Израильские СМИ о политической ситуации в Ливане

Израиль официально не комментирует ситуацию в Ливане, но израильский МИД в последние дни направил в США, Францию и другие европейские страны сообщения, в которых сказано, что любую помощь по восстановлению стабильности Ливана следует обусловить тем, что ливанское правительство займется проблемой ракетной программы «Хизбаллы» и отстранением этой организации от центров политической и экономической власти в стране.

В Израиле внимательно следят за происходящим в соседнем государстве. Корреспондент новостного издания Walla Таль Шалев пишет о том, что в последние годы иранский проект по созданию высокоточных ракет в Ливане стал одним из основных вопросов, беспокоящих политическую систему и систему безопасности Израиля, особенно после обнаружения завода по производству и модернизации ракет в Бейруте.

Автор издания «Гаарец» Дэвид Розенберг в своей публикации анализирует факторы, приведшие к тяжелейшему политическому кризису в Ливане. По его словам, это государство балансирует на грани выживания. В Ливане один из самых высоких показателей внешнего долга и огромный дефицит бюджета. «Бедность носит хронический характер, безработица высока, а экономический рост застопорился. Правительство практически не предоставляет базовых услуг населению. Лесные пожары не тушатся, электричество подается периодически, мусор не собирается, водопроводная вода вредна для здоровья, а плата за услуги связи непомерна высока», — пишет Розенберг.

Автор отмечает, что такая ситуация продолжается уже много лет. Ранее Ливан держался на плаву благодаря помощи стран Персидского залива и средств, перечисляемых богатыми ливанскими экспатриантами в местные банки. Однако сейчас они стали менее щедры. Кроме того, по мнению автора, они не хотят, чтобы их деньги шли к союзнику Ирана – «Хизбалле».

В дополнение ко всему в стране находится более миллиона сирийских беженцев. Но Розенберг считает, что самой фундаментальной проблемой   является сама система власти в Ливане.

Другой эксперт издания «Гаарец» Цви Барэль, так же считает, что тяжелое экономическое положение в Ливане является одним из основополагающих факторов нынешней ситуации.

Он пишет о том, что на данном этапе главные цели демонстрантов- изменить структуру правительства, принять новый закон о выборах, искоренить коррупцию и стабилизировать экономику. И пока они соглашаются на достижение этих целей без кровопролития и без вовлечения Ливана в гражданскую войну.

Автор считает, что отставка Саада Харири и его кабинета теоретически открывает дверь новым возможностям, но только в том случае, «если ведущие политические силы согласятся на создание правительства технократов, без учета их религиозной или этнической принадлежности. Протестующие дали понять, что ни Джебран Басиль, ни министры от «Хизбаллы» не устраивают их, как кандидаты в будущее правительство. Впрочем, даже если соглашение с протестующими будет достигнуто, очень сомнительно, что в Ливане смогут найти нейтральных, не запятнанных ни в чем технократов», — пишет Барэль.

Он рассматривает так же другой возможный вариант, при котором Харири становится главой временного правительства и назначить новые выборы, что может поддержать и «Хизбалла». Но эксперт сомневается, что это удовлетворит протестующих. «Исходя из прошлого опыта, в конце концов, будет достигнут компромисс, который никого не удовлетворит, но позволит этому раздробленному государству выжить до следующего кризиса», — заключает он.

Обозреватель новостного портала Ynet по арабским вопросам, исследователь современного ислама доктор Ярон Фридман пишет о том, что ливанцы не хотят, чтобы их страна превратилась в плацдарм для войны, которую Иран пытается развязать против Израиля. «Слова о сопротивлении сионистам превратились в пустой звук», — считает автор. Более того, на одной из самых массовых демонстраций в Бейруте появился огромный транспарант: «Есть другое сопротивление: борьба с бедностью, коррупцией и безработицей». Участники акций протеста выкрикивали: «Всех министров — в отставку, и Насраллу вместе с ними!». Фридман отмечает, что еще пару недель назад такое невозможно было и представить.

Фридман указывает на то, что в последнее десятилетие правительство Ливана стало инструментом власти «Хизбаллы» в этом государстве. Поэтому шейх Хасан Насралла до самой последней минуты выступал против отставки ливанского премьер-министра  роспуска его правительства.

«Чтобы понять масштабы влияния «Хизбаллы», достаточно вспомнить о том, что пост президента Ливана целый год оставался вакантным, пока не нашелся кандидат, угодный иранским покровителям Насраллы. Премьер Харири постоянно испытывал давление со стороны Ирана. В итоге «Хизбалла» стала своеобразным кукловодом ливанской политики — ее представители возглавили три министерства и заседали во всех парламентских комиссиях, дергая за нужные ниточки по указанию из Тегерана», — считает эксперт.

В заключении автор пишет о том, что уже сейчас большинство ливанцев понимают, что «Хизбалла» никогда не действовала в интересах Ливана, а лишь выполняла волю своих иранских хозяев, прикрываясь красивыми словами о сопротивлении сионистам и солидарности с палестинцами.

Израильские авторы сходятся во мнении, что главная причина нынешних протестов в Ливане — коррупция и финансовый кризис. Но, так же понятно, что нет возможности бороться с коррупцией, пока в стране главенствует теневая экономика и политика «Хизбаллы». Существенные реформы в Ливане не будут возможны, пока не будет достигнута политическая стабильность. Вероятность достичь этой стабильности в ближайшее время очень мала.

52.22MB | MySQL:103 | 0,466sec