательное решение о том, чьи фирмы — израильские или американские примут участие в проведении модернизационных работ. Для военно-транспортной авиации к 2012 г. планируется приобрести 4-6 новых американских самолетов С-130J «Супер Геркулес». Будет проведена модернизация самолетов-заправщиков КС-707. Закупки новых машин этого класса пока не предусмотрены. Заявка командования ВВС на формирование еще одной эскадрильи боевых вертолетов АН-64D «Apache» отклонена, и дополнительно будет закуплено лишь 6 машин этого типа. На вооружение авиации продолжат поступать различные типы БЛА национального производства. Не исключается и закупка новых типов учебно-тренировочных самолетов. Значительно пополнится арсенал авиационного вооружения – современных управляемых бомб и ракет различных типов.

Учитывая нынешнюю уязвимость территории Израиля от ракетных атак противника, значительное внимание в предстоящем пятилетии будет уделено повышению возможностей национальной противоракетной обороны. На эти цели ассигнуется ок. 1 млрд долл. Предусматривается развитие систем ПРО для поражения ракет с различной дальностью пуска. Так, израильская фирма «Рафаэль» разработала систему «Железный купол» для борьбы с ракетами малой дальности типа «Катюша» («Град») и палестинских «Кассамов». Продолжаются совместные американо-израильские НИОКР по созданию комплекса ПРО «Праща Давида», предназначенного для борьбы с баллистическими ракетами с дальностью пуска от 40 до 400 км и крылатыми ракетами. Израильская авиационно-ракетная компания IAI разработает новую ракету-перехватчик «Эрроу-3», способную поражать ракетные средства противника на больших высотах и дальностях. В ближайшее время будут проведены работы по модернизации состоящих на вооружении АОИ американских ЗРК «Пэтриот» РАС-2 до уровня модификации РАС-3, что значительно повысит их возможности по ПРО. Модернизации подвергнутся и состоящие на вооружении израильские комплексы ПРО «Эрроу».

Развитие национальных ВМС будет идти главным образом по пути наращивания их возможностей для действий в прибрежной зоне. С этой целью запланированы к постройке два корвета по американскому проекту LCS (Littoral Combat Ship). Командование ВМС также рассчитывает на постройку двух неатомных подводных лодок «Долфин» по германскому проекту.

По заявлению заместителя начальника генштаба ЦАХАЛа генерала М. Каплинского, значительные средства будут направлены на совершенствование разведки, систем раннего предупреждения, средств управления войсками и связь.

Как же будут финансироваться планируемые мероприятия по развитию вооруженных сил Израиля? Точные суммы пока не называются. Военный бюджет страны состоит из двух частей: собственно израильской и сумм ежегодной американской безвозмездной военной помощи. В 2008 г. он составит 50,5 млрд шекелей (примерно 12,3 млрд долл. США). По информации СМИ, правительство Израиля приняло решение о ежегодном увеличении до 2012 г. национальной части военного бюджета на 1,5 проц. В то же время рядом израильских военных экспертов высказываются сомнения насчет наличия у государства необходимых финансовых ресурсов для покрытия расходов, связанных с планами модернизации ЦАХАЛа. Также утверждается, что для успешной реализации намеченных программ израильскую часть военного бюджета ежегодно следует увеличивать на 2,3 проц. И здесь, без преувеличения, очень важную роль должна сыграть ежегодная безвозмездная военная помощь США, составляющая в настоящее время 2,4 млрд долларов. Однако в соответствие с американо-израильским меморандумом, подписанным в августе 2007 г., суммы представляемой американцами помощи будут существенно увеличены: в 2009 г. она составит 2,55 млрд, в 2010 г. – 2,775 млрд, в 2011 г. – 3,0 млрд, в 2012 г. – 3,075 млрд и в 2013 г. – 3,1 млрд долларов. Причем на этом уровне она сохранится до 2018 г.

52.46MB | MySQL:106 | 0,625sec